Применение современных педтехнологий в преподавании ОБЖ

Применение современных педтехнологий в преподавании ОБЖ

40

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические характеристики современных педагогических технологий.

I.1. Понятие «педагогическая технология»

I.2. Классификация педагогических технологий

I.3. Краткий обзор современных педагогических технологий

Глава II. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ.

II.1. Особенности формирования личности безопасного типа

II.2. Сущность здоровьесберегающих технологий, применяемых в современной системе образования

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов заставляет пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения открывает возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Что же такое педтехнология?

Педтехнология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.

Академик Б.Т.Лихачев сказал: «Педагогическая технология - это инструментарий педагогического процесса»[21, C. 25].

Любая педагогическая технология является составной частью педагогической системы, а методы и приемы, способы и формы обучения являются элементами любой педагогической технологии. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого развития учащихся. Уже несколько лет наш колледж, как и вся система образовательных учреждений, занимается вопросами здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Здоровье - главное богатство человека, и здоровье каждого из нас - это проблема каждого из нас. Гражданский долг каждого учителя - привлечение внимания к необходимости и реальной возможности сбережения здоровья в сложных социально-экономических условиях, пропаганда здорового образа жизни, привитие детям элементарных практических навыков оказания первой медицинской помощи.

За годы учебы в школе возрастают заболевания опорно-двигательного аппарата, нервной системы, органов чувств, пищеварения. На здоровье ребенка влияет неблагоприятная обстановка, социально-экономический фактор, но главным фактором является деятельность образовательных учреждений: нарушение режима дня, перегрузка, ограничение двигательной активности, некачественное питание, и главное - безразличное отношение к своему здоровью.

Тема данного исследования актуальна, так как в настоящее время все больше обостряются противоречия между эволюционным прошлым человека и его нынешним образом жизни:

1. Снижение двигательной активности современного человека ниже уровня, который обеспечивал в эволюции организму выживание, с развитием гиподинамии.

2. Опасное противоречие между все снижающейся двигательной активностью и все возрастающей нагрузкой на мозг современного человека с возникновением перенапряжения его центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и психики.

3. Комфортные условия существования со снижением функциональных возможностей организма и развитием детренированности адаптационных механизмов.

4. Все более преобладающее значение в питании подвергшихся технологической переработке продуктов, отличающихся отсутствием многих естественных компонентов, нарушением природных пищевых комплексов и наличием большого количества ненатуральных и синтезированных веществ.

5. Условия жизнедеятельности, далекие от сложившихся и существовавших в эволюции и на протяжении подавляющего времени существования человека на Земле и исключающие борьбу за существование как основное условие сохранения жизни.

Поэтому на сегодняшний день актуальной остается проблема здоровья и воспитания культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности ребенка. Возникают противоречия, которые затрагивают общепринятую систему физического воспитания детей и связаны с тем, что она:

- не учитывает конкретных условий детских учреждений в разных регионах России;

- не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями и здоровьем;

- не реализует потребности детей в движении и др.

- слабый медицинский контроль за состоянием здоровья и физического развития детей (из-за нехватки врачей и среднего медицинского персонала) также не обеспечивает должного уровня системы физического воспитания школьников.

Основной целью работы в теоретическом плане является изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение ЗОЖ.

В практическом плане это связано с разработкой мер и определением условий для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Достижение поставленной цели связано с реализацией ряда задач:

- дать понятие «педагогической технологии» и классифицировать современные педагогические технологии;

- рассмотреть особенности формирования личности безопасного типа;

- изучить сущность здоровьесберегающих технологий, применяемых в современной системе образования;

- уточнить понятийный аппарат валеологии;

- сохранение и укрепление здоровья человека через приобщение его к ЗОЖ.

Предметом научного исследования является здоровый образ жизни.

Объектом исследования является практически здоровый человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования.

В работе использован метод анализа научных работ отечественных и зарубежных ученых: Билич Г.Л., Брехман И.И., Брег П., Вайнер В.Н., Лисицина В.П., Чумакова Б.Н., включающий в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к ЗОЖ.

Глава I. Теоретические характеристики современных

педагогических технологий.

I.1. Понятие «педагогическая технология».

В последнее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогические технологии». В его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. [21, C. 26]

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса [3, C. 41].

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения [6, C. 29].

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы.

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и учащихся [14, C. 40].

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [9, C. 36].

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [13, C.3].

Понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами:

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание процесса, совокупность цели, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1) общепедагогический уровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения;

2) частнометодический уровень: частопредметная педагогическая технология, совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя.

3) локальный (модульный) уровень: представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач; технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, технология урока[6, C. 84 ].

Различают технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др.

Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию.

Технологическая система - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

Технологическая карта - описание процесса в виде поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств.

I.2. Классификация педагогических технологий.

В педагогической науке существуют различные классификации педагогических технологий. Рассмотрим наиболее известные классификации Селевко Г.К., Беспалько В.П. и Фоменко В.Т.

Г.К. Селевко систематизировал наиболее известные в педагогической науке и практике технологии и дал описание классификационных групп.

· По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

· По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, свободного воспитания и принуждения и др. разновидности.

· По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные. Личность есть результат совокупного влияния этих технологий и можно учитывать и делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

· По научной концепции усвоения опыта выделяют: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, развивающие и др.

· По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков); операционные (формирование способов умственных действий); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); эвристические (развитие творческих способностей).

· По характеру содержания и структуры: технологии обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, различные отраслевые[14, C. 81].

В.П. Беспалько предложена классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью.

Виды технологий по дидактическим системам:

- классическое лекционное обучение (неконтролируемая деятельность учащихся);

- система «консультант» (индивидуальное, вербальное);

- обучение с помощью учебной книги;

- компьютерное обучение;

- групповые способы обучения.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение взрослых к ребенку. Здесь выделяют несколько типов технологий:

- технология сотрудничества реализует равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки;

- технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в сфере его жизнедеятельности;

- авторитарные технологии. В которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик лишь «объект». Они отличаются жесткой организацией, применением неоспоримых требований[3, C.119].

По категории обучающихся наиболее важными являются:

- массовая (традиционная) технология, рассчитанная на среднего ученика;

- технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов);

- технологии компенсирующего обучения (поддержки);

- технологии работы с отклоняющимися.

И, наконец, технологии большого класса определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Комбинированная технология характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения.

По направлению модернизации традиционной системы выделяют следующие группы технологий:

· педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение);

· природосообразные, использующие методы народной педагогики, отражающиеся на естественных процессах развития ребенка;

· альтернативные:вальдорфская педагогика, технология свободного труда);

· педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, укрепление дидактических единиц [3, C. 147].

Интересную классификацию педагогических технологий предложил профессор В.Т.Фоменко [21, C. 37]:

· Технологии, предполагающие построение учебного процесса на деятельностной основе. Она предполагает:

- предметный план действий;

- внешнеречевой план действий;

- свернутый или сокращенный план действий, т.е. «про себя».

· Технология, предполагающая построение учебного процесса на концептуальной основе. Концептуальная основа предполагает вычленение:

- единой основы;

- сквозных идей курса;

- межпредметных идей.

· Технология, предполагающая построение учебного процесса на крупноблочной основе. Эта технология предполагает ряд интересных в дидактическом отношении приемов: например, объединение нескольких правил, определений.

· Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе. Урок, построенный на опережающей основе, включает пройденный, изучаемый и будущий материал.

· Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе. Предполагает раскрытие того способа, который приведет к проблемному знанию, т.е. ученик должен уходить с урока с проблемой.

· Технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе. Предполагает создание эмоционально-психологического фона, на котором развертывается основное содержание урока.

· Технология, предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе. Одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорий как истинные.

· Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе. Учитель и учащиеся выступают на равных.

· Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе. Это коллективные способы обучения.

· Технологии, построенные на алгоритмической основе (М.Ланда).

· Технологии, построенные на программированной основе (В.П.Беспалько).

I.3. Краткий обзор современных педагогических технологий.

Существует множество современных педагогических технологий. В данном исследовании рассмотрим самые распространенные из них.

1. Технология личностно-ориентированного образования.

Эта технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Творчество является основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, развитие. Технология личностной ориентации пытается найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, корректируют содержание образования [9, C. 53].

2. Игровые технологии.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций педагогических игр.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с использованием ТСО.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит их набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика. Дети играют с мячом, веревками, резинками, камушками, орехами.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать