Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой

Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой

57

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.

Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования актуальна и на данный момент недостаточно изучена. С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, те быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером.

Предмет исследования - процесс развития познавательных процессов младших школьников средствами компьютерного обучения.

Объект исследования - процесс обучения младших школьников.

Развитие познавательных процессов в этом возрасте очень важно для формирования развитой и самостоятельно мыслящей личности.

Гипотеза - процесс обучения младших школьников может быть эффективным, если при объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как:

его использование оптимизирует деятельность учителя;

применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;

он позволяет усилить познавательные интересы ученика.

Цель исследования - изучить условия развития познавательных процессов младших школьников средствами компьютерного обучения.

Задачи исследования:

изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютеров в процессе обучения младших школьников;

экспериментально изучить эффективность использования ЭВМ в начальной школе;

Научная новизна исследования заключается в том, что автор изучает условия использования компьютера в процессе обучения, как фактор развития мышления, внимания, воображения и др.

Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы в практике учителя начальных классов.

В ходе эксперимента были применены следующие методы исследования:

анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;

наблюдение за учебно-воспитательным процессом в начальных классах;

подбор и составление задания для компьютерного обучения в начальных классах.

Экспериментальное обучение и обработка полученных данных.

Структура курсовой работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список источников. Список источников состоит из источников. Курсовая работа включает в себя страниц.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, задачи, гипотеза, методы исследования, показана практическая значимость.

В первой главе «Современные проблемы компьютеризации обучения младших школьников» дана концепция современных проблем образования и рассмотрена специфика компьютерного обучения младших школьников.

Во второй главе «Российский опыт в обучении младших школьников с компьютерной поддержкой» изучен первый опыт обучения младших школьников с компьютерной поддержкой, сделан обзор программ. а также описано проведение опытно-экспериментальной части исследования.

Исследования проводились в Старооскольской средней школе №24. В ходе эксперимента участвовал 3 “а” класс, в количестве 21 человека.

I) Современные проблемы компьютеризации обучения младших школьников.

1.1. Концепция современных проблем образования

Три года назад на заседании коллегии министерства была принята программа воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы. Рассмотрим эту программу с точки зрения универсальной теории самоуправ-ления и управления, представленной в монографиях Дианы Мехонцевой, профессора Красноярского государственного технического университета, автора «Самоуправление и управление: вопросы общей теории сис-тем» (Красноярск, 1991)и «Универсаль-ная теория самоуправления и управле-ния» (2001).

Для этого кратко воспроизведём ос-новные положения универсальной теории самоуправления и управления, которые, на наш взгляд, служат основанием теории воспитания (они раскрыты в статье «Обу-чающая система как упорядочено устойчивая самоуправляемая и управляемая це-лостность» (Школьные технологии, 2001, № 6). В основу этих теорий положен сис-темный подход. Вот наш вывод:

Все объекты материального мира являются системами (слово «система» оз-начает порядок, отсутствие хаоса).

Общие свойства всех объектов ма-териального мира:

а) упорядоченность;

б) устойчивость;

в) целостность;

г) взаимодействие.

Проанализировав два последних свой-ства системы -- «взаимодействие» и «цело-стность», она доказывает, что взаимодействие носит целенаправленный характер, а целостность представляет единство трёх частей: управляющей, управляемых и связей.

Исходя из того, что любая система в мире одновременно существует как целое (целостность) и как часть другой -- выше-стоящей системы, следует, что объек-тивной целью системы как целого является тот конечный результат (целостность, упо-рядоченность, устойчивость -- самосохра-нение), который закодирован при рожде-нии любой системы в виде программ со-хранения, на достижение которого направлена эта цель. Система как часть выполняет функции по отношению к выше-стоящей системе, частью которой она явля-ется, также закодированные при рожде-нии в виде соответствующих функцио-нальных программ.

Наличие объективной цели в любой системе предполагает средства и критерии достижения этой цели. Средствами достижения главной и функциональной целей си-стемы (средствами существования систе-мы) являются самоуправление и управле-ние соответственно, а критериями сущест-вования являются индивидуальные адаптивно-гомеостатические (норматив-ные) показатели общих целевых парамет-ров системы. К общим целевым параметрам главной цели системы относятся: интел-лект (управляющая -- программирующая часть системы); природно-производственная база (ППБ); здоровье; самоуправле-ние -- управление (самоорганизован-ность -- организованность, саморегулиро-вание -- регулирование). К общим параметрам функциональной цели этой сис-темы относятся вышеназванные параметры главной цели вышестоящей системы.

В теории показано также, что целост-ность любой системы составляют три не-равнозначные части: управляющая, управ-ляемая и связи. Эти три части системати-зированы в две: первая основная часть -- интеллект, вторая -- природно-производственная база.

Взаимосвязь между целями одной и той же системы (закон сохранения систем) выражает условие существования системы. Условие существования любой систе-мы - одновременная реализация главной и функциональной целей системы посредст-вом самоуправления и управления. Все при-родные системы подчиняются этим законам. Таким образом, закон сохранения си-стем (закон жизни) и закон целесообразно-го и оптимального самоуправления и уп-равления -- это объективные законы суще-ствования. Они и должны служить основанием теорий любых общественных наук, в том числе педагогических.

На основе объективных законов су-ществования в монографии «Научное обос-нование теории воспитания как управле-ния формированием личности» (Красно-ярск, Изд-во Краснояр. ун-та, 1998), а также в статье «Объективная цель воспи-тания -- формирование самоуправляемой и управляемой личности» (НО, 2001, № 8) дано научное обоснование теории воспита-ния. Доказано, что объективная цель воспитания -- искусственно-сознательное формирование в человеке адаптивно-гомеостатических (нормативных) показателей параметров главной цели человека-личнос-ти и подготовка его к выполнению функ-ций, направленных к тому, чтобы сохра-нить общество и природу (сознательное формирование адаптивно-гомеостатических показателей параметров функциональ-ной цели). Иными словами, объективная цель воспитания -- формировать само-управляемую и управляемую личности. Общество может считаться с этой целью или нет, но от этого зависит его судьба. В отличие от субъективной цели, предло-женной общественными науками, объек-тивная цель воспитания учитывает не толь-ко потребности человека, но и потребности общества и природы. Без учёта их любая система обречена на гибель. К целевым па-раметрам личности относятся: интел-лект, природно-производственная база, здоровье, самоорганизованность, само-дисциплина как своей, так и вышестоя-щей системы (общества, природы).

Поскольку жизнеспособность систе-мы определяют все пять параметров в сово-купности (нельзя один параметр заменить другим), то и объективная цель управления формированием личности разбивается на пять компонентов общей цели.

1. Формирование интеллекта личности, воспроизводство интеллекта общества, подчинение интеллекту природы.

2. Формирование природно-производственной базы (ППБ) личности, подготовка к формированию, укреплению и развитию. ППБ общества и природы.

3. Формирование и укрепление здоровья личности, общества, природы.

4. Формирование и совершенствование самоорганизованности личности, формиро-вание отношения к организованности об-щества, гармонии природы.

5. Формирование и укрепление самодис-циплины личности, формирование отноше-ния к дисциплине общества, регулирова-нию в природе.

Рассмотрим параметры главной цели человека-личности.

1. Интеллект. Один из главных ком-понентов цели воспитания -- формирова-ние интеллекта личности, способного хра-нить, приобретать и накапливать знания объективных законов природы, умеющего использовать их для сознательного само-управления и управления, заключающего-ся в сознательном приспособлении к быст-ро изменяющимся условиям.

Эта подцель служит основанием для воспроизводства, сохранения и развития интеллекта личности, интеллекта общест-ва, а также обосновывает необходимость изучать объективные специфические и об-щие законы природы, общую теорию сис-тем, универсальную теорию управления, точные и естественные науки, литературу, живопись, музыку и другие виды искусств, являющиеся средствами формирования интеллекта.

2. Природно-производственная ба-за. Формирование ППБ личности, подго-товка, формирование и сохранение ППБ общества и природы означает формирова-ние личности, способной строить искусст-венные технические системы на основе знаний специфических объективных зако-нов природы: физических, химических, би-ологических и др. и воспроизводить при-родные объекты биосферы (физический, растительный и животный мир).

Эта подцель обусловливает необходи-мость воспроизводить и поддерживать в нормальном состоянии ППБ личности, ППБ общества и природы и служит основа-нием для изучения точных (математичес-ких и естественных) наук: физики, химии, биологии, астрономии и др., а также обще-ственных наук, базирующихся на общих объективных законах существования: есте-ственного права, универсальной теории уп-равления, общей теории систем.

3. Здоровье. Поскольку здоровье от-ражает физическое и духовное состояние личности, общества, природы, их устойчи-вость, то для полноценной жизнедеятель-ности личности, для поддержания устой-чивости общества и поддержания здоровья природы, обществу необходимо непрерыв-но и сознательно создавать и поддерживать здоровую личность, умеющую сохра-нять своё здоровье, здоровье общества и природы.

Эта подцель диктует необходимость изучать общие объективные законы приро-ды -- законы существования, биологии, физиологии, медицины, экологии, сохране-ния здоровья природы, а также необходи-мость заниматься физической культурой, всеми видами оздоровления.

4. Самоорганизованность -- орга-низованность. Чтобы правильно само-управляться и управлять, обществу необ-ходима организованная личность, умеющая выполнять функции организации и адапта-ции как по отношению к себе, так и по от-ношению к обществу и к природе.

Эта подцель служит основанием, что-бы создавать условия и находить средства, воспитывающие это качество.

5. Самодисциплина-дисциплина. Правильное самоуправление и управление требует от общества волевой личности, умеющей строить свои взаимоотношения с обществом и природой в соответствии

с объективными законами существования.

Эта подцель служит основанием для целенаправленного воспитания силы воли в соответствии с этическими и моральны-ми нормами, выработанными человечест-вом за время его существования (добро, со-весть, гуманизм), а также основанием для изучения экологии, бережного отношения к природе, соблюдению норм и правил по-ведения в обществе и природе.

Адаптивно-гомеостатические показа-тели (АГП) природы не зависят от сознания и воли человека и не формируются им. АГП природы должны быть приняты человеком как категорический императив. АГП целе-вых параметров личности и общества цели-ком находятся в руках общества. Они должны быть определены для каждого пе-риода развития человека в соответствии с объективными законами существования. Определить адаптивно-гомеостатические показатели целевых параметров социаль-ных систем «личность», «общество» -- су-перважная задача для человечества, по-скольку АГП целевых параметров личности, общества, природы -- это те нормы, правила, законы-стандар-ты, которые должны стать критериями воспитания, а значит, кри-териями нормального функционирования общества.

Очевидно, что обучение служит средством формирования, т.е. средством воспитания и образования. Это значит, что воспи-тание и обучение нельзя ставить в один ряд, как это сделано в За-коне «Об образовании».

Итак, в иерархии анализируемых понятий определяющим яв-ляется воспитание и трактуется оно как управление формирова-нием личности. Образование -- одно из составляющих процесса воспитания, цель которого -- формировать интеллект человека, общества. Обучение -- средство образования и воспитания.

Эти выводы подтверждаются последними действиями Мини-стерства образования, которое решило вернуть воспитание в шко-лу. В статье «Программа воспита-ния: итоги реализации» (НО, 2002, №2) чётко представлен соци-альный заказ государства -- воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно прини-мать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего ответственнос-тью за судьбу страны.

Разработка программы дополнительного образования также подтверждает определяющую роль воспитания. Несмотря на то что статус внешкольного дополнительного образования получила вся внеурочная деятельность (ст. 26, п. 2) и за школьниками за-креплено право свободно посещать мероприятия, не предусмот-ренные учебным планом (ст. 50, п. 16), это шаг вперёд.

Проблему необходимости воспитания (управления форми-рованием фундамента личности, соответствующего возрасту до-школьного и младшего школьного возраста) подняли учёные-пе-дагоги E.G. Гуртовой, E.G. Ермакова, М.В. Захаров, Н.Н. Свет-ловская, Н.В. Виноградова, Н.А. Федосова (см.: Начальная школа, 1995, № 1, 4). Учёные предлагают изменить взгляд на учителя младших классов. Он должен быть воспитателем детей младшего школьного возраста. Педагоги признают, что одно из важнейших требований новой начальной школы -- устранить упрощённый взгляд учителя на воспитание, важно, чтобы он осознал существенную разницу между обучением и воспитанием. Если обучение -- это главным образом передача знаний, которую можно формализовать, то воспитание невозможно вне личностных отношений, вне общения с человеком-личностью.

Традиционная начальная школа (I-III, I-IV), провозглашая развитие личности, успешно формирует знания, умения, навыки; все усилия педагогов направлены к тому, чтобы выполнить «предметные» задачи, которые доминируют над задачами развития и воспитания ребёнка. Предлагается следующая структура новой начальной школы (Н.А. Федосова):

I ступень (5, 6 -- 6, 7 лет; 1 год) выполняет функции подготовки малышей к обучению. В возрасте 5-6 лет происходит постепенное, систематическое и планомерное вхождение в обучение.

II ступень (6, 7 -- 9, 10 лет; 3 года) имеет назначение элементарного, начального обучения. Цель этой ступени достичь более высокого уровня развития ученика, его творческих способностей. При этом формирование знаний, умений, навыков выступает как средство развития и воспитания личности (курсив мой. -- Д.М.).

Обучение на II ступени начинается с целостных интегриро-ванных курсов.

III ступень (9, 11, 12 лет; 2 года) готовит учеников начальной школы к тому, чтобы перейти к основному, базовому обучению.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях