Обучение школьников действиям в ЧС локального характера
p align="left">При изучении опасных ситуаций криминогенного характера рассматриваются вопросы: как уберечь себя от преступлений; как защитить свой дом; криминальные ситуации на улице и в общественных местах.

Учащиеся отрабатывают правила предотвращения проникновения преступников в жилище, поведение в ситуациях: «если ты дома один»; если дверь квартиры кто-то пытается открыть снаружи; если квартиру ограбили, когда никого не было дома; опасностей, возникающих при позднем возвращении домой; если пристали незнакомые люди; на прогулке; при угрозе террористического акта.

При изучении темы активного отдыха на природе и безопасности изучаются экстремальные ситуации в природных условиях, меры безопасности при подготовке к турпоходу, путешествию по незнакомым местам, вводится понятие «акклиматизация» в условиях жаркого климата, горной местности, на Севере.

Учащиеся знакомятся с правилами обеспечения безопасности на природе во время угрозы, при купании в незнакомом водоёме.

При изучении темы автономного существования человека в природных условиях изучаются вопросы «выживания» человека в борьбе в вилами природы.

Учащиеся усваивают правила ориентирования на местности, оборудования временного укрытия, разведение костра, рекомендации добывания воды, пищи и её приготовления в ситуациях потери ориентировки (если человек отстал от группы).

2 Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера

2.1 Формы методы обучения школьников ЧС локального характера

Учителям ОБЖ в особенности нужно обратить внимание на адаптацию учеников 5 класса. Осуществляя образовательный процесс в 5 классе, необходимо относится бережно к учащимся, не забывать, что это вчерашние ученики начальной школы, вводить больше игровых моментов, смену видов деятельности.

Для развития познавательной деятельности необходимо использование для познания учащимися окружающего мира методы наблюдения, измерения, опыта, эксперимента, моделирования и др., способствующих определению структуры объекта познания, поиску и выделению значимых функциональных связей и отношений между частями целого, развитию умений разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи.

Метод проблемного изложения способствует развитию у учащихся навыков определения адекватных способов решения ситуационной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинирования известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, а также развитию умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

Использование практических и лабораторных работ, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности, выполнение несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ, способствует творческому решению учебных и практических задач, развитию умений мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения проблемы.

Включение учащихся в игровую деятельность способствует адекватному восприятию устной речи и развитию способности передавать информацию в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью задания игрового сюжета, владеть монологической и диалогической речью, уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), уметь перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

Задания для самостоятельной организации учебной деятельности способствуют развитию умений ставить цели, планировать, определять оптимальное соотношение цели и средств; овладению навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий; поиску и устранению причин возникших трудностей; оцениванию своих учебных достижений, поведения, своего физического и эмоционального состояния; соблюдению норм поведения в окружающей среде.

Применение методов группового взаимодействия способствует овладению умениями совместной деятельности: согласованию и координации деятельности с другими ее участниками; объективному оцениванию своего вклада в решение общих задач коллектива; учету особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.); оцениванию своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; использованию своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Учитывая особенности младшего подросткового периода и содержание изучаемых тем (ЧС локального характера), для достижения эффективности организации образовательного процесса необходимо:

- традиционный комбинированный урок проводить с использованием частой смены активной деятельности учащихся, большого количества иллюстративного материала;

- широко применять словесные методы обучения - рассказ, объяснение, беседу в сочетании с видеопоказом, демонстрацией, практической и самостоятельной работой учащихся с натуральными (образцы аварийно-спасательного инструмента и оборудования, средства индивидуальной защиты, приборы радиационной и химической разведки, средства пожаротушения и первой медицинской помощи) и изобразительными (макеты аварийно-спасательных инструментов и оборудования, а также макеты местности, зданий и муляжи) средствами обучения, картой, учебником, дополнительной литературой по теме;

- предпочтение отдавать частично-поисковым, исследовательским методам обучения, стимулирующим познавательный интерес к предмету, творческую активность, самостоятельность, развитие общеучебных (работа с текстом, анализ, синтез, обобщение, классификация, рефлексия) и специальных умений и навыков (соблюдать нормы безопасного поведения в повседневной жизни, умений не допустить возникновение опасной ситуации, при возникновении - правильно действовать);

- объяснение нового материала осуществлять с опорой на витагенный опыт и витагенную информацию, имеющуюся у учащихся по рассматриваемым вопросам, актуализируя полученные ранее знания для их углубления, расширения и систематизации;

- закрепление теоретических знаний и развитие умений и навыков обеспечения личной безопасности в повседневной жизни осуществлять в нетрадиционных формах - при проведении экскурсий, сюжетных и ролевых игр, посредством решения ситуационных задач, проведения соревнований, презентаций учебных проектов и т.д.;

- домашнее задание производить не с позиций «прочитать., выучить., рассказать.», а посредством исключения учащихся в творческое решение учебных и практических задач, связанных с повседневной жизнью (решение ситуационных задач; составление кроссвордов, моделей, алгоритмов действий; выполнение творческих работ; несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ; ведение дневника наблюдений и т.д.);

- использовать внеурочное время для закрепления учебного материала по обеспечению безопасности в повседневной жизни при подготовке и участии обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов, в туристических походах, слетах и соревнованиях.

2.2 Организация практических занятий, внеклассной работы и требования к рабочему кабинету

Важное место при изучении «Основ безопасности жизнедеятельности» занимает отработка практических навыков самозащиты и оказания помощи окружающим людям.

Часы, отведенные на практические занятия, учитель использует в зависимости от результатов усвоения учащимися содержания конкретных тем. Практические занятия могут быть организованы в виде викторин, экскурсий, тренингов на специально оборудованных площадках и объектах, в форме моделирования ситуаций, ролевых и ситуационных игр, рисования схем, упражнений и т.д.

Подготовку школьников по вопросам основ безопасности жизнедеятельности рекомендуется осуществлять в форме инструктажа (специальных занятий) перед началом всех видов деятельности: при трудовой и профессиональной подготовке в общеобразовательных учреждениях, организации общественно полезного труда, а также во время экскурсий, походов, спортивных соревнований, кружковых занятий и других видов внеклассной и внешкольной деятельности. В течение учебного года желательно провести объектовую тренировку для подготовки учащихся и персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера в соответствии с планом по гражданской обороне учебного заведения и с учетом местных условий.

Общеобразовательные учреждения обладают широкими возможностями для формирования знаний и умений учащихся по вопросам безопасности жизнедеятельности. Они заложены как в содержании курса, при изучении которого школьники получают сведения о существующих в мире техногенных, природных, социальных опасностях, так и в организационно-воспитательных формах внеклассной деятельности.

Во внеклассной работе с учащимися следует шире практиковать проведение встреч со специалистами МЧС, ГАИ, медицинскими работниками.

Изучение материала, требующего больших затрат времени, может быть завершено на занятиях с отрядами юных спасателей, юных инспекторов дорожного движения.

Эффективными итоговыми массовыми формами организации внеклассной деятельности учащихся могут быть конкурсы и олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности.

Для выполнения программы в каждом общеобразовательном учреждении может быть оборудован кабинет по основам безопасности жизнедеятельности (далее - кабинет ОБЖ), совмещенный с кабинетом допризывной и медицинской подготовки. Важно иметь примыкающее к нему помещение для хранения имущества - лаборантскую комнату.

Кабинет ОБЖ рекомендуется оснастить макетами для отработки практических вопросов занятий (могут быть изготовлены учащимися в школьных кружках), стендами, техническими средствами обучения, витриной с образцами средств индивидуальной и коллективной защиты, приборами радиационной и химической разведки, учебно-методической литературой.

Для повышения эффективности проведения занятий в кабинете ОБЖ целесообразно иметь следующие макеты:

макет местности - должен воспроизводить месторасположение учебного заведения со всеми прилегающими к нему дорогами, перекрестками, водоемами, предприятиями, в первую очередь - использующими в своем производстве аварийно химически опасные вещества (СДЯВ);

макет современного жилища - должен моделировать жилое помещение со всеми узлами и системами жизнеобеспечения.

При разработке эскизов стендов для кабинета ОБЖ необходимо придерживаться следующего их перечня и содержания: «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи», «Основы здорового образа жизни человека и его безопасности», «Чрезвычайные ситуации локального характера в городе (в местах проживания и передвижения)», «Гражданская оборона», «Средства индивидуальной и коллективной защиты», «Терроризм - угроза обществу», «Клуб юных спасателей-пожарных», «Основные правила безопасного поведения на улице и дорогах». При оформлении названных стендов могут быть использованы материалы, брошюры и плакаты.

Для более качественного усвоения учащимися материала возможно использование технических средств обучения: персональный компьютер, телевизор, видеомагнитофон и др.

Витрины целесообразно размещать вдоль стен и делать открывающимися, чтобы при необходимости их экспонаты могли послужить наглядными пособиями. Оптимальный набор экспонатов в витринах следующий:

современные приборы радиационной и химической разведки;

средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы, респираторы) и кожи (защитный костюм Л_1 и ОЗК);

средства медицинской зашиты и профилактики (аптечка индивидуальная АИ_2, индивидуальный противохимический пакет ИПП_8, противопылевые тканевые маски, ватно-марлевые повязки, кровоостанавливающие резиновые жгуты и т.д.);

средства пожаротушения;

предметы спасательного снаряжения (спасательные жилеты, спусковые устройства и «карабины», образцы вязки узлов, компасы и т.д.);

гербарий ядовитых и полезных (лечебных) растений.

Подшивки журналов «Служба спасения 01», «Здаровы лад жыцця», газеты «Юный спасатель» рекомендуется размещать так, чтобы они были доступны для всех учащихся - на журнальном столике или книжной полке. Здесь же должны находиться брошюры и пособия по тематике учебного предмета.

В общеобразовательном учреждении могут быть разработаны и изготовлены учащимися в школьных кружках и клубах юных спасателей-пожарных собственные иллюстративные материалы.

Для проведения мероприятий, связанных с патриотическим воспитанием молодежи, каждому учреждению образования рекомендуется оборудовать уголок, где будут размещаться экспонаты и информация о работе спасателей, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уголок целесообразно создать из семи разделов: «Кто и как оповестит», «Если стихийное бедствие…», «Это может случиться», «Как поступить», «Помощь пострадавшим», «Защита», «Наша гражданская оборона».

3 Внеклассное мероприятие по ОБЖ для младших школьников

Тема: Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера.

Цели: обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных cитуациях, научить предотвращать эти ситуации.

Предварительная подготовка:

Команды заранее выбирают себе название и капитана. Дети разучивают частушки, готовят инсценировку стихотворения. Конкурсные задания помещаются на лепестках «Цветика семицветика» так, чтобы участники их не видели. Конкурс начинается с представления команд-участниц. Первым начинает открывать лепестки с заданием капитан той команды, которая первой отгадает загадку.

Ход занятия:

Вот мы и познакомились с командами. А сейчас давайте, определим, какой конкурс будет первым. Для этого мне нужны капитаны команд. Kтo из вас первым отгадает загадку, тот и сорвет с волшебного цветка лепесток. Загадка.

Чтo на свете всего дороже? (Здоровье)

Да, сегодня речь пойдёт о здоровье, и обо всём, чтo так или иначе с ним связано; о профилактике несчастных случаев. Итак, наш конкурс объявляю открытым!

Безопасность дома.

Командам раздаются рисунки, на которых изображена общая комната в квартире.

Задание: в течение 3 минут отыскать на рисунке комнаты все случаи нарушения правил безопасности.

Ответы.

1. Включенный утюг без присмотра.

2. Белье висит очень близко к обогревателю.

3. Лампа накрыта тканью.

4. Спички близко к огню.

5. Кабель поврежден.

6. Розетка перегружена.

7. Кабель проходит под ковром.

Не всякий встречный друг сердечный.

Игра «Крестики-нолики»

А сейчас мы вспомним как надо вести себя с незнакомыми людьми. На доске игровое поле. Игрок достает и читает вопрос. Если он правильно ответил на вопрос, то ставит свой знак в клеточку, а если неправильно - знак противника.

Разыгрывается право первого хода.

Вопросы для игрового поля.

1. На улице к тебе обратился незнакомец и сказал, что твоя мама прислала его за тобой. Как ты поступишь?

2. Если к тебе обратился незнакомый человек, как ты будешь с ним разговаривать?

3. Если около тебя затормозила машина, и тебя приглашают поехать на съемки какого-либо фильма. Твои действия.

4. Если незнакомый человек взял тебя за руку и пытается увести с собой, что ты будешь делать?

5. Опиши как выглядят современные злодеи.

6. Назовите самые опасные места во дворе.

7. Если к тебе подошли незнакомцы и спрашивают, как найти улицу или дом, что ты будешь делать?

8. Звонят в дверь и говорят «Телеграмма. Нужно расписаться». Что ты сделаешь?

9. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Как вы поступите?

Литературная викторина.

Ребята, вы знаете много сказок: автoрских и русских народных. Но сейчас вам надо вспомнить сказки, где нарушение ОБЖ привело к печальным последствиям. Объяснить почему. На это задание командам дается 2 минуты, после чего капитаны отвечают.

Ответы.

1. «Колобок» (доверие к незнакомцам)

2. «Волк и семеро козлят» (не открытый дверь чужим)

3. «Снежная королева» (нельзя цеплять сани за впереди идущий транспорт)

4. «Сестрица Аленушка и братец Ивaнyшка» (слушай старших)

5. «Гуси-лебеди» (слушай старших)

Дополнительные вопросы:

1. Какой сказочный персонаж нарушил сразу 2 заповеди ОБЖ, о которых ему, кстати, напоминала мама: идти по знакомой тропинке, никуда не сворачивать; не вступать в разговоры с посторонними.

2. Kтo из сказочных героев совершил сразу несколько ошибок, невозможных для разведчиков и знатоков ОБЖ: зашел в чужой дом, сидел там, ел из чужой посуды, спал на чужой постели?

3. Какой сказочный герой свернул с прямой дороги в школу и остался необразованным?

Оказание первой медицинской помощи.

Случаются такие ситуации, когда человеку срочно надо оказать медицинскую помощь, от этого зависит состояние его здоровья в настоящем и будущем. Мы сможем это сделать? Конечно, окажем первую медицинскую помощь. Пострадавшие - члены команды.

Каждой команде выдается «Аптечка»: бинт, вата, йод, кипячёная вода, ножницы. За 1 минуту участники должны оказать пострадавшему помощь. Жюри осматривает пострадавшего и подводит итог.

На реке родной не будь дурной.

На столе в беспорядке лежат: лыжная палка, солнцезащитные очки, веревка, зонт, деревянная палка, маска и трубка для плавания, грелка, надувной круг.

- Какие вещи вы взяли бы с собой при переходе через реку по льду?

Представитель от каждой команды должен выбрать только один предмет и объяснить почему.

Жюри подводит итоги. Церемония награждения.

Самое главное, ребята, чтобы вы поняли, что многие несчастные случаи можно предотвратить, соблюдая самые элементарные правила безопасности.

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

Заключение

В 1 главе данной курсовой работы были представлены общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Во 2 главе были описаны рекомендации по методике обучения школьников правилам поведения при пожарах. В третьей главе были приведены рекомендации правилам пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ.

Для написания курсовой работы я проделал следующее:

1) рассмотрел, что такое чрезвычайная ситуация;

2) предоставил классификацию чрезвычайных ситуаций;

3) изучил понятие чрезвычайная ситуация локального характера;

4) дал рекомендации по обучению школьников разных классов правилам поведения при пожарах;

5) изучил требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ.

Цель достигнута, задачи решены, в результате можно сделать следующий вывод:

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций целесообразно первоначально разделить на конфликтные и бесконфликтные.

Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам - масштабу распространения, темпу развития и природе происхождения.

Локальные чрезвычайные ситуации не выходят территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы или квартиры. К локальным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.

Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.

Основными целями являются:

- усвоение учащимися знаний о ЧС природного, техногенного характера, о безопасном поведении человека при их возникновении;

- развитие учений, черт личности необходимых при возникновении ЧС;

- воспитание (ценностного отношения к собственному здоровью и жизни, а также здоровью и жизни окружающих).

Содержание включает в себя: изучение ЧС природного характера, возможные последствия и системы защиты. Общие понятия о ЧС техногенного характера, их классификацию по типам и видам, изучение потенциально опасных объектов, организация защиты от ЧС техногенного происхождения.

К организационным формам можно отнести: экскурсии, ролевые игры, лекции, семинары, дебаты, практические и лабораторные работы.

К методам обучения относятся:

- словесные (лекции, рассказ, объяснение, диалог);

- практические (лабораторные и практические работы, выполнение упражнений и задач);

- наглядные (схемы, модели, учебные фильмы);

- поисковый и исследовательский (презентации, учебные проекты, рефераты);

- диагностические (тесты, контрольные работы, опрос, педагогические наблюдения).

Нетрадиционное проведение уроков, использование игр: игра - рассказчик, окажи посильную помощь, туристический слет.

Список использованных источников

1 Аношина, Т.С. Готовые экзаменационные ответы, ОБЖ, 9 класс [Текст] / Т.С. Аношина - Санкт - Петербург, Издательский центр «Тригон», 2003. - 160 с. - ISBN 5-94684-097-5.

2 Акимова Л.А, Лутовина Е.Е. Теория и методика обучения ОБЖ в школе. [Текст]

3 Лекции для проведения занятии [Электронный ресурс] // - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.kchs.tomsk.gov.ru/umc/lekzia.htm.

4 Литвинов, Е.Н. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, С.В. Петров - Москва, Издательский центр «АСТ - ЛТД», 1998. - 160 с. - ISBN 5-15-000348-4.

5 О примерной программе и тематическом поурочном планировании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс] / С. Степанов // - Электрон. дан. - Режим доступа: http://orlova-rostov.narod.ru/Dsw/probj5-9kl.doc.

6 Примерная программа по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности» [Электронный ресурс] / ОБЖ // - Электрон. дан. - Режим доступа: http://trofimoff.21412s01.edusite.ru/p12aa1.html.

8 Программа первоначальной подготовки спасателей [Электронный ресурс] / И. Невинная // - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.extremum.spb.ru/data1/extremum/ex.nsf/pages/4.

Приложение А

Классификация ЧС по масштабам

Наименование ЧС

Количество пострадавших человек

Нарушены условия жизнедеятельности (человек)

Размер материального ущерба, (мрот) мин. размер оплаты труда

Границы зон распространения поражающего фактора (ПФ)

Кто, какими силами и средствами осуществляет ликвидацию ЧС

1

Локальные

Менее 10

> 100

1000

Зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производства. Или социального назначения

Силами и средствами организации (предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно правовой формы)

2

Местные

11 - 50

101 - 300

1001 - 5000

Зона ЧС не выходит за пределы нас. пункта, города, района

Силами и сред. органов местного самоуправления

3

Территориальные

51 - 500

301 - 500

5001 - 0,5 млн.

В пределах субъекта РФ

Силами и сред. органов испол. власти субъекта РФ

4

Региональные

51 - 500

501 - 1000

0,5 млн. - 5 млн.

В пределах двух субъектов РФ

Силами и сред. органов исполнит. власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС

5

Федеральные

Более 500

> 1000

более 5 млн.

Зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов РФ

Силами и сред. органов исполнит. власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС

6

Трансграничные

ПФ ЧС выходят за пределы РФ, либо ЧС за рубежом затрагивает территорию РФ

Ликвидация ЧС осуществляется по решению правительства РФ в соответствии с нормами международного права и межд. договорами РФ

Приложение Б

Самые опасные заболевания

Заболевание

Способ распространения

Скрытый период (сутки)

Продолжительность потери работоспособности (сутки)

Смертность без лечения

Чума

Распыление в воздухе; заражение воды, пищи, предметов домашнего обихода; искусственное заражение переносчиков.

3

7 - 14 (при бубонной форме)

100 (при легочной и септических формах)

Туляремия

То же

3 - 6

40 - 60

5 - 8 до 30

Сибирская язва

Распыление спор в воздухе

2 - 3

7 - 14

До 100 (при легочно-кишечной форме)

САП

То же

3

20 - 30 (при острой форме)

90 - 100

Мелиоидоз

То же

1 - 5

4 - 20 (при острой форме)

95 - 100

Холера

То же

3

5 - 30

10 - 80

Приложение В

Тематический план по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов

5 класс - 35 часов; 6 класс - 35 часов; 7 класс - 35 часов;

8 класс - 35 часов; 9 класс - 35 часов.

ИТОГО: 5-9 классы - 175 часов

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

1

2

3

4

5

6

I

Основы безопасности личности, общества и государства

22

26

28

35

17

1.

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

12

6

3

6

-

2.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

-

10

-

-

6

3.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, обеспечение безопасности населения

-

-

16

12

-

4.

Современный комплекс проблем безопасности

-

-

-

2

2

5.

Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

10

10

9

15

9

II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

13

9

7

-

18

6.

Основы здорового образа жизни

7

3

2

-

7

7.

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

6

6

5

-

11

ИТОГО:

35

35

35

35

35

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать