Организационно-методические особенности уроков физической культуры с учащимися школьного возраста в малокомплектной школе
p align="left">Увеличивает плотность уроков и применение карточек-заданий для самостоятельной работы учеников: упражнения без предметов и с предметами (упражнения с короткой и длинной скакалками, с малыми мячами и т. п.), игры «Совушка», «Пустое место», «Затяни в круг» и др. (см. приложение).

От содержания основной части урока будет зависеть выбор материала для вводной и заключительной частей.

В вводной части урока проводятся построения и перестроения, повороты на месте, бег, ходьба, т. е. те виды упражнений, которые «разогревают» учеников и подготавливают их к выполнению более сложных видов программы.

В заключительную часть можно включить игры. Их выбор зависит от того, какую цель преследует учитель. Если основная часть урока была насыщена бегом, прыжками, то следует подобрать игры, которые не дублировали бы эти упражнения, а дополняли их другими видами.

Учитель никогда не должен забывать, что планирование -- процесс творческий, что в план всегда можно внести коррективы с учетом тех возможностей, которыми располагает учитель в данное время [1, c. 54].

После того как учитель определил конкретные задачи урока, подобрал соответствующий программный материал для совместной и индивидуальной работы учеников, он составляет план урока. В плане должно быть зафиксировано содержание урока, по каким видам упражнений будет проведена проверка знаний и умений, какие виды упражнений предназначены для самостоятельной работы, место проведения занятий, перечень учебных пособий. Решая вопрос о месте занятия, нельзя исключать того, что урок, начатый на площадке, в связи с изменением погоды может быть перенесен в помещение. Учитель должен быть готов к этому и предусмотреть другой вариант проведения урока. Например, прыжки с высоты, метание в цель, упражнения с малыми мячами, гимнастическими палками и набивными мячами, разучивание поворотов и другие виды можно проводить в классной комнате.

Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный эффект. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо пройти канонический путь расчета учебного занятия. В его основе -- алгоритм подготовки урока в соответствии с принципами планирования:

Планирование в основном сводится к правильному и последовательному распределению программного материала, исходя из дидактических и воспитательных задач, решаемых в течение учебного года, на отдельных уроках. Планируя работу, учитель намечает методические средства, которые он применит для выполнения поставленных задач[18, c. 81].

Приступая к планированию учебной работы, учитель должен учитывать: состояние здоровья учащихся, их возраст, пол, подготовленность, уровень физического развития; климатические условия района, где находится школа, для правильного распределения занятий на открытом воздухе (площадке) и закрытом помещении; спортивное оборудование и пособия, которыми располагает школа; личный опыт. Важное условие планирования -- соблюдение преемственности между предыдущим и последующим материалом.

Учитель малокомплектной школы работает в сложных условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной физической подготовленности, по учебным программам разных классов (I--III). Кроме того, в большинстве таких школ нет физкультурных залов или соответствующих приспособленных помещений. Поэтому работу нужно начать с подготовки материально-технической базы. Особенности материальной базы малокомплектной школы заключается в нехватке инвентаря, поэтому вполне доступно в малокомплектной школе оборудование простейшей спортивной площадки с беговой дорожкой, с ямами для прыжков в высоту и длину, площадки для игр. Следует построить также и гимнастический городок: установить бревно для равновесия, гимнастическую стенку, приобрести канат и шест для лазанья. Желательно, чтобы площадки были обсажены деревьями и кустарниками.

В оборудовании площадки вместе с родителями и шефами должны участвовать дети. Они охотно помогут взрослым расчистить, выровнять и разметить беговую дорожку и площадку для игр, засыпать песком ямы для прыжков, посадить деревья, кустарники, цветы. Зимой для устройства снежных горок и мест для катания па санках и лыжах также следует привлекать самих детей.

Стойки для прыжков, веревочки и мешочки с грузом, чурки и кубики, эстафетные палочки, флажки, щиты для метания могут быть изготовлены в школьных мастерских шефствующих средних и восьмилетних школ. Эстафетные палочки (длиной до 30 см и диаметром 3 см) делают из дерева. Флажки (желательно разного цвета, прямоугольные или треугольные со сторонами 15--22 см) изготовляют из легкой ткани или бумаги. Скакалки длинные (до 3,5 м) делают из веревки диаметром около 10 мм, короткие (1,5--1,8 м)-- из веревки диаметром 6--8 мм. Гимнастические палки (длиной до 80 см и диаметром 2,5--3 см) желательно делать из березы (концы должны быть закругленными). Щиты для метания (1x1 м) изготовляют из фанеры или легких дощечек[10, c. 91]

При наличии магнитофона (проигрывателя) можно попросить учителя физкультуры шефствующей школы сделать нужные записи или воспользоваться грампластинками.

Эффективность уроков физической культуры в большой степени зависит от умения учителя максимально использовать все возможности, которыми располагает школа, и от четкой организации и проведения занятий.

Несущая задача - найти новые пути учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе, новые, более эффективные формы, методы, приёмы обучения и воспитания. Оптимально используются для этого средства, связанные со спецификой работы педагога в малокомплектной школе, к этому же демократизация и гуманизация образования значительно расширили конструктивную функцию педагога в связи с предоставлением школ, учителю права выбора учебного плана.

Важным направлением в решении задач физического воспитания в малокомплектной школе служит объединение близких по возрасту учащихся смежных классов на уроках физической культуры, а в школах, где численность учеников невелика, возможны объединения 4, 5 классов. Такой разновозрастный состав школьников на одном уроке, конечно, предъявляет высокие требования к деятельности учителя по организации учащихся и обучения, но в тоже время позволяет проводить уроки значительно чаще, разнообразнее[4, c. 31]

Индивидуальный подход состоит в учёте особенности развития и физической подготовленности каждого учащегося в конкретном случае обучения или развития физических качеств. Малочисленная школа позволяет в полной мере осуществить индивидуальный подход или предоставляет (в полной мере) для этого богатые возможности, что практически невозможно в городских школах с большой наполняемостью в классах. В условиях сельской местности тесное общение жителей с учителями в повседневной жизни позволяет выявить наследственные факторы и использовать их влияние на развитие детей при организации учебного процесса физическому воспитанию [8, c. 99].

В условиях обучения учащихся разно возраста и неодинакового уровня их физической подготовленности в пределах первого класса методику организации и проведения уроков физической культуры целесообразно строить, объединив одной темой программного содержания, но возможны и другие варианты построения урока особенно при повторении пройденного материала, при разучивании нового. Осуществляя дифференцированный подход в обучении разного возраста необходимо более сложные задания предлагать старшим детям 3-4 класс и упрощенный вариант этих же заданий - младшим в соответствии с программой каждого класса. Естественно предъявляются и разные требования к качеству выполнения упражнений. Учитель малокомплектной школы непосредственно занимается с учениками в половину меньше времени, чем в обычных условиях, остальная часть учебных занятий в силу необходимости отводятся на самостоятельную работу учеников. Но, несмотря на такие неблагоприятные условия обучения малокомплектная школа должна давать тот же объём знаний и на таком же уровне, как и школа, где учитель занимается только с одним классом. («Не классные модели» Народное образование 2005 год).

Уроки физической культуры проводятся по общепринятой структуре, которая состоит из вводной, основной и заключительной частей.

Цель каждого урока должна отличаться конкретностью. Учитель точно должен знать, какими средствами он будет пользоваться, чтобы достичь поставленной цели, а также не забывать про конкретные дидактические задачи. Часто бывает так, что перед учителем стоят очень сложные цели, поэтому, чтобы добиться положительного результата, он должен решить три основные задачи:

· помочь вспомнить учащимся те знания, умения и навыки, которые связаны с данной темой урока;

· дать учащимся новые понятия и научить их новым способам действия;

· позволить учащимся самостоятельно применить знания и опыт деятельности с целью формирования у них нового познавательного опыта, новых знаний, умений и навыков.

Для проведения занятий учителя однокомплектных школ обычно делят учащихся на две группы (в одной -- ученики I и II классов, в другой -- III и IV классов) или на четыре (по классам). Одной - двум группам учитель дает задание для самостоятельной работы, с одной (двумя) занимается сам.

Возможен такой вариант: ученики III класса приходят в школу ко второму уроку, занимаются со всеми учащимися три последующих урока, а затем проводится урок физкультуры только для учеников III класса. Это дает возможность разучивать с ними новый материал[7, c. 37].

В двухкомплектной школе один учитель может на уроках физической культуры объединить I и II классы, а другой---III и IV. Один учитель может специализироваться в проведении уроков физической культуры и труда, а другой, например, физкультуры, пения и рисования.

В малокомплектных школах, где имеется воспитатель группы продленного дня, уроки по физической культуре ставятся в расписание школы с таким расчетом, чтобы воспитатель мог проводить их с каждым комплектом класса отдельно[2, c. 25].

Уроки направлены на организацию учащихся, на сосредоточении их внимания, на подготовку к предстоящей двигательной нагрузке, во второй - основной части. В первой части уроков используются: игры, ходьба, бег малой подвижности. Учитель акцентирует внимание старших детей на чёткое выполнение команд и распоряжений, на умение сохранять правильную дистанцию в ходьбе и беге. При использовании словесных методов следует учитывать темп и тон изложения материала. Темп не должен быть слишком быстрым, так как это затрудняет восприятие и понимание услышанного. Если же темп речи слишком медленный, постепенно ученики теряют интерес к излагаемому материалу. Отрицательно влияют на усвоение материала слишком громкое или тихое, а также монотонное изложение. Иногда, чтобы разрядить обстановку, уместны шутка или меткое сравнение. От того, насколько интересно будет преподнесен учебный материал, зависит дальнейшее усвоение предмета. Если выступления учителя скучны, ученики могут возненавидеть преподаваемый им предмет.

Впереди колонны ставят старших ребят, а сзади младших с небольшим интервалом от них. Физическая нагрузка при этом регулируется программными нормативами и появлением внешних результатов, признаков утомления у детей.

Уроки решают наиболее сложные задачи - разучивается новый программный материал по развитию движений, повторяется пройденный с целью совершенствования двигательных навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся каждого класса. Общеразвивающие упражнения содействуют укреплению мышц, суставов, умению ориентироваться в пространстве. Ведущее место занимает обучение основными видами движения - ходьбе, бегу.

Очень важно, чтобы ученики видели своего учителя во время изложения материала. Поэтому лучше, если он будет стоять на одном месте, а не расхаживать по классу. К тому же для установления необходимого контакта с классом сам учитель должен видеть всех школьников. Так ему будет легче удерживать их внимание. Одновременно он сможет видеть, успевают ли они усваивать излагаемый материал. Не менее важны мимика и жесты учителя. Для лучшего усвоения темы необходимо поделить ее на смысловые части и после каждой делать обобщающие выводы и подводить итоги. Очень полезно для усвоения материала повторение того, что сказал учитель, но своими словами. Если внимание класса чем-то отвлечено, не помешает делать паузы. Для сохранения внимания прекрасным способом является повышение и понижение голоса. Во время изложения материала учитель может задавать риторические вопросы [13, c. 88].

Наиболее рациональным вариантом - это построение по классам с небольшим интервалом между ними, тогда учителю легче контролировать действия детей и регулировать физическую нагрузку. Вначале предлагается упражнение для мышц верхнего плечевого пояса, затем для мышц спины и брюшного пояса. Использование физкультурного инвентаря вносит не только интерес и разнообразие, но позволяет развить мелкую мускулатуру мышц. Кроме этого дети знакомятся с различными свойствами предметов, формой, цветом и т.д.

Целесообразно с первых уроков научить детей всех возрастов самостоятельно брать мелкий инвентарь, а по окончании убирать его на место.

При обучении основными видами движений в малочисленной школе могут применяться различные методы организации и их сочетания. Например, использовать фронтальный метод. Он позволяет добиваться наибольшей плотности занятий, что увеличивает двигательную активность детей. В работе с учащимися малочисленной школы наиболее удачный поточный способ. Первым потоком выполняется с участием 3-4 классов, а затем выполняют младшие дети. При таком потоке возможность дифференцированного подхода в обучении учащихся разного возраста. Один или два класса занимаются самостоятельно, выполняя упражнения по повторению и закреплению пройденного, а учащиеся другого класса обучаются новым упражнениям. По мере необходимости учитель отдельно занимается то с одним, то с двумя классами для усвоения наиболее сложных разделов программы. Групповой метод используется, как правило, в основной части урока. При проведении подвижных игр происходит не только повторение и закрепление, но и значительное выполнение эмоций. Проводить игры в малочисленной школе сложно. Предложенные учителем варианты должны быть детям доступны и понятны. При проведении эстафет с бегом и прыжками для младших детей уменьшают дистанцию, для старших увеличивают высоту.

Заключительная часть урока - приведение организма детей в относительное, спокойное состояние. Во всех частях урока при решении поставленных задач учителю важно осуществить обучение в соответствии с требованиями школьной программы и возможностями учащихся каждого класса, то есть дифференцированно. При проведении уроков физической культуры учителю необходимо соблюдать правила безопасности для предупреждения травм. Если занятия проводятся в зале, то надо проследить, чтобы пол был не только чистым, но и сухим. Спортивная площадка для занятия подвижными играми должна быть очищена. Как показано на практике дети младшего возраста не всегда могут соразмерить свои возможности, связанные с физической нагрузкой при переносе и подъёме тяжестей, что может привести к травмам и появлению нежелательных последствий[6, c. 23].

1.4 Основные способы организации занятий

Фронтальный способ организации занятий (одновременное выполнение упражнений всеми учащимися) применяется при изучении большинства упражнений, предусмотренных учебной программой: гимнастические построения и перестроения, общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, метание, передвижение на лыжах и др. Этот способ используется в ходе выполнения простых, не требующих страховки заданий. Фронтальный способ обеспечивает большую плотность урока, многократное повторение движений позволяет учителю одновременно следить за действиями всех учеников, но затрудняет индивидуальный контроль.

Поточный способ (поочередное выполнение упражнений, когда один ученик закончил задание, другой приступает к нему) применяется для выполнения прыжков с высоты и в высоту, упражнений в равновесии, акробатических упражнений, при подъемах и спусках с гор на лыжах и т. д. Чем больше потоков, тем выше плотность урока.

Посменный способ применяется при проведении занятий в тесном помещении и при недостатке учебных пособий. В этих случаях вес классы получают одно и то же задание, но выполняют его по очереди, сменами. Например, ученики I класса выполняют метание к цель, II -- собирают мячи, III -- отмечают ошибки метающих, а ученики IV класса готовятся сменить метающих мяч первоклассников.

Групповой способ наиболее удобен для учителя малокомплектной школы, но требует хорошей подготовки помощников учителя (физоргов). Каждая группа-класс, получив задание, работает отдельно под руководством физорга. Например, первоклассники повторяют комплекс упражнений с малыми мячами по карточкам-заданиям, группа второклассников выполняет упражнение с мячом на гимнастической скамейке, третьеклассники упражняются на бревне, учащиеся IV класса играют в «Бой петухов». Или, например: ученики I класса упражняются с длинной скакалкой; II -- выполняют кувырок; III -- занимаются на бревне. Учитель осуществляет общий контроль и страховку в наиболее опасных видах упражнений, в данном случае, т.е. бревне.

Индивидуальный способ применяется в тех случаях, когда отдельные ученики занимаются по карточкам. Этот способ во многом помогает учителю работать с отстающими[15, c. 19]

В условиях малокомплектной школы учитель иногда сочетает на уроке ряд способов: индивидуальный и групповой, поточный и групповой и т. д.

Таким образом по методическим особенностям мы можем увидеть различия между малокомплектной школой и общеобразовательной, какие плюсы и минусы проведения уроков могут существовать у малокомплектной школы.

Раздел 2. Организация и методика исследования

2.1 Методы и исследования

Метод анализа научно - методической литературы.

Используя метод анализа и обобщения литературных источников,мы изучили 19 литературных изданий. Нами освещены результаты трудов наиболее известных авторов: И.П. Подласый, И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова. Теоретической основой данной выпускной квалификационной работы послужил источник « Малокомплектная школа » В.И. Пензулаева, а практической основой служил «Физическое воспитание в малокомплектной школе» Л.П.Горчаков.

Метод анализа и сравнения

Относится к методам теоретического поиска данных. Анализ-это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явлений, процесса или отношения явления, процессов, с целью их всестороннего изучения.

Сравнение - это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов. В нашей работе мы сравнивали и анализировали уроки в малокомплектной школе и общеобразовательной школе.

2.2 Организация и результаты собственных исследований

В своем исследовании мы проводили сравнения проведения уроков в общеобразовательной школе и малокомплектной школе. Исследования проходили на базе Кипеловской средне общеобразовательной школы и Сельской малокомплектной школы, для данного исследования мы брали методы, такие как сравнения и анализ.

На первом этапе исследования мы определились с образовательными учреждениями, методиками исследования, и изучили данную литературу.

На втором этапе мы провели уроки в общеобразовательной школе и в малокомплектной школе, где было проведено сравнение и анализ, а затем были выявлены положительные и отрицательные моменты данных уроков.

Для того чтобы провести урок в малокомплектной школе мы применили организационно-методические особенности такие как:

1 Сложность и дозировка упражнений так как при проведения урока в малокомплектной школе надо учитывать тот факт, что одновременно может присутствовать два класса. Следственно и дозировка для разных классов различна.

2 Применение карточек-заданий для самостоятельной работы учеников позволяет частично разделить класс: старшие занимаются по карточкам, а с младшими работает учитель.

3 Объединение близких по возрасту учащихся так как один класс изучает тему, а второй - совершенствует. Например, пятый класс изучает кувырок вперед, а шестой совершенствует. (Приложение 1)

4 Индивидуальный подход может осуществляться по причине того, что на уроке в малокомплектной школе присутствует мало человек, следственно, можно применять такую особенность как индивидуальный подход, который в общеобразовательной школе довольно трудно осуществить.

5 Работу начинаем с подготовки материально-технической базы. Так как в малокомплектной школе есть проблема нехватки инвентаря, поэтому подборку необходимо начинать заранее.

6 Объединение одной темой программного содержания то есть классы объединяются темами занятия, только для разных классов идут разные частные задачи.

7 Применение поточного метода выполнения упражнений. Так как на уроке присутствует мало человек и при выполнении упражнений плотность урока практически не снижается, а учитель постоянно следит за правильностью выполнения что положительно сказывается на качестве образовательного процесса.

8 Предлагать более сложные задания старшим детям так как уровень подготовленности старших детей выше. Например, при изучении темы «гимнастика» старшим можно давать более сложные по технике упражнения или комбинацию из относительно простых.

9 Впереди колонны ставить старших ребят. Так как старшие ребята лучше усваивают на слух команды и задания, а младшим дается возможность зрительно воспринять задание.

10 Построение классов с не большим интервалом так как задания для классов различны и дети не путались в выполнении.

Данные особенности мы учитывали при проведении урока в сельской малокомплектной школе. После проведения урока мы проанализировали.

Анализ урока в Сельской малокомплектной школе:

В начале урока было проговорено, чем будут заниматься в течение урока, доступно разъяснены задачи 5,6 классу. Проговоренные задачи были реализованы на уроке. На уроке был использован групповой метод выполнения упражнений. Освобожденных детей не было. Все термины были использованы правильно.

Подготовка условий для проведения началась до начала урока. Были подготовлены: инвентарь, спортзал, проверено наличие спортивной формы у учащихся.

Урок был начат со звонком, закончен так же со звонком. Из-за того, что на уроке присутствовали два класса, то периодически один из них оставался без присмотра и контроля учителя, следственно на уроке была плохая дисциплина. Команды подаваемые учителем были четкие. В процессе обучения учитель следил за правильностью выполнения и оказывал страховку, применялась работа по карточкам. Из-за разности возраста учеников возникали трудности с регулированием нагрузки. При проведении урока не всегда правильно выбирала место нахождения.

Анализ урока в общеобразовательной школе:

В начале урока было проговорено, чем будут заниматься в течение урока, доступно разъяснены задачи 5 классу. Проговоренные задачи были реализованы на уроке. На уроке был использован групповой и поточный методы выполнения упражнений. Учитель смог занять освобожденных детей на помощь в проведении урока. Все термины были использованы правильно.

Подготовка условий для проведения была полностью соблюдена: и спортзал, и инвентарь и гигиенические требования.

Урок был начат со звонком, закончен так же со звонком. Весь класс был постоянно занят, поэтому присутствовала хорошая дисциплина. Команды подаваемые учителем были четкие. В процессе обучения учитель следил за правильностью выполнения и оказывал страховку. При проведении урока не всегда правильно выбирала место нахождения.

Мы сравнили два урока и увидели плюсы, минусы в обеих школах, но можно сказать о каждой отдельно.

Малокомплектная Сельская школа

положительное

отрицательное

Исправление ошибок старшими детьми

Показ и рассказ старшим классом

Повтор и зрительное закрепление младшими детьми

Помощь при раздаче инвентаря

Маленькая плотность урока

Разные возрастные особенности учащихся

Нехватка инвентаря

Разные ОРУ и другие упражнения

Разная нагрузка

Учитель не может видеть всех детей

На уроке присутствует плохая дисциплина

Общеобразовательная Кипеловская школа

Положительное

Отрицательное

Хорошая дисциплина

Хорошая плотность урока

Учитель не видит всех детей

Не полное исправление ошибок

Маленький объем знаний

Заключение

Проведя сравнительный анализ мы можем сделать вывод,что проводить урок сложнее в малокомплектной школе чем в общеобразовательной. Это можем увидеть по результатам исследования,в проведение урока в малокомплектной школе мы видим,что большинство сельских школ имеют слабую материальную базу и учитывается разновозрастный контингент занимающихся,целесообразно планируются уроки смешанных типов и множество других отрицательных моментов в проведение физической культуры.

Поскольку отдельной программы физического воспитания в малокомплектной школе нет, в данной ситуации большее значение для организации учебно-воспитательного процесса приобретает планирование, многие темы учебной программы повторяется в каждом классе, но с разным уровнем требования к учащимся.

Исходя из этого мы приходим к одному,для того,что бы провести урок физической культуры нужно подобрать более эффективные формы, методы, приемы обучения и воспитания. Оптимально используя для этого средства, связанные со спецификой работы педагога в малокомплектной школе

Список литературы

1. «Настольная книга учителя» под редакцией Л.Б. Комана Москва 1998 г.

2. «Начальная однокомплектная школа» Москва 2000 г.

3. «Не классные модели» Народное образование 2005 г.

4. «Организация урока» У.Древа Москва 2003 г.

5. «Физическая культура в школе» № 3 1998 г.

6. Больевич В.К. «Физкультура и спорт - ваши дети» Москва 1998 г.

7. Горчакова Л.П. Физическое воспитание в малокомплектной школе: Пособие для учителей.-2-е изд., доп. И перераб. - М.: Просвещение, 2003 г. - 160 с.

8. Дубровина И.В., Данилова Е.Ё., Прихожина А.М. «Психология».. Москва 1999 г.

9. Загорския Б.И., Залетаев И.П. «Физическая культура, практические пособия» Москва 1989 г.

10. Качалкин В.М. «Методика физического воспитания» Москва. 1989 г.

11. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. 3-е издание М., 2001 г.

12. Крюкова В.С. «Книга учителя физической культуры» Москва 2003 г.

13. Пензулаева В.И. «Малочисленная школа». Москва 2000 г.

14. Подласый И.П. «Педагогика». Москва 2004 г.

15. Рыльцов П.А. «Воспитание и работа в сельской школе» Москва 2002 г.

16. Составский И.Ю. «Энциклопедия - словарь юного спортсмена» Москва 2001 г.

17. Стрезикозин В.П. «Организация занятий в малокомплектной школе». Москва 2000 г.

18. Фролов В.Г. «Физкультурные занятия с детьми младшего школьного возраста» Москва 2006 г.

19. Юркин В.Г. «От А до Я по стране спорта» Москва 2004 г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать