Особенности развития интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста
p align="left">В нашем исследовании рассмотрено подробно интеллектуальная одаренность детей и ее соотношение с творческой одаренностью.

Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности рассматривали многие психологи. Сторонники сведения творческих способностей к интеллекту опираются на результаты эмпирических исследований, к числу которых относится классическая работа Л. Термина и К. Кокс. Они утверждали, если методика учитывает не только интеллектуальные, но и творческие показатели, выводы о связи интеллекта и творческих способностей, являются артефактами метода. Тем не менее, результаты К. Кокс получили широкую известность и вошли во многие учебники психологии.

Подход Воллаха и Когана позволил по-иному взглянуть на проблему связи между креативностью и интеллектом. Упомянутые исследователи, тестируя интеллект и креативность дошкольников, выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям. Это группы детей с высокой креативностью и высоким интеллектом, с высокой креативностью и низким интеллектом, с низкой креативность и высоким интеллектом, с низкой креативность и низким интеллектом.

Глава II. Психолого-педагогические рекомендации по развитию одаренности

2.1 Интеллектуальная одаренность и методы её диагностики

Начинающим психодиагностам необходимо учитывать, что длительное время интеллект рассматривался как основной показатель одарённости, а тесты, направленные на измерение коэффициента интеллекта, - как основной инструмент для оценки уровня одарённости. Поскольку еще древние римляне считали ум основной характеристикой человека, во многом определяющей эффективность его деятельности. Конкретные стандартизированные методы измерения интеллекта появились значительно позже, лишь в XX веке, когда А. Бине разработал первые психологические методики, которые легли в основу многих современных тестов "на интеллект".

Л.Термен усовершенствовал методику Бине и применил её для изучения умственно одаренных детей. Его лонгитюдное исследование стало классическим. Позднее были созданы многочисленные варианты тестов, направленных на измерение IQ. Но вместе с этим высоко квалифицированные специалисты в области психодиагностики отмечали необходимость весьма осторожного отношения к результатам тестирования. Указывалось на то, что на основе данных об IQ нельзя отбирать талантливую молодежь в вузы, поскольку тесты на интеллект могут хорошо предсказать успешность видов деятельности, аналогичных тестовой, но отнюдь не успехи в будущей профессии. [34]

Дж.Гилфорд подверг резкой критике сам подход к выявлению одаренности с помощью тестов на интеллект, указав, что эти тесты не могут оценить творческие способности человека. В исследованиях других авторов было показано, что высокий интеллект не гарантирует и успешности в сфере общения. Напротив, отмечаются феномены социального и эмоционального дисбаланса у одаренных детей, показывающие, что высокий уровень развития интеллекта может не соответствовать развитию коммуникативных и эмоциональных процессов. Тем не менее, стандартизированные методы измерения интеллекта наиболее часто используются для выявления одаренных детей. Применяются как индивидуальные, так и групповые тесты.

Среди наиболее известных в международной практике индивидуальных, интеллектуальных тестов можно отметить следующие.

Шкала интеллекта Станфорд - Бине, разработанная Л.Терменом и М.Меррил, предназначена для тестирования детей начиная с двухлетнего возраста. Первые шкалы Бине - Симона были разработаны еще в 1905 г., затем они многократно усовершенствовались. Первый станфордский вариант, разработанный Терменом. был опубликован в 1916 г. Именно в этом варианте впервые был введен коэффициент интеллекта (IQ) как отношение между умственным и фактическим возрастом. Современные варианты теста направлены на получение единого показателя, характеризующего общее интеллектуальное развитие индивидуума.

Векслеровская шкала интеллекта и различные варианты этого теста, в том числе и короткие формы, предназначены для тестирования не только детей, но и взрослых. Они включают как вербальные, так и невербальные субтесты (вербальную шкалу и шкалу действия). Д.Векслер внес также ряд изменений в традиционное содержание понятия "коэффициент интеллекта". Школа действия в этой методике Векслера состоит из 5 субтестов, направленных на оценку различия зрительных стимулов, двигательную координацию и решение невербальных задач: "дом животного", завершение картинок, лабиринты, геометрические схемы и конструирование из кубиков. [19]

Интеллектуальный тест Слоссона, предназначенный для измерения интеллекта детей и взрослых, дает одну обобщенную оценку интеллектуального развития на основе данных о словарном запасе, вербальных и математических суждениях и памяти.

Кауфмановская оценочная батарея тестов предназначена для тестирования детей в возрасте от двух с половиной до двенадцати с половиной лет. Она дает две глобальные оценки - умственных процессов и достижений. Тест относительно новый, и его рекомендуется применять для раннего первичного выявления детей с необычно высокими способностями в мышлении.

Шкала детских способностей Маккарти предназначена для тестирования детей в возрасте от двух с половиной до восьми с половиной лет. Дается обобщенная оценка (общий когнитивный индекс) и пять субоценок (для вербальных, перцептивных, вычислительных и моторных способностей, а также памяти).

К числу популярных групповых тестов на интеллект можно отнести следующие.

Отис-Ленноновскний тест школьных способностей дает одну обобщенную оценку (индекс школьных способностей), получаемую при использовании вербальных, количественных и образных заданий. Применяется для выявления общих интеллектуальных способностей.

Тест когнетивных умений. Дает одну обобщенную оценку (индекс когнитивных умений) и четыре субоценки: последовательность, аналогии, память и вербальные суждения. При идентификации одарённости этот тест используется как показатель общих интеллектуальных способностей, характеризующихся повышенным вниманием к уровню развития абстрактного мышления.

"Независимый от культуры" интеллектуальный тест Кеттелла может быть использован как общий тест для выявления способностей людей с культурными ограничениями, а также в программах, для усвоения которых важное значение имеет уровень развития абстрактного мышления. [36]

Тест когнетивных способностей, разработанный Р. Торндайком и Е. Хаген, даёт три оценки (вербальная, невербальная и количественная); он широко используется при выявлении детей, которые должны заниматься по специальным программам для одарённых. Тест тесно связан с батареей тестов, которая включает в себя айовский тест базовых умений.

Рисуночный тест на интеллект.

Тест предназначен для измерения общих умственных способностей детей от 3 до 8 лет, в том числе имеющих сенсорные или физические недостатки. Этот тест состоит из заданий 6 видов: на определение объёма словарного запаса, понимание, установление сходства, знание величин и чисел, память. По условиям теста в качестве ответов от ребёнка требуется лишь указать на тот или иной из изменяющихся вариантов. Полученные таким образом предварительные результаты преобразуются в показатель умственного возраста, который в свою очередь переводится в показатель отклонения. Показателем общего умственного развития служит индекс общего познания (General Cognitive Index). [17]

Многие отечественные исследователи, призывая к созданию новых методов диагностики интеллекта отмечают важную роль дальнейшего изучения его природы и структуры интеллектуальной деятельности. Теоретико-экспериментальные исследования мышления интеллектуальных процессов, проведённые А. В. Брушлинским, О. К. Тихомировым, М. А. Холодной и другими отечественными психологами, представляют несомненный интерес для разработки новых методов диагностики.

Вместе с тем, основное место в психодиагностической практике в нашей стране по-прежнему занимают зарубежные тесты интеллекта. Чаще всего используются тест Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Тест Г. Айзенка, как правило, применяется для самодиагностики, хотя в ряде случаев и они используются в практике дошкольных психологов. В последнее время группой, работающей под руководством А. М. Матюшкина, проведена большая работа по переводу и адаптации ряда зарубежных тестов, которые ранее у нас практически не использовались.

1. Тест "Оперативная память на геометрические фигуры".

2. Тест "Вербальная память"

3. Тест "Непроизвольное запоминание".

Диагностика уровня сформированности знаний и успешности их применении дает возможность определить, на самом ли деле уровень сформированности знаний у школьника является результатом его одаренности (в соответствии с высокими баллами по соответствующим тестам) или он является прямым следствием усидчивости.

1.Тест" Элементарный счет". 2. Тест "Умение вычислять".

3. Тест "Числовые ряды".

4. Тест "Метафоры".

Тесты этого раздела позволяют произвести полную оценку уровня развития интеллекта и общей интеллектуальной одаренности, относительной успешности выполнения различных типов субтестов.

1. "Способность рассуждать".

2. "Пространственные представления".

3. "Обобщение".

4. "Выбор фигур".

5."Вербальное мышление".

Методы направлены на решение вопросов о том, насколько субъект вынослив к длительному выполнению элементарных мануальных движений, утомляемости при выполнении моторных движений; быстро идентифицирует стимульную информацию и удерживает внимание на конкретном задании; возможно ли предупреждение заполнения сознания недифференцированным потоком информации, которое может приводить к дезорганизации большинства видов деятельности; позволяют анализировать развитие темповых и точностных характеристик; уровень развития словарного запаса и умение определять связь между понятиями в сжатые сроки. [40]

Признаком одаренности является хорошее развитие восприятия и переработки информации. Эти процессы основываются как на общем уровне развития мышления, так и на уровни развития всех остальных когнитивных процессов, диагностируемых методиками.

2.2 Система занятий по изобразительной деятельности для одаренных дошкольников

Система занятий по изобразительной деятельности начинается с занятия, целью которого является отбор одаренных ребят из всей группы детей.

Занятие №1 "Как пройти в город художников"

Цель занятия: для воспитателя - познакомиться с художественными возможностями детей, их интересами, способностями, изобразительным опытом, свободой творчества и проявлением потенциально скрытых возможностей.

Материалы и оборудование: два листа белой бумаги, простой карандаш, ластик.

Ход занятия:

Занятие проводится в виде игры. Воспитатель начинает рассказывать историю. (Текст смотри в приложении 1).

Правила игры - каждому надо нарисовать два рисунка - пропуск в город художников, про людей или животных, делающих что-то интересное.

Дети начинают работать. Воспитатель, взяв роль Великана (персонаж рассказа) указывает детям ошибки и напоминает правила игры.

Требования к рисункам детей:

Должен быть замысел рисунка (тема, сюжет), правильное расположение изображения на месте, выразительность изображения (действие, движение, состояние).

Таким образом, по показателю творческой активности детей на этом занятии устанавливаются следующие уровни:

Оригинальный - заметно стремление передать в рисунках действие, движения или чувства изображаемых персонажей. Тема, сюжет раскрыт (качество рисунка).

Необычный - замысел редко повторяется на рисунках других детей. Заметно стремление передать состояние и движения героев (качество рисунка).

Интересный - замысел повторяется на рисунках других детей группы, но отдельные изображения передают движения, жестикуляцию, действия которых нет на рисунках уровня "обычный".

Обычный - замысел часто повторяется и часто встречается у детей раннего возраста. Без словесных пояснений рисунок непонятный. Не отражены четко действия и состояние персонажей.

Занятие №2 "Рисуем бабочек".

Цель занятия: преображение первых навыков работы с красками.

Воспитатель обучает детей выкладывать краски на палитру, объясняя, что такое палитра и для чего нужна, обучение рисованию без карандаша.

Материалы и оборудование: слайды, фотографии бабочек, гуашь, кисточки, бумага, палитра, вода в стаканчиках.

Ход занятия:

Воспитатель начинает беседу о бабочках, какими они бывают. Показ слайдов, фотографий реальных бабочек.

Воспитатель говорит о том, что узоры на бабочках никто не рисует, они получаются уже с готовыми узорами - вот и у нас узор то же получается сам: его нарисует краска. Работа детей начинается с разведения красок на палитре. Затем дети сворачивают лист бумаги пополам - это крылья бабочки. Набираем на кисточку немного краски с лужицы на палитре. Поставим ею пятнышко на правом крыле бабочки. Сначала желтой краской, потом красной, потом синей. После каждой краски кисточку нужно мыть в баночке с водой. Затем правое крыло бабочки накроем левым, прогладим ручкой всю поверхность крыла, сосчитаем: 1, 2, 3, 4… Открываем крылья бабочки, вот и рисунок. Краска должна быть хорошо разбавленной, для того чтобы узоры отпечатались и получились четкими. Каждый этап воспитатель сопровождает показом.

Занятие №3 "Травинки"

Цель занятия: Обучение детей правильно держать кисточку, обучение одному из способов рисования без карандаша.

Материалы и оборудование: Лист бумаги, краски, кисточки, вода.

Ход занятия:

Сначала дети рисуют маленькие травинки - кисточка взлетает тотчас же, как коснется бумаги. Затем трава подрастает - кисточка мягко скользит по бумаги и в конце движения "взлетает". После прорисовывания травинок зеленой краской на кисточку набираем желтую. Не нажимая на кисточку, легкими ударами - тычками изобразим метелку на стебельке - это цветок травы. Чтобы травинка согнулась, нужно наклонить кисть во время движения в сторону изгиба. Для того чтобы получились коленца стебелька необходимо слегка вести кисточку от первоначальной точки, затем, остановившись, слегка нажать на кисточку. Образуется большая точка на стебельке, после этого продолжить движение кисточкой.

Занятие №4 "Характер красок"

Цель занятия: научить детей ассоциировать цвета и оттенки с эмоциями.

Ход занятия:

Воспитатель начинает занятие с беседы и показа карточек. Представьте себе, что эти цвета, подобно нам самим, обладают характером и настроением. Какой был бы у них характер, разный или одинаковый? Давайте угадаем, какие из них добрые, сердитые, грустные, ласковые, беспокойные.

Всякий раз дети указывают на те или иные цвета и характеризуют их. После этого дети смешивают краски на палитре и характеризуют их. Для смешивания используются яркие краски (желтая, красная) и темные (синяя, зеленая), отдельно от них белая и черная. В течение работы воспитатель беседует с детьми о характере оттенков.

Занятие №5 "Рисуем цветы"

Цель занятия: Научить детей рисовать кисточкой без прорисовывания карандашом цветы и ленточки.

Материалы и оборудование: краски, кисточки, листы бумаги, фотографии цветов (лилии, хризантемы, плюща), палитра. Нужно повторить законы смешивания красок.

Ход занятия:

Воспитатель начинает занятие с беседы и просмотра фотографий цветов. Затем поэтапно дети начинают рисовать: лилию, хризантему, плющ. Для начала на палитре делаем лужицу из желтой краски и подмешиваем к ней немного красной. Какая краска получилась?

Рисуем лилию.

Обозначив точкой середину будущего цветка, изображаем шесть лепестков, рисуем их как будто это широкие согнувшиеся травинки. Кисточка рисует крючок и "взлетает" завершая это движение.

Кисточку мыть не надо. Только окунуть сначала в воду и сделать зеленую лужицу. Получается фиолетовая краска и способом "растягивания точки" изображаем стебель.

Изображая короткие листочки, кисточку макают в зеленую краску, и тем же собом рисуем листочки слегка загнутые вниз. Далее нарисуем на стебельках 2-3 цветка отростка (бутоны). Они изображаются светло-зеленой краской (разбавить можно водой или белой краской). Кисточка движется не "взлетая", снизу вверх, затем, не отрываясь от бумаги, возвращается в исходную точку.

Рисуем хризантему.

Изучение нового движения - скольжение без "взлета". Лепестки хризантем отличаются по форме от травинок, потому что у них не острые кончики, а листья сложной формы. На палитре сделаем белую лужицу и добавим в нее немного красной краски. Какой цвет получается? Розовый. Поставим точку недалеко от верхнего края листа бумаги, это будет середина цветка. Кисточка должна плавно, без рывков, прокатиться до конца лепестка, остановиться, и только потом оторваться от бумаги. Пусть лепестки изгибаются или переплетаются. Помоем кисточку, сделаем зеленую лужицу и изобразим растягиванием точки стебель хризантемы. Он должен слегка изгибаться. Изобразим много маленьких, изогнутых, соединенных друг с другом травинок. Получится лист хризантемы.

Рисуем плющ.

Знакомство с новым приемом - "широкий лист", появлением естественного "беспорядка". На этот раз мы начинаем с разминки, чтобы попытаться "забыть о себе", почувствовать себя растением (разминку смотри в приложении 1). Начинаем рисовать. На палитре разводим зеленую краску. Набираем на кисточку. По принципу "растягиванию точки" изображаем стебель плюща, свободной, извилистой линией. Листья у плюща широкие. Чтобы их изобразить надо кисточку прижать к бумаге, немного покрутить в пальцах, чтобы волоски кисточки распушились, и затем кисточка "взлетает". Нарисуйте 2-3 листа. А теперь - самое главное. Все листья разные по величине и по-разному повернуты. Если я нарисую узкий, тонкий листик, значит, он повернут к нам боком - вот так (показ модели листа, как прямо, так и боком). Листья могут расти в разные стороны, один лист может загораживать другой. Приготовив заранее темно-зеленую и желтую краску, дети рисуют листочки, опуская кисточку то в зеленую, то в желтую краску. Так же разведя розовую краску при помощи принципа мелких "тычков", рисуют цветы.

Занятие №6 "Гротаж"

Цель занятия: познакомить детей с другим видом искусства - гротаж.

Материалы и оборудование: листы бумаги, свеча, гуашь, скребок либо острая палочка, кисточки.

Ход занятия:

Во время показа воспитателя дети делают всё вмести с ним. Берут плотную бумагу и тщательно натирают парафином (свечёй), затем лист равномерно покрывают гуашью любого цвета. Когда гуашь высохнет, то палочкой проскоблить штрихи рисунка. Если до парафина бумагу покрыть акварельными красками, то штрихи получатся цветными. Так можно нарисовать любой рисунок, например, ночной город, блеск воды, фейерверк, а так же рисунки на тему "осенний натюрморт". На данном занятии дети выполняют рисунок на свободную тему.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать