Обучение общению младших школьников как условие развития коммуникативной культуры

Обучение общению младших школьников как условие развития коммуникативной культуры

Содержание

Введение

1. Теоретические основания формирования коммуникативной культуры младших школьников

1.1 Понятие общения в психологической и педагогической теории

1.2 Роль общения в психическом развитии человека

1.3 Общая характеристика речевого развития младших школьников

1.4 Влияние стиля общения учителя на обучение общению младших школьников

2. Практическое исследование проблемы обучения общению младших школьников

2.1 Изучение особенностей общения младших школьников

2.2 Методические рекомендации по обучению общению младших школьников

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как же увлечь детей изучением языка? Ответ на этот вопрос ищут многие педагоги, так как главная задача - научить детей мыслить, рассуждать, говорить. Как говорил знаменитый ученый Д.Карнеги "единственная настоящая роскошь - роскошь человеческого общения". И действительно, настоящая роскошь - это и есть умение правильно говорить.

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [18, 256].

Я. Корчак отмечает, что "ребенок в этом мире - иностранец; он не знает название городов, направлений улиц; ему необходим гид, который вежливо ответит на все его вопросы, уважайте его незнание" [5, 158]. Поэтому ребенка нужно с младшего возраста обучать правильному общению, но в то же время, если он очень маленький уважать его незнание.

Ведь культура как спрессованный опыт тысячелетий, передаваемый и осваиваемый в процессе обучения, включает в себя и культуру общения. Те качества, которые связаны с волевой сферой, умением сдерживаться, не перебивать других в разговоре, не стремиться всегда быть первым на уроке и в игре и т.п., нельзя воспитывать в узком кругу семьи.

Чтобы научиться правилам коллективной жизни, ребенку нужен определенный социально-нравственный опыт, в котором формируются правила общения со взрослыми и сверстниками. Психологи считают отсутствие подобных умений одной из главных трудностей в обучении младших школьников [18, 250]. Названный аспект проблемы касается как "домашних" так и "детсадовских" детей, хотя, конечно в разной степени. Общительность, дружелюбие, уступчивость, сдержанность, внимательность, стремление помочь товарищу и другие необходимые для школьного обучения качества проявляются и формируются лучше всего при постоянном общении группы детей в ходе разнообразных игр под умелым руководством старших.

Если возникают постоянные конфликты с другими ребятами, нужно причины разногласий выяснять. Задача учителя и заключается в том, чтобы как можно раньше обратить внимание родителей на важность всех этих вопросов, помочь им конкретными советами.

Обучение общению младших школьников является условием развития коммуникативной культуры в современной педагогической теории и практике учебно-воспитательной работы. Об этом свидетельствуют работы таких авторов, как И.Ф.Исаев, Г.М. Коджаспирова, В.А.Сластёнин, Е.И.Рогов, С.А. Смирнов, А.Н.Сухов, Е.Н. Шиянов. Актуальность проблемы предопределяет цель данного исследования.

Цель исследования - раскрыть сущность общения как психологической категории, вида деятельности и части базовой культуры личности, показать необходимость обучения младших школьников общению как одного из условий развития коммуникативной культуры.

Объектом является процесс обучения общению младших школьников.

Предметом выступают методы, приемы и средства обучения общению школьников.

Гипотеза: обучение общению является условием развития коммуникативной культуры, если:

- обучение направлено на развитие коммуникативной культуры;

- используются необходимые для развития коммуникативной культуры формы, методы и приемы в обучении общению;

- содержание обучения общению соответствует возрастным особенностям учащихся.

Задачи исследования: - раскрыть сущность общения;

- теоретически обосновать понятие коммуникативной культуры;

- изучить подходы к проблеме обучения общению;

- показать влияние общения на развитие коммуникативной культуры.

Методы: теоретического анализа, реферирование, опрос, обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение.

Базой исследования выступает Муниципальное образовательное учреждение "СОШ №1 г.Валуйки", в роли испытуемых - учащиеся 3 "А" и 1 "А" классов.

Теоретическая значимость: изучены и обобщены различные подходы к рассмотрению процесса обучения общению; показан процесс обучения общению как условие развития коммуникативной культуры; дана характеристика приемов, методов и средств, используемых в обучении общению; выделены психолого-педагогические условия развития коммуникативной культуры.

Практическая значимость: изучен опыт учителя по организации и обучению общения младших школьников; разработаны методические рекомендации, которые могут применяться для организации работы по обучению общению младших школьников.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Теоретические основания формирования коммуникативной культуры младших школьников

1.1 Понятие общения в психологической и педагогической теории

Проблема слова, речи, искусства воздействия говорящего на слушателей имеет давнюю, насчитывающую более двадцати столетий историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных задач говорящего: "что сказать, где сказать, и как сказать" [19, 81]. В то же время общение - совсем молодая проблема ХХ столетия. Если в Древней Греции и в Древнем Риме ораторское искусство изучалось в рамках риторики, эвристики и диалектики, то в наши дни проблема речевого общения, в частности педагогического, изучается уже с точки зрения целого ряда наук: философии, социальной и общей психологии, педагогики и педагогической психологии.

Речевое общение широко исследуется во всем мире, например, в США более 30 тысяч научных работников занимаются этой проблемой. Созданы специальные центры изучения общения (Центр Карнеги). В отечественной психологии обычно выделяют следующие периоды разработки названой проблемы:

1.Исследования В.М. Бехтерева - он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека, о влиянии группы на включенного в нее индивида.

2. До 70-х годов прошлого века в разработке проблемы общения преобладал теоретико-философский подход. Понятие общение использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека, социализация личности.

3.В 70-е годы ХХ века общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования. Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии.

До сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия "общение", его форм и механизмов. Исследователи по-разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, предлагая разные подходы к его изучению: коммуникативно-информационные, деятельностные и др.

Деятельность - фактор развития личности, активная форма отношения субъекта к объекту. Если объектом действительности выступает другой субъект, то данную деятельность называют общением, а форму ее выстраивания - поведением.

Виды деятельности (познавательная, трудовая, художественная и др.), помимо общения, всегда имеют своим результатом непосредственный продукт: выученные стихи, вымытый пол и др. Поэтому эти виды деятельности принято называть предметной деятельностью. Общению не сопутствует предметный результат. Ценность общения в самом общении, в том исключительном удовлетворении, которое доставляет взаимное транслирование "Я" двух субъектов: обменяться улыбками, высказать мнение, выслушать впечатление другого. Общение наличествует там, где присутствует два "Я" как минимум и где происходит свободное взаимное транслирование этих разных "Я". Но нет общения там, где одно "Я" подавляет другое, выявляет свое мнение, свои переживания, утверждает свою волю в ущерб личности другого субъекта.

Общение - особый вид деятельности, оно сопровождает все разновидности ее, оно пронизывает деятельность прямо или опосредованно (читая книгу, мы общаемся с ее автором). По этому, если педагогу не удается правильно наладить общение с детьми, или одного ребенка не получилось общение с другим, то крайне редко предметная деятельность окажется плодотворной.

Начиная с рождения, человек живет среди других людей. Сначала в младенческом возрасте, круг его общения довольно узок - это близкие взрослые, которых он хорошо знает. Затем в его жизни появляются менее знакомые люди и сверстники. Это тоже происходит довольно рано - некоторые психологи считают, что уже на втором году жизни можно отметить первые признаки общения между детьми. Чем старше становится человек, тем шире круг его общения, тем разнообразнее его контакты.

Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивался человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание.

Существует много определений общения. Например, общение - это взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или оценочного характера; или общение - это намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера.

По словарю С.И.Ожегова, общение - взаимные сношения, деловая или дружеская связь [12, 315].

Общающийся человек называется субъектом общения. При этом, очевидно, что общение как психологический процесс помимо субъекта общения предполагает, как минимум, еще одного или нескольких людей, которые являются его партнерами по общению /коммуникантами/. Понятно также, что каждый из партнеров по общению, в свою очередь, также является субъектом общения. Следовательно, в общении всегда участвуют двое или более субъектов.

Таким образом, коммуникация - процесс обеспечения взаимопонимания людей [4,180]. Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью.

Общение представляет собой процесс, в котором могут быть выделены следующие его стороны, или функции:

-коммуникация (обмен информацией);

-интеракция (обмен действиями);

-социальная перцепция (восприятие людьми друг друга).

Функции общения дают представление о том, что конкретно происходит в процессе общения между людьми. Коммуникативная сторона общения отражает процессы обмена информацией между общающимися людьми. При этом отдельный акт передачи информации от одного партнёра другому и её приёма называется коммуникативным актом.

В зависимости от разных критериев классификации коммуникативных актов выделяют следующие типы:

-по содержанию: производственные, практически-бытовые, межличностно-семейные, научно-теоретические;

- по форме контактирования: прямые, опосредованные. Например, переписка является опосредованной формой контактирования коммуникантов, а личная беседа -- прямой формой контактирования;

-по типу связи: однонаправленные, двунаправленные;

-по степени взаимосоответствия коммуникантов: высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная, отрицательная;

- по результатам: от негативного через нулевой к позитивному. Интеракция помимо обмена информацией предполагает также обмен определёнными действиями между партнёрами по общению. В процессах восприятия друг друга партнёрами по общению (перцептивная сторона общения) фиксируются отношение людей друг к другу, их взаимное влияние друг на друга, их сопереживание и взаимопонимание.

Наиболее адекватно отражает природу общения определение, рассматривающее его как "сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга" [8, 258]. С этим перекликается определение, согласно которому "общение - это сложнейшее переплетение отношений обращающихся друг к другу, к совместной деятельности и ее результатам, и к самим себе, и одновременно яркий показатель умения общающихся понять и объективно оценить друг друга"[12, 96].

Из рассмотренного можно сделать вывод: элементарной функцией общения является достижение взаимопонимания, причём для начала на самом внешнем, предварительном, формальном уровне.

Следующим узловым моментом любого общения является знание стадий общения.

Первая стадия - ориентировка в окружающих условиях. Выбор места встречи, расположения людей, дистанции взаимодействия - пространственная ориентировка. Не менее важна ориентировка во времени (когда назначить общение, сколько времени выделить на общение) и социальная ориентировка (каковы взгляды и ценности участников общения, какую психологическую дистанцию занять при общении, каковы могут быть цели общения).

Вторая стадия - привлечение внимания собеседников. Внимание ребёнка возбуждается простым, интересным и близким к тому, что он переживал или испытывал.

Третья стадия - поиск совместимости собеседников по объёму общения (кто и сколько говорит), по темпам общения (частота слов, быстрота смены тем, мыслей, образов), по настроению, по позициям и дистанциям общения.

Здесь учитель должен обладать следующим рядом педагогических умений. Преподаватель должен владеть приемами, позволяющими поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные - создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению, а также приемами, которые способствуют достижению высокого уровня общения. К ним относятся:

-умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;

-способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);

-умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферу доверия в общении с другим человеком;

-владение приемами риторики;

-использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;

-преобладание демократического стиля в процессе преподавания, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

Напряженность прежней стадии сменяется расслабленностью. На этой фазе путём выжидания и маневрирования идёт поиск согласия. Это подготовительные стадии. На четвёртой стадии идёт обмен и оценка фактов, идёт поиск общей, совпадающей точки зрения, обнаружение приемлемой для обеих сторон темы общения. Пробуждается взаимный интерес. Идёт демонстрация ожидаемых собеседником черт личности, своих привычек, мнений, настроений.

На пятой стадии возникает проблемная ситуация, конфликт, столкновение мнений. У собеседников появляется желание решения. Это в высшей степени творческое взаимодействие, поиск нового взгляда, решения, не существующего ни у одного из собеседников.

На шестой стадии собеседники принимают решение на основе разработок пятой стадии. Намечается совместный план реализации найденного решения, происходит фиксация результата общения, собеседники выходят из контакта.

Таким образом, зная стадии общения, учитель может прогнозировать результаты взаимодействия.

В процессе взаимодействия учитель получает от ребенка обратную связь, и сам дает её. Какими средствами общения он пользуется? Субъект общения может просто сказать о своей реакции, о своем впечатлении или чувстве. Общение, когда люди обмениваются информацией с помощью слов, называется вербальным. Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует человеческую речь. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа - лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл общения. Благодаря ей осуществляется кодирование и декодирование информации. Посредством речи не просто "движется" информация, но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют и убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, в свою очередь обязательно дополняемое употреблением других, неречевых знаковых систем. По этому коммуникативный процесс оказывается не полным, если происходит отвлечение от невербальных его средств.

Довольно часто в общении используются и другие средства, которые передают нашему партнеру по общению определенную информацию, наше переживание или впечатление иногда более ярко, чем слова. В наибольшей степени это относится именно к эмоциям и переживаниям. Такие средства общения, которые позволяют партнерам осуществлять обмен информацией без использования слов, называются невербальными. Определенное выражение лица, поворот головы, движение, манера поведения, взгляд, подмигивание могут сообщить очень много информации о состоянии партнера. Невербальные средства общения относятся к "языку тела", который присутствует в любом человеческом общении. Невербальное общение, как правило, сопровождает вербальное и дополняет его. При этом используется не только "язык тела", но и такие невербальные, но сопровождающие речь средства, как интонации, паузы, повышение и понижение тона, громкость.

Таким образом, чтобы получить наиболее полную информацию о состоянии ребенка, необходимо обращать внимание на невербальные составляющие его поведения в процессе взаимодействия. Наблюдая, учитель смотрит на ребенка и слушает его, отмечая интонацию, выражение лица, жесты. Эти невербальные (молчаливые) особенности поведения детей очень важны для наблюдателя, который хочет проникнуть во внутренний мир ребенка. Именно понимание ребенка, его состояния, уровня развития, настроения, его желаний и общих устремлений дает нам возможность построить процесс общения с ним таким образом, чтобы оно способствовало его развитию.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать