Организация творческой деятельности школьников в процессе изучения информатики

Организация творческой деятельности школьников в процессе изучения информатики

Содержание

  • Введение
  • 1. Формирование творческой деятельности
    • 1.1 Определение творческой деятельности
    • 1.2 Методика формирования умений творческой деятельности учителя информатики
  • 2. Творческие работы учащихся в курсе информатики
    • 2.1 Общие положения
    • 2.2 Примеры детских работ
  • 3. Разработка урока с творческой деятельностью учащегося на уроке информатики
  • Заключение
  • Список литературы
Введение

Современная практика реализует ориентацию школьников на теоретическую профессиональную деятельность не только в лицейских, профильных классах, но и в общеобразовательных. В научной литературе имеются сведения по различным аспектам развития личностных свойств будущих профессионалов в единстве с профессиональными навыками творческой, изобретательской деятельности, которые отражены в работах С.Я. Батышева, И.С. Кона, А.К. Марковой, В.В. Серикова, Д.И. Фельдмана и других. Исследовалась творческая профессионализация личности в работах Б.Г. Ананьева, В.Г. Авсеева, Е.М. Борисовой, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, С.Н. Чистяковой и других. Интересны в этом плане и работы зарубежных исследователей А. Андерсона, А. Герра, Р. Крейцберга, А. Маслоу и других. Подготовка учащихся, студентов к будущей конструкторско-изобретательской профессиональной деятельности отображена в исследованиях А.П. Беляева, М.И Мах-мутова, P.M. Сырнева, А.П. Шпирмака.

Особый интерес для нашего исследования имеют работы, где рассматриваются вопросы включения учащихся в творческую техническую деятельность. В работах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Т.В. Кудрявцева, И.С. Якиманской, А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона, вопросы технической творческой деятельности представлены достаточно широко. Получили раскрытие различные аспекты технической творческой деятельности, в том числе и на факультативных занятиях в работах В.А. Аптекмана, Ю.К. Бабанского, В.А. Горского, Д.М. Комского, В.Г. Разумовского, Ю.С. Столярова, А.П. Степанкова, К.А. Дуйсенбаева, Р.Д. Мерквиладзе.

Модель формирования умений творческой деятельности на этапе обучения в педагогическом вузе развивает и конкретизирует предложенную ранее Ю.К. Бабанским модель учебного процесса. Используемая в работе модель представлена целевым, стимулирующе-мотивационным, содержательным, операционно-деятельностным, контрольно-регулировочном и оценочно-результативными компонентами.

Изучение курса информатики в школе должно преследовать две цели: общеобразовательную и прикладную. Общеобразовательная целя заключается в освоении учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формировании у них навыков алгоритмического мышления, понимания компьютера как современного средства обработки информации. Прикладная в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями.

Цель работы - изучить организацию творческой деятельности школьников в процессе изучения информатики.

Задачи работы:

1) рассмотреть формирование творческой деятельности;

2) разработать урок информатики в школе.

1. Формирование творческой деятельности

1.1 Определение творческой деятельности

Большинство исследований свидетельствуют о высокой образовательной и воспитательной эффективности технического творчества учащихся, о значительных возможностях обеспечения на его основе широких связей научно-технических знаний с материально-практической деятельностью, подчеркиваются преимущества внеурочных занятий [6, 114].

Проведенные исследования показывают, что раннее включение учащихся в посильную для их возраста творческую техническую деятельность является важным условием всестороннего развития личности школьников (П.Р. Атутова, Ю.К. Бабанского, Ю.К. Васильева, Т.В. Кудрявцева, В.И. Кач-нева, Г. Милчевой, В. Оконя, Я.А. Пономарева, В.А. Полякова, В.Г. Разумовского, Б. Роте, М.Н. Скаткина).

Проблема "творческого потенциала и творческой готовности" получила отражение в исследованиях Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, P.M. Грановской, Ю.Н. Кулюткина, Б.Ф. Ломова, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева. Значительный материал представлен в этом направлении в исследованиях школы Г.А. Бокаревой, посвященных формированию готовности будущего инженера к профессиональной деятельности в процессе обучения общенаучным дисциплинам, где изучаются проблемы формирования профессиональных убеждений (Е.А. Мажаева), компьютерно-информационной культуры (В. Дембров, A.M. Подрейко, Б. Кошелева), социально-профессиональной готовности военных инженеров (К.В. Греля), разработана концепция профориен-тированного процесса обучения лицеистов в комплексе «лицей-вуз» (М.Ю. Бокарев). Однако проблема инженерно-творческой подготовки на довузовском этапе факультативного обучения изучена недостаточно. Не ясен, например, вопрос: каковы возможности факультативного обучения в развитии готовности школьников к инженерному творчеству на довузовском этапе выбора инженерной профессии.

Отсюда возникает противоречие между практикой проведения факультативных занятий, не обеспечивающей в достаточной мере готовность к инженерному творчеству на довузовском этапе обучения, и неразработанностью системного научно-педагогического знания в этом направлении.

В работах И.С. Якиманской говорится о том, что продуктивная (творческая) деятельность является важнейшим условием построения развивающего обучения, и она оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций. "Организация развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии ребенка".

Целевой компонент включает в себя постановку цели формирования умений творческой деятельности. В качестве целей обучения рассматриваются формирование умений: 1) структурировать предметную область с позиций терминологического аппарата информатики; 2) строить информационно-логическую модель изучаемого процесса; 3) освоения возможностей и трансформации элементов информационных технологий с учётом решаемой задачи; 4) реализовать построенную модель в конкретной информационной среде; 5) рационального использования временных и информационных ресурсов на различных этапах решения задачи [8, 112].

По мнению Е.С. Полат, проектную деятельность необходимо рассматривать как эффективный способ развивающего и проблемного обучения.

Младший школьный возраст - сензитивный период для развития креативности. Творческое мышление всегда возникает в ситуации поиска и открытия нового при решении различных проблем, которые, ставя ребенка в ситуацию затруднения, предполагают возникновение таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и создание продуктов мышления в форме суждения, понятия, умозаключения.

Идея постановки и разрешения проблемы лежит в основе технологии проектной деятельности, все этапы которой успешно реализуются в среднем звене.

Следовательно, организуя работу по развитию креативности в начальной школе, на основе проблемных методов, мы будем способствовать повышению эффективности их проектной деятельности в старших классах, а, вовлекая младших школьников в исследовательскую работу через мини- проекты, развитию их творческих способностей уже сейчас. Поэтому, для достижения поставленной цели, я выбрала методы проектирования и проблемного обучения.

Как считает Е.С. Полат, исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:

Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.

Исследовательские проекты (4 класс) - по структуре напоминающие подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть - научные сообщения, статьи в школьной газете.

Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты [8, 122].

1.2 Методика формирования умений творческой деятельности учителя информатики

Составными компонентами умения творческой деятельности являются: наличие объекта, на который направлено действие; знание объекта действия (его состава и состояния в данный момент); наличие задания и понимание его сущности; знание способов действия; перенос действия в новые ситуации. Научное отражение творческой деятельности БУИ должно быть представлено взаимосвязанным единством знаний в области системного анализа, математического моделирования и соответствующими им умениями. Поэтому в соответствии с этапами процесса обучения выделяем три основные группы умений творческой деятельности:

прогностические умения (умение корректно формулировать цели и задачи творческого задания, осуществлять структуризацию и алгоритмизацию нестандартных задач, осуществлять «перенос» знаний в другую предметную область или на другой объект исследования);

исполнительские умения (умение применить инструментальные средства информатики для редукции исходной задачи, умение реализовать на практике созданную модель процесса, представленного в творческой задаче, умение наглядно представлять решение творческой задачи, умение «защищать» методику и результаты решения творческого задания);

аналитические умения (умение работать с научной литературой, умение формализовать модель процесса в рамках конкретной математической схемы, умение контролировать и критически оценивать свои действия при решении творческих задач, обобщать и систематизировать полученные результаты, умение выявлять закономерности, подобие и аналогии в изучаемых явлениях).

В структуре деятельности студента по овладению умениями творческой деятельности могут быть выделены следующие взаимосвязанные компоненты: осознание профессиональной и личностной значимости задачи овладения умениями творческой деятельности; целевая установка на овладение конкретными умениями; актуализация базовых знаний, которые лежат в основе формируемых умений; раскрытие содержания каждого умения как определенной совокупности действий и операций, его составляющих, и способов выполнения действий; организация практической деятельности и упражнений по овладению умениями; контроль за уровнем сформированности умений, учет и оценка хода и результатов деятельности.

В соответствии с выявленными особенностями умений творческой деятельности БУИ выделены следующие приоритетные задачи по формированию у студентов:

1) умения применять метод информационного моделирования;

2) умения использовать компьютер для автоматизированного решения модельных творческих задач;

3) дидактические и методические приемы, позволяющие самостоятельно повышать квалификацию в области математического моделирования и использования программных средств и информационных технологий.

Изучение структуры, содержания и особенностей умений творческой деятельности позволило построить формальную модель процесса их формирования у будущего учителя информатики. Этот процесс может быть представлен в виде стохастической динамической системы, элементами которой выступают образовательные ситуации.

Важным компонентом процесса формирования умений творческой деятельности будущего учителя информатики является контрольно-регулировочный компонент, который предполагает, что контроль со стороны преподавателя за процессом формирования у студентов умений творческой деятельности и самоконтроль обучаемого за правильностью выполнения заданий происходят одновременно.

Оценочно-результативный компонент предполагает оценку преподавателем и самооценку обучаемым достигнутых в процессе формирования умений творческой деятельности, установление их соответствия поставленным задачам, выявление причин обнаруженных отклонений, проектирование новых задач, учитывающих необходимость восполнения пробелов.

Все компоненты модели формирования умений творческой деятельности БУИ взаимосвязаны и целостны. При формировании умений творческой деятельности каждый компонент модели в отдельности играет определенную роль, но только все компоненты в совокупности обеспечивают итоговый результат [5, 103].

Процесс формирования умений творческой деятельности студентов представлен в виде трёх этапов.

На первом этапе студенты осваивают базовые теоретические знания и практические умения при решении наиболее типичных задач, при этом формируется положительная мотивация к учебной деятельности и непосредственно к изучаемому предмету. На данном этапе студенты приобретают умения репродуктивной деятельности. Несмотря на то, что репродукция предполагает схематизм, стереотипность действий, а, следовательно, и догматизм, она - необходимое условие творческой деятельности. Именно на репродуктивном уровне формируются необходимые умения и навыки, а сама деятельность обеспечивается имеющимися наличными знаниями.

На этапе формирования репродуктивных умений каждый студент, кроме контрольных, лабораторных работ, должен самостоятельно выполнять работы в качестве домашних заданий. Каждая такая работа должна предполагать несколько вариантов ее выполнения, учитывающих индивидуальные способности обучающихся к усвоению учебного материала [7, 113].

Основная задача второго этапа - формирование у студентов умений нормативной творческой деятельности. Ведущее место занимают приемы и методы, направленные на развитие творческих способностей обучающихся.

На третьем этапе учебный процесс строится таким образом, чтобы студенты могли активно приобретать умения собственно творческой деятельности в результате выполнения многовариантных творческих заданий с элементами научного поиска. В нашем случае для этого в учебный процесс предложено ввести курс «Методы математического моделирования динамических систем».

Максимальная продуктивность в решении модельных задач достигается при создании условий, способствующих высокому уровню организации и последовательности совместной поисковой познавательной деятельности. Возникающие проблемные ситуации преодолеваются студентом в процессе активного поиска и синтеза новых знаний, а также при использовании новационных способов действий. Наиболее продуктивен этот процесс в совместной деятельности преподавателя и обучаемого [6, 190].

Создание хорошо организованной микросистемы «учитель - объект изучения - обучаемый», как показали наши исследования, является важным позитивным фактором при формировании умений творческой деятельности будущих учителей информатики. Особенности взаимодействия двух субъектов создают особую образовательную среду и требуют от обучаемого в подобной ситуации, с одной стороны, перехода от нормативного к аналитическому типу мышления, и одновременно, с другой, - принуждают его овладеть ассоциативно-синтетическим строго целенаправленным построением маршрута достижения творческих умений. Процесс решения модельных задач ориентирован на выработку алгоритмизации самого процесса решения. Поэтому одновременно с поиском рационального решения осуществляется и структуризация имеющихся у обучаемого знаний и их целенаправленное пополнение. При освоении программы указанного выше курса предусматривается привлечение студентов к выполнению различных творческих заданий, к научно-исследовательской работе, к подготовке научных публикаций, разработке и защите творческих проектов.

В результате исследований установлено, что одним из способов эффективного формирования умений творческой деятельности будущих учителей информатики является использование предложенной методики обучения, основанной на выполнении многовариантных творческих заданий, связанных с построением и анализом математических моделей сложных систем в различных предметных областях: в технике, экономике и др.

По результатам теоретических и прикладных исследований предлагается для студентов четвёртого-пятого курсов ввести учебный курс (по выбору) «Методы математического моделирования динамических систем». Главная задача курса - создание благоприятной развивающей среды для углубления теоретических знаний студентов по наиболее важным темам базовой дисциплины «Компьютерное моделирование» и развитие соответствующих умений в области формализации и компьютерного решения нестандартных прикладных задач. С использованием данных теоретических и экспериментальных исследований установлено, что введение указанного курса будет способствовать не только углублению базовых знаний в области прикладной информатики, но также может рассматриваться в качестве эффективного средства для систематизации профессиональных знаний и умений, стимулировать процесс выявления и развития творческих способностей БУИ. В интересах постановки новой дисциплины выделены основные группы и определены формы творческих заданий студентам, а также сформулированы методические рекомендации по оптимизации базовых компонентов учебно-методического комплекса, поддерживающего предложенный автором механизм формирования умений творческой деятельности у студентов старших курсов педагогического университета [4, 177].

2. Творческие работы учащихся в курсе информатики

2.1 Общие положения

В курсе информатики учащиеся младших классов знакомятся с множеством новых терминов и понятий: алгоритм, информация, курсор, процессор и т.д. Дети этого возраста способны хорошо запоминать достаточно большой объем материала, а точнее - "вызубрить", то есть изучить без осознания. В результате, когда на последующих этапах обучения требуется усваивать новую информацию на базе уже выученной, этой базы может не быть или она непрочная: механически выученный материал не является хорошей опорой.

Кроме того, информатику невозможно выучить, запомнить без осознания и выделения взаимосвязей, без формирования операций логического мышления.

Один из методов, способствующих осознанию материала, - его образное представление. Большинство детей младшего школьного возраста хорошо воспринимают информацию, которая представлена в виде занимательного сюжета: рассказа, сказки и т.д. Еще больше им нравится сочинять самим, причем творческая фантазия детей очень плодотворна.

В качестве примера организации литературного творчества детей при изучении информатики можно привести результаты творческих работ учащихся 2-3 классов. Главные герои произведений - понятия информатики, с которыми дети познакомились к этому времени. Характеры выбранных персонажей должны соответствовать содержанию описываемого понятия (например для Алгоритма скорее всего будут характерны последовательность, аккуратность, строгость, для Вируса - злобность, враждебность и т.д). Чаще всего дети выбирают наиболее близкий или любимый ими жанр - сказку, а также приключения или детективную историю [10, 77].

2.2 Примеры детских работ

Следующей формой творческой работы учащихся является составление и отгадывание ребусов. И если учащиеся 2-3 класса с увлечением отгадывают ребусы, то учащиеся 5 класса получают не меньшее удовольствие от процесса его создания. Разгадывание или составление ребуса - это такая деятельность, которая мотивируется не результатами: дети получают удовольствие от самого процесса работы. А это важное условие формирования полноценной учебной деятельности.

Переходя из начальной школы (пропедевтический курс) в среднюю ступень обучения учащиеся знакомятся с программами обработки различных видов информации - редакторами. Среди них: графический редактор (MS Paint), текстовый редактор (MS Word), электронная таблица (MS Excel).

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать