Особенности народной педагогики и воспитания представителей казахского этноса
33
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
Особенности народной педагогики и воспитания представителей казахского этноса
Екатеринбург, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Этнопсихологические особенности народа
2. Культура, казахский фольклор
3. Народная педагогика: пословицы и поговорки
4. История овладения грамотой
5. История педагогической мысли и просвещения Казахстана
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Казахский народ имеет богатое духовное наследие, уходящее корнями в глубь веков, от орхоно-енисейских древних письменных памятников VI--VIII вв. до наших дней.
Казахстан -- край орлиных крыльев. И действительно, он занимает территорию от седого Каспия до Алтайских гор, от Уральского хребта до высокогорного Алатау. Казахи говорят: коль богата земля, то богат и народ. Где земля просторна, там жизнь привольна. Конечно, не всегда так было в действительности, но казахи -- жители Великой степи -- испокон веков имели и громадную единую территорию, и единый язык, и единую национальную культуру.
На этой земле родился великий сын казахской степи, ученый-энциклопедист, Аристотель Востока Абу Наср аль-Фараби.
Богат казахский фольклор: в нем сконцентрированы все оттенки и нюансы народной педагогики и народной психологии кочевников.
Нашествия арабов, монголов, джунгар, длившиеся почти десять веков, разрушили древнюю казахскую цивилизацию. Одна отрарская трагедия, героическая борьба жителей этого центра цивилизации казахской степи, напоминает о многом. В какой-то мере в этом эпизоде казахской истории есть своеобразная антология с известным подвигом Брестской крепости. Несмотря на варварское уничтожение, народ сохранил самобытную культуру, язык, почти не подвергая его деформации.
Удивительно и то, что изречения, философские толгау первого степного философа Асана Кайгы устно слово в слово передавались из поколения в поколение на протяжении пяти веков. Народ, культура которого не имеет прошлого, не имеет и будущего.
Цель работы - проследить этапы развития педагогической мысли и просвещения Казахстана с древних времен до наших дней.
В данной работе мы рассмотрим, что такое народная педагогика в системе педагогических наук, особенности воспитания в рамках Казахской культуры; традиции, привычки, быт, этнопсихологические особенности народа, а также затронем процесс интеграции с Российской культурой.
В рамках народной педагогики будут приведены пословицы и поговорки Казахского народа, выражающие его самобытность и особенности.
1. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДА
Нелегкая жизнь обитателей степи предъявляла к ним жесткие требования. Они должны были не только быть физически крепкими, выносливыми, уметь быстро приспосабливаться к резко меняющимся погодным условиям, но и иметь устойчивую психику. Взрослые учили детей ориентироваться в степи, развивали у них зоркость глаза, чуткость уха. Присутствуя на охоте или на состязаниях акынов, слушая сказителей, певцов, юные кочевники запоминали пословицы, сказки, загадки, терме и другие дидактические произведения. Будучи всегда готовыми к кочевому передвижению, казахи занимались охотой, пасли скот, участвовали в боях. Мужчина был и воином, и пастухом, и главой семьи. Отсюда народная поговорка: «Джигиту и семидесяти ремесел мало». Ее дополняла другая: «Если Есет на войне, то он наездник, а если Есет дома, то он сыровар». (4; с.37)
В общине кочевников люди хорошо знали друг друга, роль каждого человека была четко определена согласно его возрасту и месту в обществе, нормы общения были известны всем с детства. Сходство интересов, общий взгляд на жизнь способствовали взаимопониманию, коммуникабельности, межличностным связям. Община была сплоченной, в ней культивировались обычаи и традиции того или иного рода. Однако проявлялись и личностные особенности человека, обусловленные социальными и биологическими факторами. Так, в пословицах и поговорках охвачены почти все области человеческих взаимоотношений. Они дают ценные сведения по многим важнейшим отраслям эмпирических знаний в области обучения и воспитания.
Обратимся к воспитанию детей у киргизов. Все внимание родителей-киргизов направлено к тому, чтобы поддерживать телесную силу детей и скорее их поставить на ноги, а потом сообщить им несложное и простое правило нравственности и некоторые практические взгляды на жизнь и вещи, основанные на преданиях, обычаях и опытах.
Родители-киргизы считают воспитание своих сыновей совершенно законченным, если они физической силой владеют настолько, что могут бороться с природой и легко переносить невзгоды кочевого образа жизни, умеют хорошо ездить верхом, смотреть за скотом, знают его образ жизни, уважают родителей и старших, почитают своих предков, знают свое родословие и принятые обычаи и в случае надобности могут отражать нападение недругов.
Киргизки-девочки под присмотром своих матерей учатся ведению несложного киргизского хозяйства. От них требуется умение доить скот, готовить пищу, шить, ставить и разбирать юрту -- и только.
Такое слишком простое и несложное воспитание вполне удовлетворяет потребности развития присущих человеческой природе способностей. Человек но своей природе способен развиваться и совершенствоваться. Поэтому воспитание человека -- дело гораздо более сложное и серьезное, чем воспитание растений и животных. Оно требует не только опыта, знаний, любви к детям, но и специальной серьезной подготовки и даже искусства.
Как мы уже упоминали, в деле воспитания у киргизов обычаи, предания и личный опыт -- суть главного воспитательного правила.
При достижении известного уровня гражданства и образованности обычаи и предания заменяются в воспитании и жизни различными правилами, тщательно проверенными в опыте и на практике. В применении к воспитанию эти правила имеют тройное назначение: одни развивают физическую силу, другие -- религиозно-нравственные качества, третьи -- умственно-познавательные способности детей.
Все три группы правил воспитания так согласованы между собой, что составляют как бы одно целое: взятые вместе, они преследуют одну общую цель -- гармоническое, всестороннее воспитание всех сил и способностей человека. Поэтому воспитание делится на физическое, религиозно-нравственное и умственное. На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяются творческий опыт народных масс, правила, нормы и принципы поведения человека. В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов-кочевников сложились свои требования к обучению и воспитанию детей и молодежи. В частности, был выработан определенный морально-психологический эталон личности, суть которого заключалась в известном афоризме, который дословно переводится так: «Настоящий джигит имеет восемь граней качества и способен хранить тайну», т. е. человек должен обладать следующими качествами: умением вести кочевое скотоводство, трудолюбием, стойкостью в беде, смелостью в бою, знанием генеалогии своего рода, поэтическим дарованием, находчивостью и остроумием, владеть техникой верховой езды». (11; с.74)
Юноша-казах должен отлично владеть луком и ружьем, всегда быть в седле, отказаться от домашнего уюта, тепла и покоя, забыть вкус свежего мяса, приятного кумыса («Не изведав голод, жажду и зной, не сдружившись в пути с ненастьем и нуждой, не познав долготы бессонных ночей, не достигнет успеха в деле герой»). Смысл жизни -- стремление к достижению всеобщего благоденствия, согласия и гармонии между людьми. Каждый человек должен заботиться о своем совершенствовании. Гордость и алчность -- виновники зла. Скромность, правдивость, умеренность, самообладание -- положительные качества человека. Интересные мысли о личности кочевника, об особенностях хорошего и плохого человека высказывали Шалкииз-жырау (XVI в.) и Жиембет-жырау (XVII в.).
Чудодейственные слова выражают самые сокровенные думы человека. («Чистейшее, цепы безмерной слово во глубине души лежит, чистейшее, безмерной мысли слово выносит горе с глубины, со дна»). Неумение мыслить и говорить -- одна из причин несчастья человека («Доброе слово, которое мы не успели сказать,-- несчастье»), человек не может предвидеть все в жизни окружающих людей («Дурного человека избегай; доброго душой не осуждай»). Актамбсрды-жырау (1675--1768), Бухар-жырау (1693--1787), Шал-акына (1748--1814) подчеркивали, что защита родной земли от чужеземных захватчиков -- священная обязанность каждого казаха. Человек должен знать свои недостатки, критически относиться к себе. Наставления старших и родителей -- главное в воспитании. Знание -- бесценное сокровище, все лучшее в жизни -- от него. Нравственная воспитанность, семейный уют, здоровье -- основное богатство человека. Бухар-жырау сравнивал старость с безлюдной пустыней, уподобляя ее высокому обрыву, бездонному миру, пучине. Старость -- возраст мудрости. Пройдя большой жизненный путь, внося посильный вклад в общество, старец требует уважения и признания, в первую очередь, от молодых людей, пользующихся плодами его труда. Аксакалы (старцы) выступают в роли наставников, они отвечают за судьбу народа. Молодежь должна учиться у мудрецов («Зрелым человеком став, деда чти по-прежнему»). Активность, приподнятость настроения, энергия, жажда знаний -- характерные особенности молодых.
2. КУЛЬТУРА, КАЗАХСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Народная педагогика располагала многочисленными средствами, методами и приемами воспитания, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни.
В воспитании детей широко использовались все жанры устного народного творчества. Сказки, легенды, шежире и дастаны рассказывались с большим мастерством, с учетом уровня развития воображения, мышления, с использованием наглядных методов в сочетании с образным, выразительным языком.
В арсенале народной педагогики имелись своеобразные средства и приемы воспитания кочевников -- благословение, клятва, напутствие, айтыс (несенные состязания) и др. Долгое время бытовавшее мнение, что кочевники, предки современных казахов, не создали такой культуры, как оседлые народы, не соответствует действительности. (10; с.113)
Археологические исследования на территории современного Казахстана свидетельствуют о том, что кочевые племена казахской степи были не только воинами и скотоводами, но и замечательными зодчими, скульпторами, художниками. Находки на Мангыстау -- яркий тому пример. Особенно интересен расположенный у залива Сарыташ подземный храм Шахбагата, в котором воплощаются древние традиции искусства кочевников. Другого такого сооружения на территории азиатской части бывшего Союза пока не обнаружено. Храм вырублен в монолитной скале почти тысячу лет назад. Стены четырехугольной башни-минарета украшают орнамент, изображения животных, бой конных лучников; прекрасно передан напряженный момент схватки. На рисунках часто встречаются изображения в виде раскрытой ладони. Выкованная из железа и надетая на шест ладонь была как бы знаменем, под которым сражались когда-то местные казахские племена-адаевцы. (19; с.48)
В период средневековья на территории Казахстана преимущественно в его южных областях имелись десятки цветущих городов с прекрасными дворцами и мечетями, величественными мавзолеями. На их окраинах находились мастерские ремесленников, ютились лачуги бедняков. Об этом свидетельствуют многочисленные раскопки казахстанских археологов, проведенные в последние 20--30 лет.
Самые ранние образцы письменности дальних предков современных казахов называются орхоно-енисейским или древнетюркским руническим письмом. Среди таких письменных памятников наиболее известны надписи на камнях в честь Бильгекагана и его брата полководца Кюль-Тегина (VI в.). Так, на одном из этих камней высечены изречения о жизни и быте, о культуре, о подвигах древних кочевников на фоне общей истории Тюркского каганата. Божественная воля, проявлением которой является власть карана, верность беков и народа карану, подчинение народа бекам -- таков основной лейтмотив идей, пронизывающих надписи («Если ты, Тюркский народ, не отделишься от своего кагана, от своих беков, от своей родины... ты сам будешь жить счастливо, будешь находиться в своих домах, будешь жить беспечно»).
В них ясно выражена идеология аристократической верхушки тюркского каганата: требование абсолютной покорности народа кагану и бекам. Вместе с тем, идея благополучия всего тюркского народа проходит красной нитью через обе надписи:
«Народ, у которого есть доблесть, сильный народ»; «Родина (земля-вода)--это они, надо думать, и даровали нам победу».
В педагогическом плане особого внимания заслуживают следующие строки этих надписей: «Слушай внимательно, сообрази глубоко», «Сыны человеческие все рождены с тем, чтобы умереть», «Мой брат сделал меня человеком» и др.
Устно-поэтическая традиция древних тюрков сохранила также имя легендарного Коркут-ата («Отец Коркут») -- певца и музыканта, создателя замечательных мелодий (IX в.). Скоротечность человеческой жизни и неизбежная смерть - вот основная тема песен Коркут-ата. Он вкладывал в песни мысли о страхе перед смертью и о бегстве от нее. Его музыкальное наследие не только замечательный художественно-эпический памятник, отражающий обычаи, жизнь и быт, верования кочевых племен эпохи раннего средневековья, но и интересный педагогический документ («Дочь без примера матери наставления не примет, сын без примера отца угощенья не устроит... лживым речам лучше бы на этом свете не появляться; правдивым людям лучше бы жить трижды тридцать десятилетий...», «Женщины бывают четырех родов: один -- наводящая бедность порода, другие -- оставляющие пресыщенный пир, третьи -- опора дома, четвертые -- хуже всего, что бы ты ни сказал» и т. д.).
Эстетический вкус, идеал, художественное дарование и мастерство, творческое воображение, исполнительские традиции казахских песен и кюев (музыкальная пьеса без слов для домбры) являются основой эстетического воспитания. В фольклоре воплощена психология народа, поэзия дает богатейший материал для выводов, чем живет тот или иной народ, каковы его нравы, обычаи, народный характер.
Древнетюркские (орхоно-енисейские) письменные памятники.
Дальние предки современных казахов еще в те далекие времена сумели создать бессмертные творения духовного наследия. Начиная с VIII в., после арабского завоевания, когда древнетюркские племена приняли ислам, тюркская письменность начала вытесняться арабским письмом. Но, несмотря на это, какая-то часть ее не пропала бесследно под пылью веков.
Примечательно и то, что многие, художественные образы, крылатые слова, меткие сравнения, содержащиеся в надписях на каменных стенах в честь Кюль-Тегина, Тоньюкука, Бильге-Кагана, и поныне бытуют в современном казахском языке. В этих письменных документах заложены первоначальные зародыши идей обучения и воспитания («Стыд сильнее смерти», «Мой брат сделал меня человеком», «Народ, у которого есть доблесть, сильный народ» и т. д.).
3. НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА: ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Воспитание детей в семье
Воспитание ребенка начинается в люльке.
В доме без люльки уюта нет.
В доме с детьми тайн не бывает.
Мать без детей, что яблоня без цветов.
Птица из-за птенцов в силок попадает, человек из-за детей страдает.
Чем золотой дворец родичей, лучше дырявый шалаш матери родной.
Дом с детьми -- базар, дом без детей -- мазар (могила).
Добрая слава отца сорок лет служит непутевому сыну.
Пережить сына -- до мечты своей не дожить, оставить сына после
себя -- мечты своей достигнуть.
Кто не уважает отца, тому нет уважения от своих детей,
Отец -- гора, мать -- родник у подножия горы, сын -- тростник на берегу родника.
Ребенок без отца -- наполовину сирота, ребенок без матери -- полный сирота.
Одно дерево жалко на дрова спилить, одного ребенка трудно хорошо воспитать.
Нравственное воспитание
Три дела делают человеку честь: колодец, вырытый в пустыне; мост, проложенный через реку; дерево, посаженное у дороги.
По старшему брату равняясь, младший растет, по старшей сестре равняясь, младшая растет.
Посеянное отцами детям пожинать.
Воспитанный человек что конь подкованный.
Дружба прочна чувством искренним, семья крепка уважением взаимным.
Человека обмануть--преступление перед совестью, брата обмануть --преступление перед матерью.
Коня ноги кормят, человек сыт от доброго слова.
Человеком быть легко, человечным быть трудно.
Утолив жажду, благодари того, кто колодец вырыл; отдыхая в тени дерева, благодари того, кто его посадил.
Джигит на слова скуп, на дела щедр.
Джигиту от слова отступить словно смерть принять.
Сталь закаляется на огне, батыр -- на войне.
Врага остерегайся один раз, неверного друга -- всю жизнь.
Чем плохой друг, лучше достойный враг.
Веселиться хорошо с чужими, горевать -- со своими.
Трудовое воспитание
Труд -- источник богатства человека, авторитет -- источник его уважения.
Джигиту нет счастья без труда, народу -- без единства.
Труд украшает человека, а человек -- свое время.
От дождя земля цветет, от работы джигит мужает.
Плача будешь арык рыть, смеясь будешь воду пить.
Не спрашивай джигита, сколько сил вложил, спрашивай, что сделал.
Для джигита работа -- отдых, для лентяя гулянье -- отдых.
Умственное воспитание
В учении трудно, да плоды учения сладки.
Говори не о том, что вычитал, а о том, что осмыслил.
Для ученого мир светел, для неуча мир темен.
Если глаза не видят, но уши слышат -- ум богатеет, если глаза видят, но уши не слышат -- ум скудеет.
Жизнь -- самый мудрый учитель.
Слово невежды как угроза звучит, слово мудреца как шелк шелестит.
Умного речь коротка, да каждое слово поучительно.
Умный ошибается -- себя винит, дурень -- друзей.
У мудрого человека слово яркое, как огонь, ясное, как луна.
Добрый конь и в старости шаг не путает, умный человек и в старости мудрости не теряет.
Страницы: 1, 2