Особенности формирования общественных мотивов в условиях совместной деятельности педагога и детей
труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

Чем младше дети, тем быстрее их труд превращается в игру. Особенно часто замена трудовой цели на игровую бывает в раннем и младшем дошкольном возрасте. Это происходит, если поручение, данное ребенку, непосильно для него и он не понимает, что от него требуют, или не знает, как нужно выполнять задание, а взрослый не контролирует его деятельность. Шестилетние дети осознают различия игры и труда (как показали Я.Л. Коломинский, Л.В. Финькевич). В игре они выделяют игрушки или предметы-заместители, выполняемые роли. В трудовой деятельности дошкольники подчеркивают использование орудий труда, выполнение трудовых операций, указывают объективную цель труда ("чтобы чисто было, порядок надо навести"), его общественно полезную направленность. Игра рассматривается детьми как деятельность для удовольствия, а труд как важная работа.

На всем протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется. С одной стороны, часто необходимость в определенных игровых предметах диктует выполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру. С другой стороны, продукты детского труда нередко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры. Например, изготовление игрушки-самоделки включается в режиссерскую игру. В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, они постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. Кроме того, ситуация игры (по данным Я.З. Неверович) наиболее благоприятна для развертывания трудовой деятельности тем, что улучшается качество работы, растет стремление довести ее до конца. Такая ситуация эффективна для формирования положительного отношения к хозяйственно-бытовому труду, особенно к однообразным процессам, например уборке снега с веранды. Следует отметить, что преемственность между трудом и игрой дошкольника состоит в том, что в этих видах деятельности ребенок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых. С трудом, как и с игрой, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о профессиях, ведет к тому, что складываются первые профессиональные предпочтения, намечаются профессиональные интересы.

По данным исследования, проведенного А.Н. Белоус, старший дошкольник называет от 4 до 15 профессий. Здесь проявляются половые различия. Мальчики знают больше наименований профессий, связанных с вождением различных видов транспорта, сельскохозяйственных машин, а также строительством (каменщик, строитель, сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик), и, конечно, военные (летчик, танкист, ракетчик) специальности. Девочки больше, чем мальчики, знают о профессиях воспитателя, учителя, врача, медсестры, парикмахера, музыкального работника, продавца. Самым сложным для дошкольников является осознание труда взрослых. Его общественную значимость они легче выделяют в деятельности конкретных людей, профессии которых им знакомы. Старшие дошкольники знают орудия труда, необходимые людям многих профессий, могут описать процесс труда и выделить качества, необходимые людям разных специальностей ("капитан должен быть смелым и мужественным"). Ребенок постигает смысл профессиональной деятельности, понимает необходимость каждой профессии, что образно сформулировал С. Михалков в стихотворении "А что у вас?": "Мамы разные нужны, мамы всякие важны". У малыша складывается уважительное отношение к труду взрослых. Заметим, что знания о труде взрослых выступают как центральное звено представлений о социальной действительности (В.И. Логинова).

Трудовая деятельность дошкольника развивается в нескольких направлениях. Во-первых, происходит усложнение ее компонентов. Во-вторых, это усложнение ведет к освоению новых видов и форм труда.

Совершенствование компонентов труда включает усложнение его мотивов, целей, контроля и навыков. В 3-4 года мотив труда кроется в интересе ребенка к самому процессу или его оборудованию. Нередко в труд переносятся игровые мотивы: когда ребенок моет посуду, он выполняет роль мамы. На протяжении всего дошкольного возраста действенным остается мотив поощрения и порицания. Если малыш объясняет смысл труда так: "Чтобы мама не ругала", "Чтобы мама похвалила", "Когда потружусь, мне всегда что-нибудь вкусненькое дают", значит, взрослый занял неадекватную позицию в трудовом воспитании. Об ошибках в трудовом воспитании говорят и мотивы, связанные с выполнением требований взрослого: "Тружусь, потому что мама сказала". Подчеркнем, что указанные две группы мотивов быстро приобретают устойчивый характер. Ссылка на них свидетельствует о том, что ребенок не понимает смысла труда, а в конечном счете у него не формируется потребность трудиться. Общественные мотивы труда ("Помогаю маме") появляются достаточно рано. Сначала малыш их не осознает, хотя и руководствуется ими. В старшем дошкольном возрасте такие мотивы становятся осознаваемыми, ребенок видит смысл труда в оказании помощи другим людям ("Трудиться надо, чтобы помогать маме, взрослым, маленьким. И вообще маме надо помогать"). Ребенок переходит от того, что интересно самому, к тому, что нужно другим. Для формирования общественных мотивов важно, чтобы ребенок понимал смысл труда взрослых. Таким образом, именно в дошкольном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для становления общественных мотивов в трудовой деятельности. Труд требует от ребенка умения принимать от взрослого и самостоятельно ставить цель деятельности. Причем чем младше дети, тем больше их цели определяются удовлетворением собственных потребностей. Подчинить свои действия поставленной цели ребенок 2-4 лет может только в том случае, если эта цель им чувственно воспринимается, а задание понятно. Часто 3-4-летние дети отказываются убирать игрушки именно потому, что хорошо не представляют, что же от них требуется.В. такой ситуации необходимо пояснение: "Сложи кубики в коробку, а игрушки расставь на полке". Постепенно с накоплением опыта трудовой деятельности задание может формулироваться более обобщенно: "Наведи порядок в игрушечном уголке".

Старшие дошкольники принимают и ставят цель труда на основе сформированных представлений. Они уверенно действуют под влиянием словесной инструкции взрослого, предполагающей выполнение сложных действий на протяжении достаточно длительного времени. С возрастом цели становятся не только более устойчивыми, но и реальными, опирающимися на оценку ребенком своих возможностей и умений.

Еще до начала трудовой деятельности старший дошкольник выделяет условия, средства и способы достижения цели. То есть у него складывается умение предварительно планировать труд, что значительно повышает качество работы.

Успешность достижения цели в значительной степени зависит от умения проконтролировать свою деятельность. Дети 3-4 лет ошибок в своей работе не замечают, считающее хорошей, независимо от того, как и какой результат достигнут. К труду сверстников относятся критически. В 5-7 лет дошкольники стараются правильно оценить свою работу, хотя замечают не все ошибки, а самые грубые. Их интересует качество труда. Поэтому они обращаются с вопросами к взрослому о правильности и качестве собственных трудовых действий.

На протяжении дошкольного возраста усложняются осваиваемые детьми трудовые действия. Постепенно они становятся более точными, быстрыми и координированными. Однако ограниченность возможностей ребенка, особенности его психического развития приводят к тому, что трудовые задания он обычно выполняет долго, не всегда качественно (ломается веник, бьются тарелки). Поэтому так важно давать ребенку посильные задания, научить его правильно обращаться с орудиями и предметами труда. Критерием оценки трудовой деятельности малыша должно выступать не только достижение результата как такового, но главным образом его качество. Именно качество результата выражает отношение ребенка к другим людям, проявляемое в труде. Взрослый стремится, чтобы у малыша складывалось бережное отношение к результатам не только своего труда, но и других людей. Если он знает, как трудно помыть пол или посуду, скольких усилий это требует, то постарается не пачкать пол, аккуратно обращаться с посудой. И тогда качество трудовой деятельности становится основным критерием в оценке действий своих и сверстников: чисто вымыл стульчики, значит, хорошо потрудился.

Расширение взаимодействия ребенка-дошкольника с окружающим, возрастание его физических и психических возможностей приводит к расширению сферы применения трудовых действий и появлению новых видов труда. Самый первый из них - труд по самообслуживанию - ребенок осваивает в раннем детстве. Выполнение этого вида труда направлено на самого себя (и совершение изменений в самом себе): причесался, вымыл руки. Постепенно направленность на себя сменяется направленностью на другого, и тогда на основе самообслуживания возникает бытовой труд, где объектом преобразования становятся предметы, включенные в бытовые процессы: посуда, одежда, обувь. В хозяйственно-бытовом труде важную роль играют внешние его атрибуты: фартук, пылесос, веник, щетка и т.д. Именно они и привлекают малыша. Результат хозяйственно-бытового труда становится интересным для дошкольника, если взрослый формирует у ребенка потребность поддерживать порядок, эстетически привлекательно организовать свой быт, постоянно указывает на важность и значимость такого труда для других людей и тем самым формирует его общественные мотивы. Следует подчеркнуть два вида направленности этого вида труда. Во-первых, направленность на организацию собственной бытовой деятельности: почистил одежду, чтобы она не портилась; приятно, когда выглядишь аккуратно; расставил красиво столовые приборы, чтобы было приятно обедать. Во-вторых, направленность на облегчение труда другого человека: помог маме постирать белье, чтобы она меньше устала. Труд ребенка в природе направлен на растения и животных - объекты, которые слабее самого дошкольника и благополучие которых в определенной мере от него зависит. Малыш видит, что если забыл полить цветок, то он засох; если не напоил щенка, он страдает от жажды. Поэтому труд в природе формирует ответственность ребенка за тех, кто беззащитнее его. Малыш ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции. Активно взаимодействуя с природой, дошкольник ощущает свою причастность к ней. Поскольку ручной труд требует сложных орудийных действий (умения пользоваться иглой, молотком, лобзиком и прочее), дошкольники осваивают его примерно с пяти лет. Своеобразие ручного труда состоит в том, что он приобретает собственно продуктивный характер. Ребенок создает замысел, воплощает его и получает новый продукт в виде вышивки, поделки. Мотивы этого труда разнообразны: игровые (сделать атрибуты для игры); общественные (порадовать малышей, сделать приятное маме); эстетические (создать что-то красивое, украсить свой быт). Поэтому в ручном труде складывается позиция ребенка - позиция созидателя.

Можно сделать вывод, что в основе освоения дошкольником разных видов труда лежат две взаимосвязанные тенденции, обусловленные усложнением его компонентов. Первая связана с возрастанием самостоятельности ребенка в пределах сформированных у него умений. Вместе с тем дошкольник все больше и больше включается в совместную со взрослым жизнь, выполняя вместе с ним обычные повседневные обязанности.

Усложнение проявлений самостоятельности связано с усложнением форм организации трудовой деятельности. Рассмотрим эти формы, описанные Д.В. Сергеевой. Генетически первой и наиболее приемлемой из них для детей раннего и младшего дошкольного возраста выступает совместный со взрослым труд. Взрослый не только учит ребенка трудовым умениям, но постоянно контролирует процесс труда, показывает последовательность действий, помогает достичь результата и осознать способы действий, их связь с полученным результатом.

Следующая форма - поручение - характеризуется тем, что взрослый формулирует цель, обосновывает ее значимость, выделяет конечный результат и способы его достижения. Но поручение малыш может выполнить только в том случае, если трудовое действие ему хорошо знакомо.

Наиболее высокий уровень самостоятельности проявляют дошкольники в труде по собственной инициативе. Ребенок не только организует собственный труд, но и замечает, когда необходимо потрудиться. Подчеркнем, что на протяжении всего дошкольного возраста совместный труд со взрослым, протекая как сотрудничество, остается привлекательным для ребенка.

В дошкольном возрасте складывается совместный труд со сверстниками. Сначала взаимоотношения в труде возникают на основе общего места или предмета труда, например когда дети моют стульчики. Это пока еще не совместная деятельность, так как одни дети активно действуют, а другие им пассивно подражают. Возникновение направленности на организацию общей деятельности побуждает детей сообщать друг другу о своих намерениях, мотивах и целях. Дошкольники оценивают свою работу, но безотносительно к ее результату. Готовый результат обсуждается ими только с точки зрения количества или принадлежности исполнителя: "Это я вымыл". Старшие дошкольники начинают руководствоваться правилами организации совместного труда. Они уточняют общую цель, раскрывают ее содержание, связывают с ней задачи определенных участников, договариваются о плане действий, распределяют обязанности, помогают сверстникам в процессе достижения цели, уступают часть материала в интересах дела. Дети стремятся к качественному результату, осознают его ценность и важность общего труда.

Выбор партнеров для совместного труда осуществляется не только на основе симпатий, но и с учетом наличия у сверстника трудовых навыков и умений, качественного и аккуратного выполнения им трудовых действий, а также положительной оценки свойств личности сверстника самим ребенком и позитивной оценки взрослыми его умений и личностных качеств.

Дошкольный возраст - это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Главная задача взрослых - это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

Положительное отношение к труду, которое лежит в основе трудолюбия, возникает, если родители и педагоги поддерживают стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и предоставляют ему возможность проявить свою самостоятельность. Но этого недостаточно. Чтобы малыш полюбил труд, он должен уметь трудиться, то есть владеть техническими умениями и навыками, понимать общественную значимость труда, его важность для других людей. Стремление и желание трудиться становится устойчивым, когда малыш усвоил правила, помогающие ему организовать собственную работу. Трудолюбие, формируемое у дошкольника, важнейшее личностное качество. Если правильно организовать трудовую деятельность ребенка, систематически включать малыша в трудовую деятельность, в старшем дошкольном возрасте складывается привычка к регулярному труду, потребность трудиться. Ребенок трудится по собственному желанию, проявляя инициативу и творчество, испытывая яркие положительные эмоции, понимает общественную значимость результатов труда. Он охотно помогает взрослым и сверстникам, исходя не из собственных интересов, а из нужд и потребностей другого человека. Трудолюбивые дети помогают товарищам, приходят им на помощь.

Дети сочувственно относятся к огорчениям товарищей, замечают, когда требуется помощь, и оказывают ее.

Укажем особенности в развитии трудовой деятельности дошкольника: складываются общественные мотивы труда; расширяются и усложняются трудовые умения и навыки; формируются целеполагание, планирование и самоконтроль; расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы трудовой деятельности; складывается совместный со сверстниками труд; появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие трудолюбие; формируется представление о труде взрослых. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: Академия, 1996. - 336с.

Наряду с достижениями в трудовом воспитании детей в дошкольных учреждениях есть еще много проблем и нерешенных вопросов. Нередко еще воспитатели в старших группах, организуя совместную трудовую деятельность детей, сами выполняют большую часть работы: поливают растения, чистят клетки животных, готовят корм, мастерят игрушки. А детям остаются лишь отдельные поручения - принеси, подай, помоги, подержи, что, естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу.

Если дети постоянно получают недостаточную трудовую нагрузку, они привыкают трудиться без напряжения, без усилий. И когда ребенок попадает в ситуацию, в которой нужно выполнить более сложное задание, он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы и довести начатое дело до конца. Неудача же в свою очередь вызывает отрицательное отношение к труду.

Бывает в практике и другая крайность, когда воспитатели дают завышенные по объему трудовые поручения, не учитывая возможности детей. Нельзя забывать о том, что, если ребенок взялся за работу, потратил много сил, но не добился положительного результата или добился его за счет переутомления, в дальнейшем он будет стремиться уклониться от трудовой деятельности. Надо всегда давать посильную работу детям, чтобы на выполнение затрачивались усилия, соответствующие их возрастным возможностям.

Ребята утомляются и тогда, когда длительное время, занимаясь одним делом, находятся в одной позе, пользуются оборудованием, не соответствующим их возрастным возможностям, выполняют большой объем работы в быстром темпе. Каждому педагогу важно помнить, что никакие беседы о необходимости трудиться, никакие примеры самоотверженного труда взрослых не сделают ребенка трудолюбивым, если он сам не испытывает радости от трудовой деятельности. А любовь к труду как к общественно-полезному делу возникает и крепнет только в посильном деле.

В некоторых дошкольных учреждениях отсутствуют планомерность и систематичность в организации труда детей, в обучении их трудовым умениям и навыкам, и они участвуют в труде от случая к случаю. Такой труд не оказывает достаточного воспитательного влияния, не формирует желания работать на пользу коллектива, привычку к систематическому выполнению трудовых обязанностей.

В таком случае дети к концу пребывания в дошкольном учреждении не умеют, а часто проявляют прямое нежелание участвовать в работе. На предложение воспитателя что-то сделать отвечают: "Не умею", "Не хочется", "Надоело", "Устал".

Давая детям задание сделать что-то, воспитатели не всегда раскрывают значимость их труда для окружающих. Поэтому трудовая деятельность детей часто является результатом подчинения авторитету взрослых и проходит механически, без всякого интереса и желания. Плохо поступают и те воспитатели, которые в процессе труда слишком опекают детей, диктуют им, что надо делать, не дают возможности проявить активность и самостоятельность.

Дошкольники быстро привыкают работать только по указанию. Теряется интерес к трудовой деятельности, а значит, и воспитательное воздействие ее на ребенка и в тех случаях, когда выполняемая им работа на его глазах переделывается взрослыми. К сожалению, нередко можно наблюдать, как няня или воспитатель при детях заново переделывает то, что ими сделано: моет стол, подметает пол, убирает книги, переставляет стулья и т.д.

Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы. Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: "Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека" Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч. В 3-х т. М., 1979, т. 1, с. 229.. Воспитатели должны очень серьезно относиться к оценке трудовой деятельности детей, так как неправильная оценка, захваливание одних и невнимание к трудовым усилиям и успехам других могут привести к большим упущениям. У одних детей появляется излишняя самоуверенность, у других - неуверенность в своих силах и возможностях и в конечном результате потеря интереса к трудовой деятельности. Только добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствуют воспитанию положительных черт личности. В теории и практике дошкольного воспитания большое место в трудовом воспитании детей отводится ознакомлению их с трудом взрослых, так как это способствует формированию представлений о роли труда в жизни людей, воспитанию стремления участвовать в труде. Это возможно лишь при условии, если воспитатели научат детей видеть направленность трудовых действий людей на достижение результата, выделять результат труда. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Дети увлеченно играют в "больницу", "магазин", "стройку", передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.

Глава 2. Организация трудовой деятельности педагога и детей

2.1 Совместная деятельность воспитателя и детей по ручному труду

Нет необходимости доказывать, какую роль в трудовом воспитании маленьких детей играет пример самого воспитателя. Они любят тех воспитателей, у которых, образно говоря, "золотые руки". Они искренне радуются, когда в руках воспитателя из бумаги, природного материала рождается интересная игрушка.

Составная, органическая часть трудового воспитания в дошкольных учреждениях - ручной труд, который позволяет развивать у детей начала конструкторских умений и способностей, в большой мере способствует духовному развитию. Ручной труд в большей степени, чем другие виды труда, позволяет организовать первую ступень подготовки к политехническому обучению. Дети на опыте усваивают элементарные понятия о свойствах различных материалов, учатся пользоваться ими. Детям отнюдь не безразлично, что делать, - чем более нужные, полезные, внешне привлекательные изделия предстоит сделать, тем с большим увлечением, интересом и энергией они относятся к их изготовлению. Очень важно, чтобы ребенку был виден и понятен результат его труда, и многие воспитатели это учитывают в работе.

Данное мероприятие проведено на базе детского сада "Олененок" с. Саранпауль Березовского района ХМАО-Югра.

Цель: Продолжать воспитывать у детей желание заниматься ручным трудом, проявлять настойчивость умения. Привлекать детей к выполнению общего дела, создать атмосферу совместной работы, увлечь детей перспективой получения совместного продукта труда. Учить, в общем деле выбрать тот труд, с которым справится наверняка.

Формировать трудовые навыки и умения в работе с бумагой, тканью, деревом, бросовым материалом, выполнять трудовые процессы целостно: от постановки цели до получения результата и уборки рабочего места.

Ход:

Подойдите ко мне, девочки, подойдите, мальчики. Посмотрите вокруг, красивая у нас группа?

(Ответы детей)

Нашу группу мы называем "Играй-городок". Почему мы ее так называем?

(Ответы детей: много игрушек, игровых уголков, что бы играли и занимались любимым делом)

Давайте пройдем по нашему "Играй-городку", и немного поговорим о нем.

(Идем по уголкам, заслушиваем рассказы детей)

Ребята, мы прогулялись по нашему "Играй-городку". Интересно нам здесь живется. А благодаря кому у нас все это есть? Чьим "золотым рукам" нужно сказать спасибо?

(Ответы детей: рабочим, строителям, электрикам, воспитателям, родителям, детям и т.д.)

Правильно, ребята! Все что здесь сделано, это сделано умелыми руками взрослых и детей. Покажите, что наши умелые руки сделали.

(Дети демонстрируют свои поделки и ставят в отдельное место)

А чтобы наши "умелые руки не знали скуки " у нас есть что?

(Ответы детей)

"Город мастеров"

Что мы делаем в "Городе мастеров"? Чем занимаемся?

(Ответы детей: пилим, шьем, работаем с проволокой и т.д.)

Просмотрите, у меня есть для вас сюрприз. Вам, наверное, интересно узнать какой?

Рассказ: "Узнали о ваших золотых руках, которые все умеют делать, две девочки: Маша и Даша. И решили они прийти к нам на экскурсию, посмотреть. Вот эти девочки (показываю кукол). А если Маше и Даше понравится у нас, то они хотели бы остаться у нас навсегда. Только вот где они будут у нас жить? (Дети высказываются) А, может быть, мы смастерим для них квартиру? Вот здорово будет! (Высказывания детей) Справимся мы с этой работой, как вы думаете? Не подведут наши "золотые руки"? (Ответы детей)

Посмотрите, я кое-что приготовила.

(Показываю "квартиру" сделанную из коробки)

Это только стены, что нужно еще сделать для того, чтобы здесь могли поселиться наши гости?

(Ответы детей: сделать красивыми стены - наклеить обои, на окна сшить шторы, мебель поставить, сделать светильники и т.д.)

Пойдемте, посмотрим, что у нас уже сделано (подходим к столу, отбираем то, что нужно для квартиры). Но нам еще многое нужно сделать. Давайте распределимся кто, что будет делать.

(Дети распределяются на подгруппы - мастерские, берут необходимые для работы материалы, определяют место работы. Я подхожу к каждому рабочему месту и на стол ставлю условное обозначение:

Здесь у нас кто работает?

Швеи!

Значит, это швейная мастерская и т.д.

(Работают: столярный цех, подкрасочный, отделочники - строители. На каждом рабочем месте дети между собой распределяют конкретную работу для каждого).

Дети приступают работе. Воспитатель следит, давая советы, оказывая некоторую помощь при затруднении.

В конце трудовой деятельности дети приводят в порядок "квартиру", поселяют кукол. Делают вывод.

Все мастерские со своим заданием справились хорошо, получилась очень красивая "квартира".

А почему получилось все красиво?

Потому что мы трудились дружно, все вместе, помогали друг другу, советовались.

Затем дети убирают свои рабочие места.

На следующий день обыгрывают свою поделку.

В ходе работы предлагаю детям вспомнить пословицы о труде, спеть песню. Известно, что "с песней и работа спорится".

Также в нашем детском саду воспитывается интерес к сельскохозяйственному труду и любовь к природе. Дети вместе с воспитателями и родителями сажают первые деревья, кустарники, цветы на участке. Педагогический коллектив поставил перед собой задачу - познакомить детей с некоторыми видами сельскохозяйственного труда. Предприятие, к которому относится дошкольное учреждение, построило специальное помещение для содержания животных и теплицу. На участке выделили место для маленького поля. Работа детей всех групп была организована с учетом возрастных особенностей и возможностей, программы по ознакомлению с природой. Малыши вместе с воспитателями помогали старшим детям кормить кроликов, а ребята старших и подготовительных к школе групп отвечали за правильное содержание животных, обрабатывали маленькое поле, ухаживали за растениями в теплице и на поле.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в нашем детском саду в полной мере реализуется процесс формирования у детей общественных мотивов в условиях совместной деятельности педагога и детей.

2.2 Записи наблюдений за трудовой деятельностью детей

Приведем пример того, как ребенок планирует свою трудовую деятельность.

Протокол беседы с Настей Е. (6 лет).

Настя Б. надевает фартук.

Воспитатель: Что ты будешь делать?

Настя: Другим кушать давать.

Воспитатель: Как ты будешь это делать?

Настя: Ну, буду всем другим стол накрывать. (Обращается к Жене) Женя, я буду тарелки носить.

Воспитатель: С чего ты начнешь свою работу?

Настя: Сначала блюдца раздам, потом чашки, потом вилки и ложки (сопровождает речь жестами).

Воспитатель: Чем ты закончишь свою работу?

Наcтя: Тарелки поставлю.

Воспитатель: Настя, что ты будешь делать, если тебе понадобится помощь?

Настя (задумывается): Кого-нибудь позову.

Воспитатель: Кого ты попросишь помочь, если у тебя не получится?

Настя: Женю, Катю, Свету, Олю, Лену.

Воспитатель: Когда ты будешь проверять свою работу?

Настя: А зачем проверять?

Воспитатель: А вдруг ты кому-нибудь забудешь поставить тарелку?

Настя: Ну, я когда все раздам, посмотрю везде.

Воспитатель: Что ты будешь делать, если заметишь, что сделала работу неправильно?

Настя: А я сделаю все правильно.

Старшие дошкольники могут уже планировать не только собственную, но и совместную со сверстниками трудовую деятельность, что проявляется в определении плана работы, нахождении общего мнения по поводу способов достижения цели, понимании взаимной ответственности за достижение цели. Сформированность навыков коллективного планирования способствует возникновению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана, повышению чувства ответственности. И как итог коллективного планирования выступает высокое качество полученного совместно результата трудовой деятельности.

Проиллюстрируем на примере такую форму труда как поручение.

Протокол беседы с Женей А. (4 года 1 мес).

Воспитатель, обращаясь к Жене: Ты дежурный. Что нужно прежде всего сделать?

Женя: А что, я сегодня один буду дежурить?

Воспитатель: Пока один. Смотри, кто из детей сегодня в группе, и раскладывай посуду.

Женя раскладывает блюдца и вилки. Задумался: Елена Александровна, кто здесь сидит?

Воспитатель: Здесь сидят Саша, Сережа и Руслан. Четвертое место свободно.

Женя убирает лишнее блюдце. Раскладывает блюдца на третьем столе, обращаясь к воспитателю: А Даши нет сегодня?

Воспитатель: Поставь блюдце, Даша придет.

Женя ставит блюдце и уходит к играющим детям.

Воспитатель: Женя, посмотри ты еще не все сделал.

Женя подходит к столам: А, вилки! Раскладывает вилки и уходит играть.

Обязанность как форма организации труда дошкольника возможна в случае, если он понимает необходимость постоянного систематического выполнения какого-либо дела. Содержание этой формы труда первоначально определяет взрослый. А затем ребенок сам выбирает условия, средства и пути достижения результата, организует и контролирует процесс труда. Данная форма труда возможна в дошкольном возрасте лишь в постоянно повторяющихся трудовых процессах и в привычных условиях.

Приведем пример наблюдения за хозяйственно-бытовым трудом.

Воспитатель: Вова, иди сюда! (Вова - 5 лет 4 мес. - подходит) Давай, ты будешь помогать ребятам мыть кирпичики. Вова кивает головой, берет у воспитателя фартук, идет в умывальную комнату вместе с Лешей (5 лет 6 мес.), приносит тазик с водой. Мальчики ставят таз на пол. Вова садится на ковер рядом с Петей (5 лет 4 мес.), берет тряпку, опускает ее в таз с водой, отжимает, опять опускает в таз, намыливает, отжимает, берет кирпич и протирает его.

Петя: Давай ты будешь мыть, а я протирать.

Вова поднимает голову: Ага! (Протягивает тот же кирпич, кладет его на пол)

Петя берет этот кирпич и протирает его.

Вова: Петька! Я же этот вымыл уже!

Петя: Ну, я еще раз. Я же только протру, чтобы лучше было (протирает кирпич).

Вова: Ну, ладно (берет другой кирпич, протирает его).

Петя кладет кирпич на пол: Эти уже, наверное, высохли (подкидывает).

Вова дотрагивается до кирпичей: Вот эти высохли (показывает).

Мальчики встают, берут кирпичи и относят в шкаф. Вова подходит к воспитателю: Светлана Сергеевна, мы вымыли!

Воспитатель: Молодцы!

Старшие дошкольники могут достигать такого высокого уровня организации совместного труда, когда он регулируется самими детьми. Среди участников работы выделяется организатор, с которым все остальные считаются: обращаются с вопросами, подчиняются требованиям. Организатор распределяет материал, дает оценку результата труда, указывает на ошибки и небрежность в работе, служит посредником между детьми и взрослым в тех случаях, когда требуется вмешательство педагога. Эту роль берут на себя дети инициативные, обладающие коммуникативными и организаторскими навыками, хорошо освоившие техническую и мотивационную сторону трудовой деятельности.

Заключение

Нами были изучены особенности формирования общественных мотивов в условиях совместной деятельности педагога и детей. Напомним, что чем старше становится ребенок, тем важнее становятся для него общественные мотивы - желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения повышается, если педагог устанавливает органическую связь между разнообразными видами детской деятельности.

В формировании общественных мотивов поведения значительная роль принадлежит образцам, в качестве которых выступают конкретные взрослые люди. Ребенок подражает им. Воспитатель использует положительные примеры в воспитании детей.

Нет необходимости доказывать, какую роль в трудовом воспитании маленьких детей играет пример самого воспитателя. Они любят тех воспитателей, у которых, образно говоря, "золотые руки". Они искренне радуются, когда в руках воспитателя из бумаги, природного материала рождается интересная игрушка.

В данном исследовании мы выявили место общественных мотивов в мотивационной сфере дошкольника; рассмотрели формирование общественных мотивов поведения; проанализировали развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте; изучили опыт организации совместной трудовой деятельности воспитателя и детей.

Библиографический список

1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: 2-е изд. - М., 1997.

2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М., 1985.

3. Васильева М.А. Трудовое воспитание дошкольников. / Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: Сборник статей / Сост. Л.В. Русскова. - М., 1984.

4. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т.С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. - М., 1984.

5. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. - М., 1998.

6. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: 2-е изд., доп. - М., - 1985.

7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 1998.

8. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М, 1992.

9. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. - М.: Просвещение, 1971.

10. Макаров С.П. Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник. - №1. - 1994.

11. Островская Л.Ф. Поведение - результат воспитания // Д/в. - №5. - 1977.

12. Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям. - М., 1983.

13. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.

14. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М., 1985.

15. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. В 3-х т.М., 1979, т.1.

16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: Академия, 1996. - 336с.

17. Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1990.

18. Чиркова Т. Учет индивидуально-психологических особенностей детей // Д/в. - №5. - 1986.

19. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. - М., 1986.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать