Более значимой для испытуемых группы №3 представляется ценность "Достижения". Особенно отчетливы различия между испытуемыми двух групп в сфере образования. Это выражается в большем стремлении испытуемых группы №3 добиваться как конкретных результатов своего образовательного процесса, так и других жизненных целей, достижение которых зависит от уровня образования. Эти старшеклассники более тщательно планируют все этапы образовательного процесса, стремятся повысить свою самооценку за счет учебных успехов.
Значимость ценности "Духовное удовлетворение" для испытуемых группы №3 достоверно выше в сфере профессиональной деятельности, общественной жизни и в сфере увлечений. Испытуемые группы № 3 в большей мере стремятся иметь в будущем интересную, содержательную работу или профессию. Кроме того, старшеклассники группы №3 стремятся через общественную деятельность реализовать свое желание сделать жизнь общества как можно более благополучной. Их особенность заключается в готовности посвятить все свое свободное время какому-либо делу, в стремлении глубже проникнуть в сам предмет увлечения. Поэтому большее удовлетворение они получают от процесса своего занятия, нежели от его результатов. Для группы № 1, напротив характерно наибольшее удовлетворение от результатов работы и в меньшей степени ориентировка на сам процесс. Мы выяснили также, что значимость ценности "Сохранение собственной индивидуальности" в профессиональной деятельности, в сфере семьи и увлечений у испытуемых группы №1 достоверно ниже, чем у испытуемых группы №3. Старшеклассники, вошедшие в группу № 3, намного сильнее стремятся посредством своей профессиональной деятельности "выделиться из толпы". В выборе будущей профессии немаловажным фактором для них будет являться ее уникальность, возможность подчеркнуть, таким образом, своеобразие и неповторимость их личности. Они хотят строить свою жизнь, ориентируясь на собственные взгляды, желания, убеждения. Испытуемые группы № 3 в большей степени пытаются сохранить свою индивидуальность, избегая влияния даже членов своей семьи.
В оценке значимости таких ценностей, как "Престиж" и "Креативность" также выявлены достоверные различия. Испытуемые группы №3 достоверно выше оценивают значимость для себя свободного творческого самовыражения в сфере увлечений. Они в большей мере стремятся увлекаться таким занятием, которое представляет широкие возможности для творчества, внесения разнообразия в сферу своего увлечения. Они всегда стараются изменить что-либо в предмете своего увлечения, внести в него что-то новое.
Ценность престижа в профессиональной деятельности и сфере увлечений более высока для испытуемых группы №3. Это означает, что эти старшеклассники стремятся иметь работу или профессию, которая высоко ценится в обществе. Они, как правило, очень заинтересованы в мнении других людей относительно своей работы или профессии и хотят добиться признания в обществе путем выбора наиболее социально - одобряемой работы или профессии.
В целом по результатам исследования, создается впечатление, что для испытуемых группы №1 компьютер является средством "защиты" от реальности, а для испытуемых группы №3- средством ее преобразования. Напомним, что группа испытуемых вторая группа занимает промежуточное положение между первой и третьей группами. Достоверных различий между второй и первой, второй и третьей группами выявлено не было. Смысложизненные ориентации у старшеклассников с разным уровнем компетентности в использовании компьютера. Анализ смысложизненных ориентаций у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности показал следующее. У испытуемых всех групп все три временных локуса имеют высокие показатели осмысленности. Данное состояние характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок жизни был продуктивным и осмысленным, процесс жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, а осмысленность целей будущего придает всей жизни старшеклассников направленность и временную перспективу. При этом показатели "Локус контроля - Я" и "Локус контроля - Жизнь", выше в группе испытуемых №3, что свидетельствует о большей убежденности этих испытуемых в собственной способности управлять жизнью и большей вере в собственные силы.
Заключение
В ходе проведенного нами эмпирического исследования подтвердились гипотеза о том, что в ценностно- смысловой сфере старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности существуют различия.
Мы также пришли к выводу о том, что независимо от уровня компьютерной компетентности, у всех старшеклассников ведущее место в системе ценностей старшеклассников занимают такие ценности, как достижения, развитие себя и материальное положение. Наименее значимыми ценностями является креативность и активные социальные контакты. Наиболее значимой сферой для всех испытуемых является сфера образования, что вполне логично, если учесть их возраст. Для старшеклассников характерно стремление к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Самое главное для них сейчас это учиться и получать новые знания. Наименее значимой для себя большинство старшеклассников считают сферу семейной жизни.
Вместе с тем, выявились и достоверно значимые различия между испытуемыми двух групп.
У испытуемых всех групп все три временных локуса имеют высокие показатели осмысленности. Данное состояние характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок жизни был продуктивным и осмысленным, процесс жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, а осмысленность целей будущего придает всей жизни старшеклассников направленность и временную перспективу. При этом показатели "Локус контроля - Я" и "Локус контроля - Жизнь", выше в группе испытуемых №3, что свидетельствует о большей убежденности этих испытуемых в собственной способности управлять жизнью и большей вере в собственные силы.
Выбранный нами подход к исследованию не дает ответа на вопрос о том. Что является причиной, а что следствием: особенности ценностно - смысловой сферы заставляют человека осваивать все новые и новые средства или эти средства формируют особенности ценностно- смысловой сферы. Возможно, верно и то и другое. Ответить на эти вопросы можно с помощью другого метода психологического исследования- эксперимента.
Другим источником повышения качества работы может быть повышение объективности оценки уровня компьютерной компетентности. В ближайшее время планируется публикация стандартизированных тестов для оценки уровня компьютерной компетентности старшеклассников. В этом мы видим перспективы нашей исследовательской работы.
Литература
1. Белавина И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопр. психол. 1993. №3. С. 62
2. Братусь Б. С. Леонтьевские основания смысловых концепций личности // Вопр. психол. 2004. №4. С. 102-113
3. Будинайте Г. П., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопр. психол. 1993. №5. С. 99
4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике.-СПб.: Питер Ком, 1999.- 528 с.; (Серия "Мастера психологии")
5. Васильева И. А., Пащенко Е. И., Петрова Н. Н., Осипова Е. М. Психологические факторы компьютерной тревожности // Вопр. психол. 2004. №5. С. 16
6. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест,1998-800 с.
7. Гурьева Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопр. психол. 1993. №3. С. 105
8. Доронина О. В. Страх перед компьютером, природа, профилактика, преодоление страха // Вопр. психол. 1993. №1. С. 68
9. Дьяконова Н. А., Юртайкин В. В. Авторитарная личность в России и США: ценностные ориентации и локус контроля // Вопр. психол. 2000. №4. С. 51
10. Кожевникова Е. С. Читатель и Интернет // Вопр. психол. 2006. №1. С. 33-38
11. Куликов Л. В. Введение в психологическое исследование. Санкт-Петербург, 1994.
12. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. - ( Серия "Психологическая энциклопедия").
13. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992.
14. Леонтьев Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психол. 1989. №3. С. 11-21.
15. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
16. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопр. психол. 2004. №4. С.3-22
17. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. - СПб.: Питер, 1997. - 668 с.: ил.
18. Марцинковская Т. Д. Психология смысла // Вопр. психол. 2000. №3. С. 139
19. Мойсеенко Л. А. Психологическая готовность изобретателей к использованию компьютеров // Вопр. психол. 1993. №2. С. 122
20. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках.- СПб.: Питер,2005.-416 с ил.
21. Непомнящая Н. И. Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопр. психол. 2005. №1. С.116-125
22. Психологические аспекты смысла жизни и акме // Вопр. психол. 2000. №4. С. 136
23. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. - ( Серия "Психологическая энциклопедия").
24. Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ). Ярославль, 1991.
25. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М., 1990.
25. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб. Питер Пресс, 1997. - 608 с. - (Серия "Мастера психологии").
Приложение 1. Анкета для оценки уровня компетентности в использовании компьютераДорогой старшеклассник, просим Вас ответить на несколько вопросов1. Являетесь ли Вы пользователем сети Интернет?2. Какие сайты на Ваш взгляд наиболее популярны у ваших сверстников? Почему?3. Какие сайты Вы лично посещаете чаще всего?4. Сколько времени Вы проводите в сети в течение недели?5. Какие виды работ Вы выполняете на компьютере?6. Где находится компьютер, которым Вы пользуетесь?7. Какие программы используете в своей работе?8. Какими программами хотели бы овладеть?9. Занимаетесь ли Вы программированием? В какой среде? Какие информационные продукты создали?10. Как вы оцениваете уровень собственной компьютерной компетентности по пятибалльной системе?11. Какие чувства Вы испытываете при использовании компьютера?Спасибо за сотрудничество!Приложение 2. Результаты статистического анализа достоверности различий между испытуемыми группы №1 и группы №3Mann-Whitney U | Wilcoxon W | Z | Asymp. Sig. (2-tailed) | ||
цели | 60,500 | 105,500 | -,158 | ,874 | |
процесс | 61,500 | 106,500 | -,095 | ,924 | |
результат | 48,500 | 93,500 | -,917 | ,359 | |
ЛКя | 27,000 | 92,000 | -1,013 | ,011 | |
ЛКж | 22,000 | 97,000 | -,697 | ,046 | |
СЖО | 54,500 | 99,500 | -,536 | ,592 | |
АСКоб | 21,000 | 112,000 | -2,855 | ,004 | |
АСКож | 46,000 | 137,000 | -1,208 | ,227 | |
АСКпроф | 22,500 | 113,500 | -2,674 | ,007 | |
АСКсем | 52,500 | 107,500 | -,785 | ,432 | |
АСКувл | 15,500 | 106,500 | -3,116 | ,002 | |
АСК | 30,500 | 121,500 | -2,155 | ,031 | |
ДОСТобр | 34,000 | 125,000 | -1,960 | ,050 | |
ДОСТож | 58,500 | 113,500 | -,415 | ,678 | |
ДОСТпр | 58,500 | 149,500 | -,415 | ,678 | |
ДОСТсем | 53,000 | 108,000 | -,760 | ,447 | |
ДОСТувл | 61,500 | 116,500 | -,222 | ,824 | |
ДОСТ | 57,500 | 148,500 | -,467 | ,641 | |
ДУобр | 50,000 | 141,000 | -,960 | ,337 | |
ДУож | 56,500 | 147,500 | -,542 | ,588 | |
ДУпроф | 22,000 | 113,000 | -2,711 | ,007 | |
ДУсем | 47,000 | 102,000 | -1,145 | ,252 | |
ДУувл | 32,000 | 123,000 | -2,075 | ,038 | |
ДУХУД | 36,000 | 127,000 | -1,803 | ,071 | |
ИНДобр | 57,000 | 148,000 | -,503 | ,615 | |
ИНДож | 61,000 | 116,000 | -,252 | ,801 | |
ИНДпроф | 24,000 | 115,000 | -2,577 | ,010 | |
ИНДсем | 23,000 | 114,000 | -2,640 | ,008 | |
ИНДувл | 29,500 | 120,500 | -2,238 | ,025 | |
ИНД | 23,000 | 114,000 | -2,610 | ,009 | |
КРобр | 45,500 | 136,500 | -1,225 | ,221 | |
КРож | 53,500 | 144,500 | -,725 | ,468 | |
КРпроф | 58,500 | 149,500 | -,414 | ,679 | |
КРсем | 48,000 | 139,000 | -1,069 | ,285 | |
КРувл | 38,000 | 129,000 | -1,696 | ,090 | |
КРотец | 42,500 | 133,500 | -1,405 | ,160 | |
МПобр | 50,000 | 141,000 | -,945 | ,345 | |
МПож | 51,500 | 106,500 | -,853 | ,394 | |
МПпроф | 60,500 | 151,500 | -,286 | ,775 | |
МПсем | 50,500 | 141,500 | -,917 | ,359 | |
МПувл | 60,500 | 151,500 | -,285 | ,776 | |
МАТПОЛ | 51,000 | 142,000 | -,870 | ,384 | |
ПРЕсобр | 50,500 | 141,500 | -,916 | ,359 | |
ПРЕСож | 56,500 | 111,500 | -,535 | ,592 | |
ПРЕСпр | 10,500 | 101,500 | -3,428 | ,001 | |
ПРЕссем | 43,000 | 134,000 | -1,389 | ,165 | |
ПРЕСувл | 32,500 | 123,500 | -2,036 | ,042 | |
ПРЕСТИЖ | 33,500 | 124,500 | -1,962 | ,050 | |
РАЗВобр | 42,500 | 133,500 | -1,429 | ,153 | |
РАЗВож | 54,000 | 109,000 | -,693 | ,488 | |
РАзвпроф | 32,000 | 123,000 | -2,121 | ,034 | |
РАзвсем | 37,000 | 128,000 | -1,761 | ,078 | |
РАзвувл | 61,000 | 152,000 | -,254 | ,800 | |
РАЗВСЕБЯ | 41,500 | 132,500 | -1,461 | ,144 | |
образ | 51,000 | 142,000 | -,874 | ,382 | |
Общжизнь | 40,000 | 131,000 | -1,554 | ,120 | |
професс | 21,000 | 112,000 | -2,737 | ,006 | |
семья | 48,500 | 139,500 | -1,024 | ,306 | |
хобби | 22,500 | 113,500 | -2,653 | ,008 |
Терминальные ценности | Сферы жизни | |||||
Образование | ОЖ | Профессия | Семья | Увлечение | ||
Активные социальные контакты | 6,08 | 7,62 | 5,38 | 6,85 | 5,08 | |
Достижения | 7,15 | 8,31 | 6,77 | 7,31 | 6,85 | |
Духовное удовлетворение | 7,62 | 7,92 | 6,38 | 7,31 | 5,69 | |
Индивидуальность | 7,08 | 6,77 | 6,23 | 5,85 | 6,38 | |
Креативность | 6,15 | 6,54 | 6,7 | 5,38 | 5,54 | |
Материальное положение | 6,74 | 8,15 | 7,08 | 6,54 | 7,38 | |
Престиж | 6,38 | 6,31 | 5,64 | 4,92 | 4,77 | |
Саморазвитие | 7,46 | 7,92 | 6,62 | 6,15 | 7,54 |
Таблица №2. Уровень значимости терминальных ценностей в разных сферах жизни для испытуемых группы №2
Терминальные ценности | Сферы жизни | |||||
Образование | ОЖ | Профессия | Семья | Увлечение | ||
Активные социальные контакты | 7,67 | 6,92 | 6,17 | 6 | 6,42 | |
Достижение | 8,42 | 8,08 | 7,08 | 7,67 | 7,33 | |
Духовное удовлетворение | 7,92 | 7,33 | 7,67 | 6,67 | 6,42 | |
Индивидуальность | 6,92 | 6,75 | 7,42 | 6,17 | 6,83 | |
Креативность | 6,5 | 6,33 | 6,17 | 6,25 | 6,58 | |
Материальное положение | 8,42 | 7,58 | 7,33 | 7,08 | 8,5 | |
Престиж | 7,75 | 6,33 | 7,67 | 6,92 | 6,42 | |
Саморазвитие | 7,17 | 7,42 | 7,92 | 6,58 | 7,67 |
Страницы: 1, 2