Особенности профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов

Особенности профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов

Содержание

Введение

1. Понятие профориентации, сложности профессионального самоопределения и система профориентационной работы в школе

1.1 Понятие профориентации

1.2 Сложности профессионального самоопределения

1.3 Система профориентационной работы в школе

2. Профориентационная деятельность в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов

2.1 Формирование у старшеклассников навыков целеполагания и мотивов самоопределения

2.2 Критерии и характеристики сформированности готовности к профессиональному самоопределению

2.3 Психологическое сопровождение профориентации

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

На современном этапе определены основные требования к подготовке учащихся в общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технологического прогресса.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности (руководитель Б.А. Федоришин, Киев); диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д. Шадриков, Москва); (Воронин Н.П., Ярославль; Забродин Ю., Москва); теоретические и методические основы проф. консультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А. Климов, Москва); системный подход к профориентации школьников (В.Ф. Сахаров, Киров; Н.К. Степаненков, Минск); общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М. Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш. Шадиев, Ташкент; П.А. Шавир, Тюмень; Н.Н. Чистяков, Кемерово); формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П. Шевченко, Луганск). Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов - профориентаторов.

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии.

Так какие особенности профориентационной работы со старшеклассниками способствуют формированию целей профессионального самоопределения, самопознания и т.д.? Это мы и постараемся исследовать в данной работе.

Объект: профориентационная работа со старшеклассниками

Предмет: особенности профориентационной деятельности в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов.

Цель: определить отличительные особенности работы в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов по их профессиональной ориентации.

Гипотеза: исследование основных направлений деятельности по профессиональной ориентации старшеклассников помогут выявить особенности этой деятельности.

Задачи: 1. Исследовать понятие профориентации и сложности профессионального самоопределения.

2. Рассмотреть модель системы профориентационной работы в школе.

3. Исследовать различные направления в общеобразовательных учреждениях профориентационную деятельность со старшеклассниками.

4. Определить значимость навыков самоопределения, самопознания и самооценивание собственных способностей.

5. Исследовать психологическое сопровождение в профориентационной деятельности со старшеклассниками.

1. Понятие профориентации, сложности профессионального самоопределения и система профориентационной работы в школе

1.1 Понятие профориентации

Само возникновение профессиональной ориентации связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Работа этих первых профориентационных служб основывалась на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента на те или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и, уже на основании этого, выдавали рекомендацию о пригодности или не пригодности человека к данной профессии. [9]

Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Каждый человек при выборе профессии руководствуется разными принципами: кому-то посоветовали родители, кто-то пошел учиться вместе с товарищем, подругой, кто-то выбрал популярную, модную профессию.

Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями.

Существует формула выбора профессии, которая состоит из трех следующих друг за другом факторов [14]:

1-й фактор включает в себя профессиональную направленность, интересы, склонности человека, желания. Мы можем назвать этот фактор одной фразой: «ЧТО Я ХОЧУ». И если мы выпишем список профессий, которые нам интересны, и мы хотели бы освоить, этот список бы получился очень длинным. Но одного «хочу» в выборе профессии мало. Вступает в действие уже 2-й фактор.

2-й фактор включает в себя состояние здоровья, личностные особенности. Кто-то из вас склонен к активной деятельности, а кому-то нравиться выполнять работу, требующую внимания, усидчивости. Здесь же необходимо учитывать уровень ваших знаний и личные способности, осведомленность в разных областях деятельности, уровень интеллектуального развития. Большое значение при выборе профессии имеет и материальное состояние семьи. Второй фактор можно назвать одной фразой, «ЧТО Я МОГУ». И если список профессий, который вы написали, приведя в соответствие с вашими интересами, мы будем редактировать в соответствии с вашими возможностями, он станет более кратким, но более реальным.

3-й фактор включает в себя специфику регионального рынка труда, спрос на данную профессию, а также возможность построения профессиональной карьеры, в том числе, освоения смежных специальностей. Этот фактор можно назвать одной фразой: «ЧТО НАДО». Из отредактированного списка мы начинаем выбирать те профессии, которые нужны на рынке труда и дают человеку больше возможностей в построении профессиональной карьеры (профессиональный постоянный рост по вертикали - начинает с низкой должности и в дальнейшем переходит на более высокие и ответственные должности, например, рабочий, мастер, бригадир, начальник смены и т. д. Или по горизонтали, когда человек на рабочем месте осваивает широкий спектр смежных специальностей и совершенствует свое мастерство, например техник-строитель может освоить еще специальности на рабочем месте: бетонщик, каменщик, плиточник, мозаичник и т.д.).

После изучения материалов и различной литературы цель профориентации можно свести к тому, чтобы помочь в выборе профессии, т.е. разобраться в себе, а так же узнать свои интересы, склонности, личностные качества, индивидуальные особенности, особенности здоровья, востребованность профессий на рынке труда и с учетом этого найти такой вид деятельности, где будет возможным успешно себя применить.

Профориентационная работа в учебном процессе реализуется через следующие формы: специальный курс по выбору профессии; урок; факультативы; предметные кружки; научное общество учащихся; олимпиады, конкурсы; тематические вечера; работа групп консультантов по предметам; тематические газеты по предметам.

Давно известно, что большое влияние на профориентацию оказывают профессионально-волевые качества. Изучая историю профориентации можно сделать выводы, что профессионально-волевые качества прогрессируют и меняются, как и всё в нашем мире. Относительно профессионально-волевых качеств меняются и их приоритеты. На первое место выходят такие качества, как предприимчивость, инициативность, умение быстро осваивать новые знания. Главным же является умение найти и внести в профессиональную деятельность свой личностный смысл, готовность постоянного развития себя. Перед профориентационными работниками стоит задача воспитать человека, который способен познать себя, опираясь на свои сильные стороны, уметь подать себя, человека с высоким уровнем интеллектуальных способностей и творческим мышлением, умеющего осознанно и самостоятельно ставить перед собой цели. Научить выбирать оптимальный путь ее достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из временных неудач и возникающих трудностей и брать на себя ответственность за свои поступки.

Профессиональное самоопределение и профориентационная деятельность это сложный и длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных оснований и этот процесс не может быть сведен к одномоментному акту выбора профессии. Чтобы профессиональная ориентация в школе дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

1.2 Сложности профессионального самоопределения

Процесс профессионального самоопределения - это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений. [13]

Главная (идеальная) цель работы по профессиональному самоопределению заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, в корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного). А так же в готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно - значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Выбирая из множества профессий, надо, во-первых, четко представлять себе, что школьник хочет от профессии (мотивы выбора).

каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать?

какая заработная плата его устроит?

какой образ жизни он хочет вести?

сколько времени и сил он сможет отдать освоению этой профессии?

Второе условие выбора профессии - учет своих способностей.

И третье условие - важно знать содержание профессии, какими умениями и навыками должен обладать специалист, какими психологическими качествами обеспечивается успешность в работе.

Большое внимание в работе с родителями уделяется тому, что родители должны предостеречь своих детей от неправильного выбора профессии, к которому могут привести 2 причины [11]:

Во-первых, искаженное представление о будущей профессии (незнание требований к человеку, превратное представление об условиях работы, оплате труда и т. д.).

Во-вторых, искаженное представление о своих возможностях (переоценка или недооценка своих способностей, навыков, особенностей и т. д.).

Также следует обратить внимание на факторы, влияющие на результаты самоопределения и приводящие школьника к неправильному выбору профессии [4]:

Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в океане профессий.

Предрассудки чести. Некоторые важные для общества профессии, почему-то считают занятием недостойным, неприличным.

Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Перенос к человеку - представителю той или иной профессии - на самое профессию.

Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Таким профессия артиста может привлекать тем, с какой легкостью он создает на сцене или в кино сложный образ, завоевывает популярность, славу. Но за этой легкостью стоит напряженный, длительный, будничный труд.

Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей).

Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Практически все профессии непрерывно меняют свой облик.

Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности).

Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи о выборе профессии.

Но помимо причин и факторов, которые могут привести к неправильному выбору профессии, школьники попадают в ситуации трудности выбора профессии:

когда школьник осознает необходимость своевременности выбора профессии, но не знает вообще что хочет

когда школьник выбирает среди нескольких альтернативных путей карьеры

когда имеются внешние и внутренние препятствия для планирования профессионального будущего

самое главное для школьника - выбрать профессию так, чтобы работа его в будущем была успешна и приносила ему удовлетворение. Все, что способствует такому выбору, хорошо, все, что противодействует, плохо.

Ко всем причинам, факторам, ситуациям сложности выбора профессий можно добавить и следующие характеристики общества, оказывающие огромное влияние на профессиональное и личностное самоопределение[10]:

1. Стандартность идеалов и ценностей, предполагающих «единую шкалу для жизненного успеха. В современном мире это, прежде всего, деньги, престиж, известность.

2. Недопустимость иных вариантов счастья. Например, если какой-то человек, восприняв ещё в школе ценности «массового общества», всю свою жизнь посвятил накоплению денег, приобретению модных вещей и т. д. и вдруг обнаруживает, что кто-то, не имея всего этого, намного счастливее, чем он, то он естественно захочет доказать именно свое право на большее счастье. В итоге оформляется целая система воздействия на тех, кто счастлив не так, как «положено».

3. Цинизм «массового общества». Часто стандартные, перечеркивающие личностную уникальность, ориентации, рекламируются на фоне престижных рассуждений о «личностном росте», «самоактуализации» и др. понятий ничего общего не имеющих с ценностями массового общества. Но в том-то и парадокс ситуации, что обыватели очень любят, когда всё обставлено «благородно».

При профориентационной деятельности немаловажным фактором является психологическое сопровождение профориентации, поскольку очень важно то, киками методами и формами работы будет осуществляться деятельность профориентационной группы.

Наиболее весомое влияние на профессиональную ориентацию учащихся оказывает школа. Поэтому школа ставит перед собой определенные цели и задачи по работе в этом направлении.

Общая цель школы по профориентации учащихся - подготовка их к сознательному, обоснованному выбору профессий, а задачи школы - это:

формирование у учащихся системы знаний о мире профессий (чем шире информационная основа, тем меньше ошибок в формировании жизненных планов учащихся);

изучение личности учащихся с целью управления формированием этой личности, ее профессиональных планов;

развитие интересов и склонностей, учащихся к различным видам профессиональной деятельности;

воспитание у учащихся стремлений к самопознанию, самоопределению, самовоспитанию с целью формирования профессионально-значимых качеств личности;

формирование профессиональной направленности.

1.3 Система профориентационной работы в школе

Система - это совокупность компонентов, взаимосвязь которых дает качественно новую характеристику целого.

Система профориентационной работы в школе - это целостная, структурированная и в то же время динамичная система, состоящая из отдельных элементов, которые тесно связаны между собой: это различные формы и методы профориентационной работы, применяемые на разных ступенях обучения, учитывающие возрастные особенности учащихся. [5]

Система профессиональной ориентации состоит из нескольких объектов, которыми являются учреждения образования, предприятия и организации, заинтересованные в профориентационной работе, а субъектами являются школьники, учащаяся молодежь.

Основные направления профориентационной работы в целостной системе[5]:

Профессиональное просвещение - предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильности выбора одной из них, воспитание положительного отношения и различным видам профессиональной и общественной деятельности, формирование мотивированных профессиональных намерений. (Профессиональное просвещение включает в себя профессиональную информацию определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование о способах и условиях овладения ими, так же профпросвещение включает в себя пропаганду общественной значимости тех профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность экономики региона).

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать