Организация деятельности педагога дополнительного образования по проведению профессиональной ориентации школьников
p align="left">Книжный фонд и медиаресурсы о профессиях, популярная психологическая литература, помогающая школьнику получить информацию о свойствах своей личности, просто больше узнать о себе. Сейчас существует множество интерактивных программ, направленных на выявление профессиональных интересов старшеклассника (например, «Lifeline» и др.). Их также можно использовать педагогам ДО, но важно понимать, что, во-первых, не каждый школьник по своему личностному развитию сможет извлечь пользу из этих разработок, а, во-вторых, для качественной интерпретации нужен все-таки спецалист.

Что касается медиаресурсов, то их - огромное количество и почти нет хороших. Большинство представляют собой электронные варианты профориентационных тестов на выявление профессиональных интересов, а мы с вами уже знаем, что многие из наших учеников еще до уровня интересов и не «дошли».

Периодические издания. В каждом регионе выходят свои специальные периодические издания, которые могут называться по-разному: «Работа для вас», «Вакансия», «Персонал», «Требуются», «Деловая газета» и др. Желательно, чтобы номера были более или менее свежими: хотя бы в пределах одного-двух месяцев, поскольку ситуация на рынке вакансий может меняться достаточно стремительно.

Каталог ресурсов по теме (или картотека, рубрика в электронном каталоге) может быть выделен в рамках общего каталога или существовать отдельно, и тогда о нем можно говорить как об отдельной части в структуре профориентационного центра.

Фонд центра профориентации в школе желательно выделить как отдельный тематический раздел, обособив его и территориально, даже если помещение очень маленькое. Выставки новых поступлений по теме, выставки публикаций из периодики и рекомендательные выставки для раскрытия этой части фонда лучше тоже располагать рядом. Если картотека (или тематическая часть каталога) располагается в общем каталожном шкафу или выделена специальная рубрика в компьютерном каталоге, то возле фонда хорошо бы сделать наглядные, понятные отсылки к ним. При возможности эту часть карточного каталога или тематическую картотеку желательно приблизить к фонду [6, c. 91].

2.4 Профессиональное просвещение школьников педагогом дополнительного образования

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся педагогом ДО является профессиональное просвещение - «сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда» [10, с. 65].

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

Работа педагогом ДО по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

В связи с этим перед педагогом ДО стоит довольно сложная задача - исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий [2, c. 13].

Планировать работу педагога ДО по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии. Исходя из того, что профпросвещение - процесс активный, следует больше опираться на такие методы работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации.

Чтобы работа педагога ДО по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, педагогу ДО нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться педагогу ДО в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы педагога ДО в этой области можно выразить так [4, c. 98]:

профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;

в процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

профессиональное просвещение школьников должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;

ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

Урок - основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация - составляющая часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профпросвещению. Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения - встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.

Значительное место в работе педагога ДО по профпросвещению занимают беседы. Их можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся [20, c. 28].

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

1. Общие сведения о профессии:

Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

2. Производственное содержание профессии:

Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3. Условия работы и требования профессии к человеку:

Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

4. Система подготовки к профессии:

Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии.

2.5 Профессиональная консультация учащихся педагогом дополнительного образования

В широком смысле слова профконсультация - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

Можно выделить три этапа в работе педагога ДО по профконсультации [7, c. 98]:

1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.

2. Цель завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят педагоги ДО совместно с учителями школы.

3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.

На каждом из этих этапов профконсультация школьников педагогом ДО носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача педагога ДО состоит в том, чтобы направлять его деятельность.

На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную.

Для проведения психолого-педагогической консультации педагоги ДО используют данные предварительной профдиагностики личности школьников. Медицинскую профконсультацию проводят заблаговременно, чтобы дать возможность подростку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии, исходя из состояния своего здоровья и требований, предъявляемых человеку профессией. Это работа осуществляется с участием школьного врача и других медицинских работников.

Отдельные профессии предъявляют повышенные требования к психологическим особенностям личности. Несоответствие личностных качеств работника требованиям профессии может привести к перегрузке нервной системы, а подчас и к заболеванию.

В том случае, если после сопоставления медицинского и психолого-педагогического обследования учащегося с его профессиональной направленностью обнаружатся противопоказания, профконсультант должен тактично и доказательно объяснить ему невозможность сделанного им выбора профессии и рекомендовать ему другую профессию. При этом нежелательно сделать так, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащегося, а определенным образом соответствовала ему [9, c. 20].

Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью педагога ДО учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.

Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной.

2.6 Основные организационные принципы профориентационной работы педагога дополнительного образования

Для простоты и удобства все основные организационные принципы профориентационной работы педагога ДО можно представить в виде таблицы (табл. 1). Чтобы лучше понять сущность каждого принципа, выделяются «золотая середина» (сам принцип) и «крайности», между которыми этот принцип находится. Главная проблема понимания и реализации этого принципа - не доводить принцип до крайности, не извращать его.

Таблица 1. Основные организационные принципы профориентационной работы педагога ДО

Крайности

«Золотая середина»

Крайности

1. Узкая специализация

1. Многообразие форм и методов работы

1. Хаос, бессистемность, следование методическим модам

2. Морализаторство

2. Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов

2. Безнравственность

3. Идеализация предшествующего опыта

3. Преемственность в работе, сохранение лучших традиций

3. Отрицание предшествующего опыта

4. Внутренняя пассивность, ожидание, что кто-то решит ваши проблемы

4. Самоактивизация, способность искать внутренние резервы в работе

4. «Самосгорание» на работе, стремление браться за все мыслимые и немыслимые проблемы

5. Самоизоляция

5. Профессиональное содружество

5. Потеря профессионального самоощущения

6. Пессимизм, отчаяние

6. Вера в успех, в свои возможности

6. Излишня самоуверенность

7. Акцентирование внимания на единичных принципах, без их взаимосвязи друг с другом

7. Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость

7. Утеря специфики принципов

2.7 Организационные модели профориентационной помощи

Можно выделить следующие основные организационные варианты профориентационной помощи педагогом ДО [12, c. 87]:

1. Педагог ДО работает в конкретной школе и обслуживает только учащихся данной школы.

2. Педагог ДО имеет в конкретной школе основную базу (кабинет), но обслуживает несколько близлежащих школ.

3. Педагог ДО работает в специальном психологическом центре (Центре профориентации молодежи, Центре занятости населения или просто - в Психологическом центре). Часто в таких центрах оказывается более специализированная (а иногда и более глубокая) помощь. Но педагог ДО нередко лишен возможности наблюдать за развитием ребенка длительное время. Поэтому в идеале предполагается взаимодействие школьного психолога (профконсультанта) с психологами различных психологических и медико-реабилитационных центров

4. Педагог ДО работает в органах управления образования, где он выступает как куратор (инспектор) по профориентации. Такой куратор координирует профориентационную работу в школах (работу педагогов, учителей труда…).

5. Дистанционная профориентационная помощь, например, по переписке (подросток по почте получает бланк с опросниками, отсылает свои ответы, после чего ему высылаются обобщенные результаты и рекомендации). В настоящее время широкие перспективы открываются в связи с внедрением компьютерной техники (в частности, сети «Интернет»),

6. Работа «выездными бригадами» (на 2-3 недели бригада специалистов выезжает в отдаленные и малонаселенные районы и проводит «массированную» помощь в выборе профессии).

7. Помощь через средства массовой информации СМИ (специальные циклы передач, рубрики в периодических изданиях…).

Естественно, нельзя выделить самый «лучший» вариант: все варианты «хорошие», так как все зависят от конкретных условии. Лучше стремиться к совмещению и взаимодополнению разных вариантов (чтобы и у самих клиентов был выбор, куда обратиться). Именно в этом случае можно будет говорить о системности профориентационной работы.

Организация профессиональной ориентации в общеобразовательной школе педагогом ДО

Ориентация учащихся на выбор профессии должна проходить на протяжении всего периода обучения в школе, начиная с младшего школьного возраста. В этом возрасте учащимся необходимо прививать любовь к труду с развитием и закреплением познавательных интересов школьников.

Организацию профессиональной ориентации в общеобразовательной школе педагогом ДО следует разделить на три этапа, каждый из которых имеет свои задачи, средства и методы [15, c. 34].

Первый этап профессиональной ориентации включает работу с учащимися 4-6 классов. Задачи этого этапа заключаются в следующем: выявление первоначальных профессиональных намерений, склонностей и интересов у юных школьников; воспитание основ нравственного, идейного и трудового характера при выборе школьниками-спортсменами профессионального жизненного пути.

Для решения этих задач рекомендуется проведение уроков профессиональной ориентации на высоком методическом уровне; экскурсии в различные институты и на предприятия; обсуждение прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, телепередач о выборе профессии; беседы о значении выбора профессии и др.

Примерный план работы по профессиональной ориентации с учащимися 4-6 классов может включать изучение личности учащегося; проведение бесед на тематику выбора профессии и др.

Второй этап /7-8 классы/ работы по профессиональной ориентации с учащимися решает следующие задачи: оказание помощи школьникам в поиске своего призвания; содействие учащимся в углубленном знакомстве с будущей профессией; формирование профессионального идеала, правильной самооценки.

Это достигается проведением индивидуальных бесед, диспутов, встреч с выпускниками школы; шефской помощью в работе с младшими школьниками; изучение специальной литературы по избранной профессии и др.

Примерный план работы по профессиональной ориентации со школьниками 7-8 классов предусматривает изучение личности учащегося, его интересов и способностей, а также склонности к определенной деятельности.

Третий этап /9-10-11 классы/ - это этап профессионального самоопределения школьников. На данной этапе решаются следующие задачи: организация практической деятельности в избранной профессии; проверка склонностей и способностей и дальнейшее их развитие; формирование устойчивого профессионального интереса; стимулирование учащихся к самостоятельной работе над собой по формированию необходимых профессиональных умений; формирование личностных профессиональных ценностей.

Для решения поставленных задач рекомендуются следующие формы и методы: индивидуальные беседы; консультации с акцентированием внимания не только на положительных сторонах профессии, но и на ее трудностях; конкурсы по «защите» будущей профессии; написание рефератов, сочинений по избранной специальности [19, c. 54].

Примерный план работы по профессиональной ориентации с учащимися 9-10-11 классов включает изучение личности школьника: склонности к определенной деятельности, способностей, профессионального интереса; написание сочинения на тему «Моя будущая профессия» и реферата о профессии; проведение тематических бесед: факторы, определяющие правильный выбор профессии; профессиональная пригодность к определенной деятельности; требования определенной деятельности к физиологическим и психологическим особенностям человека; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков у работников различных профессий; самостоятельное изучение литературы по избранной профессии и т.д.

Учащихся можно привлечь к созданию кабинетов и уголков профориентации. Работа их направлена на получение и развитие интересов, склонностей и способностей к определенной деятельности школьников; проведение индивидуальных и групповых консультаций с учащимися и их родителями по вопросам выбора профессии, знакомство со специальностями в различных областях; работу с родителями по профпросвещению; совместную работу с педагогическим коллективом школы.

Создание кабинета, профуголка дает возможность: целенаправленно проводить профориентационную работу со школьниками; использовать наглядность, справочную литературу, технические средства; самостоятельно работать над подготовкой к будущей профессии; проводить индивидуальную работу с учащимися; накапливать материал о лучших выпускниках школы; совершенствовать содержание и методы профориентационной работы; более углубленно и осознанно изучать свою будущую профессию.

Формы работы кабинета по профориентации различные и включают в себя встречи, беседы, лекции, экскурсии, диспуты, просмотр кинофильмов, «защиту» профессии и многие другие.

2.8 Основы составления программ профориентационной помощи

Каждый педагог ДО в той или иной мере должен уметь планировать свою работу. Можно порекомендовать следующие основные советы:

1. Понять цель данной работы: определить цель-максимум и цель-минимум в работе с данным классом, с данной группой или в данной школе (психологическом центре)…

2. Выделить перечень основных проблем и приоритетных направлений работы (с учетом специфики данной группы).

3. Расписать все занятия по дням и часам.

4. Разбросать все темы (проблемы) по этим дням (по принципу: от общеориентирующих проблем - к более конкретным).

5. Составить перечень практических методик, иллюстрирующих теоретические вопросы (желательно, чтобы по времени они занимали даже большую часть, чем «теория» - это важно для работы со школьниками).

6. Разбросать практические занятия по дням, соотнеся их с теоретическими проблемами (важен принцип «чередования»: немного теории - практика, немного теории - практика…).

7. Подобрать разные методики: тесты, опросники, анкеты, игры, игровые упражнения, разбор ситуаций, дискуссионные формы работы и т.п. (использовать принцип «разнообразия»: кому-то больше нравится работать с тестами, кому-то - больше играть…).

8. На всякий случай, подобрать несколько теоретических вопросов и практических методик «про запас» (на случай, когда вдруг какие-то темы и методики в данном классе «не пойдут» или когда какие-то методики и процедуры пройдут слишком быстро и останется свободное время, которое «нечем заполнить»).

9. Составить небольшие конспекты для всего курса.

Кроме того, постараться подобрать некоторые методики так, чтобы учащиеся могли обсудить результаты со своими родителями. Также мы рекомендуем чаще использовать со школьниками активизирующие формы работы: (игры, дискуссии, обсуждение ситуаций…), но при этом не превращать занятия в «сплошную игру», так как даже детям это надоедает или же они могут начать воспринимать работу педагога ДО как сплошное «развлечение». Игровые методы вполне могут занимать в работе со старшеклассниками около 25-30% общего времени занятий. Не следует увлекаться «сложным» и обширным материалом - лучше пусть вопросов будет меньше, но они будут «понятными» и «значимыми» для подростков и именно эти вопросы обсуждать более подробно.

Заключение

В результате проведенной работы нами: проведен анализ литературы по теме исследования; выявлены сущность и компоненты профессиональной ориентации; выделены цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников; рассмотрены проблемы профессиональной ориентации школьников; проанализирована сущность деятельности педагога дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников; охарактеризованы основные направления работы педагога дополнительного образования по профессиональной ориентации школьников; выделены этапы развития профессионального самосознания и особенности профориентационной работы педагога дополнительного образования; рассмотрено профессиональное просвещение школьников педагогом дополнительного образования; проанализирована профессиональная консультация учащихся педагогом дополнительного образования; выявлены основные организационные принципы профориентационной работы педагога дополнительного образования; охарактеризованы организационные модели профориентационной помощи и основы составления программ профориентационной помощи.

Приведем основные теоретические результаты исследования.

1. Система профориентации школьников - это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

2. Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

3. Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности педагога дополнительного образования.

4. Роль педагога дополнительного образования по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Педагог дополнительного образования помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Педагог дополнительного образования должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.

И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.

Таким образом, цель исследования, заключающаяся в рассмотрении и анализе особенностей деятельности педагога дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников достигнута, задачи выполнены.

Список литературы

1. Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева В.А. и др. Справочник начинающего профконсультанта. - М., 2008.

2. Бендюков М.А. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? Изд. 2-е, доп. и дораб. / М.А. Бендюков, И.Л. Соломин, М.И. Ткачев. СПб.: ЗАО «Литера плюс», 2007.

3. Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. - Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 2004.

4. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. - М.: Просвещение, 2008.

5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е, доп. и дораб. / Е.А. Климов. М.: «Просвещение», 2000.

6. Мартынова С.С. Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации); Омск: Омский пед. ин-т, 2006.

7. Поляков В.А., Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. - 2003. - №5. - С. 34-52.

8. Профессиональная ориентация молодежи»/ А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньшиков и др. - М.: Высшая школа, 2003.

9. Профессиональная ориентация молодежи и организация приема в высшие учебные заведения/ Гусев Н.Г., Н.П. Калашников, А.В. Качанов и др. - М.: Высшая школа, 2002.

10. Профессиональная ориентация старших школьников в процессе трудового обучения / Под ред. канд. пед. наук В.А. Полякова; М.: Просвещение, 2002.

11. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов»; под ред. А.Д. Сазонова. - М.: Просвещение, 2005.

12. Профессиональная ориентация школьников: Межвузовский сборник научных трудов». - Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 2007.

13. Профориентационная работа в школе. Профессиональное самоопределение школьников / методические рекомендации Челябинского областного центра профориентации незанятого населения и профреабилитации инвалидов. Челябинск, 2006.

14. Профориентация: проблемы и решения / Вологодский областной учебно-методический центр профориентации и профессионального обучения незанятого населения. Вологда, 2005.

15. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения», Издательство НПО «Модэк», 2002.

16. Пряжников Н.С. Карточные профконсультационные методики: Уч. пос. / Н.С. Пряжников. М.: Ассоциация «Профцентр», 2003.

17. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

18. Технологии профессионального консультирования молодежи в службе занятости / Под. ред. Н.Б. Богдановой. М.: Российский учебный центр ФСЗ России, 2005.

19. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя» / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 2006.

20. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

21. Школа и выбор профессии» / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой. - М.: Педагогика, 2007.

22. www.redline.ru/education.old/rubricator

23. www.infomost.ru/pmuz/number

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать