Особенности управления развитием образования в Саратовской области
p align="left">Присуждение премий для поддержки талантливой молодежи производится в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года № 311 «О премиях для поддержки талантливой молодежи», приказом Министерства образования и науки России от 9 июня 2006 года № 145 «Об утверждении Правил присуждения премий для поддержки талантливой молодежи и порядка выплаты указанных премий», а также приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 121 «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2007 году».

Премии носят персональный характер, присуждаются ежегодно и не могут поддержки талантливой молодежи в 2007 году. Данным приказом определены всероссийские мероприятия по номинациям:

Уполномоченная организация до 5 октября проводит экспертизу представленных документов и представляет список кандидатов для присуждения премий в Министерство образования и науки России.

Список лиц, которым присуждены премии, объявляется ежегодно приказами Минобрнауки России не позднее 15 октября/2/.

В соответствии с Правилами присуждения премий для поддержки талантливой молодежи и порядком выплаты указанных премий, утвержденными приказом Минобрнауки России от 9 июня 2006 года № 145 (зарегистрирован Минюстом России 10 июля 2006 года, регистрационный № 8026), утверждены приказы Минобрнауки России от 15 июня 2007 года № 176, от 12 июля 2007 года № 203, от 31 июля 2007 года № 232 «О присуждении в 2007 году премий для поддержки талантливой молодежи» и от 31 июля 2007 года № 231 «О внесении изменения в Список лиц, которым в 2007 году присуждены премии для поддержки талантливой молодежи».

По итогам 30 конкурсных мероприятий приказом Минобрнауки России от 15 июня 2007 года № 176 «О присуждении в 2007 году премий для поддержки талантливой молодежи» отмечено 603 человека (275 победителей и 328 призеров всероссийских и международных конкурсных мероприятий). По итогам 20 конкурсных мероприятий вторым приказом Минобрнауки России от 12 июля 2007 года № 203 «О присуждении в 2007 году премий для поддержки талантливой молодежи» определены 246 человек (из них 84 победителя и 162 призера). Третьим приказом Минобрнауки России от 31 июля 2007 года № 232 «О присуждении в 2007 году премий для поддержки талантливой молодежи» по итогам 20 конкурсных мероприятий определены еще 1398 человек (из них 333 победителя и 1065 призеров).

На данный момент определены 2247 человек, которым присуждается премия для поддержки талантливой молодежи в 2007 году.

Выплату премий осуществляет Федеральное агентство по образованию путем перечисления финансовых средств на личные счета каждого молодого человека, которому присуждена премия.

На оплату в бухгалтерию Федерального агентства по образованию переданы документы на 851 человека (по итогам двух приказов Минобрнауки России: № 176 и № 203), и выплаты уже произведены. Сумма выплат составила 36 300 000 руб. В настоящее время в бухгалтерию Федерального агентства по образованию переданы документы на 1398 человек, и после проверки всех документов начнутся производиться выплаты. Сумма выплат составит 51 870 000 руб.

В ноябре-декабре месяце планируется закончить выплату премий, а в декабре - провести мероприятия по награждению талантливой молодежи.

Процедура награждения лиц, которым присуждены премии, проводится ежегодно в декабре. Дата и место проведения процедуры награждения определяются субъектами Российской Федерации и сообщаются в Министерство образования и науки России не позднее 1 ноября текущего года.

Процедура награждения лиц, которым присуждены премии, в субъекте Российской Федерации разрабатывается региональной конкурсной комиссией и утверждается руководителем (заместителем руководителя) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Лицам, которым присуждены премии, вручаются диплом о присуждении премии и выписка из приказа Министерства образования и науки России о присуждении премии для поддержки талантливой молодежи.

Награждение лиц, которым присуждена премия, проходит в торжественной обстановке с участием руководителей субъектов Российской Федерации и представителей федеральных органов исполнительной власти.

Период подготовки процедуры награждения, ее ход и итоги проходят открыто для СМИ и общественности, обращая внимание на пропаганду достижений молодых талантов, информационную поддержку региональной системы отбора талантливой молодежи

1.5. Повышение уровня воспитательной работы в школах

Дополнительное денежное вознаграждение за классное руководство, которое получают учителя государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, вечерних (сменных) школ, школ-интернатов, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и учебно-воспитательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа, введено с января 2006 года. Размер доплаты составляет 1 тыс. руб. в месяц в классе наполняемостью 25 человек для городской местности и 14 и более человек для сельской местности и в соответствии с типовой наполняемостью классов для коррекционных учреждений; в классе с меньшей наполняемостью размер вознаграждения уменьшается пропорционально численности обучающихся.

В июне 2006 года постановлением Правительства РФ список государственных учреждений, классные руководители которых имеют право на дополнительные выплаты, был расширен. В него вошли:

* общеобразовательные учреждения;

* вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения;

* кадетские школы и кадетские школы-интернаты;

* общеобразовательные школы-интернаты;

* образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

* специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (кроме специальных (коррекционных) профессиональных училищ);

* специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (специальные общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) общеобразовательные школы);

* образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

* образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

* оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

* общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой/3/.

С сентября 2006 года в число получателей дополнительного вознаграждения вошли также классные руководители федеральных общеобразовательных учреждений других видов и типов.

Выплаты за классное руководство продолжаются в 2007 году. Правила предоставления субсидий субъектам РФ на выплату дополнительного вознаграждения классным руководителям в 2007 году были утверждены постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2006 года № 814.

Значимость поддержки классных руководителей для системы образования России заключается в том, что:

- на федеральном уровне признана особая важность воспитательной работы в общем образовании;

- впервые нормативно закреплен статус классного руководителя;

- впервые классным руководителям оказана государственная поддержка, что способствует активизации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях;

- учтена специфика деятельности классного руководителя в сельской местности, где при более низкой наполняемости классов объем работы остается значительным.

За счет каких средств производятся дополнительные выплаты?

Дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство финансируется из федерального бюджета.

В общей сложности в 2006 году сумма субсидий на обеспечение дополнительных выплат классным руководителям, согласно годовому отчету Федерального агентства по образованию (Рособразование), составила 11,7 млрд. руб.

В 2007 году дополнительные выплаты получают не менее 800 тыс. человек, на что в федеральном бюджете предусмотрено 11,7 млрд. руб.

При определении размера субсидии учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний/3/.

2. Результаты всероссийского конкурса региональных комплексных проектов модернизации образования

Конкурс проходит в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Регионы-победители (а их будет порядка 20) получат от 150 миллионов до одного миллиарда рублей на реализацию своих проектов. Всего же объем государственной поддержки российских регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, в 2007 году составит 3,5 миллиарда рублей, а предполагаемый объем финансирования победителей в течение трех лет - 16,3 миллиарда рублей.

Как рассказал корреспонденту "РГ" Игорь Остроумов, проректор по научно-исследовательской работе Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, проект предусматривает введение новой системы оплаты труда школьных педагогов. Планируется разделить зарплату учителей на базовую и стимулирующую части. Первая - остается неизменной и устанавливается согласно тарифной сетке, вторая - меняется в зависимости от эффективности работы учителя - здесь учитывается и квалификация педагога, участие его класса в жизни школы, района, города, а также ряд других критериев. Если намеченное удастся воплотить в жизнь, то уже к 2009 году зарплата учителей вырастет на 50 процентов. Специалисты рассчитывают, что такая существенно модернизированная система оплаты труда педагога позволит привлечь в школы молодых специалистов. По данным министерства образования, средний возраст учителя в области сейчас составляет 46 лет, а ведь еще два года назад этот показатель не превышал 41 года.

Разработчики проекта уже сейчас ожидают, что больше всего споров вызовет планируемое укрупнение ряда сельских школ - создание так называемых базовых школ в крупных населенных пунктах, куда школьников будут подвозить из соседних и даже отдаленных сел. В основном это коснется учащихся старших классов, программу начального образования сельские ученики будут осваивать в родных школах. Эти меры считаются неизбежным и, как полагают в областном министерстве, представляют собой один из путей повышения качества образования на селе. С 2002 года численность учащихся в сельских школах сократилась с 329 тысяч до 243 тысяч человек. И тенденция эта продолжается: в некоторых сельских школах сегодня учатся меньше десятка ребят.

Эту проблему как раз и призваны решить школьные автобусы.

Оценивать качество образования теперь тоже будут по-новому. Кроме повсеместного введения единого государственного экзамена (к 2009 году в Саратове его будут сдавать уже по 11 предметам, тогда как сегодня лишь по четырем), изменения ждут и девятиклассников. Второй год в области идет эксперимент: экзамены девятиклассники сдают не своим педагогам, а муниципальной экзаменационной комиссии. Письменные работы шифруются, так что проверяющие не знают, кому они ставят оценку. В 2005 году в эксперименте участвовали четыре района: Красноармейский, Балашовский, Советский и Кировский район Саратова. В этом году участвовать в эксперименте будут уже девять территорий. Планируется, что к 2009 году все саратовские девятиклассники будут сдавать экзамены по такой системе. 

Предложили специалисты-педагоги и свой вариант расширения общественного участия в школьном управлении - создание управляющих советов/3/.

- Такой прецедент в нашей области уже есть, - рассказывает Остроумов. - В школе №1 поселка Степное Советского района создали такой совет, в него вошли родители, представители от работодателей района, профсоюзной организации, ну, и, конечно же, шефы - руководители крупных предприятий, которые помогают школе. Предполагается, что управляющие советы вместе со школьной администрацией будут определять размеры стимулирующей части зарплаты учителей, решать, какие специалисты должны работать с их детьми. Известно, например, что на психологах и социальных педагогах директора школ сегодня нередко стараются экономить, а родители как раз хотят видеть таких специалистов рядом со своими детьми. Совет, в частности, будет наделен правом вмешиваться в подобные ситуации, вплоть до наложения права вето на решения администрации.

По словам Игоря Остроумова, все намеченные в проекте направления реалистичны. Но получение дополнительной финансовой поддержки в случае победы регионального проекта во всероссийском конкурсе позволит намного быстрее начать модернизацию системы.

На протяжении последних десяти лет очень много говорилось о повышении качества образования, но реальных шагов предпринималось не так уж и много. По моему мнению, есть две главных составляющих качественного образования - хорошие педагоги и сильная материально-техническая база. Именно на их укрепление и направлен наш проект. Оснастить все сельские школы на достойном уровне не получится, да и вряд ли имеет смысл, когда за партой сидят лишь десять человек. А вот серьезная помощь базовой школе, рассчитанной в большей степени на учащихся старших классов, - вполне возможна. Объединять школьников важно не только ради более высокого уровня знаний, но и в целях их социальной адаптации перед поступлением в вузы и техникумы.

Думаю, что главная заслуга нацпроекта в целом и конкурса комплексных проектов модернизации образования заключается в том, что они смогли дать толчок руководителям и заставить их обратить внимание на систему образования в своем регионе, приступить к ее реальной модернизации.

3. Комплексный проект модернизации системы образования Саратовской области

Срок реализации - 2008-2009гг.

Источники финансирования:

областной бюджет - средства, выделенные в рамках реализации областных целевых программ «Развитие образования» на 2006-2008 гг., «Дети Саратовской области» (подпрограмма «Одаренные дети») на 2007-2010 гг., «Информатизация Саратовской области» на 2008-2010 гг., «Развитие информационного партнерства органов государственной власти Саратовской области со средствами массовой информации на 2008-2010 годы»;
федеральный бюджет - средства, выделенные в рамках реализации направления «Модернизация региональных систем образования» приоритетного национального проекта «Образование».

Участники проекта:

министерство образования области;

Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования;

Муниципальные органы управления образованием;

Муниципальные финансовые службы в сфере образования;

Общеобразовательные учреждения области

Цель проекта:

предоставить всем школьникам независимо от места жительства возмож-ность получать качественное образование

Направления реализации проекта:

1. введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей;

2. переход на подушевое финансирование Общеобразовательных учреждений;

3. развитие региональной системы оценки качества образования;

4. Развитие сети общеобразовательных учреждений;

5. расширение общественного участия в управлении образованием

3.1. Введение новой системы оплаты труда работников общего образования направлен на повышение доходов учителей (НСОТ)

Введение НСОТ планируется в 2этапа:

I этап - с сентября 2008г. - городские школы;

II этап - 2009 год - всеобщеобразовательные учреждения.

При переходе на НСОТ устанавливается прямая зависимость базовой части зарплаты учителя от количества учеников в классе. Надтарифная часть будет учитывать интенсивность труда и квалификацию педагога. При этом учебному учреждению предоставляется высокая степень самостоятельности при расчете стимулирующих доплат.

Особая роль в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, определении качества работы педагогов будет отведена органам государственно-общественного управления школ (попечительские, управляющие советы, родительские комитеты)/4/.

Изменится и система аттестации учителей. Обновление процедур и форм аттестации, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений осуществляется с 2007 г. Новая модель аттестации педагогических работников образовательных учреждений объединяет в единую систему мониторинг профессиональной деятельности педагога и его повышение квалификации, с учетом критериев и показателей результативности труда. Такая система позволяет проследить динамику профессионального развития и в связи с введением новой системы оплаты труда повысить требования к работникам, претендующим на присвоение первой и высшей квалификационных категорий.

Таким образом, внедряемая модель НСОТ Саратовской области предполагает:

дифференциацию заработной платы в зависимости от квалификации работника;

сложности и интенсивности (специфики труда по типам и видам образовательных учреждений);

повышение стимулирующих функций оплаты труда, рост объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда до 20% (в настоящее время - менее 3%);

совершенствование механизмов учета в оплате труда всех видов деятельности работников образования;

внедрение механизма связи заработной платы с качеством, результативностью труда, основанного на исчислении рейтинга педагога за учебный год;

совершенствование системы аттестации управленческих и педагогических кадров.

Применение такой системы оплаты труда позволит увеличить среднюю заработную плату учителя в 2 раза (до 14 тыс. руб.)

Для введения НСОТ работников образования области в I полугодии 2008 г. будет принят соответствующий закон области и внесены изменения в действующие региональные законодательные акты. Запланирована разработка автоматизированной программы расчета бюджетов общеобразовательных учреждений, обучение работников образования/4/.

3.2. Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений (НПФ)

Переход на нормативное финансирование образовательных учреждений в Саратовской области осуществляется поэтапно.

29 июля 2005 года был принят закон Саратовской области № 63-ЗСО «О порядке определения нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию общеобразовательных программ».

Данный закон предусматривал расчет на нормативной основе субвенций, направляемых в муниципальные бюджеты на реализацию общеобразовательных программ. Он вступил в силу с 1 января 2006 года. На муниципальном уровне субвенция распределяется по общеобразовательным учреждениям по фактически сложившимся расходам.

Следующим этапом перехода на нормативное финансирование является формирование бюджетов муниципальных общеобразовательных учреждений с использованием нормативов финансирования (с 1.01.08 г). Для этого приняты необходимые нормативные правовые акты, проведено обучение работников образования.

Переход на НПФ, в частности, позволит увеличить долю учебных расходов в нормативе финансирования в 2009 г. до 8%. Уровень учебных расходов в нормативе финансирования в бюджете 2008 г. увеличен более чем в 5 раз по сравнению с 2007 г. (с 0,6 до 3%) за счет включения в него в полном объеме расходов на учебно - методическую литературу.

3.3. Развитие региональной системы оценки качества образования

В области сформирована система оценки качества общего образования, включающая оценку условий организации функционирования систем образования, образовательного и вос-питательного процесса, оценку результатов образовательной деятельности.

С 2006 г. в области апробируется независимая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов школ. В 2007г. она проведена в 19 муниципальных образованиях области для 16853 (57% от общего числа, 7,5 % в 2006г.) выпускников 9-х классов из 285 общеобразовательных учреждений. В результате реализации проекта в 2009 г. обязательные экзамены в независимой форме будут сдавать все выпускники 9-х классов школ/5/.

С 2004 г. Саратовская область участвует в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена (до 2007 г. - по 3-м предметам, 2007г. - по 4-м предметам). В 2008 г. единый государственный экзамен будет проводиться по 6-ти предметам. В 2009 г. экзамен пройдет в штатном режиме по всем предметам учебного плана.

Ежегодно в мониторинговых исследованиях в среднем принимают участие более 15000 обучающихся, 1370 педагогов, 5240 родителей, 570 медицинских работников.

Задачи, решаемые в ходе реализации проекта по развитию РСОКО:

* систематизация различных информационных потоков по результатам мониторинговых исследований (деятельность образовательных учреждений, работников системы образования, образовательные достижения школьников),

* разработка и внедрение стандартизированных процедур оценки качества образования,

* формирование автоматизированной системы организации работы с базами данных на муниципальном и региональном уровнях.

Решение вышеуказанных задач предполагает создание в 2008 г. регионального Центра оценки качества образования. В целях создания единой информационной среды оценки качества образования запланированы поставки в базовые школы, органы управления образованием, муниципальные методические службы компьютерного оборудования и программного продукта.

3.4 .Развитие сети общеобразовательных учреждений

Сеть образовательных учреждений представлена 1291 школой, из которых 17 гимназий, 18 лицеев, 68 учреждений с углубленным изучением различных предметов, 28 коррекционных школ и школ-интернатов.

Главным направлением развития сети общеобразовательных учреждений является создание базовых школ. Это позволяет сконцентрировать материально-технические и кадровые ресурсы для обеспечения качественного образования, соответствующего современным стандартам. До 2009 г. планируется создание 206 базовых общеобразовательных учреждений.

Получит дальнейшее развитие предшкольное образование; внедрение новых учебно-методических комплектов в начальной школе; предпрофильная подготовка и профильное обучение, реализация программ психолого-педагогического сопровождения и обеспечения здоровьесбережения обучающихся.

Запланированы большие объемы поставок в общеобразовательные учреждения учебного и учебно-наглядного оборудования по различным предметам, компьютерного, спортивного, медицинского оборудования, оборудования для пищеблоков. В результате, доля школ, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, в 2009 г. увеличится до 70%.

3.5. Расширение общественного участия в управлении образованием

Внедрение моделей государственно-общественного управления в общеобразовательных учреждениях непосредственно связано с переходом на новую систему оплаты труда работников образования (участие в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образования).

Одним из элементов общественного участия в управлении общеобразовательными учреждениями в Саратовской области стала деятельность попечительских советов, создание которых началось в 2000 году во исполнение Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» от 31.08.1999 года №1134. В 2007/2008 учебном году советы действуют в 1060 школах и 512 ДОУ, в том числе 237 - в форме юридического лица/6/.

В ходе реализации проекта большое внимание будет уделено созданию управляющих советов в школах. Основные функции управляющего совета:

а) определяет основные направления развития общеобразовательного учреждения;

б) способствует повышению эффективности финансово-экономической деятельности общеобразовательного учреждения, стимулированию труда его работников;

в) содействует созданию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;

г) осуществляет контроль за соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, за целевым и рациональным расходованием финансовых средств общеобразовательного учреждения;

д) участвует в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.

Заключение

Все поставленные цели и задачи были выполнены в данной курсовой работе.

Совершенствование системы образования составляет приоритетное направление развития области.

Организационной основой государственной (областной) политики в сфере образования являются областные программы развития образования.

Экономическая политика в сфере образования области направлена на поддержку и развитие образовательных учреждений вне зависимости от их организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности.

Органы государственной власти области осуществляют политику персональной экономической поддержки наиболее одаренных обучающихся, лучших педагогических работников, инновационных образовательных учреждений и победителей конкурсов проектов развития образования в форме стипендий, грантов, целевого финансирования/7/. Органы государственной власти области создают организационно-экономические условия для развития научно-образовательного потенциала учреждений высшего профессионального образования и обеспечивают стимулирование их инновационной научно-технической деятельности как базы социального и экономического развития области.

Список использованных источников

1. «Российская газета» - Средняя Волга: Саратов№4326 от 28 марта 2007 года

2. СРРЦ СГСЭУ; (c) 2006 г. Министерство образования Саратовской Области г. Министерство образования Саратовской Области 

3. «Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования». - Ягофаров Дамир. Владос,2008 г.

4. Анимицина Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000

5. Антикризисное управление в муниципальном образовании. - Учебнометодическое пособие.- М.:РИЦ «Муниципальная власть»,2000

6. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов.- М.:Финансы, ЮНИТИ, 1999

7. Муниципальное планирование: Учебное пособие./ Под ред. В.Е. Рохчина, СПб.: СПбГИЭА,1998

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать