Организация деятельности классного руководителя

Организация деятельности классного руководителя

26

КУРСОВАЯ РАБОТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы организации деятельности классного руководителя

1.1. Развитие классного руководства: историко-логическая характеристика

1.2. Анализ направлений и содержания деятельности классного руководителя

1.3. Условия эффективности деятельности классного руководителя в общеобразовательной школе

Глава 2. Методические рекомендации по использованию информационных компьютерных технологий при организации деятельности

Заключение

Список литературы

Введение

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.

Низкий статус воспитательной работы в конце двадцатого и начале двадцать первого века в массовой школьной практике содействовал падению эффективности деятельности классных руководителей. Фактически складывалась ситуация, когда ограниченность возможностей для стимулирования работы классных руководителей в значительном числе общеобразовательных школ сформировала у администрации минимальные требования, состоящие в решении, прежде всего, формальных задач (ведение документации, проведение классных часов, родительских собраний). В то же время, для меньшего числа школ стали характерны практики высокой сложности воспитательной работы с первичным коллективом (классные воспитатели, тьюторы, классные кураторы).

Общий официальный фон и тон упоминаний о воспитательной работе в начале нового тысячелетия в нашей стране изменился. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» высказывается пожелание о возвращении воспитанию положения «первостепенного приоритета» [18].

В этом и ряде других документов: Конвенции о правах ребенка [10], Законе РФ "Об образовании"[7], определяются конкретные ценностные ориентиры для воспитательной работы.

Определенной точкой отсчета может служить введенное с 1 января 2006 года вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ. Данное обстоятельство породило достаточно противоречивую ситуацию, которая, на наш взгляд, заключается не только в материальном подкреплении, но и в методической подготовке будущих учителей, неготовности выпускников к осуществлению функционала классных руководителей, ведь специально этому не учат, а знания студентов часто носят отрывочный характер.

Все эти явления актуализировали проблему понимания организации деятельности классного руководителя и определения сферы его ответственности в выполнении воспитательной функции.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что особенности организации деятельности классного руководителя находят отражение в работах В.П. Сергеевой [21], Ф.П. Черноусовой[26], Б.В. Куприянова[12] и многих других авторов, работающих в области образования. С нормативно-правовой точки зрения деятельность классного руководителя в образовательном учреждении регламентируется такими документами, как Закон «Об образовании», Приказ Министерства образования и науки России от 03.02.2006 N 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», Положением о классном руководстве.

Вместе с тем, необходимо отметить, что на современном этапе развития системы образования становится актуальной проблема поиска новых условий организации, содержания деятельности классного руководителя для эффективной работы в области воспитания школьников. Все это определило выбор темы исследования: «Организация деятельности классного руководителя».

Объект исследования - организация деятельности классного руководителя в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - содержание и условия эффективности деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении.

Цель данной работы сводится к теоретическому обоснованию содержания и определения условий эффективности деятельности классного руководителя.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективность деятельности классного руководителя в современной школе зависит от четкого определения направлений, содержания и грамотной организации работы классного руководителя.

В реализации цели выполнялись следующие задачи:

- анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

- характеристика содержания деятельности классного руководителя и условий эффективности его работы;

- разработка методических рекомендаций по использованию информационных компьютерных технологий при организации деятельности классного руководителя.

При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:

- анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);

- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения);

Практическая значимость исследования сводится к возможности использования предложенных материалов в работе классных руководителей общеобразовательных школ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

1.1. Развитие классного руководства: историко-логическая характеристика

Жизнедеятельностью и воспитанием классной группы в современной школе руководит педагог в должности «классного руководителя», но такая должность была не всегда. Рассмотрим основные аспекты развития классного руководства в России.

В России первое упоминание о школе можно найти в русских летописях 988 года. В «Повести временных лет» можно прочитать такую фразу: «Послал князь Владимир собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение».

В 12 веке князь Кирилл Туровский написал произведение. Которое назвал «Слово о том, яко не забывати учителей своих». В нем он писал: «Если и научился и от простого человека, не от иерея, то держи в своем сердце и уме память о нем до исхода души своей».

Издревле складывалось на Руси уважительное отношение к учителю. Премудрый Епифаний, обращаясь в своем «Слове похвальном Сергию Радонежскому» восхваляет Сергия не только как чудотворца, но и как Учителя: «…он был отцам отец и учителям учитель… неложный учитель, добрый пастырь, праведный учитель, неподкупный наставник…»

В.И. Даль так дает определение функции учителя. «Учитель - это обучатель, который должен учить, поучать, наставлять».

В России идеи классического образования, по общему мнению историков (П.Н. Милюкова, И.М. Демкова и пр.), начали распространяться с 17 века, когда появились первые Греко-латинские школы.

В 18 веке в России были открыты первые гимназии: в 1726 году при Академии наук в Санкт-Петербурге, в 1755 году при Московском университете, в 1758 году при Казанском университете.

Государственные гимназии как тип общеобразовательной средней школы были созданы в России по Уставу 1804 года.

Именно тогда, как утверждает И.М. Демков, возникла в гимназии и реальных училищах должность классного наставника, который в дореволюционной России нес ответственность за воспитание учащихся и осуществлял надзор за их поведением. По Уставу 1864 года в каждой гимназии учреждалось по две должности воспитателей с высшим образованием: одна для высшего сословия, другая - для низшего сословия [3].

В 1872 году в помощь классному наставнику была учреждена должность классного надзирателя. В его обязанности входило наблюдение за поведением учащихся в классе и вне класса: на улице, в театре, анна частных квартирах, где жили иногородние гимназисты и реалисты. Для того, чтобы получить должность классного надзирателя, требовалось свидетельство об окончании уездного, городского или духовного училища. Классные наставники часто перекладывали на плечи классных надзирателей свои воспитательные функции.

Одновременно с введением должности классного наставника в женских гимназиях была введена должность классной дамы, которая назначалась в помощь начальникам женских гимназий и прогимназий. Если классная дама имела среднее образование, то она получала возможность работать домашней учительницей или вести предметы в женской прогимназии или низших классах женской гимназии. Если классная дама среднего образования не имела, ее функция сводилась к функциям классного надзирателя: надзор за ученицами, контроль их поведения на улице, в театре.

До революции 1917 года воспитание детей носило классовый характер, в соответствии с которым существовали следующие типы учебных заведений:

· церковно-приходские школы для крестьян;

· реальные училища для детей мещан и купцов;

· гимназии - для дворян.

С 1917 года ведущей идеей воспитания учащихся стала идея коммунистического воспитания, в основе которой была программа всеобщей грамотности и трехступенчатая программа непрерывного образования: детский сад, общеобразовательная школа, профессиональные училища, техникумы, вузы.

После революции 1917 года должности классных надзирателей и классных дам были отменены, организация воспитательной работы в учебных группах учащихся осуществлялась всеми педагогами.

По мнению И.М. Демкова, жизнь после смены государственного строя в стране потребовала согласования и объединения воспитательной деятельности учителей, устранения обезлички в организации воспитания учащихся, особенно во внеурочное время. Именно поэтому во многих школах уже в 20-е годы стали появляться руководители воспитательной работы. Они прикреплялись к учебным группам и назывались групповодами. [3]

Из того же источника мы узнаем, что в 1934 г. после переименования групп в классы групповоды стали называться классными руководителями. [3] Положение о классном руководителе было утверждено Наркомпросом РСФСР 28 июня 1934 г.

Согласно данному положению, на должность классного руководителя назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в отдельном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался на эту должность директором.

Из того же источника стало известно, что в 1960 году было принято «Положение о классном руководителе восьмилетней и средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением». Оно регламентировало основные функциональные обязанности классного руководителя и определяло направления его деятельности. Классный руководитель должен был: всесторонне изучать учащихся; выявлять их запросы, склонности и интересы; организовать деятельность классного коллектива; заниматься вопросами успеваемости и дисциплины в классном коллективе; содействовать участию учащихся в производительном труде; заниматься вопросами профессиональной ориентации; заниматься вопросами внеурочной деятельности; поддерживать связь с родителями.

В 1965 году была официально введена должность классного руководителя, регламентированы его функциональные обязанности.

Анализ литературы по теме этой главы показал, что, несмотря на то, что мы живем в 21 веке, функции современного классного руководителя мало в чем претерпели количественные изменения, но значительно изменяются качественно.

По утверждению современных отечественных педагогов (Л.П. Крившенко[16], М.И. Рожкова [21] в настоящее время российское общество постепенно перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе. Во многом это происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений и вариативности образовательных программ.

Школьное образование в России представлено следующими типами школ:

· начальная школа;

· средняя общеобразовательная школа;

· лицеи;

· гимназии;

· специальные школы

Среди современных типов учебных заведений самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Лицей - «тип среднего или высшего учебного заведения в Российской Федерации с начала 1990-х гг. Название "лицей" принимают некоторые средние учебные заведения с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю.

Гимназии же - это в большинстве своем государственные образовательные учебные заведения среднего типа. Здесь учатся дети с повышенной мотивацией к учению.

Анализ литературы показывает [15], что в практике современных общеобразовательных школ в настоящее время сложилось несколько концепций классного руководства:

· учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

· классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель);

· в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также классного куратора (лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора (лат. защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.

В учебнике по педагогике Л.П. Крившенко дано такое определение: «Классный руководитель - это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе»[ 16].

В настоящее время права и обязанности классного определяются Законом РФ «Об образовании и Уставом общеобразовательного учреждения. В большинстве и органов управления образованием субъектов Российской федерации действуют разработанные положения о классном руководителе, которые регламентируют их деятельность, закрепляют права и обязанности в работе с коллективом учащихся.

В заключении историко-хронологической характеристики классного руководства можно сделать вывод о том, что необходимость в работе педагога, осуществляющего деятельность по воспитанию детей, возникла в России одновременно со школами, развивалась и видоизменялась на протяжении всего исторического времени, не потеряв актуальности до настоящего времени.

1.2. Анализ направлений и содержания деятельности классного руководителя

Среди современных типов учебных заведений в настоящее время самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы.

Средняя общеобразовательная школа целенаправленно готовит учащихся к жизни, труду в информационно всё более насыщенной среде, требующей от членов общества повышенной ответственности, более широкой и вместе с тем более гибкой общеобразовательной базы, подлежащей обогащению и развитию. Современная школа ставит перед собой цель - учить детей эффективно справляться с задачами настоящего дня. Она призвана сочетать подготовку нового поколения к будущему с содержательной и полнокровной сегодняшней жизнедеятельностью учащихся.

Есть прекрасные слова о том, что «школа - это место, где ребенок получает знания, умения, навыки, школа - это пространство и время его бытия». Именно в этом пространстве и реализует свою деятельность классный руководитель. Классный руководитель, по определению Л.И. Маленковой, - «это профессионал - педагог, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитательной деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребенка и осуществляющий коррктив развития каждой личности» [14 ].

По мнению И.Д. Демаковой, современный классный руководитель, работающий с детьми любого возраста, должен иметь представление о « пространстве детства», которое в современной философии описывается не как «нейтральное вместилище», а как «деятельностное поле». Именно в этом «поле» педагог призван по возможности блокировать отрицательное воздействие социума, максимально использовать его позитивные характеристики, компенсировать то, что недодает ребенку жизнь [2]

Специфичным, на наш взгляд, для сегодняшнего этапа развития педагогической науки и практики является то, что этот процесс воспитания подрастающих поколений происходит в условиях реализации ПНПО - Приоритетного национального проекта «Образование», который демонстрирует отрадное явление - повышение внимания государства к школе, учителю, талантливой молодежи.

Этот проект взял старт в 2006 г. В документах ПНПО, в частности в документах о стратегии развития молодежной политики, называются принципиально новые направления работы с детьми и молодежью, которые могут стать основой для нового содержания воспитательной деятельности педагога. Особенно привлекательными представляются такие идеи, как реализация потенциала молодежи в интересах России, через информирование о потенциальных возможностях развития страны вовлечение молодых в активную социальную практику. В проекте придается большое значение развитию волонтерства, воспитанию лидеров, развитию стремления молодых к успеху, карьерному росту, обучению детей и молодежи работе в команде. Очень важным кажется нам привлечение внимания к детям и подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, интеграция их в жизнь общества. Внимательное прочтение этой программы даст любому педагогу-воспитателю немало новых идей для работы с детьми. Все проекты в рамках ПНПО имеют отношение к деятельности современных классных руководителей, но, естественно, главную роль тут призван сыграть проект «Классный руководитель».

В приказе №21 Министерства образования и науки от 3 февраля 2006 года «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» в частности подчеркивалось, что в связи с постановлением Правительства Росийской Федерации от 30 декабря 2005 г. №854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплаты вознаграждения за выполнение функции классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразоваельных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразоваельных школ» [18] вводятся методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать