Особенности проведения внеклассного мероприятия по литературе

Особенности проведения внеклассного мероприятия по литературе

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Сущность внеклассной работы, ее место в структуре педагогической работы, особенности внеклассной работы по литературе, основные формы и виды внеклассной работы
    • 1.1 Сущность внеклассной работы, ее место в структуре педагогической работы
    • 1.2 Особенности внеклассной работы по литературе
    • 1.3 Формы и виды внеклассной работы по литературе
  • Глава 2. Особенности внеклассной работы по литературе в 10 классе МСОШ №3, планирование проведения внеклассной работы по литературе в данном классе, опыт организации внеклассного мероприятия в данном классе
    • 2.1 Специфика внеклассной работы по литературе в 10 классе МСОШ №3, характеристика данного класса, планирование предстоящего занятия с учетом особенностей класса
    • 2.2 Опыт организации внеклассного мероприятия по литературе в 10 классе МСОШ №3
  • Заключение
Введение

Прежде чем углубиться в развитие темы данной курсовой работы, хотелось бы обосновать ее актуальность в условиях развития современной системы образования и общества, а также показать необходимость проведения подобных исследований.

К сожалению, в наше время - время, чрезмерно насыщенное потоками информации из различнейших источников - очень сложно заинтересовать учеников внеклассным уроком по тому или иному предмету, так как даже основной объем обучения воспринимается по большей части неохотно, и уровень образования в стране, по сравнению с советскими временами, резко снизился.

В то же время вопрос о мотивации детей к обучению крайне важен. Ведь внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам.[3, с.5]

Таким образом, внеклассная работа по литературе - своего рода инструмент в руках учителя, с помощью которого он не только формирует знания ученика по предмету, но и развивает его личность, т.е. следит за процессом и результатами социализации, воспитания и саморазвития. [10, с.119]

Целью данной работы является изучение роли внеклассного урока по литературе как одного из важнейших двигателей нравственного развития личности ученика.

Задачи, в свою очередь, можно сформулировать следующим образом:

- необходимо раскрыть место внеклассной работы в структуре педагогической работы в школе и определить ее роль в формировании нравственного воспитания школьников;

- подчеркнуть значение внеклассной работы по литературе как мотивирующего составляющего обучения данному предмету, сформировать положительные мотивы обучения;

- спланировать и провести внеклассное занятие по литературе в 10 классе МОУСОШ №39;

- проследить влияние внеклассной работы по литературе на личность обучающегося на примере конкретного коллектива учеников.

Методы и приемы педагогического исследования, используемые в данной курсовой работе:

- анализ научно-методической литературы по данной теме;

- педагогическое наблюдение;

- метод опроса, построенный в виде беседы;

- анкетирование;

- анализ продуктов деятельности.

Глава 1. Сущность внеклассной работы, ее место в структуре педагогической работы, особенности внеклассной работы по литературе, основные формы и виды внеклассной работы

1.1 Сущность внеклассной работы, ее место в структуре педагогической работы

Внеклассная работа -- составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. [6, с.311]

Внеклассная работа -- часть деятельности педагогов, связанная с организацией и налаживанием внеурочной деятельности школьников. [5, c. 156]

Внеурочная работа -- внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др. [1, c. 36]

В соответствии с Письмом Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16 "О методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательном учреждении" к внеклассной работе по предмету относится индивидуальная работа с учащимися, предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях. Такую работу классный руководитель проводит совместно с учителем-предметником.

Согласно части второй п.2.5. Приказа Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" такая работа может выступать формой догрузки по учебной нагрузке учителя без дополнительной оплаты. Либо выполнение обязанностей по проведению консультаций, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой может рассматриваться как должностные обязанности, предусмотренные уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулироваться графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника. Выполнение дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, должны соответствующим образом оплачиваться (ст.151 ТК РФ).

Таким образом, объединяя и дополняя все вышеперечисленные понятия, можно сделать вывод, что внеклассная работа является дополнительной формой организации обучения, проводится с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробела в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету, а также для повышения положительной мотивации к учебе.

Рассматривать внеклассную работу в общей структуре педагогического процесса стоит с точки зрения основного понятия педагогики - воспитания.

Воспитание - целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры.

Воспитание выражает объективный процесс движения отношений, деятельности в обществе, благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами. Воспитание суммирует опыт познания мира и опыт мировой общественной практики.

Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности индивида, т.е. соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Внутренняя цель педагогической деятельности в том, чтобы постепенно превратить подрастающего человека из существа управляемого в самостоятельную личность. Внешняя цель педагогики состоит в развитии сущностных сил индивида, облегчающих его интеграцию в общественную жизнь, чтобы обеспечить успешное его включение в трудовую, социальную деятельность. [3, c.77]

Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Рассмотрим эти возможности.

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ученика, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у учеников интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность.

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. [4]

Итак, внеклассная работа, с точки зрения педагогики, объединяет в себе несколько функций - организацию свободного времени учащегося, воспитание школьника, его развитие и социализацию.

1.2 Особенности внеклассной работы по литературе

Каким же образом конкретный предмет обучения может выполнять все функции внеклассной работы и выявлять ее специфику? Различные работы по педагогике отражают важность влияния внеклассных занятий именно по предмету русской литературы.

В общей системе мероприятий школы за высокую грамотность учащихся, приобщению их к искусству слова, богатствам русской классической и современной литературы, развитию художественного восприятия окружающего мира большое значение имеет внеклассная работа по литературе: организация кружков, факультативов, проведение олимпиад, различных соревнований, викторин, КВН, тематических вечеров, конференций, экскурсий.

Наши школьники (особенно в последние годы) знакомятся с русской литературой весьма неохотно, и, к сожалению, для более глубокого понимания творчества того или иного автора программного времени не хватает. Все исследователи отмечают также низкий уровень читательской культуры. Внеклассные мероприятия призваны не просто познакомить с биографией и основными этапами творчества писателей, но и помочь ученикам развить в себе новый, творческий взгляд на предмет русской литературы. [2]

Результативность внеклассных занятий осуществляется, в первую очередь, через содержание предметов школьной программы: высокое художественное достоинство великой русской классической литературы воспитывает эстетический вкус, а освоение русского литературного языка невозможно без чтения и изучения классических произведений. Русская литература является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека - живопись, архитектура, музыка - основан на литературе. Именно русская литература дает возможность сохранить в сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество. [8]

Как мы видим, особенно ярко подчеркнута культурообразующая, нравственная и воспитательная функции дополнительных занятий по литературе, ведь именно в этом предмете отражается не только история нашего народа, но и его этнические особенности на примере героев произведений. Происходит становление моральных норм личности ученика, а если правильно подобрать форму проведения урока в зависимости от конкретного коллектива класса, то, скорее всего, заинтересованность школьников предметом литературы резко возрастет.

1.3 Формы и виды внеклассной работы по литературе

Дискуссии вокруг проблемы форм организации учебного процесса в школе не утихают на страницах педагогической литературы. И это не случайно. Четкого определения в педагогической науке понятий "форма организации обучения" или "организационные формы обучения", как и понятия "формы учебной работы" как педагогических категорий пока нет. Прав И.Ф. Харламов, констатируя, что, "к сожалению, понятие это не имеет в дидактике достаточно четкого определения, и что многие ученые просто обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории". [12, c.231-232]

Тщательный анализ различных позиций в определении данного понятия, предпринятый И.М.Чередовым, свидетельствует о том, что подавляющее большинство ученых-педагогов дают этому понятию слишком общее определение. Поводом к такому выводу послужило определение этого понятия И.Я. Лернером. Он пишет: "Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом". [9, c.223] Естественно, напрашивается вопрос: что такое форма организации обучения? В чем состоит ее сущность? Что такое "организация" в данном контексте?

В науке понятие "форма" рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В толковом словаре С.И. Ожегова понятие "форма" трактуется как вид, устройство, тип, структура, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием. Форма - это наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок. Форма всякого предмета, процесса, явления обусловлена его содержанием и, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние. В "Философской энциклопедии" понятие форма определяется так: "форма есть внутренняя организация содержания. Форма обнимает систему устойчивых связей предмета". [11, c.383] И тем самым выражает внутреннюю связь и способ организации, взаимодействия элементов и процессов явления как между собой, так и с внешними условиями. Форма обладает относительной самостоятельностью, усиливающейся тем больше, чем большую историю имеет данная форма.

Применительно к обучению, форма - это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом [13, c.16-30] Это содержание является основой развития самого процесса обучения, способ его существования, обладает собственным движением и заключает в себе возможности беспредельного развития, что и обусловливает его ведущую роль в развитии обучения.

Следовательно, форму обучения надо понимать как конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности. Представляя собой наружный вид, внешнее очертание отрезков - циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. При этом некоторые ученые-педагоги, в частности М.И. Махмутов считает, что в педагогике есть необходимость указать на различие двух терминов, включающих слово "форма" - "форма обучения". В первом своем различии "форма обучения" означает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на уроке. В этом своем значении термин "форма обучения" отличается от термина "форма организации обучения", обозначающего какой-либо вид занятия - урок, предметный кружок и т.п. [7, c.284-286]

Основной формой обучения в педагогике является урок. В нем отражаются преимущества классно - урочной системы обучения, она экономически выгодна, а знание учителем индивидуальных особенностей учеников позволяет с наибольшей эффективностью использовать влияние коллектива на результативность каждого ученика.

Рассматривая формы дополнительных занятий, необходимо подчеркнуть такие формы обучения, как факультативные уроки, консультации, учебные конференции, семинары - диспуты и лекции.

В последнее время, благодаря расширившимся техническим возможностям, стали популярны такие формы внеклассной работы как просмотр учебного видео, прослушивание специальных аудиозаписей, специализированные экскурсии, экспедиции, кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, выставки, трудовые неформальные объединения, объединения по интересам и др.

Рассмотрим для примера одну из дополнительных форм организации обучения.

Экскурсия -- это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:

- реализуется принцип наглядности обучения;

- повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;

- расширяется технологический кругозор учащихся; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных знаний в промышленном и сельскохозяйственном производстве;

- играют значительную роль в профориентационной работе школы.[7, c.337-338]

Что касается наиболее объективных форм внеклассной работы по предмету русской литературы, то, конечно же, необходимо подчеркнуть столь интересные виды дополнительных уроков как:

- литературная гостиная, при организации которой ученики получают возможность творческого подхода к исполнению произведений, вплоть до театрализованных действий и постановок;

- семинарское занятие, в котором материал готовят и ученики, и учитель;

- литературные вечера с приглашенными гостями - писателями, поэтами- современниками, журналистами;

- всевозможные состязательные формы проведения урока - коллоквиум (вопрос-ответ) или брейн - ринг.

В последующей главе мы рассмотрим результативность состязательной формы проведения внеклассной работы по русской литературе на примере старшего класса общеобразовательной школы.

  • Глава 2. Особенности внеклассной работы по литературе в 10 классе МСОШ №3, планирование проведения внеклассной работы по литературе в данном классе, опыт организации внеклассного мероприятия в данном классе
2.1 Специфика внеклассной работы по литературе в 10 классе МСОШ №3, характеристика данного класса, планирование предстоящего занятия с учетом особенностей класса

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях