Особенности формирования научного мировоззрения учащихся при изучении эволюции Земли в рамках дисциплин естественно-научного цикла
Особенности формирования научного мировоззрения учащихся при изучении эволюции Земли в рамках дисциплин естественно-научного цикла
Дипломная работа
Особенности формирования научного мировоззрения учащихся при изучении эволюции Земли в рамках дисциплин естественно-научного цикла
Содержание
- Введение
- Глава 1. Состояние вопроса в современной российской школе
- Глава 2. Происхождение земли
- 2.1 Ранние фазы эволюции Земли
- 2.2 Основные этапы эволюции Земли
- 2.3 Внутреннее строение Земли
- 2.4 Внешние оболочки Земли
- Глава 3. Методические разработки
- Урок № 1. "Земля - наш общий дом. Строение и эволюция Земли"
- Урок № 2. Обобщающий урок природоведения по теме "Земля"
- Урок № 3. Обобщающий урок-игра по теме: "Вселенная"
- Урок № 4. Географический КВН "Атмосфера и гидросфера"
- Тесты
- 3.1 Задания с кратким ответом
- 3.2 Задания с развернутым ответом
- Обсуждение результатов. Выводы
- Литература
Введение“Если бы на Земле было толькоодно место, откуда видны звезды,то к нему стекались бы людисо всего света, чтобы насладитьсяторжественной красотой ночногонебосвода."А. СенекаАктуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что вопрос о жизни на других планетах в огромном пространстве Вселенной, о происхождении и эволюции Земли, о загадках космоса всегда вызывает интерес. А интерес учащихся к теме - это инструмент педагога, позволяющий намного облегчить усвоение материала и повысить качество знаний. К тому же теоретический анализ проблемы и разработка мероприятий по теме "Эволюция Земли и Вселенной" с использованием новых методических приемов позволит решать задачи естественнонаучного образования, в том числе формирование экологического и научного мировоззрения [1]. Кроме того, возрастание значимости экологических проблем требует постоянно изыскивать пути, дополнительные резервы повышения уровня преподавания естественнонаучных дисциплин, позволяющего формировать правильное отношение к окружающей среде и понимать закономерности развития природы.Исходя из актуальности исследования, основной целью данной дипломной работы являлось:Исследование возможности наполнения темы "Эволюция Земли и Вселенной" научным и экологическим содержанием.В связи с этим в дипломной работе решались следующие конкретные задачи:1) обзор и анализ существующих школьных программ по изучению темы "Эволюция Земли и Вселенной";2) разработка уроков с экологическим содержанием в рамках темы "Эволюция Земли и Вселенной";3) составление тестовых заданий по изучаемой теме;4) апробация разработанных методик в школе-гимназии № 14 г. Нальчика;оценка уровня сформированности знаний при изучении тем по разработанным методическим подходам.Предмет исследования - возможности введения в практику обучения научных и экологических аспектов при изучении темы "Эволюция Земли и Вселенной" и выбор соответствующих форм организации занятий.Объект исследования - познавательная деятельность учеников пятых классов средней школы МОУ №14 г. Нальчика.Гипотеза - разработка и реализация новых методических подходов к изучению темы "Эволюция Земли и Вселенной" с акцентированием на научные и экологические аспекты позволит сформировать положительную мотивацию к учению и сделать очередной шаг в процессе формирования научного и экологического мировоззрения учащихся [2, 3].
Глава 1. Состояние вопроса в современной российской школеЕстествознание - одно из звеньев в системе общего образования. Как многократно подчеркивал в своих трудах русский ученый, методист Н.М. Верзилин, курс естествознания имеет важное значение в развитии и воспитании подрастающего поколения, в совершенствовании общей культуры школьников, развитии творческой личности, осознающей свою ответственность перед обществом за сохранение жизни на нашей планете.В настоящее время актуальность приобретают цели, связанные с формированием у школьников целостного научного мировоззрения, развитием экологической культуры, созданием предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство, а также разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, навыков самообразования, способствующих самореализации личности [4]; [5].В условиях модернизации образования проблема школьного учебника является точкой пересечения таких важных направлений совершенствования процесса обучения, как отбор дидактически целесообразного и обязательного для усвоения всеми учащимися учебного материала, организация учебной деятельности, развитие познавательного интереса учащихся [6]; [7].Все учебно-методические комплекты разработаны в соответствии с государственным образовательным стандартом и федеральным базисным учебным планом, утвержденным Министерством образования и науки РФ. Учебники для 5х классов включены в Федеральный перечень учебных изданий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.Представляемые учебно-методические комплекты по естествознанию позволяют решить задачу преемственности, как в изучении учебного материала, так и в формировании способов деятельности, расширения образовательного пространства учащихся. Все учебные пособия ориентированы на общий подход к определению целей изучения предмета [8].Так, на ступени основного общего образования, содержание учебников [9] способствует достижению образовательных целей:освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;овладение умениями применять знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организма;развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми объектами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни [10].На ступени начального образования учебники ориентированы на достижение учащимися четырех видов компетентности:мировоззренческой, предполагающей усвоение учащимися знаний мировоззренческого характера для формирования научного мировоззрения, развитие понимания ценности природы и жизни;методологической, включающей ознакомление учащихся с методами научного познания;теоретической, означающей усвоение учащимися фундаментальных и прикладных научных теорий, ознакомление с основными закономерностями развития живой природы;практической, отражающей понимание учащимися науки как части культуры и производительной силы [11].В учебниках реализованы одинаковые принципы отбора содержания учебного материала: соответствие требованиям развития общества, культуры и личности; единство содержательной и процессуальной сторон (что отвергает одностороннюю предметно-научную ориентацию); структурное единство компонентов содержания.Доминирующий способ организации учебной деятельности ученика - проблемно-поисковый. В учебниках к каждому разделу параграфа предлагаются проблемные вопросы, активизирующие познавательную деятельность учащихся [12].Композиция и методический аппарат учебников определяют его структуру. Учебный материал, изложенный в основном тексте, передает главное содержание издания и обеспечивает изложение обязательного минимума содержания. Он включает базовую, обязательную для овладения предметом информацию, отраженную в учебной программе. Дополнительный текст (в учебниках он выделен в рубрику "Для любознательных") сопровождает основной и способствует повышению познавательной мотивации учащихся. Он включает: документы, хрестоматийный аппарат, биографические и статистические сведения, справочные материалы, выходящие за рамки предмета. Пояснительный текст представлен в виде памяток, сносок, пояснений к иллюстрациям, таблицам, введений к учебникам, предметного указателя и т.д. Пояснительные тексты выполняют функции по организации и осуществлению самостоятельной учебной деятельности школьника.Большое внимание в учебниках линии уделено разработке методического аппарата. Аппарат организации усвоения включает вопросы, задания на повторение изученного, упражнения на закрепления в виде схем, таблиц и направлен на:организацию самостоятельной и групповой работы;использование дополнительных источников информации;закрепление и систематизацию знаний;реализацию принципа индивидуализации обучения;выявление творческого потенциала учащихся.Элементы аппарата ориентировки представлены в тексте посредством выделения основных изучаемых понятий, терминов, правил, условных обозначений (например, восклицательного и вопросительного знаков, раскрытой книги), с помощью рубрикатора и использования цветовых выделений в тексте.Иллюстративный материал в содержании учебников представлен красочными схемами, рисунками, фотографиями и микрофотографиями, картами, комплексными иллюстрациями.Реализация дидактических задач иллюстративного ряда в учебниках и учебных пособиях обеспечивается определенной направленностью отбора иллюстраций и порядком их расположения, а также введением специальных вопросов, фиксирующих внимание на особенностях изображения. Авторы учебников совместно с художниками и методистами стремились учитывать возрастные особенности восприятия наглядной информации. Так, например, школьники младших классов относятся к визуальному ряду как к источнику предметной информации, обращаются к изображениям для более точного понимания смысла текста. Поэтому для данной группы обучаемых использовались иллюстрации, отражающие реально существующие объекты, процессы, явления в самой науке.Все учебно-методические комплекты разработаны на основе программ, соответствующих государственным образовательным стандартам и федеральному базисному учебному плану, утвержденным Министерством образования и науки РФ [13].Проведем анализ учебников по естествознанию, используемых в школах города Нальчика.В ряде учебников по естествознанию (природоведению) для 5 класса сделана попытка изложения интегрированных знаний. Однако при этом сохраняются весьма четкие границы между разделами по физике, химии, биологии и географии. Нужно было найти идею, вокруг которой возможна более глубокая интеграция разных областей природоведческих знаний [8]; [9];. [10]; [12]; [13].Такой объединяющей идеей стал учебник "Естествознание" 5 класс под редакцией Т.С. Сухова, В.Н. Строганов [12]. Концепция учебника:Формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира - одна из сложнейших задач естественно-научного образования. Главная проблема - как доступно для понимания детей раскрыть сложнейшие основы естествознания, имеющие мировоззренческое значение в дальнейшем изучении законов природыУчебный материал методически выстроен так, чтобы учащиеся могли устанавливать аналоги между объектами живой и не живой природы, сравнивать и сопоставлять биологические, физические, химические и географические явления, обнаруживать их взаимосвязи и взаимозависимости.Методический аппарат учебника органично вплетается в содержательную его часть: вопросы, поисковые задачи, домашние задания предлагаются не в конце изучения темы или параграфа, а по ходу обсуждения той или иной проблемы; учебный текст дается в минимальном объеме, зато увеличено количество фотографий и рисунков как наглядных поисковых задач.Так же в учебнике представлены опыты, рисунки-задания, лабораторные работы для того, чтобы пробудить интерес к предмету, а главное - развить самостоятельное мышление, необходимое для общения с природой и ее познания.Методический аппарат внутри текста учебника не ограничивает творчество учителя. Являясь ориентиром в педагогическом поиске, сценарии уроков помогут учителю сосредоточить внимание на системе знаний, углубленной работе над стержневыми понятиями естествознания.Программа "Естествознание" для 5 класса, согласно базисного учебного плана, предлагается 68 часов в год (2 часа в неделю). Основная задача курса - формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира (от макромира - Вселенной до микромира - молекул и атомов).Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира. Работа над ведущими понятиями строиться "по спирали":
|
Тематический блок | Ведущая образовательная идея (содержание) | |
Тела в природе | Многообразие и общая характеристика тел. Доказательства существования взаимосвязей между телами. Физические силы, обусловливающие взаимодействие тел. | |
Вещества. Молекулы и атомы | Многообразие и общая схема строения веществ. Доказательства взаимного влияния частиц вещества. Силы, вызывающие взаимодействие частиц вещества. | |
Энергия | Виды энергии. Доказательства существования разных видов энергии. Превращение одного вида энергии в другой. | |
Единство и взаимосвязи материального мира | Системная организация природы. Уровни организации живого. Доказательства взаимосвязи живого и неживого в биосфере. | |
|
Все блоки основываются на развитии общих для живой и неживой природы понятий, что позволяет логически завершить курс 5 класса блоком "Единство и взаимосвязи материального мира".
Значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи в природе, т.е. единство материального мира [13].
Планирование по данному курсу:
|
№ темы | Название темы | Количество часов | |
1 | Природа как система | 3 | |
2 | Как человек познает природу | 4 | |
3 | Тела в природе | 16 | |
4 | Взаимодействие тел. Силы в природе | 8 | |
5 | Вещества | 13 | |
6 | Молекулы и атомы | 8 | |
7 | Энергия | 3 | |
8 | Единство мира | 4 | |
9 | Задания на лето | 1 | |
|
Вывод: проведя обзор школьных программ и всех учебных пособий по "Естествознанию" для 5 класса установлено, что многие современные учебники построены таким образом, что основную часть учебника занимают картинки и наглядно иллюстрированные опыты, для облегчения понимания данного курса для пятиклашек. Ключевые моменты во многих источниках выделены из общего текста для наилучшего запоминания учащихся. К сожалению, большой объем изучаемой на уроке информации практически не оставляет места для решения задач на закрепление пройденного материала. Остается задать на дом несколько заданий или сочинить подобные, на работу с рисунками из учебников [8] ; [9] ; [10] ; [11] ; [12] ; [14] [15].
Глава 2. Происхождение землиСовременные гипотезы образования Земли и других планет солнечной системы основаны на выдвинутой в VIII в.И. Кантом (Германия) и независимо от него П. Лапласом (Франция) концепции образования планет из пылевого вещества и газовой туманности.Кант и Лаплас обратили внимание на то, что Солнце горячее, а Земля холодная и по своему размеру много меньше, чем Солнце. В то же время Земля - лишь одна из планет. Все планеты обращаются по окружностям, в одну и ту же сторону и почти в одной и той же плоскости. Это составляет основные отличительные черты Солнечной системы, которые должны быть объяснены в первую очередь.Кант и Лаплас утверждали, что в природе все непрерывно изменяется, развивается. И Земля и Солнце раньше не были такими, какие они сейчас, а составляющее их вещество существовало совсем в другом виде.Лаплас обосновал свою гипотезу более убедительно. Он считал, что когда-то Солнечной системы не было, а была первичная разряженная и раскаленная газовая туманность с уплотнением в центре. Она медленно вращалась, и размеры ее были больше, чем теперь поперечник самой удаленной от Солнца планеты.Гравитационной притяжение частичек туманности друг к другу приводило к сжатию туманности и уменьшению ее размеров. Согласно закону сохранения момента импульса при сжатии вращающегося тела скорость его вращения возрастает. Поэтому при вращении туманности большое количество частичек на ее экваторе (которые вращались быстрее, чем у полюсов) отрывались, или, точнее, отслаивались от нее. Вокруг туманности возникало вращающееся кольцо. Вместе с тем туманность, шарообразная вначале, вследствие центробежной силы сплющивалась у полюсов и становится похожей на линзу.Все время сжимаясь и ускоряя свое вращение, туманность постепенно отслаивала от себя кольцо за кольцом, которые вращались в одну и ту же сторону и в одной и той же плоскости. Газовые кольца имели неоднородности плотности. Наибольшее сгущение в каждом из колец постепенно притягивало к себе остальное вещество кольца. Так каждое кольцо превращалось в один большой газовый клубок, вращающийся вокруг своей оси. После этого с ним повторялось то же, что с огромной первичной туманностью: он превращался в сравнительно небольшой шар, окруженный кольцами, опять сгущавшимися в небольшие тела. Последние, охладившись, становились спутниками больших газовых шаров, обращавшихся вокруг Солнца и после затвердевания превратившихся в планеты. Наибольшая часть туманностей сосредоточилась в центре; она не остыла до сих пор и стала Солнцем.Гипотеза Лапласа была научной, поскольку основывалась на законах природы, известных из опыта. Однако после Лапласа были открыты новые явления в Солнечной системе, которые его теория не могла объяснить. Например, оказалось, что планета Уран вращается вокруг своей оси не в ту сторону, куда вращаются остальные планеты. Были лучше изучены свойства газов и особенности движения планет и их спутников. Эти явления также не согласовывались с гипотезой Лапласа и от нее пришлось отказаться [16].Известный советский ученый академик О.Ю. Шмидт предложил гипотезу, согласно которой Земля и другие планеты никогда не были раскаленными газовыми телами, подобными Солнцу и звездам, а должны были образоваться из холодных частиц вещества. Эти частицы первоначально двигались беспорядочно. Затем их орбиты становились круговыми и располагались примерно в одной и той же плоскости. При этом направление вращения частиц в какую-либо определенную сторону со временем начинало преобладать, и в конце концов все частицы стали вращаться в одну и ту же сторону.
Страницы: 1, 2