Отражение идеи развивающего обучения у различных авторов
p align="left">Воспитание каждого человека, писал Руссо, дается природой путем непосредственного развития врожденных способностей и влечений. “Наблюдайте природу и следуйте по пути, который она вам прокладывает».

Обращаясь к родителям и воспитателям, Руссо призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные разумные склонности.

Отдавая добрую дань детскому возрасту, Руссо продолжает: помните, что природа желает, “чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми”. Родители и воспитатели меньше всего должны добиваться того, чтобы сделать своих детей способными в раннем возрасте к серьезным размышлениям. “Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитайте силы, которыми он должен управлять”.

5. ИДЕЯ И. ПЕСТАЛОЦЦИ О РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ.

Иоганн Песталоцци (1746 - 1827) - выдающийся швейцарский педагог. Долгие годы он разрабатывал такой природосообразный метод воспитания, который бы способствовал развитию умственных, физических и нравственных сил каждого человека в их полном объ-еме. В своей последней работе под символическим названием «Лебединая песня» Песталоцци подводит итоги своим многолетним педагогическим исканиям. Произведение состоит из двух частей: в одной об-стоятельно раскрывается сущность идеи элементар-ного образования - развивающего школьного обуче-ния, а в другой делается попытка установить причи-ны, по которым ему не удалось полностью ее осуще-ствить. По образному выражению К. Д. Ушинского, идея Песталоцци о развивающем школьном обуче-нии явилась великим открытием, которое принесло и приносит человечеству больше пользы, чем откры-тие Америки.

Важнейшая цель воспитания Песталоцци - разви-тие природных способностей человека. При этом пе-дагог выдвинул и отстаивал идею саморазвития сил:

Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить и рука - хватать, но также и сердце хочет верить и любить, ум хочет мыслить.

Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в него от рождения самим Творцом, а воспитание должно помочь в этом.

И. Песталоцци подчеркивал, что природа - это скала, а воспитание - здание, силы человеку даны природой, надо уметь только развивать их, укреп-лять, направлять и устранять вредные внешние воз-действия и препятствия, могущие нарушить естест-венный ход развития, а для этого следует владеть за-конами развития физической и духовной природы ребенка. «Час рождения ребенка - есть первый час его обучения». Центром всего воспитания, указывал Песталоцци, является формирование человека, его нравственного облика. Деятельная любовь к людям - вот что должно вести человека в нравственном отно-шении вперед.

Им впервые была поставлена задача психологиза-ции обучения, т. е. построения его тем естественным путем, которым пользуется сама природа для разви-тия человеческого ума - обучение должно быть на-правлено не столько на накопление знаний, сколько на развитие умственных способностей. Процесс обу-чения, согласно его требованиям, должен осуществ-ляться с учетом возрастных и индивидуальных осо-бенностей детей, а для этого надо глубоко изучать детскую психологию.

Свою теорию формирования человеческой лично-сти, всестороннего ее развития Песталоцци назвал элементарной (элементной) по двум причинам. Во-первых, при осуществлении природосообразного раз-вития всегда следует исходить из первоначальных основ образования, его простейших элементов. Для достижения этого им была разработана система уп-ражнений (азбук), расположенных в строгой после-довательности. Начальной стадией процесса позна-ния является наблюдение. Для того чтобы перейти к понятиям, необходимо осознать три основных эле-мента всякого познания: форму, число, слово. В пер-воначальном обучении форме соответствует измере-ние, числу - счет, слову - речь. В каждом из начал выделается соответственно наипростейший элемент: линия, единица, звук.

Отношения ребенка с матерью, чувство гармонии, упорядоченности, красоты - элементы нравственно-го воспитания; цепь взаимосвязанных простых тело-движений, умение кинуть, поймать и пр. - элемен-ты физического и трудового воспитания. Упражнения в каждом направлении воспитания имели целью привести в движение то стремление к деятельности, которое присуще природным силам человека. Без возбуждения самодеятельности, проявления актив-ности как в умственном, так и в физическом и нрав-ственном отношении, по мнению автора, невозмож-но осуществить естественное развитие ребенка.

Во-вторых, теория называлась элементарной по-тому, что методика обучения излагалась настолько легко и доступно, что ею могла овладеть любая мать, даже простая крестьянка.

Таким образом, Песталоцци многое сделал для дальнейшей разработки теории развивающего обучения.

6. ИДЕЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ У А. ДИСТЕРВЕГА.

В основу воспитания Дистервег (1790 - 1866) положил три принципа:

· природосообразность, понимаемую им как раз-витие хороших задатков, заложенных в ребенке при-родой;

· самодеятельность детей и их активность;

· культуросообразностъ, т.е. учет условий и уровня культуры данного времени и страны, родины ребенка.

Его большой заслугой является разработка и ре-шительное отстаивание идеи развивающего обучения. Именно на этой основе он построил 33 дидактичес-ких правила, согласно которым учитель должен хо-рошо знать своего ученика, его особенности и уровень развития, круг интересов, понятий и представлений. Только в этом случае можно вести занятия «естест-венным путем», преодолевая трудности постепенно и последовательно. При этом учащиеся преодолева-ют их на основе собственных усилий, проходя три ступени: господство ощущений, памяти или накоп-ления представлений, разума.

По убеждению Дистервега, «не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».

Семинаристы А. Дистервега вспоминали, какими увлекательными были его уроки. Они походили на умственные турниры. Учитель развивал у учащихся умение самостоятельно рассуждать. Он так строил урок, так вел учеников от одного положения к другому, что каждому казалось, будто он сам в начале урока уже предвидел вывод и сам пришел к нему в результате самостоятельных размышлений. Уроки Дистервега, как правило, строились в виде беседы. Ровно в 7 часов утра начиналось ученье. После молитвы его первыми словами были: "Тушите лампы". «Заметьте, - вспоминали ученики, - это зимой, окна покрыты льдом и снегом; вокруг нас совершенная ночь, так что мы друг друга и видеть не могли. "Начинайте! - было обыкновенно вторым его словом, обращенным к кому-либо из нас. И перестрелка, состоящая в изложении урока из вопросов и ответов, начиналась. Сложные построения геометрических фигур мы должны были изображать впотьмах, без доски, посредством одной только устной речи, и потом требовались доказательства - это был такой труд, который напрягал все наши силы, но мы таким образом научились владеть словом и делать выводы".

Благодаря трудам А. Дистервега окрепло важнейшее звено педагогики - теория развивающего обучения.

7. ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Л. В. ЗАНКОВА.

В начале 30-х гг. ХХ в. известный психолог Л. С. Выготский обосновал возможность и необходимость обучения, ориентированного на развитие ребёнка как на свою непосредственную основную цель. А в 50-60-е годы прошлого столетия жизнь (производство и наука) решительно потребовала от педагогики разработать проблемное обучение, в котором развивались бы умственные способности школьников. И вот в 60-е гг. ХХ в. организованная Л. В. Занковым лаборатория в структуре Академии педагогических наук разрабатала технологию развивающего обучения в начальных классах, способствующую общему психическому развитию школьников. Технологию Л. В. Занкова запатентовали в ряде европейских стран (во Франции, Германии, Чехии).

Уже в начальных классах создаются условия для развития способности к самообразованию. Размываются стандартные части урока: опрос, объяснение, закрепление. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.

Л.В.Занков в книге "Обучение и развитие" идею оптимального развития школьников связал с дидактическими принципами. Вместе с тем предупредил, что не следует смешивать принципы его экспериментальной системы начального обучения с принципами традиционной дидактики (наглядности, сознательности и др.). Его система принципов работает на достижение более высокой эффективности в развитии школьников.

Основные принципы.

Высокий уровень трудности.

Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное по-строение учебных программ.

Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с не-прерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.

Осознание школьниками хода умственных действий.

Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоцио-нальной сферы.

Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учеб-ном процессе. (Учебный процесс строится в доверительной атмосфере сотворчества ученика и учителя.)

Развитие каждого учащегося класса.

Суть технологии.

Урок имеет гибкую структуру.

На уроках организуются дискуссии по прочитанному и уви-денному, по изобразительному искусству, музыке, труду, со-здаются проблемные ситуации.

Широко используются дидактические игры, интенсивная са-мостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классифика-ции, выяснения закономерностей, самостоятельной формули-ровки выводов.

Создаются педагогические ситуации общения на уроке, по-зволяющие каждому ученику проявить инициативу, самосто-ятельность, избирательность в способах работы, обстановка для естественного самовыражения ученика.

Как я уже говорила, в основе занятий в школе, по Занкову, должно быть непринужденное общение учителя с учащимися. А, между прочим, этот совет использовали ещё в афинских школах в V веке до нашей эры.

Дидактическая система Занкова акцентирует внимание учи-теля на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Некоторые исследователи, однако, считают, что эта сис-тема хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно тео-ретическое.

8. СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА -

В.В. ДАВЫДОВА.

В 60-80 гг. была разработана концепция развивающего обучения школьников под общим руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. В.В.Давыдов в книге "Проблемы развивающего обучения" изложил психолого-педагогические основания развивающего обучения и отметил, что «задачам школьной реформы соответствует лишь такая теория, которая учитывает развивающую роль обучения и воспитания в становлении личности ребенка".

Технология развивающего обучения Эльконина -- Да-выдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на развитии теоретического мышления школьников.

Под теоретическим мышлением понимается словесно выражен-ное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия.

Теоретическое понятие можно усвоить только в ходе дискуссии. Значимыми в этой системе обучения становятся не столько знания, сколько способы умственных действий, что достигается при воспро-изводстве в учебной деятельности детей логики научного познания: от общего к частному, от абстрактного к конкретному.

Система на-чала формироваться с конца 50-х годов; в массовой школе Советского Союза, в том числе и в Белоруссии, она стала распространяться в 80-х -- 90-х годах XX столетия.

Основные принципы.

дедукция на основе содержательных обобщений;

содержательный анализ;

содержательное абстрагирование;

теоретическое содержательное обобщение;

восхождение от абстрактного к конкретному;

содержательная рефлексия.

Ход обучения.

знакомство с предлагаемой научной ситуацией или задачей;

ориентировка в ней;

образец преобразования материала;

фиксация выявленных отношений в виде предметной или зна-ковой модели;

определение свойств выделенного отношения, благодаря ко-торым выводятся условия и способы решения исходной зада-чи, формулируются общие подходы к решению;

наполнение выделенной общей формулы, вывода конкретным содержанием.

Особенности технологии.

· Отрицание концентрического построения учебных программ.

· Непризнание универсальности использования конкретной на-глядности в начальной школе.

· Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имею-щих творческий характер.

· Особенностями урока в данной системе являются коллектив-ная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей.

· Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идет к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом.

· На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором -- проблемное обучение.

Учебная задача в этой концепции похожа на проблемную ситу-ацию:

- принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;

- преобразование условий задачи с целью обнаружения всеоб-щего отношения изучаемого объекта;

- моделирование выделенного отношения для изучения его свойств в предметной, графической и буквенной формах;

- преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

- построение системы частных задач, решаемых общим спосо-бом;

- контроль за выполнением предыдущих действий;

- оценка усвоения общего способа как результата решения дан-ной учебной задачи.

Качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъек-тивных возможностей учащихся.

Оценка отражает персональное развитие ученика, совершен-ство его учебной деятельности.

Обучение по этой системе значительно повышает теоретический уровень образования за счет обучения школьников не только знани-ям и практическим умениям, но и научным понятиям, художествен-ным образам, нравственным ценностям. Цель учителя -- вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потреб-ность в познании.

9. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

И. П. ВОЛКОВА, Г. С. АЛЬТШУЛЛЕРА.

Благодаря творчеству учителей-новаторов к началу 90-х годов прошлого столетия стали популярными технологии В. Ф. Шаталова, Н. П. Гузика, И. М.Чередова, С. Н. Лысенковой и другие.

Особенно мне понравились две технологии, в которых развитие творческих способностей, самостоятельного мышления является целью, это:

технология выявления и развития творческих способностей И. П. Волкова;

технология развития технического творчества (ТРИЗ - теория решения изобретательских задач) Г. С. Альтшуллера.

Обобщенные творческие способности личности:

- самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление;

- умение перенести знания, умения, навыки и способности умственных действий в новую ситуацию;

- видение новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление);

- умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление).

Волков Игорь Павлович - педагог-новатор из города Реутова Подмосковья, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству.

Игорь Павлович убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспосабливаемость к делу. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. И вот И. П. Волков в самых обычных классах, то есть не из специально отобранных учащихся, вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества.

Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить их. Если создать благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня.

Игорь Павлович Волков ставил две важные цели:

· выявить, учесть и развить творческие способности;

· фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

Альтшуллер Генрих Саулович - изобретатель, писатель-фантаст, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.

Основные цели, которые ставит Генрих Саулович Альтшуллер:

· обучить творческой деятельности;

· ознакомить с приемами творческого воображения;

· научить решать изобретательские задачи.

Теория - это катализатор творческого решения проблем.

Знания - это инструмент, основа творческой интуиции.

Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.

Основным понятием решения изобретательных задач являются противоречия. (Также строить занятия в форме разрешения проблемных ситуаций предлагал Жан Жак Руссо ещё в ХVIII в.)

При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения:

1) компромисс, примирение противоположных требований, предъявляемых, например, к определенной конструкции;

2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции.

Генрих Саулович Альтшуллер выделяет сорок типов принципов устранения противоречий. В методике по Альтшуллеру имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы.

К коллективным приемам относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

Мозговая атака, как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи, был предложен А. В. Осборном. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи. Основной принцип и правило этого метода - категорически запрещается критиковать предложенные участниками идеи, при этом всевозможные реплики, шутки поощряются. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии, который должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики.

В настоящее время ТРИЗ широко используется педагогами в детских садах и школах, часто можно встретить в журналах («Пралеска», «Дошкольное воспитание», «Пачатковая школа» и др.) разработки занятий с использованием этой технологии.

Я думаю, что за технологией ТРИЗ Г. С. Альтшуллера - будущее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сколько существует школа вообще, столько лучшие умы решают проблему - как учить, чему учить, что развивать. Мне понравились многие мысли, высказанные выдающимися людьми, жившими в разные эпохи. Что объединяет этих великих педагогов, это идея развивающего обучения. Этой идеей пронизаны практически все их педагогические труды: “Опыты” Монтеня, “Великая дидактика” Коменского, “Эмиль, или О воспитании” Руссо, «Лебединая песня» Песталоцци и другие.

Если в работах Монтеня идея развивающего обучения носит в основном теоретический характер, то, например, Коменский и Руссо в своих трудах дают уже большое количество практических советов, в частности что, где, как и когда преподавать и чему учить.

Теперь, в начале XXI вв., развивающее обучение приобрело "второе дыхание". Новый век требует новой личности: свободной, высокоразвитой интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения. Создать такую личность можно использовав систему развивающего обучения. Давайте откроем в школах пути к творчеству, к великому искусству! Будем развивать инстинкт творчества с самых ранних лет ребенка. Дадим ему счастливую, смелую жизнь, полную деятельности и смелых достижений.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Варенова Т. В. Краткая история педагогики. - Мн., 2004.

2. Воронцов Вл. Могущество знания. Афоризмы отечественных и зарубежных авторов. - М., 1979.

3. Зябкин В.Е. Педагогическая трилогия. - М., 2002.

4. Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. - М., 1988.

5. Кукушин В. С., Болдырева-Вараксина А. В. Педагогика начального образования. - М., 2005.

6. Латышина Д. И. История педагогики. - М., 1998.

7. Левитес Д. Г. Практика обучения современным образовательным технологиям. - М., 1998.

8. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981.

9. Прокопьев И. И., Михалкович Н. В. Педагогика. - Мн., 2002.

10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать