Применение методик лабораторно–практических занятий

Применение методик лабораторно–практических занятий

27

30

10

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Уральская Государственная Академия Ветеринарной Медицины

Кафедра педагогики и психологии

Реферат

на тему: «Методика проведения лабораторно - практических занятий по специальности «Ветеринарно-санитарная экспертиза».

Троицк - 2003г.

Содержание

1.Введение

2.Основная часть

3.Заключение

4. Список использованной литературы

1. Введение

Образование это процесс овладения системой знаний, умений, и навыков, в течение которого складываются черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются ее познавательные способности. (Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко.(10))

Цель обучения мы видим в том, чтобы эти систематизированные знания (представляющие собой определения и наиболее значимые характеристики явлений) были настолько усвоены учащимися, чтобы они могли их воспроизвести; рассказать, объяснить, применить, т. е. показать структуру системы знаний.

В процессе обучения требования к усвоению знаний разного содержания неоднозначны : одна часть может быть усвоена на уровне узнавания , другая - на уровне воспроизведения. Например: студентам нет необходимости запоминать многие статистические сведения, справочный материал, но есть знания, которые должны усвоиться прочно и полно, чтобы руководствоваться ими в последующей практической деятельности.

Важный результат обучения - умения - способность осуществлять ту или иную деятельность на основе полученных знаний в изменяющихся условиях (знания служат инструментом при освоении умений).

К. К. Платонов писал «Умение - это высшее человеческое свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса, его завершением» («Система психологии и теории отражения»). Умения же, как утверждает психология, формируются и проявляются в деятельности, без деятельности нет умений. Знания же являются информационным обеспечением по отношению к умениям

В педагогической деятельности умения классифицируют на интеллектуальные и практические. Интеллектуальные представляют собой умения выполнять мыслительные операции - анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать. Эти умения необходимы во всякой творческой деятельности, в том числе и в производственной. Студенты должны уметь оперировать знаниями: привлекать (извлекать из памяти) необходимую в данный момент информацию, уметь выделить наиболее существенные признаки и свойства явлений и объектов, сравнивать их между собой, устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Практические умения направлены на решение конкретных практических задач, они тесно связаны с интеллектуальными умениями. Невозможно решать производственную задачу, составлять производственный план, не умея анализировать и сопоставлять характеристики. В результате обучения студент должен овладеть основами профессии, т.е. совокупностью умений, необходимых для выполнения профессиональных функций. Умения формируются в деятельности, следовательно, необходимо организовать соответствующую деятельность, обязательное условие которой целенаправленная осознанность, опора на имеющиеся знания.

Одним из результатов обучения является приобретение навыков, это действия, которые вследствие многократных повторений становятся автоматическими, выполняются без видимого контроля со стороны сознания, значит в учебном процессе должны быть условия для такой многократности.

Умения и навыки студенты приобретают и отрабатывают на практических занятиях.

Важная проблема формирования содержания обучения - установление целесообразного соотношения теоретической и практической подготовки по каждой учебной дисциплине. Соотношение временных объемов теоретических и практических занятий в средних специальных учебных заведениях почти одинаковое - 1:1. К практическому обучению , в данном случае, относят часы, отведенные на практические занятия и лабораторные работы, на учебную, технологическую и преддипломную практику, на курсовое и преддипломное проектирование. Несомненно, объем практических работ больше по дисциплинам, имеющим ,так называемый, деятельный характер, направленным на обучение конкретной деятельности (организация и планирование, терапия, хирургия и т. д. ).

В вузах теоретические занятия явно преобладают над практическими, но не потому, что специалист с высшим образование менее нуждается в профессиональной практической подготовке, а в связи с тем, что силу более высокого уровня образованности, интеллектуального развития, он способен преобразовать теоретические знания в практические и самостоятельно реализовать их в практике. Диапазон задач, решаемых специалистом с высшим образованием, их сложность и новизна , требуют, прежде всего развития проблемного мышления, способность осознать проблему и найти нестандартное решение. Пользуясь приобретенным широким кругом знаний, он должен уметь самостоятельно отыскивать приобретать необходимую информацию и использовать ее в практической профессиональной деятельности.

Соотношение между общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовкой в вузах - показатель уровня образования. Общенаучная подготовка в высших учебных заведениях составляет не менее 40%, она не только является базой для общепрофессиональной подготовки, но и обеспечивает высокий уровень эрудиции специалистов, способствует овладению логикой научного мышления, историческим взглядом на развитие науки, техники, общества и человека.

Таким образом, в получении любой профессии практическая подготовка учащихся играет важную роль. То, как будет организованно лабораторно - практическое занятие, какие средства и методы будут использованы преподавателем при его проведении , зависит компетентность, профессиональность, конкурентоспособность будущих специалистов.

Сегодняшний этап моей жизни связан с преподавательской деятельностью. Работая ассистентом преподавателя в УГАВМ, я провожу лабораторно-практические занятия по специальности ветеринарно-санитарная экспертиза.

Педагогического опыта у меня ранее не было, поэтому освоение различных методик проведения занятий, способов и приемов обучения студентов очень важно для моей профессиональной карьеры.

2. Основная часть

Различные авторы дают разные определения и ставят неодинаковые дидактические цели лабораторно-практических занятий (ЛПЗ).

С точки зрения Л.Г. Семушиной и Н.Г. Ярошенко: лабораторное занятие - это форма организации обучения, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ. Основные дидактические цели лабораторных работ - экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, проверка формул, ознакомление с методикой проведения экспериментов, исследований. В ходе работы студенты вырабатывают умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков. Одновременно у студентов формируются профессиональные умения и навыки обращения с приборами , аппаратурой и другими техническими средствами для проведения опытов. В соответствии с дидактическими целями определяется содержание лабораторных работ: изучение свойств веществ, их качественных характеристик, количественных показателей, изучение устройства и работы приборов, оборудования, их испытание, снятие характеристик и т. д.

Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами практических работ под руководством преподавателя. Дидактическая цель практических работ - формирование у студентов профессиональных навыков, умений пользоваться производственными приборами, работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию, заполнять протоколы, решать разного рода задачи, определять характеристики веществ, объектов, явлений. Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них аналитические, проектировочные, конструктивные умения, характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, намечать конкретные пути решения производственных задач.

А вот В. И. Суркин и В. Ф. Бессараб понимают лабораторно-практическое занятие , как "обязательный элемент практической подготовки по избранной профессии, который способствует связи теории и практики в обучении. Основной элемент ЛПЗ - самостоятельное выполнение учащимися опытов, измерений и наблюдений по заданию и под контролем преподавателя"

Н. А. Морева считает, что " основное назначение практических занятий - преобразование знаний в умения и навыки, овладение способами деятельности и на этой основе подготовка студентов к будущей профессии. Содержанием практических занятий могут стать задачи аналитического характера, либо эти занятия можно проводить по принципу минизаданий, где предложенные студентам задания могут быть ориентированы

на уровень узнавания , например, на выбор из нескольких понятий нужного.

на уровень репродукции, т. е. воспроизведение полученных знаний, умений, навыков.

на вариантно-воспроизводящий уровень ( операционный) т.е. осуществление простейших операций по готовым образцам.

на аналитико-синтетический уровень, т.е. на умение обобщать, дифференцировать знания, умения и навыки, связывать старое с новым.

на творческий уровень, т. е. на способность переносить имеющиеся знания и умения в новую ситуацию, решать неординарные задачи.

Как на теоретическом, так и на практическом этапе подготовки специалистов преподаватель может использовать широкий круг разнообразных методов обучения.

В последние годы широкое распространение получили активные методы обучения, побуждающие студентов к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, формирование практических навыков. Это проблемно-поисковые и творчески-воспроизводящие методы. Активное обучение предполагает использование системы методов, которые направлены не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом,. а на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Познавательная активность - это интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление к учению. Познавательная самостоятельность - это стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задач, независимость собственного суждения.

Возникновение новых методов обучения обусловлено бурным развитием информации. Если раньше, знания, полученные в школе, в вузе могли служить человеку в течение всей его трудовой жизни, то в век высоких темпов роста информации, их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто путем самообразования. Активные методы обучения используются на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, при закреплении их, при формировании умений. Рассмотрим некоторые из них.

Поисковая лабораторная работа относится к проблемно-поисковым активным методам обучения. Например: изучению теоретического учебного материала может предшествовать поисковая лабораторная работа по инструкции, на основании которой учащиеся должны сами сделать выводы о свойствах веществ или объектов, о взаимосвязи между ними.

Исследовательская работа заключается в том, что студенты самостоятельно осуществляют учебное исследование, а затем, на занятии докладывают об его результатах, обосновывают их теоретическими положениями. Исследовательский метод обучения положен в основу работы предметных кружков, научно-исследовательских обществ студентов. Этот метод применяется при выполнении курсовых и дипломных работ.

Для того чтобы развить экономическое, техническое мышление, организаторские способности, необходимо учащихся систематически ставить в такие условия, которые позволили бы им упражняться в том или ином виде профессиональной деятельности. Поэтому мы используем такие активные методы обучения, как анализ производственных ситуаций, решение ситуационных профессиональных задач, деловые игры и их элементы и т. д.

Анализ производственных ситуаций.

Задачи аналитического характера занимают большое место в работе специалиста. Умение анализировать, оценивать ситуацию, на основе этого анализа принимать решение, - неотъемлемое качество каждого руководителя. Сущность метода заключается в том, что студентам предъявляется какая-то производственная ситуация, в которой охарактеризованы условия и действия ее участников. Студентам предлагается оценить, правильно ли действовали участники события, дать анализ и аргументированное заключение принятым решениям. Ситуация может быть представлена в форме устного описания, показа видеофильма, разыгрывания ролей отдельными учащимися. Задания по анализу производственных ситуаций студенты выполняют индивидуально или группами по 3-5 человек, а затем коллективно обсуждают выводы. Для некоторых учебных дисциплин уже созданы сборники производственных ситуаций, которые позволяют преподавателю выбрать нужные из них для анализа и разрабатывать их аналоги с учетом конкретных условий.

Решение ситуационных профессиональных задач.

Основным дидактическим материалом этого метода служит ситуационная задача, которая включает в себя условия (описание ситуации и исходные количественные данные) и вопрос (задание), поставленный перед студентами. Задача должна содержать все необходимые данные для ее решения, а в случае их отсутствия - условия, из которых можно извлечь эти данные. В основе учебных задач лежат типовые профессиональные задачи, характерные для отрасли производства, где будет работать специалист.

Ситуационные профессиональные задачи бывают сквозными, т. е. проходящими через весь учебный курс, и комплексными, - охватывающими несколько учебных дисциплин, но выполняемыми одновременно.

Деловая игра - представляет собой управленческую имитационную игру, в ходе которой участники имитируют деятельность того или иного служебного лица, на основе анализа ситуации принимают решения. Преимущество деловых игр в том, что взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создается конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряженностью, что повышает интерес к ходу игры. Участники проявляют моральные, деловые и психологические качества при обсуждении вариантов решения, могут показать не только профессиональные качества, но и общую эрудированность, такие черты характера, как решительность, оперативность, коммуникативность, инициативность, активность, от которой нередко зависит ход игры. Во время деловой игры у студентов развивается творческое мышление ( способность поставить проблему, выдвинуть варианты ее решения, выбрать оптимальный вариант), профессиональные умения специалиста. Деловая игра высших учебных заведений является дидактической (обучающей) игрой. Ее обязательные элементы:

дидактическая задача (формирование определенного круга умений)

учебно-производственная задача, связанная с ролью, которую выполняет студент

наличие ролей (каждый студент принимает на себя роль, соответствующую его будущей профессиональной деятельности)

различие ролевых целей

игровая (конфликтная) ситуация

правила игры (ограничения)

коллективный характер игры, взаимодействие играющих в процессе игры, многоальтернативность решений

состязательность в игре, индивидуальная оценка деятельности участников игры

Таким образом, использование активных методов обучения при проведении практических занятий помогает студентам более полно овладеть будущей профессией, позволяет им окунуться в производственную среду, адаптироваться к непростым условиям современной жизни.

При посещении лабораторно-практических занятий по ветеринарно-санитарной экспертизе студенты не просто выполняют исследования по определению качества и безопасности сельхозпродукции, они, пользуясь разработанными методическими указаниями, самостоятельно осваивают новые методы лабораторного анализа, учатся, пользуясь полученными результатами экспериментов, делать заключения, давать санитарную оценку о дальнейшем использовании данной продукции. Сегодня правильно оформляя протоколы, анализируя, полученные экспериментальные данные, обобщая все это в выводе, учащиеся готовятся в будущем брать на себя ответственность за доброкачественность продуктов, которые мы едим, значит за наше здоровье.

Комплексность и гармоничность обучения и воспитания предполагают формирование и развитие интеллектуальных способностей (восприятия, мышления, памяти). методика изложения учебного материала базируется именно на психологии способностей учащихся. в интересующим нас плане значимо то, что психические процессы (функции) неразрывны. " Когда изучается восприятие , - пишет Б.Ф. Ломов, - то обнаруживается, что в принципе невозможно создать условия, которые позволили бы отпрепарировать его от памяти и мышления и т. д." (№9). Реализация любой из функций, предполагает одновременную реализацию всех прочих, но при этом всякий раз перераспределяется энергетический баланс и изменяется степень их выраженности.

Попытаемся уяснить суть и структуру различных мыслительных способностей.

Способность анализировать и синтезировать. Мыслительной функцией анализа является разделение целого на части, выделение признаков, сторон и свойств целого. Синтез служит средством объединения элементов, найденных в результате анализа. Эти операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом, анализу могут подвергаться различные материальные объекты и явления действительности, а также понятия, умозаключения, законы, т.е. идеальные объекты.

Способность сравнивать представляет собой мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Предметом сравнения могут быть объекты реальной действительности, их качества, признаки, а также факты, явления, события, процессы, методы и приемы работы, способы решения и т.д. Выделяют следующие этапы процесса сравнения: 1) актуализация целостных свойств и качеств сравниваемых объектов посредством ощущения, памяти, представлений, 2) выделение главных признаков сравнения, 3) выделение элементов сравнения и их сопоставление, 4) выводы о сравниваемых объектах.

Процесс запоминания можно представить следующими условными этапами.

1)Актуализация ощущения, восприятия и эмоциональной сферы, 2) полноценное первоначальное запечатление материала 3)выделение механических и логических связей между понятиями и явлениями, 4) выделение логической структуры и главных мыслей в запоминаемом материале 5) неоднократное повторение запоминаемого материала.

Процесс сохранения в памяти информации предполагает ее повторение, т. е. неоднократное воспроизведение спустя время после первоначального восприятия и запоминания. В долговременной памяти запоминание происходит, когда мы стакиваемся с событиями, производящими сильное эмоциональное впечатление. Поэтому немаловажным является включение в этот момент и эмоциональной сферы человека. Таким образом, выделяют следующие условные этапы сохранения и воспроизведения в памяти учебного материала: 1)актуализация восприятия и памяти, 2) узнавание, повторное восприятие или воспроизведение материала, 3) установление связей с ранее изученным материалом, 4) решение задач на применение заучиваемых сведений, 5) полное или краткое воспроизведение материала.(№9, стр. 8).

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать