Особенности организации коррекционной работы в классах компенсирующего обучения детей с замедленным психическим развитием
p align="left">Задачи консилиума на этапе начального изучения детей состоят в том, чтобы организовать сбор надежной и возможно более полной информации о поступающих в школу детях; на основе собранных данных выявить в предварительном порядке детей с недостаточным уровнем школьной зрелости, потенциальную группу риска; провести специальное изучение этой группы детей с целью определения их обучаемости, конкретных проблем, оптимальных форм и видов коррекционно-развивающей помощи.

Организуя начальное изучение детей, школа, прежде всего, должна установить тесные, заинтересованные контакты с родителями детей и воспитателями базовых детских садов. И те, и другие являются источником исключительно ценной для школы информации о детях. Они с разных сторон и одновременно целостно могут охарактеризовать ребенка. Их характеристики - один из надежных источников первичного для школы знания о поступающих или поступивших в нее детях. Это знание может быть передано школе, если и родители, и воспитатели ребенка:

· имеют необходимую и исчерпывающую информацию о том, для чего их знания о детях нужны школе;

· уверены в том, что эти знания будут использованы школой с единственной целью - в интересах детей;

· школа опирается на корректные способы востребования этого знания;

· и, наконец, если родители, и воспитатели видят, что востребуемое школой знание о ребенке нужно в первую очередь им самим.

Приступая к начальному изучению детей, школа предварительно должна провести работу и с родителями, и с персоналом детских дошкольных учреждений по разъяснению современной школьной политики в отношении недостаточно готовых к школе и ослабленных детей, а также сущности коррекционно-развивающего образования, того, в каких формах оно реализуется, по каким показаниям будет рекомендовано детям. Родители также получают информацию о том, что выбор форм коррекционно-развивающего образования для нуждающихся в нем детей будет происходить лишь при условии обязательного согласия родителей и с их непосредственным участием. Важно, чтобы родители, прежде всего, поняли, что коррекционно-развивающее образование - это способ адресной педагогической помощи тем детям, которые в силу слабого здоровья или определенных дисгармоний в развитии требуют особого внимания педагогов и школьных специалистов; что создание для таких детей особых, наиболее благоприятных для них условий - это дополнительная образовательная услуга, оплачиваемая сегодня государством; что своевременное, возможно более раннее определение проблем детей - это общий интерес родителей и школы [21, 303].

Эффективна организация начального изучения детей, включающая в себя два этапа: этап фронтального диагностирования школьнозначимых психофизиологических функций у всех детей, поступающих или уже поступивших в школу, и этап более глубокого и разностороннего изучения детей, которые по результатам фронтального диагностирования показали результаты ниже среднего и низкие.

На этапе фронтального изучения детей возможна реализация трех моделей организации диагностической деятельности. Первая модель предусматривает проведение фронтального диагностирования школьной зрелости детей в базовых для школы дошкольных образовательных учреждениях. Реализация этой модели имеет смысл лишь в условиях, когда большинство детей, составляющих контингент будущих первых классов, приходит в школу из детских садов. Опыт показывает, что наиболее целесообразно планировать и проводить такое изучение не непосредственно перед поступлением детей в школу, а заранее - в марте, апреле текущего года, когда результаты могут быть использованы воспитателями и родителями для того, чтобы «подтянуть» недостаточно готовые к обучению функции.

Вторая модель реализуется тогда, когда у школы нет базовых дошкольных учреждений и дети приходят из разных детских садов, а также непосредственно из дома. В этом случае школа организует фронтальное изучение детей на своей базе в специальных группах, предусматривающих подготовку детей к школьному обучению.

Возможна и такая ситуация, когда оптимальной является третья модель, предусматривающая изучение школьной зрелости первоклассников, уже приступивших к учебным занятиям в ходе учебного процесса.

В условиях реализации первых двух моделей изучение детей проводят специально подготовленные для этого члены школьного консилиума - завуч, школьный психолог или логопед. При третьей модели эту работу ведет основной учитель класса. Используется для этого определенная система педагогических тестов - специально построенных диагностических заданий. Дети выполняют задания на учебных занятиях в группе или классе в привычной для них обстановке [44, 63].

В индивидуальном изучении детей большая роль отводится родителям, а также воспитателям, если ребенок посещал дошкольное образовательное учреждение. Задача членов школьного консилиума, педагога, обеспечивающих этот этап, - организовать наблюдения, обратить внимание родителей и воспитателей на те стороны развития детей, которые в наибольшей степени характеризуют их школьную зрелость. Помощь родителям и воспитателям в решении этой задачи призваны оказать подготовленные для них школой материалы: «Анкета для родителей будущих первоклассников», «Рекомендации по изучению детей для воспитателей детских дошкольных учреждений», «Схема педагогической характеристики выпускника детского дошкольного учреждения». Тексты этих материалов будут представлены ниже.

3.2 Методы диагностической деятельности

На этапе фронтального изучения в качестве основного метода диагностики школьной зрелости детей наиболее целесообразно использовать метод педагогического тестирования.

Этот метод позволяет за короткое время продиагностировать всех поступающих в школу детей по такому важному показателю их школьной зрелости, как сформированность психологических и психофизиологических предпосылок учебной деятельности.

Задания - всего их семь - построены таким образом, что, предлагая ребенку привычную и доступную для него деятельность (срисовывание, рисование, раскрашивание), они в совокупности позволяют выявить актуальный уровень развития всех наиболее значимых предпосылок учебной деятельности:

- регуляторно-динамических (удерживает ли ребенок поставленную перед ним задачу, может ли самостоятельно в соответствии с задачей выбрать нужные средства деятельности, спланировать ее, проверить получившийся результат, найти и исправить ошибки);

- интеллектуально-перцептивных (способен ли ребенок адекватно воспринять информацию, предъявляемую зрительно и на слух, отделить в ней главное от второстепенного, выделить закономерности, осуществить действия классификации и обобщения);

- психофизиологических (насколько развита у ребенка мелкая моторика руки, кинестетическая чувствительность, комбинаторика, координация в системе «глаз-рука»).

Каждое задание сопровождается описанием его целевого назначения, условий выполнения, качественной характеристикой типичных уровней выполнения, которые служат критериями оценки выполненных работ.

Предусмотренная методикой единая система оценивания по четырехуровневой шкале позволяет осуществлять сопоставительный анализ качества выполнения каждого отдельного задания, выявляя сильные и слабые стороны у конкретных учащихся.

Считаем важным обратить внимание на процедуру выполнения диагностических заданий. Не следует предлагать их одновременно, надо отвести на выполнение заданий несколько дней. В программу одного занятия не рекомендуется включать более одного, максимум двух диагностических заданий. Предъявляя диагностические задания детям, педагог ни в коем случае не подчеркивает их исключительности. Задания дети выполняют самостоятельно.

Итоги фронтального изучения детей находят отражение в сводной таблице. Общая оценка результатов выполнения ребенком всех диагностических заданий выражается через средний балл. Дети, набравшие средний балл от 3,1 до 4, нуждаются в коррекционной работе, требуют к себе особого внимания. Эти дети выделяются также на предмет их последующего индивидуального изучения. В графе таблицы «Заключение» напротив фамилий этих детей делается пометка «Рекомендован для индивидуального изучения».

В индивидуальном изучении ребенка, в котором, как уже отмечалось, принимают участие как школьные работники, так и лица, непосредственно общавшиеся с ребенком на этапе дошкольного детства, используется и ряд других методов, которые в совокупности позволяют получить разностороннюю информацию о ребенке и о социально-педагогической ситуации его развития. В их числе метод направленных наблюдений за ребенком основных субъектов диагностической деятельности; беседа, как с ребенком, так и с теми лицами, которые вели наблюдения; обучающий эксперимент; анализ медицинской документации; обобщение материалов наблюдений и изучения ребенка, полученных независимыми экспертами с опорой на уровневые критерии оценки школьной зрелости. Остановимся на каждом из них отдельно.

Метод направленных наблюдений:

Значимость наблюдений как метода изучения ребенка трудно пер
еоценить. Систематические целенаправленные наблюдения, которые могут вести непосредственно и ежедневно общающиеся с ребенком лица - родители, воспитатели дошкольных учреждений, школьные учителя, по свидетельству многих педагогов представляют собой один из самых надежных и достоверных методов изучения детства. Однако, чтобы огромный потенциал этого метода был максимально использован, наблюдения должны быть определенным образом организованы.

Средством организации наблюдений применительно к оценке школьной зрелости детей может стать единая программа изучения ребенка на этапе школьного старта, где зафиксированы те важные для школьной жизни стороны развития, на которые должно быть, прежде всего, обращено внимание наблюдателей. Методическая аранжировка этой программы в зависимости от того, кому из субъектов диагностической деятельности она адресована, будет различной.

Наиболее удобной формой организации наблюдений родителей может стать адресованная им анкета. В зависимости от того, какие формы коррекционно-развивающего образования будут использованы школой, вступительные слова этой анкеты, обращенные к родителям, могут выглядеть по-разному. Но основное ее содержание - вопросы, которые направляют наблюдения, будут одинаковыми. Приведем текст анкеты для родителей, которая сегодня широко используется в школах, практикующих создание классов компенсирующего обучения для детей риска с первого учебного года [23, 15].

Средством организации наблюдений воспитателей детских дошкольных учреждений могут служить специально подготовленные для них портативные рекомендации. В представленных ниже рекомендациях обозначены не только показатели низкого уровня школьной зрелости детей, адекватные для каждого из них методы выявления, но также и те типичные поведенческие признаки, через которые имеющиеся недостатки себя проявляют. Важное место в оценке школьной зрелости принадлежит и тем направленным наблюдениям, которые осуществляет на этапе вхождения ребенка в школьную жизнь учитель.

Основной формой организации учебной работы в школе продолжает оставаться урок. Поэтому наблюдает учитель детей больше всего на уроках. Школьные уроки дают возможность учителю многократно наблюдать деятельность ученика в сходных условиях. Это существенно для достоверности выводов. Свои наблюдения, прежде чем их обобщить, сделать определенный вывод, учитель может и должен неоднократно перепроверить.

Цели наблюдений учителя могут быть различными. На начальном этапе обучения учитель с их помощью определяет готовность детей к школьному обучению, школьную зрелость. Объектом внимания при этом должны быть, безусловно, разные стороны, характеризующие развитие личности.

В процессе наблюдений на уроке нужно установить, в какой мере ребенок, подчиняясь требованиям учителя, умеет организовать свои действия, согласовать их в пространстве, времени, последовательности с действиями других детей. Необходимо выяснить, в какой степени сформирована у ребенка учебная мотивация, развилось ли умение ограничивать свои желания, приноравливаться к требованиям извне, есть ли чувство ответственности. Учитель должен отмечать, как ученик включается в учебную работу, реагирует на указания, насколько сосредоточен, как быстро устает, в каких формах выражается его утомление.

Школьный урок предоставляет множество естественных ситуаций, обнаруживающих уровень общего развития ученика, особенностей его познавательной деятельности. Беседа по поводу содержания той или иной картины; составление рассказов по картине или серии картин; работа со стихотворениями, загадками, пословицами, работа с языковым и математическим материалом в условиях, когда от ученика требуется сравнить те или иные предметы, явления, их знаковое изображение, найти в них сходное, отличное, сделать на основании сравнения определенный вывод; решение и составление простейших, основанных на житейском опыте задач - все это дает в руки учителя богатейший материал, позволяющий судить о развитии у ребенка мышления, памяти, наблюдательности, внимания и других психических процессов, на которых базируется усвоение знаний [56, 39].

Предметом внимательных наблюдений должен стать процесс самостоятельного выполнения школьником учебных заданий. Важно проследить, как ребенок приступает к выполнению задания, достаточно ли он внимателен, целенаправлен в процессе работы, может ли сделать необходимые усилия для преодоления тех или иных затруднений, обращается ли за помощью к педагогу, как воспринимает помощь, проверяет ли проделанную работу, как относится к оценке педагога, может ли сам оценить свою работу.

Необходимо особо вникнуть в то, каков характер трудностей, возникающих у ребенка в процессе работы, чем эти трудности вызваны: неумением осмыслить учебное задание, найти нужные способы его выполнения или неустойчивым вниманием, пониженной работоспособностью, неумением удержать задание, сконцентрироваться на нем на необходимое время.

Большое внимание должно быть уделено выяснению того, в какой мере и насколько успешно учащийся умеет пользоваться языком как средством, орудием при общении с другими людьми, при обмене мыслями: умеет ли он должным образом слушать собеседника во время разговора, вникать в содержание того, что ему говорят; умеет ли излагать свои мысли так, чтобы они были достаточно понятны другим.

Следует обратить внимание на то, насколько умеет ребенок грамматически и синтаксически правильно строить фразы и предложения, каков уровень развития фонематической стороны речи. Особенно следует проследить за тем, как развито у ребенка фонематическое слуховое восприятие, т.е. воспринимает ли он все основные звуки речи: не смешивает ли он между собой звуки Ж и З, Щ и С, Ч и Ц, Б и П, Г и К, Д и Т, Р и Л, Ц и ТС и т.д. Необходимо обратить внимание на внятность произношения: четко ли ребенок произносит слова, не проглатывает ли окончания слов. Обнаруженные недостатки следует записать, направить ребенка на обследование к логопеду. Следует также обратить внимание на развитие руки (умеет ли достаточно уверенно работать карандашом, ручкой), а также координации движений в системе «рука-глаз», столь необходимой при письме.

Наблюдение не должно ограничиваться только рамками урока. Богатый материал для выявления общего развития детей дают наблюдения за ними во время экскурсий и прогулок, их ответы на вопросы, требующие описания отдельных частей рассматриваемого предмета, сравнения одних предметов с другими, нахождения в предметах сходства и различия. Особое внимание следует обратить на вопросы, задаваемые самими учащимися. По характеру этих вопросов можно получить представление о том, насколько ребенок любознателен, какие знания и сведения о наблюдаемых предметах у него уже имеются, какие стороны и качества предмета привлекают главным образом его внимание, в какой речевой форме он выражает свои мысли.

Во внеурочных ситуациях, в различных не регламентированных рамками урока видах игровой, трудовой деятельности, в свободном общении учитель может получить материал об особенностях характера, других сторонах личности ребенка. Насколько адекватно ведет себя ребенок в различных ситуациях; как быстро устанавливает контакт с окружающими; умеет ли выполнять свою функцию в совместной работе; чувствует ли дистанцию в отношениях взрослыми. Как ребенок общается с другими детьми; есть ли у него друзья, кто они; какова его роль в отношениях с ними: он лидер, подчиненный или отношения строятся на демократических началах; как ведет себя в спорных ситуациях: умеет уступить или конфликтует.

Совокупность всех перечисленных сведений необходима для того, чтобы решить вопрос об уровне школьной зрелости ребенка, составить представление об особенностях его личности.

В процессе дальнейшего обучения наблюдения учителя становятся более избирательными. С их помощью он получает данные, необходимые для решения текущих педагогических задач.

Беседа.

Опытные учителя начальных классов всегда начинают изучение своих учеников с предварительного знакомства с ними. Пути, приемы такого знакомства очень разнообразны. Среди них как различные очные формы знакомства, так и заочные. Большинство учителей еще задолго до начала школьных занятий считают необходимым побывать у ребенка дома, в непринужденной, домашней обстановке встретиться со своим будущим учеником и его родителями. Многие учителя посещают учебные занятия в детском саду, где воспитываются их будущие питомцы. Уже на этом этапе они отмечают детей, которые потребуют особого внимания, пытаются найти ответы на возникшие относительно них вопросы. Во многом здесь помогают личные беседы с родителями, воспитателями детского сада.

Из бесед с матерью или бабушкой учитель может узнать, каким родился ребенок, когда он начал ходить, какие болезни перенес в раннем детстве и в более позднем возрасте, каково здоровье ребенка, в каком состоянии находятся его нервная система, органы чувств. В каких условиях рос ребенок, как воспитывали, к чему приучали, в каком направлении пытались оказать на него воздействие, какими методами, приемами пользовались, какой был результат. Родители могут припомнить такие яркие факты, характеризующие ход развития ребенка, как-то: быстро ли он овладел речью, проявлял ли интерес к окружающему, любил ли слушать сказки, рассматривать картинки в книжках и т.д.

В беседе с воспитателем детского сада учителя должны, прежде всего, интересовать такие моменты, как-то: был ли ребенок активным, подвижным, жизнерадостным, любил ли участвовать в творческих играх, в каких именно и на каких ролях; проявлял ли фантазию, инициативу, сообразительность; в какой мере его действия были последовательны и целенаправленны; каковы были любимые занятия. Исключительно важно выяснить, как ребенок вел себя на учебных занятиях, насколько был дисциплинирован, мог ли слушать указания воспитателя, руководствоваться ими в работе, спрашивал ли о непонятном, мог ли правильно оценить сделанное, как реагировал на оценку. Следует также выяснить, с какими трудностями сталкивался воспитатель в своей работе с данным ребенком. Если у ребенка была плохо развита речь, важно выяснить, проводились ли с ним соответствующие занятия. Если ребенок быстро раздражался, обнаруживал негативизм в своем поведении, нужно выяснить, применялся ли к нему индивидуальный подход, в чем он выражался, какие дал результаты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать