Основные формы и методы руководства чтением
p align="left">При организации книжных выставок для старших школьников надо учитывать, что название выставки, её подразделов должны быть сформулированы так, что бы они вызывали желание размышлять, спорить. Старшеклассникам надо чаще адресовать выставки, состоящие целиком из газетно-журнального материала на актуальные общественно политические, научно технические и другие темы, еще неосвещенные книги.

Если по теме выставки есть библиографические указатели они так же должны быть представлены на ней.

Обзор - также широко распространенное в библиотеках форма массовой работы с читателями. Это устный рассказ о книгах и других книжных изданиях, содержание которых подсказывается событиями общественно-политической жизни нашей республики и мира, стремление рекомендовать лучшее произведение современной и классической литературы, а также периодические издания. Обзор проводят с целью расширить читательский спрос, показать большое разнообразие литературы в библиотеке. При выборе темы и книг библиотекарь учитывает интересы и увлечения читателей.

Виды образов литературы многообразны. Обзор может быть жанровым (новинок поэзии, прозы), монографическим (посвященным творчеству отдельного писателя), в помощь изучения одного из предметов школьной программы (истории, математики) и т.д. Интересен обзор одной книги, например, альманахов «Ларец», «Хочу все знать». Обзор можно построить целиком по материалам периодики. Так серия обзоров о журналах »Путеводная звезда. Школьное чтение», «Смена»», «Юный техник» и т.д. позволит раскрыть перед читателем широту содержательного и жанрового диапазона журнальных публикаций.

Общие методические требования к обзору: идейно-художественная ценность отобранных книг, занимательность и доступность изложения, стремление активизировать слушателей, возбудить у них желание самостоятельно прочитать рекомендованные книги.

Что бы овладеть вниманием аудитории, можно начать обзор с вопроса к читателям, например о его теме, цели. Центральная часть обзора - раскрытие содержания книг. При выборе формы рассказа о книгах библиотекарь учитывает своеобразие литературы, возраст читателя, их число, как они подготовлены к восприятию данной литературы и т.д.

Обзор является самостоятельной формой работы, но часто он проводится у книжной выставки, предваряет или завершает литературный вечер, обсуждение книги, литературные игры.

В руководстве чтением подростков нельзя забывать о громких чтениях. Они помогают осознанному восприятию текста, открывают читателю - подростку глубину и богатство книги, журнальной или газетной публикации.

Должно быть выбрано такое произведение, которое вызывает у детей сильные эмоциональные переживания, стремления размышлять о прочитанном. Разговаривать с читателями сразу после чтения можно в тех случаях, когда у них есть вопросы к библиотекарю или желание высказаться по поводу услышанного. Эффективны циклы громких чтений, которые проводятся регулярно, в определенные дни и часы.

Групповая беседа о прочитанном проводиться через несколько дней после того, как подростки прослушали произведение сильно их взволновавшее. Желательна беседа о произведении, которое вызвало разноречивые мнения или же, если библиотекарь заметил не адекватную содержанию книги реакцию ребят.

Осуждение моральных проблем, поставленных в книги, требует такта. Нужно больше опираться на чувства и переживания ребят, избежать лекторского тока, желания поучать. Беседы о научно-популярной или научно-художественной книге дает библиотекарю возможность определить степень доступности читателям познавательного материала, выделить моменты требующие специальных разъяснений. Коллективная работа вызывает интеллектуальную активность читателей, они глубже и эмоциональнее воспринимают содержание и формулирование вопросов, которые должны нацеливать читателя на сопоставление новых знаний с ранее приобретенными, с самой жизнью, на выявление причинно-следственных связей. Готовя вопросы, важно опираться на познавательные возможности читателей, их образованный багаж, уровень читательского развития. Предлагая вопросы читателям, библиотекарь должен ясно представлять к какому педагогическому результату он стремится. Важный момент беседы о прочитанном, независимо от характера литературы- связь её с предшествующими библиотечными мероприятиями (образами книжных выставок, громкими чтениями).

Обсуждение книг - это свободная дискуссия своеобразная коллективное размышление о произведениях главным образом художественной литературы, воспитательное воздействие которой на растущего человека особенно сильно. Обсуждение книг требует подготовки. Подготовка читателей к обсуждению состоит в том, что бы выбранную книгу прочли все участники обсуждения и что бы у них возникло желание обсудить её. Для этого у библиотекаря есть не мало приемов: рассказать об авторе, о других его произведениях, организовать книжную выставку, посвященную творчеству писателя и т.д. Большую роль играют индивидуальные консультации для всех готовящихся к обсуждению. В обсуждении могут участвовать 10-15 человек. Мастерство библиотекаря и его увлеченность помогут сделать обсуждение неформальным, волнующим событиям в жизни читателей, поднимающим ребят на новую степень в их читательском развитии.

Читательская конференция посвящена, как правило, одной проблеме (науки и техники, культуры и искусства). Цель конференции - формулирование коллективного читательского мнения, воспитание у читателей умения глубоко анализировать прочитанное, видеть то новое в раскрытии обсуждаемой проблемы, что характерно для книг или периодики, разбираемой на читательской конференции. Воспитательная и образовательная роль читательских конференции может быть значительна, если все участники приходят на конференцию подготовленными, со своим мнением по обсуждаемой проблеме и желанием её обсуждать, прочитав рекомендованную на подготовительном этапе конференции литературу. Читательские конференции бывают проблемными и отчетные. Содержание проблемных читательских информаций связано с крупными событиями общественно-политической, научной и культурной жизни в регионе или в мире. Они образуются на основе изучения интересов старших подростков, учитывают уровень их читательского развития.

Содержания отчетной читательской конференции продиктована заботой библиотекаря о повышении культуры чтения старших школьников, основывается на тщательном изучении читательских интересов группы и должно указывать ребятам перспективу в чтении. Например, проводиться отчетная конференция «Что мы читали в этом году». При подготовке в ней важно проанализировать читательские формуляры, изучить какие книги, журналы ребята брали в других библиотеках, у своих друзей или из домашней библиотеке, нацелить частников на самокритичные выступления, на раздумья о целях и направленности дальнейшего чтения.

Подготовка конференции включает несколько этапов: определение темы и педагогических задач, изучение читательских интересов группы; отбор литературы, ее изучение; разборка программы конференции; организация книжных выставок и оформление рекомендательных плакатов; широкая выдача литературы; справочная библиографическая и консультационная помощь всем желающим принять участие в конференции. После конференции надо в течение месяца ввести учет спроса и выдачи литературы, беседовать с читателем на основе этих данных коллектив библиотеки делает выводы по педагогической эффективности своей работы.

Литературные игры. Ряд форм массовой работы насыщен игровыми элементами. Это викторины, литературные путешествия, конкурсы, литературные аукционы, парад литературных героев, литературные загадки и т.д. Литературная игра возможна в работе с читателем всех возрастов. Игра обычно завершает определенный этап работы с читателем, когда они уже прочитали многое книги, пропагандировавшиеся с помощью массовых и индивидуальных форм. Особенно увлекательны «Путешествия» по книгам. Их можно с успехом проводить по краеведческой, географической, исторической, научной и художественной литературе. К основным формам массового руководства чтением относиться также устный журнал и литературный вечер.

Устный журнал тоже имеет цель пропаганды лучшей литературы по различным отраслям знаний. Журнал имеет редколлегию, состоящую обычно из читательского актива, состоит из 3-4 «страниц». Обязательно библиографическая страничка, а также план дальнейшего чтения по выбранной теме. Устный журнал позволяет библиотекарю откликнуться на конкретные читательские запросы, атак же пробудить читательский интерес у других ребят.

Литературный вечер имеет широкие педагогические возможности для активных читателей - это форма подведения итога в работе, праздник творчества; для других - эмоционально привлекательная форма пробуждения и формулирования читательского интереса. Литературный вечер - это сценическое произведение, по этому для его подготовки нужен коллектив «актеров», репетиции, определенные знания в области законов театрального действия, творческие способности у читателей и библиотекаря. Необходимо художественное оформление помещения, музыкальное сопровождение, необычное расстановка участников на сцене и т.д. Отрывки из произведения можно читать по книге, но это должно быть выразительное чтение. Участие в вечере формирует обостренное чувство коллектива, своей общности.

В массовой работе библиотекаря распространены литературные и общественно политические чтения. Они проводятся со старшими школьниками, так как это мероприятие требует развитию мышления, большой начитанности и умению обобщать накопленные впечатления. Это комплексная форма, включающая организацию книжных выставок; рекомендательных обзоров литературы, индивидуальные консультации читателя и рекомендательные беседы, громкие чтения, устные журналы и беседы о прочитанном (как индивидуальные, так и коллективные). По этому программа таких мероприятий разрабатывается на год, определяется последовательность всех этапов работы.

Что бы книга и чтение прочно вошли в духовную жизнь читателей, важный как индивидуальный так и массовые методы руководства чтением. Наибольший эффект приносит систематическая последовательность взаимосвязь этих методов с одной и той же конкретной читательской группой. Отсутствие взаимосвязи снижает роль библиотеки, и библиотекарь, перестает быть компетентным руководителем и воспитателем, как читательской группы, так и каждого отдельного читателя.

2.3 Работа с активом читателей

Читатели, часто посещающие библиотеку, любящие книгу и чтение, обычно помогают библиотекарю во всех его начинаниях: принимают участие в подготовке массовых библиотечных мероприятий, стараются привлечь в библиотеку своих товарищей.

Добровольное участие в делах библиотеки - важный принцип организации читательского актива. Главное условие его создания - это знание библиотекарем интересов и увлечений ребят, любовь к ним.

Участие в работе библиотечного актива наполняет свободное время подростков увлекательным чтением, расширяет кругозор, делает их чуть богаче, содержательнее. Формы организации актива читателей могут быть разными: это зависит от возраста, интересов, склонностей и увлечений читателей, а так же от творческих способностей самого библиотекаря. Это могут быть кружки любителей книги, клубы читательские объединения на основе единства интересов, например к поэзии, к краеведческой литературе и т.д. Особенность клубов, кружков в библиотеке состоит в том что они стимулируют и активизируют чтение подростков, самостоятельность их работы с книгой.

Работа библиотекаря с читательским активом позволяет ему руководить чтением не только этой группы читателей, но и влиять на формулирование читательских интересов у других подростков.

2.4 Библиотека и семья

Важный фактор, влияющий на результативность работы библиотеки по организации и руководству чтения подростков - её содружество, контакты с семьей читателя.

В семье формируется личность ребенка, его изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению. Во многих семьях есть книги и периодика для их возраста. Семья в определенной степени руководит чтением дней. Во многих случаях родители являются авторитетом для своих детей в выборе книг, в оценке прочитанного. За частую родители, будучи активными читателями, сами приводят своих детей в библиотеку, чтобы совместно с библиотекарем умело руководить чтением подростка, формируя его личность.

Работа с родителями может быть как индивидуальная, так и массовая. Можно в индивидуальной беседе с родителями узнать интересы ребенка и всей атмосферы семьи, порекомендовать необходимый список литературы, помочь родителям сформулировать правильный читательский вкус у ребенка, а иногда и у самих родителей. Можно, сотрудничая с библиотекой для взрослых, проводить конференции для родителей на тему: «Ребенок и книга», «Что читает молодежь». Сотрудничество родителей в библиотеке помогает повысить роль семьи в руководстве чтением и поднимает престиж библиотеки в семье.

III. Из опыта работы юношеского абонемента ЦГБ г. Тирасполь

В практике работы юношеского абонемента ЦГБ, конечно же, используются методы как индивидуального, так и массового руководства чтением в самых разнообразных традиционных и нетрадиционных формах, но мы остановимся на основных:

Юношеская библиотека отличается специфической возрастной категорией читателей: от 14 до 21 года. Конечно же границы условны. Существует три ступени читательского развития юношества (14 лет, 15-17,18-21), которые характеризуются разным уровнем понимания и восприятия литературы и, поэтому, проводя индивидуальные беседы или книжные выставки и обзоры литературы, работники юношеской библиотеки учитывают этот фактор при выборе темы, проводимого массового мероприятия, а так же при подборе литературы. Когда у нас на абонементе проходят «Дни библиотеки», с начинающими читателями (обычно это 8-е классы) мы проводим ознакомительные экскурсии по библиотеке. С учащимися 9-10 классов, как правило, проводим не только экскурсии, но чаще библиотечные уроки, что бы научить их работать с каталогами и картотеками.

Наша цель - научить читателя грамотно самостоятельно работать с книгой, уметь находить необходимую информацию, используя все средства, имеющиеся в нашей библиотеке.

Самой распространенной формой массовой работы по руководству чтением наших читателей являются книжные выставки и обзоры по ним. Они откликаются на актуальные общественно-политические события в Республике (например, книжная выставка «Приднестровье- наш дом»к 11-ти летию ПМР) и в мире. А так же на темы особенно волнующие и интересующие наших постоянных читателей. Например, книжная выставка «Любовью дорожить умеете», «Для вас девочки», «Всем кто хочет быть здоров», «Новые книги», «Разные дороги в бездну»(об угрозе СПИДа, наркомании). У нас на абонементе постоянно действуют книжные выставки: «Путешествие в далекое и близкое», отражающие страницы истории нашей Родины, «Тропинками родного края», посвященная глобальной теме охраны окружающей среды. К декаде пропаганды молдавской литературы была организована книжная выставка «В краю солнца». Индивидуальные беседы, консультации, а так же обсуждение книг с группой читателей, обычно с активом, мы проводим при подготовке больших массовых мероприятий, таких как, вечер-встреча «Живи и помни» (с узником фашистского концлагеря Освенцим Андросовым), литературно-музыкальный вечер «Кобзарь бессмертный» к 187 летию Т.Г. Шевченко, на который были приглашены учащиеся украинского лицея. Они показали хорошие знания творчества Шевченко, читали его стихи, а так же замечательно исполняли песни Т.Г. Шевченко. При подготовке поэтических часов, читательских конференций, циклов чтений, конкурсов, и других литературных игр и массовых мероприятий, мы, конечно же, используем и индивидуальные методы руководства чтением во всех формах. Это и рекомендательные беседы, особенно о новых книгах, и пресс - минутки, о поступившей периодике. С некоторыми читателями необходимо обязательно беседовать о прочитанном, так как читатель сам хочет высказаться, поделиться впечатлениями. При руководстве чтением юношества обязательны, на мой взгляд, индивидуальные консультации у выставок и книжных полок. Но не надо забывать, что все эти формы и методы руководства чтением не должны быть навязчивыми и безапелляционными. Руководство должно быть тактичным и взаимно полезным, как для читателя, так и для библиотекаря.

При доброжелательном отношении библиотекаря учитывающего возрастные и индивидуальные особенности читателя, можно надеяться на положительный педагогический эффект.

Активно используя все методы и формы руководства чтением в юношеской библиотеке, работники абонемента стремятся добиться главной цели - научить любить книгу источник знаний, добрых мыслей и чувств.

«В свободный час я - в книжной лавке,

Мне книга - воздух для души,

Она влечет могучей властью,

Вселенной раскрывая ширь»

(П. Бровка)

Литература

1. Алиев Г.М Когда клуб при библиотеке популярен (актуальные вопросы библиотечной работы. М, «Книжная палата», 1989, С. 54-56)

2. Библиотека и юный читатель. Практическое пособие. М., «Книжная палата», 1987.

3. Грихалов Ю.А. Что нужно знать каждому о библиотеке. М., «Книга», 1977.

4. Дальшина И. Ступени читательского роста (библиотекарь, 1989, №1, с. 11-13)

5. Езова С.А. Индивидуальная беседа в библиотеке. (Актуальные вопросы библиотечной работы).М.»Книжная палата», 1989, с. 64--70.

6. Михнова И. Спутники на всю жизнь. Полемические заметки о так называемом ядре юношеского чтения.(Библиотекарь, 1989, №1, с. 14-15).

7. Нравственное воспитание читателей. (Гос. Библиотека СССР им. В.И. Ленина, Ред. Сост. А.А. Березняк - М.»Книга», 1985).

8. Работы с читателями. Учебник для студентов библиотечных факультетов институтов культуры. М.,»Книга», 1970.

9. Чирва А. Книга в твоих руках (Книга для учащихся - М.,»Просвещение», 1985)

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать