Имена | Возраст | Эстетические чувства | Нравственные чувства | Интеллектуальные чувства | ||||
I набл. | II набл | I набл. | II набл. | I набл. | II набл. | |||
Аня Ш. | 6л 5м | + | - | + | - | + | + | |
Данил Б. | 6л 5м | + | + | + | + | + | + | |
Денис А. | 6л 10м | + | - | + | + | - | + | |
Лиза Б. | 6л 8м | + | + | + | + | + | + | |
Настя Н. | 6л 7м | + | + | + | + | + | + |
Вывод: из обработки данных следует, что у Лизы, Данила, Насти проявляется чувство долга по отношению к друзьям и сверстникам. Нравственное развитие соответствует нормам воспитания. У Данилы очень хорошо развито чувство долга, иногда проявляется чувство несдержанности, но всегда ребенок активен и доволен своими действиями. Данил импульсивен, всегда стремиться быть первым и почти всегда ему это удается, в целом эти дети готовы к школе.
Аня и Денис менее активны в деятельности, волевые усилия отсутствуют, чувство ответственности менее развито, чем у других детей. Нравственное поведение Ани не всегда соответствует нормам. Следовательно, Аню необходимо привлекать на основных занятиях, стараться заинтересовать в разных видах деятельности, необходимо развивать интерес к занятиям и в целом к коллективу.
В воспитании высших чувств автор использует и другие методы работы, такие как беседа.
На занятиях по познавательному развитию проводилась беседа на тему: "Страна, где мы живем".
Цель: развивать познавательные интересы, воспитывать любовь к Родине, к людям, к труду.
Воспитатель рассказывает детям, какая разноцветная наша земля: зеленые леса, серая тундра, желтая пустыня, синие моря и реки. Страна у нас очень богатая.
В ходе беседы задавались следующие вопросы:
Как вы думаете, какие природные ресурсы есть в нашей стране?
Дети по очереди отвечают:
Лиза - уголь, нефть;
Данил - золото, песок;
Аня - газ, железная руда, серебро.
А что выращивают в нашей стране? Какие зерновые культуры вы знаете?
Влад отвечает: пшеницу, гречиху;
Алена отвечает: кукурузу, ячмень, овес.
Воспитатель добавляет, что еще у нас выращивают просо - это из него делают пшено и готовят вам кашу.
Наша страна очень богата техникой, самые большие машины делают в нашей стране. Какие вы знаете большие машины?
Данил отвечает: Белаз, КАМАЗ;
Юля отвечает: ЗИЛ.
Правильно ребята. Действительно эти машины выпускают у нас в стране. А еще у нас в стране самые сильные ледоколы. Может быть, кто-то из вас знает их название?
Денис отвечает - ледокол "Ленин", я его по телевизору видел.
Правильно Денис, но еще есть такие как ледокол "Сибирь" и "Арктика".
Ребята, а вы знаете, что первые космонавты, которые полетели в космос, тоже из нашей страны.
Знаете ли вы, кто был первым космонавтом?
Все хором отвечают - Юрий Гагарин.
Молодцы ребята. А может быть, кто-то знает еще космонавтов нашей страны?
Лиза отвечает: Валентина Терешкова, Светлана Савицкая.
Да действительно это космонавты нашей страны, и мы должны ими гордиться.
Ребята, а вы знаете, что не во всех странах мира детям живется так хорошо как у нас. В некоторых странах нет детских садов, дети не получают образования. Чтобы всем людям - и взрослым и детям - было хорошо, чтобы всего в стране было много, нужно хорошо и много работать.
Ученые, рабочие - все люди трудятся так, что страна крепнет, и жизнь наша с каждым днем становится все богаче.
Ребята, когда вы вырастите и станете взрослыми, вы тоже должны хорошо работать и трудится на благо нашей Родины.
Страна наша многонациональная. Как в дружной семье живут в России люди многих национальностей. Какие национальности вы знаете?
Дети хором отвечают: русские, украинцы, армяне, белорусы.
Молодцы ребята. Эти и многие другие народы живут у нас в стране. Они вместе работают, берегут богатства страны, вместе защищают страну от врагов.
Важным средством в воспитании нравственных чувств, являются общественные праздники.
В центре развития ребенка "Сказка" проводился праздник к дню защитников Отечества на тему:
"Воины России".
Цель: воспитание чувства долга, патриотизма, коллективизма. Учить сопереживать, сдерживать свои эмоции.
К 23 февраля в детский сад "Сказка" пригласили воинов-интернационалистов. Воспитатель предложил детям организовать в группе парад боевой техники и сделать мальчикам красные звездочки. К этому событию готовились все дети: одни принесли "военные машины" - "боевую технику", другие красили и вырезали звездочки, каждый ребенок старался, мечтая, что его звездочка будет самая лучшая и яркая, третьи украшали группу, оборудовали площадь для парада, четвертые оформили выставку книг и рисунков на тему "Армия России".
Все дети были вовлечены в работу. Накануне праздника у ребят было бодрое настроение, они пели, радовались, когда видели, как красиво стало в группе.
Прислушиваясь к разговору детей, воспитатель проводит беседу:
Кто такие воины-интернационалисты? Кто они?
Дети хором отвечают: смелые, отважные, они много учатся.
Настя добавляет, что они много знают о военной технике и умеют ею управлять.
Денис дополнил, что воины-интернационалисты, всегда готовы защищать нашу страну от врагов.
Воспитатель поблагодарил детей за ответы.
Дети мы все должны быть такими смелыми, отзывчивыми и должны помогать друг другу.
При подготовке и во время самого праздника дети проявляли свои чувства в поступках: каждому хотелось пригласить солдат в свою группу, показать им парад и самому рассказать о своей игрушке, поделиться с ними своей радостью.
Праздник оставил у детей яркие впечатления. Дети проявили чувство коллективизма, старались дружно без конфликтов выполнить работу, заданную воспитателем. Все дети принимали участие в подготовке к празднику и в целом справились с заданием воспитателя.
Также ведущее место в воспитательно-образовательном процессе занимает эстетическое воспитание дошкольников в общении с окружающим миром.
Чтобы расширить знания детей о природных явлениях, сформировать элементарные представления о процессах происходящих в природе, в умении замечать красоту в окружающем мире проводилось занятие на тему: "Золотая осень".
Проведение занятия:
Дети пришли в парк на экскурсию. Воспитатель во время экскурсии проводит беседу с детьми. Задает вопросы.
Какое сейчас время года?
Осень! - Отвечают дети хором.
Почему вы так думаете?
Аня отвечает: - Потому, что на деревьях желтые листочки, и уже становится прохладно на улице.
Данил обращает внимание на желтые листочки: - Посмотрите, они медленно падают и покрывают землю золотым ковром!
Воспитатель объясняет детям, что листочки, которые падают с деревьев, защищают зимой деревья от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет. Опавшие листья на земле - это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Воспитатель предлагает детям:
Ребята, давайте посмотрим вокруг, какая природа красивая. Голубое небо отражается в пруду. Прислушайтесь, как шуршат листья у вас под ногами. Давайте соберем букет осенних листьев, а когда вернемся с экскурсии, то поставим букет в вазу и будем им любоваться.
Дети все вместе собирают опавшие листья и дают воспитателю.
Ребята, а как вы думаете, почему осенние листья окрашены в разные цвета, здесь и оранжевые, и желтые, и бордовые листочки?
Ответы детей.
Воспитатель:
Да ребята, верно. Листья, которые сейчас у меня в руках, слетели разных деревьев, а разные деревья осень раскрашивает в разнообразные цвета.
По возвращении в группу воспитатель читает детям стихотворение М. Авдеевой:
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат.
Таким образом, высшие чувства формируются в разных видах деятельности: на занятиях, в процессе игровой деятельности, в организационно-трудовой деятельности, а также в повседневной жизни.
В ходе исследовательской работы было выявлено, что уровень развития высших чувств у старших дошкольников соответствует следующим показателям:
Уровень развития высших чувств у старших дошкольников (в %)
Можно сделать вывод, что данные показатели отражают положительные нормы социального развития ребенка.
ЗаключениеВ ходе данной темы ("Особенности эмоциональных реакций дошкольников") мы изучили психологию эмоций и эмоциональные реакции дошкольников. Также мы выявили, каковы эмоции интереса, страха, радости и др. в дошкольном возрасте, обобщили изученный материал и сделали выводы, рассмотрели типичные и нетипичные эмоции в дошкольном возрасте, описали характерные черты дошкольников, установили взаимосвязь между эмоциональными реакциями дошкольников и некоторыми явлениями в их жизни, выявили, как образуется эмоциональная сфера и высшие чувства дошкольников.В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Для маленького ребенка характерно находиться в "плену эмоций", потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это появление способности управлять чувствами, то есть произвольность поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.Другое направление в развитии чувств связано с изменением их динамики и содержания, когда чувства становятся устойчивыми, приобретают большую глубину, формируются высшие чувства - моральные, эстетические, познавательные. Так у дошкольника появляется сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости. Ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, жесты, позу. Более понятными для детей оказываются базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страдание и т.д.), а не их оттенки. Дошкольники способны сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно - ролевой игре различные эмоциональные состояния. Развитию эмоций и чувств способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение с взрослыми и сверстниками.Основным результатам нравственного воспитания является формирование нравственного поведения ребенка: во-первых, знаний о моральных нормах (принципах, правилах), а во-вторых, собственного эмоционального отношения к этим нормам. Учитывая, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, именно социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании детей, воспитании культуры межличностных отношений.Практический материал данной работы можно использовать при проведении каких-либо мероприятий (как в дошкольном учреждении, так и вне его), учитывать в повседневной дошкольной жизни, а теоретический материал можно использовать при подготовке к семинарам по возрастной психологии, для доклада на научную конференцию.Список литературы1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997
2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет сада - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983 Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - Изд. "Союз"; СПб 1997
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - Изд. "Союз"; СПб 1997
5. Гербова В.В. Иванкова Р.А., Казакова Р.Г. и др.; Воспитание детей в старшей группе детского сада. Пособие для воспитателя дет, сада - М Просвещение, 1984
6. Ильин М.Н. Подготовка к школе: Развивающие упражнения и тесты. - СПб., 1998. (3)
7. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. - Псков; ПОИУУ, 1997
8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2000
9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2000
10. Корнилов К.Н. Методика исследования ребенка раннего возраста. - М.: Госиздат, 1922. - С.48-55. (1)
11. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985. - С.100-102. (2)
12. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. - СПб: Питер Пресс, 1996.
13. 13. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. - М.: Просвещение, 1991.
14. 14. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. - М.: Институт практической психологии, 1998
15. 15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник; Изд. "Роспедагенство"; Москва 1996
16. 16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995
17. 17. Панфилова М.Ф. Игротерапия общения. - Москва: ТОО "ИнтелТех", 1995.
18. 18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение - Владос, 1995. (4)