Организация патриотического воспитания в средней школе
p align="left">Учащихся 10к класса (2005г.) мы попросили написать мини-эссе по теме «Моя школа - это…» и выразить свое отношение к армии. Удивительным результатом всех работ стало то, что каждый участник связал свое мнение о школе с понятием патриотизма, долга, служения Отечеству и мужской дружбы. .(Приложение № 6)

Для оценки уровня подготовленности юношей к служению Отечеству мы предложили анкету об армии (Приложение №7), по результатам которой выяснилось, как подростки осознают свой долг перед Родиной, оценивают состояние патриотического воспитания в своем регионе.

На первый вопрос анкеты о желании служить в армии ответили положительно 66% учащихся кадетской школы, 32% учащихся общеобразовательной школы, 77 % -учащихся профессионального лицея. Это связано, по их мнению с тем, что СМИ распространяют негативную информацию об армии (67% опрошенных в СОШ, 22% - в КШ, 23- в ПЛ)

Среди ответов учащихся Кадетской школы на вопрос о том, хочешь ли ты служить в армии положительно ответили 66%, среди которых «да» -63%, «да, это мой путь»-3%, отрицательное мнение выразили -21%, равнодушны к этому вопросу - 11%, не подходят по здоровью- 2% .

На второй вопрос чем для человека является армия среди учащихся общеобразовательной школы 44% ответили, что это защита Родины.

70% кадетов положительно ответили на этот вопрос, среди которых - 7%- долг; 6%- проверить самого себя; 5%- становление мужчины; 2% - обязанность; 1% - почту за честь служить в Армии; 1% - всем. Отрицательных ответов -19%, среди которых 15% -ответили что это потеря двух лет и 4% - ничем.

На вопрос каким должен быть срок службы в армии большинство (61%) кадетов

Решили, что 1 год, и так же думают ученики ПЛ (60%). Ребята нашей школы согласны с тем, что можно прослужить и 2 года - 27%, полгода - 9%, 1,5 года - 3%. Среди учащихся ПЛ 60% тоже хотят служить 2 года (из низ 30% -выпускники кадетской школы), остальные - за 1 год.

В четвертом вопросе: как далеко от нашего города ты бы хотел служить?

Учащиеся СШ хотели бы служить на территории Республики Коми - 47%.

Кадеты - подальше от дома - 29%, в России - 29%, в РК- 21% , в горячих точках -17%

Пятый вопрос позволил выявить какое количество ребят боятся «дедовщины». Оказалась что в КШ не боятся «дедовщины» (80%), а в обычной (52%) не боятся. В ПЛ не боятся дедовщины 58%. Результаты обработки анкеты представлены в диаграммах (Приложение №___)

Таким образом, из анализа анкеты следует, что выпускники кадетской школы в большей степени (81%) подготовлены к защите Отечества, понимают всю степень ответственности перед ними за страну, не боятся трудностей, умеют постоять за себя и товарищей, считают за честь службу в армии. Позитивные результаты в ПЛ получены благодаря тому, что среди опрошенных оказалось 30% выпускников кадетской школы.

С целью выяснения правильного и осознанного выбора школьниками кадетской школы мы предложили составленный нами тест «Отношение к кадетству». (Приложение № ___) В результате анкетирования выяснилось, что положительное отношение учащихся к «кадетству» в целом по школе доминирует (74,4 % ); нейтральное отношение на 2 месте (24,8%); отрицательного отношения практически не выявлено (2% ).Анализ анкетирования кадет и учащихся базовых классов свидетельствует о том, что профиль школы выбран в соответствие с интересами обучающихся. Кроме того, это подтверждается выбором кадетов приоритетов. Интересы в восьмых классах распределись следующим образом: военные специальности выбрали 53% опрошенных, спорт -63%, техника- 37%, авиация и морское дело- 37%, физика -23%, право и юриспруденция -31%, химия- 46%.

Заключение

На основе анализа модели патриотического воспитания школы мы исследовали схемы взаимодействия ее связей с окружающим социумом и доказали, что Кадетская школа города Сосногорска является центром ПВ в районе. Она имеет свое лицо, свои особенности, организованную систему связей и социальных норм, свою идеологию, кодекс или правила учащихся, образцы поведения, любовь к знаниям; школьную эмблему, гимн, флаг, форму; утилитарные культурные черты, оборудованные классы, медиабиблиотеку, школьную спортивную площадку, тир и другие сооружения для предпрофильной подготовки учащихся по военно-спортивному, нравственно-духовному воспитанию и образованию, свою систему самоуправления. Уже сегодня кадеты школы чувствуют ответственность за судьбу российской армии.

Проведя работу с документацией по патриотическому воспитанию в районе, а также научно-педагогическое исследование через анкетирование, тестирование и опрос, мы получили возможность сравнения результативности и эффективности патриотического воспитания в общеобразовательных (непрофильных) школах и кадетской школе. Следует отметить, что на основании опроса местного населения с появлением в образовательном пространстве района кадетской школы, уровень патриотической сознания молодежи улучшился.

Кадетская школа как специализированное учебное заведение имеет коэффициент эффективности ПВ выше, чем в общеобразовательной школе и ПЛ.

Вместе с тем, проведенное нами исследование выявило определенные пробелы в патриотическом воспитании, которые требуют дополнительных исследований для более точных аналитических выводов с целью коррекции содержания и методов ПВ в кадетской школе, что является очевидной актуальностью для нашей школы. Мы считаем, что для активизации работы по военно-патриотическому направлению необходимо:

а. В кадетских классах разработать систему занятий, направленных на развитие интереса учащихся к кадетскому движению, раскрытие специфики кадетского направления, преимуществ обучения в Кадетской школе с учетом личностных особенностей (способностей, склонностей, интересов) учащихся.

б. Разработать систему занятий, направленных на формирование лидерских и волевых качеств.

Список литературы

1. Вершловский С.Г. Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании. С.Пб - 2005г. - 104с.

2. Государственная Программа « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» Ж. ОБЖ. №11 2000 - стр.3-8

3. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» Ж. ОБЖ. №12 2005 - стр.3-8

4. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике . Москва. ИКЦ. 2005г - 448с.

5. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. Ростов н/Д, « МАрТ»2002г. - 224с.

6. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения . ж.Педагогика и жизнь №5 - 2006г. С. 110-114

7. Палева З.Г. Справочник объединений, занимающихся гражданским и военно-патриотическим воспитание м молодежи . Сыктывкар Министерство образования и высшей школы Республики Коми.- 15с.

8. Справки Управления Образования МР «Сосногорск»

Приложение №__

Эссе «Моя школа - это …» (Выпускников 11 класса)

№1 Моя школа это, на мой взгляд, самая лучшая школа в нашем городе. Она создавалась для того, чтобы воспитывать настоящих мужиков со своей точкой зрения на окружающий мир, со своим характером, умеющих «разрулить» любую сложную ситуацию в своей жизни. Я не жалею, что выбрал именно эту школу, так как в процессе обучения я стал физически сильным и способным учеником. В нашей школе есть много дополнительных предметов, а так же кружков и секций. В этой школе проводится много мероприятий патриотического направления с целью сделать из учеников настоящих патриотов своей родины. Моё мнение о тех, кто «косит» от армии заключается в том, что они не осознали свой смысл в жизни. На данный момент, я считаю, что их смысл в жизни заключается в том, чтобы сидеть дома. Лично я очень хочу служить в армии. Я считаю, кто не служил в армии, тот не является настоящим мужиком. (Е.А.)

№2 Кадетская школа дала мне хорошее воспитание, дисциплину, подготовила меня к службе в армии. Кадетская школа умеет хорошо подготовить физически и умственно. Я думаю, что вряд ли любая школа даст такую дисциплину, как в кадетской. В школе мне нравится военные занятия (строевая и т.д.), на уроках физики нам рассказывают о применении физики в военном деле. В школе проводятся военно-полевые сборы, которые укрепляют дух ребят и их дружбу. В армии, я думаю, мне придётся легче, чем обычным ребятам из других школ. Я сам хочу в армию и думаю, что ребята, которые «косят» от армии слабаки или физически неподготовлены.(М.С.)

№3 Моя школа - это школа, в которой воспитывают патриотический дух. В ней я частично почувствовал, что такое - служить в армии.

Благодаря этой школе я стал понимать, что русские люди готовы умереть за свою родину. Я почувствовал дух патриотизма. Теперь, благодаря этой школе я стал патриотом, я готов наказать любого, кто «позарится» на мою страну. В этой школе я научился многому, что мне пригодится в армии. В ней я понял, что русская культура и быт должны оставаться в России, а не заменяться культурами других народов. Мне не нравится, что в русских городах стоят мечети, буддийские храмы и другие здания веры других народов. Россия испокон веков была православной, так должна такой и остаться. Я хочу служить в армии России и защищать её от агрессоров. Моё отношение к людям, которые «косят» от армии? Какое отношение? Они не заслуживают жить на территории России, я их не уважаю. И если «пацан» не служил в армии, то он «баба».( П.С.)

№4 Моя школа - это учебное заведение, где обучаются и воспитываются настоящие кадеты. В ней, кроме хороших знаний, также проводятся другие занятия с уклоном на физическую культуру. Именно благодаря этой школе мне будет легче поступить в военное училище. Она имеет много хороших качеств, в сравнении с другими школами. Только здесь я узнал впервые, что такое выносливость, смелость, сила и тактичность. После окончания кадетской школы у меня будут перспективы поступить в высшие учебные заведения. А самое главное останется гордость за свою школу, за то, что она дала мне то, что пригодится в дальнейшей жизни, и будет воспитывать дальше своих кадетов. Те, кто отклоняется от службы в армии, тем в жизни будет тяжело, так как в армии парень проходит все трудности и препятствия.( Б.А.)

№5 Я учусь в кадетской школе, которая дала мне очень многое. Здесь за четыре с половиной года я обрёл много новых товарищей и друзей, раскрыл в себе много талантов, которые не мог найти в другой школе.

Я хочу пойти в армию, я не собираюсь косить, а к тем, кто это делает у меня отрицательные эмоции. Моя жизнь стала интересней. Я горжусь, что здесь учусь. Те, кто учится не в нашей школе, такого не имеют. Их жизнь скучна.

№6 Мы привыкли понимать под понятием школа порой только одно относительное значение - учение. Я и сам был полностью согласен с ним до тех пор, пока моя нога не переступила порог кадетской школы. У меня появились новые товарищи, друзья. Конечно, были трудности и препятствия, в которых выявились самые разные качества людей. Но наш дружный мужской коллектив сумел преодолеть всё на своём пути. Кадетская школа вложила в нас очень огромные усилия, а в ответ получила настоящих патриотов родной земли. Весь коллектив готов служить на благо своей отчизне, вот только жаль, что отчизна уже не такая как раньше. Ну а что на счёт меня, я не собираюсь уклоняться от армии, потому что не по таким правилам меня воспитала моя кадетская школа.

№7 Моя школа - это школа для формирования из кадетов настоящих мужчин, школа подготовки к военной службе в армии. Она подготавливает и даёт начальный толчок тем, кто хочет связать свою жизнь с военной службой и получить военную профессию.

В моей школе кадетов учат дисциплине, начальной военной подготовке, строевым занятиям, рукопашному вою. Помимо этого большой уклон делается на спортивное развитие кадетов. Проводятся разные спортивные мероприятия, соревнования, имеется множество спортивных секций.

Но помимо физического развития, в школе занимаются и духовным развитием кадетов.

Если человек не подходит по состоянию здоровья и его не берут в армию, то в этом нет ничего постыдного - это уже его дело.(К.А)

№8 Моя школа это - инструмент для формирования мужского характера, свойственного истинным защитникам Отечества. Она воспитывает воинов, учит подчиняться старшему.

За годы обучения я многое взял из школы. Она дала мне понятие чести, совести, мужской дружбы. Благодаря руководству опытных педагогов и регулярным воинским дисциплинам я совершенно готов к несению воинской службы в рядах Российской армии. Уклонение от армии - уклонение от защиты государства, которое у нас одно на всех. Уклонение от прохождения службы - значит потерять совесть, унизить своё достоинство как мужчины и, конечно, подвести своего отца. (К.И.)

Приложение №

Тест «Отношение к кадетству»

1) Ф.И.О., класс. __________________________________________

2) Доволен ли ты, тем, что учишься в кадетской школе?

А) мне все равно, где учиться Б) доволен В) мне здесь не нравиться

3) Что тебя побудило идти в кадетскую школу?

А) хочу попробовать свои силы в повышенных умственных и физических нагрузках

Б) уговорили родители В) хочу стать военным Г) просто близко от дома

4) Что полезное ты для себя можешь извлечь, обучаясь в кадетской школе?

А) только то, что родители больше уважают

Б) можно стать более организованным, дисциплинированным

В) не задумывался Г) большая возможность реализовать свое Я.

5) Как ты относишься к военному человеку?

А) отношусь с уважением, хочу быть похожим на него.

Б) военные не вызывают у меня каких-то особых чувств

В) точно, не мой кумир

6) Для тебя «кадетство» - это…

А) возможность спортивных достижений

Б) патриотизм, всестороннее развитие личности

В) возможность делать домашнее задание с другом

Г) бесплатное питание

7) Какие игры на компьютере ты предпочитаешь?

А) развлекательные Б) мне все равно, во что играть В) военизированные

8) Что раздражает тебя в кадетской школе?

А) меня все утраивает Б) военная подготовка, присяга

В) особенно ничто не раздражает, но часто лень подчиняться каким-либо требованиям

9) Что ты чувствуешь, когда видишь парад войск 9-го мая?

А) считаю это показухой, мне это не нравиться

Б) особого интереса подобные зрелище не вызывают, можно посмотреть от нечего делать В) чувство гордости, восхищения за страну.

10) В военной игре ты представляешь себя:

А) поваром Б) командиром В) рядовым

Ключ:

2

3

4

5

6

7

8

9

10

П

Б

А,В

Б,Г

А

А,Б

В

А

В

Б

О

В

Б

А

В

Г

А

Б

А

А

Н

А

Г

В

Б

В

Б

В

Б

В

Интерпретация результатов:

П: положительное отношение к кадетской школе, к обучению к ней.

Осознанное желание учащегося обучаться именно здесь. Понимание приоритетных направлений школы, реализация своих возможностей и способностей в ней. Склонность к получению военной специальности.

О: отрицательное отношение к кадетской школе, к обучению в ней.

Причина обучения - желание родителей, учатся друзья, другие причины. Отрицательное отношение к военным специальностям, возможность перехода в другую школу.

Н: нейтральное отношение к кадетской школе, к обучению в ней.

Нет ни раздражения, ни особого желания учиться именно здесь. Непонимание специфики заведения. Причина обучения - близость к дому.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать