Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте
p align="left">Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов.

Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки -- это веселая словесная игра, которую мы предлагали детям в различных вариантах: «испорченный телефон», «змейка с воротцами», «ручной мяч» и т. д. (приложение № 4).

Разучивали скороговорки с детьми коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола. Постепенно убыстряли темп. Также проговаривали скороговорки преувеличенно четко, громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Для активизации речевого аппарата предлагали детям произносить скороговорки беззвучно, энергично шевеля губами.

Разученные скороговорки, особенно диалогические, мы использовали в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях, придумав сюжет и действующих лиц («Небылицы», «Встретились два друга», «Ярмарка»).

Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные, интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезны на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером.

С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников мы старались научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией, мы не просто просили детей произнести фразу, например, жалобно или восхищенно, а поощряли у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций. Предлагая детям игру «Фраза по кругу», мы стремились к тому, чтобы каждый ребенок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определенной интонацией.

Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих ее смысл и выразительность. Например, предлагали произносить выученную детьми скороговорку, выделяя в ней разные слова: «Гравер Гаврила выгравировал гравюру». «Гравер Гаврила выгравировал гравюру» и т.д. после таких упражнений детям было легче выделять главные (ключевые) слова в более крупных стихотворных текстах.

Так же работая над культурой и техникой речи детей, в свою работу мы включали творческие игры со словами («Волшебная корзинка», «Вкусные слова», «Вопрос - ответ»). Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

Основы театральной культуры.

Как правило, дошкольники в наше время редко бывают в театрах. Их опыт ограничен 1--2 посещениями в основном кукольного театра. Но дети уже с 3 лет могут быть очень чуткими и благодарными зрителями. Они готовы с неослабевающим интересом смотреть одну и ту же пьесу несколько раз. Основной задачей по ознакомлению детей с основами театральной культуры является знакомство детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства.

Реализация этой задачи носила практический характер, т.е. происходила во время театральных игр, упражнений, работы над этюдами, посещения театра в форме диалога в виде вопросов и ответов. Не имеет смысла строго требовать усвоения всего материала каждым ребенком, достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас (приложение № 5).

На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре по темам:

Особенности театрального искусства,

Виды театрального искусства,

Рождение спектакля,

Театр снаружи и изнутри,

Культура поведения в театре. (приложение № 6).

Работа над спектаклем.

В вечернее время мы проводили с детьми кружковую работу, целью которой являлась подготовка к показу спектакля по мотивам сказок Г. Х. Андерсена «Сказочные сны» (приложение № 7).

Создание спектакля с детьми -- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю мы старались соблюдать несколько основных правил:

1) не перегружать детей;

2) не навязывать своего мнения;

3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

В результате этого дети ждали каждой репетиции с нетерпением, работали с желанием и радостью.

Всю работу с дошкольниками над спектаклем мы разделили на девять основных этапов:

1.Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2.Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3.Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4.Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5.Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6.Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7.Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и

реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

8.Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9.Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку дошкольного возраста. Для того чтобы пробудить интерес у детей к предстоящей работе, первая встреча детей с пьесой была эмоционально насыщенна: рассказ сказок вошедших в основу сценария, показ художественных иллюстраций в книгах, прослушивание музыкальных произведений, используемых в будущем спектакле, просмотр художественных фильмов по мотивам сказок. Всё это помогло почувствовать атмосферу сказочных событий, расширить кругозор детей, активизировать познавательный интерес.

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. После прочтения детям сценария дети пересказывали каждый эпизод, дополняя друг друга, и придумывали им названия. Например: «Возвращение принца», «Встреча с принцессой», «Путешествие принца» и т.д.

Третий этап -- это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов были самые активные дети, но постепенно мы стремились, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Использовали упражнения с куклами, в которых дети импровизировали поступки и диалоги героев. В таких упражнениях детям мешал сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняло свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя нашу поддержку, они стали действовать более естественно и уверенно, а их речь стала разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап -- знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.

Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизировали движения под музыку, самостоятельно отмечали наиболее удачные находки. Затем они двигались, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учились создавать эскизы декораций и костюмов, делали рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

Пятый этап -- это постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторялся разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучал много раз, это позволило детям довольно быстро выучить практически все роли. Кроме того, в ДОУ в этой работе участвуют воспитатели, которые в свободное от занятий время с подгруппами детей повторяли отдельные эпизоды. В этот период уточнялись предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчеркивались мотивы поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, оценивали, у кого это получается естественнее и правдивее.

Мы со своей стороны, учитывая речевые, пластические, актерские возможности детей, наметили по 2-3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.

Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения.

Нельзя приказать ребенку: «Испугайся» -- или показать свой вариант действия. Это приводит к запрограммированности поведения. Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку действительно было страшно. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.

Мы не предлагали детям заранее придуманные мизансцены и старались не устанавливать линию поведения каждого персонажа, они возникали по инициативе детей, опирались на их творческое воображение и корректировались нами. Разные составы исполнителей предлагали свои варианты, и наиболее удачные мизансцены мы закрепляли для дальнейшей работы над спектаклем. Добиваясь выразительности и четкости речи, мы выявляли речевые характеристики героев. Кто-то говорит плавно, растягивая слова, другой -- очень быстро, эмоционально, третий -- медленно, уверенно, четвертый -- сварливо, пятый -- сердито и т.д.

Седьмой этап -- репетиция отдельных картин в разных составах. На этом этапе работы мы следили за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Мы учили детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение мы с теми детьми, которые в данный момент не были заняты в репетиции, отмечали и поощряли.

Восьмой этап -- самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки), то теперь мы стали использовать подготовленные для спектакля декорации, бутафорию и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогали в создании образа.

Репетиции проходили с музыкальным сопровождением, в этом момент происходило уточнение темпоритма спектакля. Затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закреплялись обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций.

Девятый этап -- премьера спектакля -- является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Первыми зрителями стали педагоги, которые, очень строго, но объективно оценили выступление детей.

Премьера -- это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре.

Отвечая на наши вопросы, что было хорошо, а что -- нет, дети учились оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечали выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Мы , направляя беседу в нужное русло своими вопросами, старались указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

Для детей наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Наверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь в том случае, если все в спектакле запрограммировано и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера. Но если ребята понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь задача педагога -- раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

Заключение

Многие педагоги, психологи часто размышляют о том, от чего зависит успех или неудача спектакля, театрализованной игры, праздника. Не всегда там, где усилий затрачено больше, результат лучше. Различные эксперименты и исследования показали, что успех гарантирован тогда, когда воспитатель осуществляет индивидуальный подход, проявляет уважение к личности каждого ребёнка, верит в способности и возможности всех своих воспитанников.

Итак, выполненное нами исследование, посвящённое изучению особенностей организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте, даёт основания сделать вывод, что организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста имеет определённые особенности. Реализовав основные задачи исследования, мы определили, что:

Театрализованная деятельность детей является целенаправленной, то есть позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения.

Имеет определённые формы организации: занятие, индивидуальная работа, самостоятельная театрализованная деятельность детей, развлечение, кружковая работа.

Имеет определённое содержание - в соответствии с той программой, по которой работает воспитатель-руководитель ТИД в ДОУ (мы работали по программе «Арт - фантазия»).

Имеет специфические методы работы воспитателя-руководителя ТИД: индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.

Как известно, театр даёт очень большие возможности для проживания детьми той или иной ситуации. Постоянное состояние игры поддерживает интерес детей к глубокому изучению предлагаемого материала. Позволяет разносторонне и многокрасочно переживать кульминационные моменты в культурной истории человечества.

В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.

Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Учитывая результаты проделанной работы, мы составили следующие рекомендации воспитателям и узким специалистам ДОУ:

Создавать условия для творческой активности детей. Поощрять исполнительское творчество в театрализованной деятельности, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

Приобщать детей к театрализованной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе.

Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых

Литература

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991.

2 Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003.

3 Антропова М. В. Психолого-педагогические и гигиенические подходы к организации развивающих занятий для детей дошкольного возраста. // Дошкольное образование № 24 (96), 2002.

4 Богачёва Н. И. , Тихонова О. Г. Организация досуга в семье. М., Академия, 2001, 208 с.

5 Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., Просвещение, 1978, 207 с.

6 Девина И. А., Маштакова И. В. Управляем эмоциями. М.,Ось,89, 2002, 48с.

7 Иванцова Л. Коржова О. Мир кукольного театра. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003, 160 с.

8 Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. // Дошкольное образование № 12. 2002.

9 Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., Творческий центр Сфера, 2001.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать