Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
/b>

По итогам данной таблицы, мы можем сделать следующее заключение: на высоком уровне развития изобразительного творчества находятся 2 ребенка (Кибкало С. и Панкратов С.), на среднем - 3 ребенка (Магнолин Е., Анатоленко Л., Васильева К.), на низком уровне не оказалось никого.

Кибкало Сергей выполнил очень качественную работу, рисовал красками и использовал нетрадиционные техники изображения. Почти по всем критериям он показал очень высокий уровень.

Панкратов Саша удивил качеством и оригинальностью своей работы
и, сравнивая его предыдущие результаты, мы увидели - изначально находясь на среднем уровне развития изобразительного творчества, ребенок переместился на высокий. Повысился уровень самостоятельности в выборе замысла у этого ребенка, а также интерес к деятельности сохранялся на протяжении всего процесса работы, к содержанию добавлялись новые элементы.

Магнолин Егор перешел от мрачных цветов
в своих рисунках к более ярким и «позитивным» и хотя шаблонность в его работе все же присутствует, он стал уходить от старых приемов, используя новые (раньше ребенок не любил рисовать краски, теперь он не только использует их везде, но и учится смешивать и получать новые цвета.

Васильева Ксения также перестала заглядывать в рисунки подруги по парте, а стала рисовать и придумывать содержание сама и хотя не все еще получается, как сама она говорит: «Я стараюсь».

Анатоленко Лена
перестала бросать работу, если она не получилась. Она не отказывается от темы задуманного, а продолжает рисовать (она хотела нарисовать котенка, однако он у нее не получился, она его не дорисовала, а обогатила рисунок новым содержанием - нарисовала цветочную клумбу с разными цветами).

Сравнительной анализ контрольного и констатирующего этапов эксперимента представлен на диаграмме 1, из которой виден существенный прогресс, который произошел за короткие три месяца, когда дети занимались дизайн деятельностью.

Из данной диаграммы мы видим,
что у каждого ребенка повысился уровень изобразительного творчества по сравнению с предыдущим.

Таким образом,
мы можем также сказать, что в результате занятий по детскому дизайну (что подтвердил опрос среди педагогов и родителей) дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность. Творческая активность проявилась также в способности планировать свою работу. Дети научились замысливать образ, искать средства их воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. Все чаще в высказываниях детей стало звучать местоимение «Я»: «Я нарисую так…, Я сделаю это по-своему…, Я думаю…, Я видел…, Я чувствую…, Я могу…». Это говорит о том, что дети научились открывать, творить для себя мир и себя в своем мире.

У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из природных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды, костюмов, обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры.

Заключение

Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и
свободно мыслящей - постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.

Поэтому в
своей работе мы обратились к этой новой на сегодняшний день деятельности - детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию изобразительного творчества.

В ходе нашего исследования нами была поставлена цель: определить возможность обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью развития детского изобразительного творчества, а также разработка программы «Юный дизайнер» направленной на развитие изобразительного творчества.

В теоретической части нашей работы мы рассмотрели понятие детского изобразительного творчества, его виды, критерии и уровни
развития, а также определили понятие детского дизайна, его типы и виды, проблему обучения этой деятельности детей дошкольного возраста и организацию занятий по дизайн-деятельности.

В экспериментальной части
исследования осуществлялась проверка выдвинутой нами гипотезы о том, что обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью развития детского изобразительного творчества будет эффективным при соблюдении определенных требований.

На первом констатирующем этапе эксперимента мы выявили у детей старшей группы исходный уровень развития изобразительного творчества. На втором этапе мы проводили формирующий эксперимент, апробируя нашу программу «Юный дизайнер». Целью данного этапа было развитие изобразительного творчества у детей средством занятий по дизайн-деятельности. С детьми проводились занятия, а параллельно велась работа с родителями (проводились консультации по организации занятий по детскому дизайну дома, а также объяснялась важность выполнения детьми домашних заданий и необходимость сохранения работ детей в целости).

По окончании формирующего эксперимента, мы провели контрольный эксперимент, целью которого было: выявить итоговый уровень развития изобразительного творчества у детей. Результат эксперимента показал серьезный прогресс в развитии уровня самостоятельности детей при выполнении заданий, работы детей стали более оригинальными и интересными, повысился интерес
к изобразительной деятельности, а к занятиям по дизайну особенно, дети стали использовать свои навыки дома и в саду в других видах деятельности.

Таким образом, результаты эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу и доказали, что старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами, а в результате занятий этой деятельностью повышается изобразительное творчество. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, помогая друг другу, с помощью педагога, они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры.

Список литературы

1.
Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства// Художественное творчество: Сборник, 1982, С. 236-242.

2. Антонова С.И. Весь мир в букете//Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2003. - № 6. - С. 45.

3. Валиулина Е.А. Создаем развивающую среду своими руками. http://www.dou.ru/new/make_eviroment.shtml.

4.
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 1998. - 272 с.

5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 344 с.

6. Катханова Ю.Ф. Дизайн: Учебное пособие для младших школьников: ВЛАДОС, 1994. - 48 с.

7.
Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - С.

8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с., ил.

9. Конышева Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе// Начальная школа. -2006. - № 5. - С. 26-30.

10. Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы: Художественный труд (основы дизайнобразования)// Начальная школа. - 1998. - № 10. - С. 20-31.

11. Кузнецова О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников. http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=419196.

12.
Лыкова И. Чудо-писанки - шедевры миниатюрной живописи// Дошкольное воспитание. - 2007. - № 3. - С. 46-52.

13. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03. 08 «Дошкольное воспитание»/ Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 256 с., ил.

14. Пантелеев Г. Детский дизайн// дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 26-30.

15. Пантелеев Г. Детский дизайн. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. - 192 с., ил.

16.
Пантелеев Г.О детском дизайне// Дошкольное воспитание. - 1997. - № 11. - С. 55-60.

17. Парамонова Т. Лоскутный стиль// Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2006. - № 3. - С. 34-36.

18.
Прокофьева Э. Психология детского творчества. prokofieva@beep.ru.

19.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Под. ред. Т.И. Ерофеевой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 344 с.

20. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и псхология (дошк.)»/ В. Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 255 с.

21.
Швайко Г.С. Совет педагогов: Детский дизайн на занятиях по изобразительной деятельности// Ребенок в детском саду. - 2004. - № 1. - С. 24-29.

22.
Широкова С. Ландшафтный дизайн в ДОУ// Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2006. - № 4. - С. 46.

23.
Ярыгина А. Графический дизайн// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - С. 35-41.

24.
Ярыгина А. Дети и графическая сценография// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11. - С. 24-30.

25.
Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 2. - С. 65-71.

Конспект консультации для родителей «Детский дизайн в семье»

Уважаемые родители!

Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на тему нашей консультации. Мы, обучая детей элементам дизайна на занятиях, хотели бы поговорить с вами о том, как можно организовывать подобную деятельность дома. Занятия дизайном очень нравятся детям, увлекают их, но самое главное, несут в себе огромный развивающий потенциал.

Итак, чем же можно заниматься с детьми дома?

1. Выводите ребенка на экскурсии в музеи, по городу, знакомьте с архитектурой города, с природой, образцами фольклора.

2. Важно предоставлять ребенку игровой и обучающий материал в виде «полуфабриката», чтобы он сам мог собрать игрушку, дооформить ее.

3. Занимайтесь вместе с детьми дизайн-рукоделием (сделать настенный «коврик-карман», в который можно положить небольшой альбом, игрушку).

4. Положительно оценивайте старания детей, поощряйте их успехи словом и делом, совместными играми, прогулками и т.д. Обязательно перед началом работы укажите ребенку на важность ее выполнения для близких (подарок, украшение костюма, комнаты, праздника). Очень полезно показать достижения ребенка родным, близким, друзьям.

5. Оборудуйте постоянное место для занятий ребенка с хорошим освещением, удобным столом с ящиками.

6. Приучайте ребенка к порядку.

7. Привлекайте ребенка к оформлению дома к празднику, предложите ему придумать свои варианты оформления зала, комнаты, не оставляйте без внимания его предложения.

8. Используйте в работе с детьми разнообразные материалы, разнофактурную бумагу, краски, фломастеры, карандаши, шаблоны, трафареты, пластилин, глину.

Помните, что только вместе с вами мы сможем достичь хороших результатов!

Примерный перечень изделий, которые дети могут выполнить дома вместе с вами:

- коробочки для подарков;

- закладки для книг;

- открытки;

- маски для карнавала;

- оформленные в виде клоунов и др. подставки для карандашей;

- шитье подушек для кукол;

- оформление кукольной одежды;

- пригласительные билеты к празднику;

- конверты;

- и др.

Советуем почитать:

1. Газамаюнов В. Н. «Основы дизайна».

2. Пантелеев Г. Н. «Детский дизайн»

3. Пантелеева Л. В. «Детское рукоделие»

4. Пантелеева Л. В. «Костюмы детей к праздникам»

5. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование»

Протокол № 1

Дата: 23.03.2008

Кибкало Сергей Андреевич

8 лет 5 месяцев

Методика «Рисунок семьи» (Хоментуаскас Г. Т.)

Цель: Изучить семейную ситуацию.

Действия экспериментатора

Время

Действия испытуемого

Протокол № 2

Дата: 23.03.2008

Кибкало Сергей Андреевич

8 лет 5 месяцев

Методика «Кинестетический рисунок семьи»

Цель: Изучить семейную ситуацию.

Действия экспериментатора

Время

Действия испытуемого

Типы и виды детского дизайна.

Табл. 1

Плоскостной (аппликативно-графический) дизайн

Виды деятельности

Художественная аранжировка

Моделирование одежды

Декоративно-пространственный дизайн

Бумажная пластика. Природный и искусственный материал. Монтаж, ИЗО, фото. Экскурсии, просмотр ИЗО и видеоматериалов. Рисунки в книжках-раскрасках. Рисунки аранжировок. Рисунки, печать. Аппликация сувениров-подарков: закладки для книг, визитки, открытки-приглашения, поздравления, фантики. Декоративные салфетки. Разрезные картинки. Наборы букв, знаков, цифр. Мозаики. Логотипы, символы. Лото, домино. Плетение, ткачество, макраме. Роспись, акватушь. Плакат, стенгазета. Фотомонтаж. Панно, фриз. Фитокомпозиции. Элементы украшения одежды. Аппликация. Календарь природы.

Кукольная. Детская. Театрально-праздничная. Экскурсии, посещение театра, выставок, музеев. Рисунки: одежда вчера, сегодня, завтра. Рисунки: ткань для одежды. Рисунки: одежда творческая. Рисунки аксессуаров и украшений одежды. Аппликация: фасоны и выкройки одежды, ее детали. Аппликация: манекен одень куклу. Силуэты кукол для теневого театра. Картинки разрезные. Составление коллекций: альбомы «модная одежда».подбор и создание украшений. Панно, фриз «бал моды», «детский карнавал», «хоровод матрешек».

Дизайн интерьера и среда детей. Развлечения и праздники. Экскурсии, прогулки по городу. Рисунки: комната куклы, игровой уголок. Рисунки в книжках-раскладушках. Рисунки «мой уголок дома», «праздничное оформление зала», «праздник в городе», «мой любимый спектакль», «Я - зодчий». Картинки разрезные «Архитектурные ансамбли», «Узнай свой город». Тематическое лото, домино. Аппликация «Я - архитектор», «Я - художник театра». Составление альбомов: «Архитектура», «Интерьер», «Ландшафт». Участие в создании декоративного убранства зала к празднику.

Объемный (предметно-пространственный) дизайн

Виды деятельности

Художественная аранжировка

Моделирование одежды

Декоративно-пространственный дизайн

Прогулки, просмотр ИЗО, видео. Составление коллажей. Лоскутная мозаика. Конструирование, геометрические, фасонные формы. Композиции: гирлянды, султанчики, елочные игрушки. Фитокомпозиции, игрушки-самоделки. Образцы сервировки (плетенки, вазочки).

Создание ювелирных украшений (бижутерия, камни, лоскут, кора). Игры-пособия, книжки-раскладушки («Одень куклу», «Мой домик»). Панно, фризы, фотомонтажи.

Экскурсии в ателье моды. Игры в «ряжение». Лепка с росписью. Конструирование с росписью. Игры-пособия «студия от кутюр», «я - модельер». Создание манекенов. Моделирование одежды на манекенах. Создание реквизита для игр, спектакля, маскарада, карнавала. Кукольный гардероб. Создание костюмированных композиций.

Экскурсии по городу. Игры-пособия настольные «Домик куклы». Игры-конструкторы «Я - архитектор», «Я - строитель», «теремок», «сказки». Подбор и оформление мелких коробок. Создание настольных декорпций спектакля с росписью, аппликацией. Конструирование настольных игровых макетов. Дизайн-оформление игровых макетов (роспись, аппликация). Создание ИЗО-коллажей. Создание архитектурно-скульптурных композиций на участке (из снега, альпинарий). Дизайн-оформление помещений к праздникам и развлечениям.

Пространственный (архитектурно-художественный) дизайн

Виды деятельности

Художественная аранжировка

Моделирование одежды

Декоративно-пространственный дизайн

Экскурсии на природу, на выставки, в музеи. Создание композиций «кинетического дизайна» (свободного вращения) при оформлении помещений к праздникам (гирлянды, шары, фонарики, звездочки, снежинки и т. п.). Подбор реквизита для игр-драматизаций, выступлений на празднике (ленты, султанчики, игрушки, флажки). Подбор декораций для спектакля и развлечений. Подбор аранжировок при оформлении кукольного и детского интерьера. Комплектация аранжировок при оформлении праздничного интерьера и участка. Создание фитокомпозиций озеленения, украшения помещений, участка, построек. Создание ландшафтных аранжировок (альпинарий, «альпийский клуб», «мавританский ковер», «горка с водопадом», «ручеек», «водоемы»)

Экскурсии «Выставка моды» (ателье, витрина, музей). Участие в создании мягкой (интерьерной) игрушки и ее гардероба. Демонстрация новых образцов одежды (на подиуме, перед зеркалом), сравнение, выбор. Участие в организации «костюмерной» для кукол и детской одежды. Участие в организации и оборудовании «студии от кутюр», мини-музея. Участие в подборе и организации выставок одежды. Участие в костюмированных мероприятиях в одежде (ее элементах), исполненных детьми (в детском саду и семье).

Экскурсии по городу, паркам, усадьбам. Эстетическая организация кукольно-игрового пространства (в детском саду и семье). Участие в эстетической организации игрового пространства для детей, зон занятий, труда, художественного досуга (в детском саду и семье). Участие в монтаже и разборке декораций (сцена, ширма, подиум) к спектаклю. Участие по эстетическому преобразованию помещения детского сада. Участие в организации и оформлении дизайн-студии. Подбор работ и участие в подготовке выставки детского творчества и мастеров искусства. Создание композиций из крупноблочного материала (коробки, конструкторы) игровых построек (в помещении и на участке). Использование эффекта цвето-светового дизайна (витраж, освещение).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать