Планирование уроков внеклассного чтения в средних классах
p align="left">В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.

Обращение к внеклассному чтению на вступительных занятиях -- это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики [15;72].

На вступительном уроке по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в VII классе зачитываются два фрагмента, воссоздающие быт и нравы запорожского казачества (из «Тараса Бульбы» и «Страшной мести»). Что сближает эти два фрагмента? Семиклассники (только некоторым знакомы обе повести) увидят совпадения места и времени действия, близость описаний запорожцев по настроению и, может быть, заметят перекличку имен главных героев, Данилы Бурульбаша, который первоначально назывался у Гоголя Бульбашкой, и Тараса Бульбы. Но это только начало работы группы учащихся, получающих задание: внимательно перечитав обе повести, провести их сопоставительный анализ, отыскать сходные мотивы, образы, детали и подумать над тем, что отличает эти повести.

На последующих уроках по повести «Тарас Бульба», обращаясь к описаниям жизни запорожцев, картинам природы в повести, говоря о товариществе и борьбе запорожцев с врагами, об отношении Тараса Бульбы к жене и сыновьям, о судьбах главных героев, учитель использует и результаты самостоятельной работы группы учащихся, выбравших особое направление в работе по программной теме и пытающихся решать на уроке литературы более сложные задачи.

На уроках, посвященных анализу произведения, обращение к индивидуальному читательскому опыту школьников является одним из условий продуктивности работы с текстом, более глубокого постижения программного материала, особенно в историко-литературном курсе, где важен социокультурный и историко-литературный контекст, литературные связи и влияния. Иногда выход за рамки текста диктуется самим автором (литературные реминисценции, заимствования и подражания, эпиграфы к произведению и его частям и т.д.). При анализе пушкинской «Капитан ской дочки» невозможно пройти мимо эпиграфов, не только возвращающих нас к наиболее характерным примерам из отечественной словесности XVIII столетия и тем самым дополняющих портрет времени, но и определенным образом направляющих наше восприятие. Роман А. Белого «Петербург», открытие которого школой еще впереди, наполненный цитатами, реминисценциями и образами из русской классики XIX века, не доверит своих многочисленных тайн читателю, незнакомому с произведениями Пушкина, Гоголя, Л. Толстого, Достоевского.

Т. Манн говорил об особом значении для автора «подкрепляющего чтения», высоких образцов литературы, «чтение которых поддерживает в нем творческий дух и которым он стремится подражать». Столь же необходимым оказывается такое «подкрепляющее чтение» и для читателя, познающего литературный текст [16;204].

Важность дополнительного внеклассного чтения отмечали многие учителя-словесники прошлого, широко использовавшие в своей работе прием сопоставления, причем не только проблемно-тематического (преобладающего в современной методической литературе), но и основанного на достижениях исторической поэтики, сравнительно-исторического изучения литературы. Эффективность такого изучения во многом зависела от рациональной организации внеклассного чтения, индивидуализации учебных заданий и основательно разработанной системы самостоятельных письменных работ. Вот какие темы для рефератов и сочинений рекомендовал в своих учебниках для старших классов гимназий методист Ю.Н. Верещагин: «Историки поневоле» Шиллер и Гоголь»; «Роб Рой» В. Скотта и «Капитанская дочка» Пушкина»; «Страшная месть» Гоголя в ее отношении к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» и «Миргороду»; «Борис Годунов у Пушкина и А.К. Толстого»; «Мертвые души» Гоголя и «Записки Пиквикского клуба» Ч. Диккенса» и т.п.

Задачи заключительных занятий часто совпадают с задачами вступительных уроков. Учителю снова нужно найти оригинальный подход к теме, стимулировать читательские интересы учащихся, создать установку на самостоятельное чтение произведений писателя. Здесь возможны и итоговая викторина, и литературная композиция, и сопоставление различных трактовок и версий произведения, и обсуждение последних публикаций, связанных с изучаемым литературным материалом.

Идея заключительного занятия по поздним повестям И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич», вызвавших в свое время и недоумение, и восхищение читателей и критиков, может возникнуть на первых уроках, посвященных биографии и творческому пути писателя. Группа десятиклассников, избирающая для самостоятельной разработки тему «Любовь в произведениях Тургенева», готовит урок по повестям, демонстрирующим новые грани таланта Тургенева, тонкого психолога, блестящего стилиста, отдавшего дань «чистому искусству».

Опора на самостоятельно прочитанное необходима и при обращении к вопросам теории и истории литературы. Здесь особенно важна «разумная литературная начитанность» (В.П. Острогорский), в том числе и знание избранных страниц мировой литературы. Индивидуализация заданий и в этом случае оказывается не менее эффективной, нежели коллективные экскурсы в теорию и историю литературы. Старшеклассникам можно предложить такие специальные темы для индивидуальной разработки в течение учебного года: «Фольклор и литература»; «Библейские образы и мотивы в литературе»; «Герой и его прототипы»; «Фантастика в русской литературе»; «Подтекст»; «Литературные мистификации»; «История русского романа» и т.п.

Результаты самостоятельной исследовательской работы учащихся включаются в уроки по основному курсу, учитываются при написании итоговых сочинений, сдаче устного экзамена по литературе [12;376].

Обращение к внеклассному чтению на уроках должно быть естественным и зависящим, во-первых, от характера изучаемого литературного текста, а во-вторых, от реальной читательской ситуации в классе. Лучшие учителя-словесники стремятся при этом не только учитывать индивидуальный читательский опыт своих воспитанников, но и тактично направлять их внеклассное чтение, «учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творчеством, т.е. радостью и победой» [14;23].

Глава 2 Планирование системы уроков внеклассного чтения в средних классах

2.1 Основные требования к урокам внеклассного чтения

При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть:

- разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;

- тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе», «Война и мир», «Человек и природа», «Нравственные искания», «Нравственный идеал» и т.д.);

- сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);

- чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);

- систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).

Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации [12;35].

Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте одну из публикаций по проблемам социологии и психологии чтения. Какие тенденции в чтении современных школьников отмечены в этой публикации? Как результаты научных исследований могут быть использованы в практике работы учителя-словесника?

2. Познакомьтесь с вариантами списков литературы для внеклассного чтения, рекомендательными указателями книг для школьников. Сопоставьте эти списки с аналогичными списками, предлагавшимися словесниками конца XIX -- начала XX в. (В.П. Острогорским, Ц.П. Балталоном, Ю.Н. Верещагиным, Н.В. Чеховым и др.). Составьте свой вариант списка литературы для внеклассного чтения в одном из классов.

3. Подготовьте вариант планирования системы уроков внеклассного чтения в одном из классов, учитывающий разнообразные виды связи классного и внеклассного чтения.

Задачи уроков внеклассного чтения 7-9 классы

Воспитание общечеловеческих нравственных и духовных ценностей. На этом этапе необходимо выполнение таких заданий, которые тренируют ребят в составлении связных высказываний различного характера: подготовка доклада, написание статей в газету, участие в дискуссии, умение отобрать материал и построить рассказ о писателе, художнике [12;38].

Требования к урокам внеклассного чтения

1. Список литературы для внеклассного чтения должен быть дан учащимся в сентябре, обсужден с ребятами, исправлен, дополнен по их желанию.

2. В классе все учащиеся класса должны быть распределены по группам. Важен психологический комфорт в группе, т.к. основная работа делается во внеурочное время.

3. Уроки внеклассного чтения должны быть праздником, которого ждут с нетерпением. Чаще выходить из учебного кабинета для проведения уроков внеклассного чтения (библиотека, актовый зал и т.д.)

4. За две недели до урока внеклассного чтения должны быть даны задания. Это домашнее задание для групп, проблемные вопросы и т.д.

5. Чаще проводите игры. Так как эта форма урока помогает раскрыться каждому ученику и развивает их творческие способности.

6. Уроки-игры, семинары, конференции, концерты проводить в параллельных классах. Это заставляет тщательнее готовиться, сплачивает класс.

7. На уроке-игре никогда не должно быть просто зрителей. Обязательны задания для зрителей.

8. Учитель должен делиться с учащимися открытиями, которые он сделал, читая данный текст.

9. Сотворчество, содружество. Учащиеся - это творцы урока [12;40].

2.2 Система уроков внеклассного чтения в 7-8 классах

Возможности уроков внеклассного чтения чрезвычайно велики. Они готовят учащихся к самостоятельному, сознательному чтению, развивают интеллект и творческие способности.

Каждому учителю важно разработать единую систему классных и внеклассных занятий на основе проблемно-тематического принципа.

Уроки внеклассного чтения в 5-9 классах можно провести по темам:

I. Устное народное творчество и мифы Древней Греции. (7-8 кл.)

II. Дети и взрослые. Тема детства в творчестве писателей XIX - XX в.(7-8кл.)

III. Боль за все живое. Тема милосердия в русской литературе. (7-8 кл.)

IV. Зарубежная литература XIX-XX в. (7-8кл.)

7 класс

Примерный срок проведения

Предшествующий

программный материал

Урок внеклассного чтения

Сентябрь

1ч.

Устное народное творчество. Былины.

Пословицы и поговорки

Урок-игра по устному народному творчеству.

(см. приложение)

Октябрь

1ч.

Древнерусская литература “Повесть о Петре и Февронии Муромских”.

Урок-рекомендация

· Моление Даниилы Заточника.

· Повесть о Шемякином суде.

Ноябрь

2ч.

Русские писатели XIX в.

А. С. Пушкин

“Полтава”.

“Медный всадник”.

“Борис Годунов”.

(читать без сокращений)

Урок-исследование по произведениям А. С. Пушкина

“Медный всадник”

“Борис Годунов”

“Полтава”

Игра (см. приложение)

Январь

1ч.

Н. В. Гоголь

“Тарас Бульба”.

Н. В. Гоголь. Сопоставительный анализ повестей “Тарас Бульба” и “Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”.

Февраль

1ч.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Сказка “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Урок-исследование.

Сатира и гротеск в сказке “Дикий помещик”.

Март

Л. Н. Толстой

“Детство”.

“Счастливая, невозвратимая пора детства…”

Научная конференция по теме “Детство в творчестве писателей XIX и XX в. ”

План : (см. приложение)

Март-апрель

2ч.

М. Горький

“Детство”.

“Но вырастет он - если богу угодно, а сгибнуть ничто не мешает ему.”

Урок - анализ по рассказам

Л. Андреева “Ангелочек”, “Петька на даче”, “Гостинец”, “Алеша- дурачок.”

Апрель

1ч.

М. Горький

“Легенда о Данко”.

А. Грин “Алые паруса”.

“Нет сказки причудливее, чем сама жизнь”.

Апрель-май

1ч.

Л. Андреев

“Кусака”.

“Добро мертво без боли, выстраданное дороже и крепче”.

Урок-анализ по произведениям Петра Краснова “Шатохи” из сб. “По причине души”. и Троепольского “Белый Бим, Черное Ухо”.

8 класс

Сентябрь

1ч.

Устное народное творчество. Лирические и исторические песни.

Урок - концерт.

Обрядовые песни.

Сентябрь

1ч.

Житийный жанр в древнерусской литературе. “Житие Сергия Радонежского”.

“Всю сей данную тебе пшеницу. Сей на благо земле…”

Урок-лекция

“Житие Серафима Саровского”.

Лит. в школе.2000г. №2

Октябрь

1ч.

А. С. Пушкин

“Капитанская дочка”.

А. С. Пушкин “Пиковая дама”.

Урок-исследование

Что роднит Германа с Наполеоном и Мефистофелем?

Октябрь-ноябрь

1ч.

М. Ю. Лермонтов

“Мцыри”.

“Демон” М. Ю. Лермонтова и

“Демон” Врубеля.

Ноябрь

1ч.

Н. В. Гоголь

“Ревизор”.

Гибель души человеческой.

Урок-анализ по повести

Н. В. Гоголя “Портрет”.

Декабрь

1ч.

И. С. Тургенев

“Ася”.

И. С. Тургенев

“Первая любовь”.

Январь

В. Г. Короленко

“Парадокс”.

В. Г. Короленко

“Слепой музыкант”.

Февраль

1ч.

М. Горький

“Ма-аленькая”.

М. Горький. Повесть ”В людях”.

Урок-исследование.

Работа в группах:

1 гр. биографы

2 гр. словесники

3 гр. социологи

4 гр. аналитики

Март

1ч.

А. Грин.

“Зеленая лампа”.

Рассказ А. Грина

“Вокруг света”.

Лит. в школе 1995 г. №6

Апрель

2ч.

А. Т. Твардовский

Поэма “Василий Теркин”.

Урок-рекомендация

(читательская конференция)

Книги о Великой Отечественной войне.

Май

А де Сент-Экзюпери

“Маленький Принц”.

Проба на человечность.

Урок по рассказам Д. Лондона

“Белое безмолвие”.

“Любовь к жизни”.

“Там, где расходятся пути”.

Лит. в школе. №3 2001г.

Примерный план урока внеклассного чтения по поэме Б.Ахмадулиной «Сказка о дожде» в 7-8 классах

«Мы из одной купели, все мы братья…» Белла Ахмадулина «Сказка о дожде…»

Предисловие: Имя Беллы Ахмадулиной среди имен современных поэтов стоит в особом ряду. За свою долгую творческую жизнь поэтесса не изменила ни своим высоким представлениям о нравственности и человеческом достоинстве, ни своему исповедальному дару. Ее лирическая героиня сохранила по -детски доверчивый взгляд на окружающее, ВТО же время напитав его вечной мудростью человека, который не случайно получил в награду талант проникать в самую суть явлений и событий. Для нее не существует неважных, проходных вещей -любая деталь достойна осмысления, любования, уважения: будь это цветок или снежинка, высочайшее лирическое откровение или лепет ребенка…

Творчество Ахмадулиной направлено на смягчение сердец и умножение любви и добра в нашей жизни, поэтому обязательно должно найти свое место на уроках словесности [1;36]

«Сказка о дожде в нескольких эпизодах с диалогами и хором для детей» может быть предложена к изучению на уроках литературы или же внеклассном чтении в 7 и 8 классах. Ранняя лирика поэтессы близка подросткам по мироощущению. Их читательский опыт уже позволяет решать серьезные эстетические и нравственные проблемы. Жанр такого урока размышление. Основные вопросы, на которые необходимо будет ответить в результате прочтения и анализа произведения, учащиеся получают заранее:

Определите свои читательские ожидания, прочитав заголовок поэмы ? На что он указывает? Какой вы представляете себе лирическую героиню этого про изведения, опишите ее. Как вы воспринимаете образ Дождя? Есть ли у него характер? С какой целью автор вводит в свою поэму эпизоды, на первый взгляд не имеющие к развитию сюжета никакого отношения? В чем заключается трагедия лирической героини? Какие мысли и чувства вызвала у вас «Сказка о дожде…» Попробуйте выразить их письменно.

Урок начинаем с выразительного чтения поэмы. «Сказка о дожде…» состоит из тринадцати небольших главок, выразительное чтение определит тональность разговора о произведении.

Заголовок дает возможность читателю сразу же определиться в своих ожиданиях. Это «сказка», значит, в поэме есть вымысел, фантастика; главным героем фантастической истории, вероятно будет дождь. Однако «Сказка» не обычная, а « в нескольких эпизодах с диалогами ихором для детей». Автор как бы подсказывает заранее, где могут скрываться ответы на вопросы, которые неизбежно возникнут. Учителю следует воспользоваться этой подсказкой, планируя композицию урока.

Урок, на наш взгляд, следует разделить на три части в соответствии с проблематикой произведения. Работу целесообразно проводить в нескольких группах. Выделение основных мотивов поэмы - одно из главных составляющих беседы с учащимися.

Каждый отдельный этап урока предваряет комментарий учителя.

1. часть. «Героиня и Дождь. В кафе».

Ахмадулина умеет любить мгновения бытия, ощущать свое родство с природой. В ее ранней лирике находим: « Я нашла тебе собрата-Листик с веточкой одной», « В апреле изменения погоды/Объединяют всех людей с людьми».Для нее нет ничего справедливее, добрее, мудрее и беззащитнее природы («Справедливая природа», «вьюг справедливых»). Не случайно поэтесса в своих лирических стихотворениях часто сравнивает ее с ребенком («Нас одурачил нынешний сентябрь/ С наивностью и хитростью ребенка», « Природа, прислоняясь к моим плечам/ Объявит свои детские секреты»). Белла Ахмадулина живет, ощущая себя частью природы, ее голосом. Он а способна услышать свою волю цветка, луны, снегопада, травы. Лирической героине несвойственно заносчиво-пренебрежительное отношение к окружающему миру, главное качество ее характера - чувство благодарности за каждый миг бытия [6;35].

Анализ 1-2-й глав поэмы. Вопросы : В чем состоит смысл сравнения Дождя с ребенком? Почему из всех прохожих Дождь выбрал именно лирическую героиню? Случайна ли такая привязанность?

Мотив -Нерасторжимая связь человека с природой.

2 часть. «Дом и его хозяева».

Обратим внимание на то, что уже в начале главы, посвященной описанию посещения дома, автор прибегает к сравнениям предметного мира с миром природы. Ахмадулиной всегда было свойственно разговаривать не только с природой, но и предметами, ощущать за ними нечто родственное человеческой душе. Настораживает нас лишь, что влюбленный Дождь , похожий на зверька или дитя, не мог пойти вместе с ней. Предстояла мучительная разлука из-за того , что для героини поэмы приглашение в дом, где над янтарным озером паркета/ Всходила люстры чистая луна», было чрезвычайно важно и нужно -она как честь оценивает это приглашение. Но общение с миром вещей в доме где нет свой балет всегда вершила легкость, для не оказывается гораздо важнее общения с людьми живущим в нем. Неискренность, притворство, следование не душевному порыву, а неким правилам характеризует людей этого мира. Тема сиротства, одиночества. Покинутости начинает звучать в поэме все более отчетливо. Героиня постепенно утрачивает детские черты.

Анализ 3-4 й глав. Вопросы: Какими словами характеризуется мир того дома где куда явилась по приглашению лирическая героиня? Что привлекает ее в этом доме? Могла ли героиня отказаться от приглашения? Почему дождю нет места в том мире, куда пришла его подруга?

Анализ 5-7 й глав. Вопросы : На какие темы беседует героиня с хозяевами и гостями этого дома? В чем заключается смысл «диктанта» Дождя?

Анализ 8-10 глав. Вопросы: Перечитайте «Хор детей». Чем особенно страшна пошлость? Прокомментируйте начало 10 й главы: «Лень. Как болезнь, во мне смыкала круг. Мое плечо вело чужую руку…» В чем героиня обвиняет хозяйку- любящую мать своих детей?

Мотив-пошлость и бездуховность существования.

3 часть. «Гибель Дождя». Преступление.

Темы жизни, смерти, творчества -сквозные в лирике Ахмадулиной. Все они присутствуют в поэме, финал которой, безусловно, трагический. Дождь. Проливающийся с небес как благодать, воспринимается людьми как помеха. Они не могут понять, что природа- не просто окружающая среда, а нечто самоценное. Для лирической героини мир природы и мир собственной души равновелики и сообщаемы. Это мир нежности, доброты, душевного такта. Доверия к людям. Она не может принять условий, которые выдвигают перед ней хозяева дома [7;25].

Потерявшая чувство самосохранения в чуждом ей окружении, героиня зове в дом оставшегося на пороге товарища: « Я Вас люблю без меры и стыда! Как небеса, круглы мои объятья/Мы из одной купели. Все мы братья. Мой мальчик Дождь! Скорей иди сюда» Кульминация развитии действия почти совпадает с развязкой -картина уничтожения Дождя потрясает. Не замечая его живой природы, изначального родства со всем сущим на земле, Дождь убиваю, как что -то омерзительное, не имеющее права на существование. Поэтому прогноз на будущее столь неутешителен: « О, вашим детям жить в беде и муке! Слепые, тайн не знающие руки/ зачем вы окунули в кровь Дождя?» Ахмадулина через образ дождя-природы, загнанной, опороченной, уничтоженной человеком, -видит гибель самого человека, его духовной сущности.

Анализ 11-13й глав. Вопросы: Можно ли сказать , чо финал поэмы трагический? Почему лирической героине не удалось защитить, спаси своего друга? Есть ли ее вина в гибели Дождя? Какие слова в конце произведения подтверждают непоправимость произошедшего?

Мотив-Ответственность человека за свои поступки.

Заключение

Итак, исследовав и обобщив необходимую информацию по теме исследования, мною сделаны следующие выводы:

Методологической базой внеклассного чтения послужили вышедшие в 50-70-х гг. работах психологов и методистов Л.В. Благонадежиной, О.И. Никифоровой, Н.Д. Молдавской, Л.Г. Жабицкой, М.Д. Пушкаревой, Л.Н. Рожиной, О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, Н.А. Бодровой, Л.Т. Пантелеевой, В.П. Полухиной и др.

Психолог А.А. Леонтьев выделяет следующие основные направления руководства чтением с социально-психологической точки зрения: 1) воспитание потребности в чтении; 2) расширение содержания чтения и направленности читательских интересов; 3) совершенствование культуры чтения; 4) организация информационного потока, целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей. На каждом этапе литературного образования реализуются все эти направления, однако каждый этап имеет и свои специфические задачи (Леонтьев А.А. 1975).

В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток «взрослой» литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса. На этом этапе необходимо выполнение таких заданий, которые тренируют ребят в составлении связных высказываний различного характера: подготовка доклада, написание статей в газету, участие в дискуссии, умение отобрать материал и построить рассказ о писателе, художнике.

При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть:

- разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;

- тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе», «Война и мир», «Человек и природа», «Нравственные искания», «Нравственный идеал» и т.д.);

- сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);

- чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);

- систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).

Для примерного плана урока внеклассного чтения мною выбрана поэма Б.Ахмадулиной, так как она дает прекрасную возможность решения очень важных этических проблем. Читатели подростки способны заметить, что Беллу Ахмадулину отличает неповторимость интонации, свой стиль. Что составляет эту неповторимость, они выявляют с помощью учителя: ассонансную рифму, пятистопный ямб, четверостишия с опоясывающей рифмой. В «Сказке о Дожде...» своеобразный поэтический и синтаксический: строение фраз, порядок слов, инверсии. Перенос фразы из строки в строку, разъясняющие повторы, частые восклицания, обращения к предметам, явлениям - все это создает особую экспрессию, проникновенность и доверительность интонации.

Таким образом, в заключении можно сказать , что цель и задачи курсовой работы достигнуты.

Использованная литература

1.Айзенштейн Е. Мгновенья бытия (О поэзии Б. Ахмадулиной)//Нева.-2000-№С.193-197

2.Ахмадулина Б.Избранное. -Ростов-на-Дону. 1998

3.Бутенко И.А. Чтение по заданию и по потребности // Советская педагогика. - 1989 - № 10

4.Внеклассная и внешкольная работа по литературе / Под ред. Я.А. Ротковича. - М., 1970

5.Голубков В.В., Рыбникова М.А. Изучение литературы в школе II ступени. - М., 1930

6.Губайловский В. Нежность к бытию: (О поэзии Б.Ахмадулиной)// Дружба народов.-2001-№8

7.Ерофеев Н. Новое и старое: Заметки о творчестве Б.Ахмадулиной// Октябрь-1987-№5-С.190-194

8.Исследование художественных интересов современных школьников.- М., 1974

9.Леонтьев А.А.Проблемы социологии и психологии чтения.- М., 1975

10. Мустафин И. Поиск алгоритма: Заметки о поэзии Б.Ахмадулиной//Дружба народов.-1985-№6-С.245

11.Рубакин Н.А. Избранное: В 2 т. Т. 2. - М., 1975

12.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1974

13.Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим я обязан книгам. -М., 1990

14.Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе (IV-VIII кл.). - М., 1980.

15.Уроки внеклассного чтения /Под ред. Я.Г. Нестурх. -М., 1980

16.Уроки литературы.2007-№6

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать