Принцип толерантности в адыгской народной педагогике и его значение при формировании личности ребенка

Принцип толерантности в адыгской народной педагогике и его значение при формировании личности ребенка

73

АДЫГЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

им. Х.Б.АНДРУХАЕВА

ПРЕДМЕТНАЯ ( ЦИКЛОВАЯ ) КОМИССИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН

ТАУСОВА ИРИНА АСЛАНБИЕВНА

СТУДЕНТКА 4 КУРСА ГРУППЫ А

Принцип толерантности в адыгской народной педагогике и его значение при формировании личности ребенка

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Научный руководитель-

преподаватель педагогики

Цеева А.З.

Рецензент:

Методист по научно-методической

работе городского комитета по

образованию Администрации

г.Майкопа Паранук С.Р.

Председатель П(Ц)К:

Вербицкая Л.М.

МАЙКОП,2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки формирования личности с учетом принципа толерантности.

1.1.Сущность понятий: толерантность, национализм, национальный эгоизм, групповая враждебность и др.

1.2.Сущность принципа толерантности и его значение при формировании личности.

1.2.Особенности формирования и развития адыгских детей на принципах толерантности.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. Система работы по формированию личности ребенка в соответствии с принципом толерантности.

2.1.Результаты предварительного опроса по выявлению уровня сформированности толерантности детей в начальных классах.

2.2.Работа по развитию и совершенствованию знаний учащихся о принципе толерантности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Как из-вест-но, 1995 год был про-воз-гла-шен Ор-га-ни-за-цией Объ-е-ди-нен-ных Наций годом, по-свя-щен-ным толерантности. Причиной этого бы-ли на-зва-ны пре-ж-де все-го сле-дую-щие факторы:

эт-нона-цио-наль-ные кон-флик-ты;

дис-кри-ми-на-ция в от-но-ше-нии мень-шинств;

ак-ты ксе-но-фо-бии, осо-бен-но про-тив бе-жен-цев и ми-гран-тов;

ре-ли-ги-оз-ный экс-тре-мизм;

на-си-лие и го-не-ния про-тив ин-тел-ли-ген-ции и дру-гих лиц, ис-по-ве-ды-ваю-щих сво-бо-ду мне-ний и их вы-ра-же-ния;

не-тер-пи-мость со сто-ро-ны по-ли-тичес-ких дви-же-ний и идео-ло-гий;

не-тер-пи-мость, вы-ра-жен-ная в мар-ги-на-ли-за-ции и ис-ключении из об-ще-ст-ва уяз-ви-мых групп или в дис-кри-ми-на-ции и на-си-лии про-тив этих групп[22,221-224]

Не-тер-пи-мость дей-ст-ви-тель-но пре-вра-ти-лась в од-ну из круп-ней-ших гло-баль-ных про-блем со-вре-мен-но-го ми-ра. Ее суть за-ключает-ся в от-ри-ца-нии и по-дав-ле-нии раз-личий ме-ж-ду от-дель-ны-ми людь-ми и куль-ту-ра-ми. Воз-ве-ден-ная на уро-вень кол-лек-тив-ной и да-же го-су-дар-ст-вен-ной по-зи-ции, не-тер-пи-мость под-ры-ва-ет прин-ци-пы де-мо-кра-тии и при-во-дит к на-ру-ше-нию ин-ди-ви-ду-аль-ных и кол-лек-тив-ных прав чело-ве-ка. Не-тер-пи-мость вы-сту-па-ет про-тив-ни-ком мно-го-об-ра-зия, ко-то-рое со-став-ля-ет важ-ней-ший обо-га-щаю-щий фак-тор чело-вечес-ко-го раз-ви-тия.

Со-вре-мен-ный мир, пе-ре-жи-вая глу-бо-кие со-ци-аль-ные и гео-по-ли-тичес-кие транс-фор-ма-ции по-сле окончания хо-лод-ной вой-ны и рас-па-да ком-му-ни-стичес-ко-го бло-ка, ну-ж-да-ет-ся в бо-лее аде-к-ват-ном осоз-на-нии воз-мож-но-стей и опас-но-стей су-ще-ст-вую-щей си-туа-ции. Не-об-хо-ди-мы но-вые экс-пер-ти-зы и но-вые ини-циа-ти-вы, что-бы со-дей-ст-во-вать ста-нов-ле-нию ин-ди-ви-ду-аль-ной и кол-лек-тив-ной от-вет-ст-вен-но-сти, а так-же бо-лее эф-фек-тив-ных ин-сти-ту-тов, что-бы не до-пус-тить цар-ст-ва анар-хии и на-си-лия на ру-бе-же XXI ве-ка. По этой причине Рос-сия ак-тив-но включились в про-грам-му куль-ту-ры ми-ра. В июне 1995 года в г. Якутске прошла одна из основных международных конференций года толерантности, материалы которой были опубликованы вместе с рядом книг, изданных якутскими специалистами[28,51]. Был издан сборник статей как прототип учебника по культуре мира и демократии[14]. В России при некоторых научно-исследовательских институтах и вузах возникли центры и кафедры по проблемам культуры мира и толерантности.

Ключевым прин-ци-пом про-грам-мы «Культура мира» объявлено ут-вер-жде-ние куль-ту-ры тер-пи-мо-сти в кон-тек-сте об-ще-де-мо-кра-тичес-ких пре-об-ра-зо-ва-ний.

Необходимо со-вме-ст-но с со-от-вет-ст-вую-щи-ми ор-га-на-ми вла-сти и об-ще-ст-вен-ны-ми ор-га-ни-за-ция-ми раз-ра-бо-тать про-стые и при-вле-ка-тель-ные прин-ци-пы пе-да-го-ги-ки то-ле-рант-но-сти, рассчитан-ные на все слои об-ще-ст-ва и воз-рас-тные груп-пы, а так-же пред-ло-жить учеб-ные тек-сты и про-грам-мы как для ау-ди-то-рий обучения, так и для средств мас-со-во-го вос-пи-та-ния, включая ин-фор-ма-ци-он-ные ин-сти-ту-ты.

Боль-шин-ст-во класс-ных ком-нат в Рос-сии и дру-гих стра-нах се-го-дня пред-став-ля-ют мик-ро-кос-мос куль-тур-но-го мно-го-об-ра-зия сво-их со-об-ществ и по-это-му ну-ж-да-ют-ся в но-вом со-дер-жа-нии об-ра-зо-ва-ния, от-ра-жаю-щее зна-ние и по-ни-ма-ние дру-гих на-ро-дов, их куль-тур и ис-то-рии, а так-же по-ни-ма-ние общ-но-сти и един-ст-ва чело-вечес-ких со-об-ществ.

Важ-но при-ви-вать мо-ло-дым по-ко-ле-ни-ям чув-ст-ва от-кры-то-сти, аль-тру-из-ма, ува-же-ния к дру-гим, со-ли-дар-но-сти и со-причас-т-но-сти и рас-кры-вать ис-точни-ки и опас-но-сти вра-ж-деб-но-сти, не-при-яз-ни, отчуж-де-ния и не-на-вис-ти.

В этом неоценимую помощь может оказать народная педагогика. Народная педагогика как составная часть коллективного народного творчества, как проявление педагогической культуры народа зародилась в глубокой древности. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, детях, о воспитании подрастающего поколения.[12,8]В соответствии с потребностями народа она выдвигала самые гуманные и демократические идеалы воспитания.

В психолого- педагогической литературе освещены различные аспекты данной проблемы. Изучение проблемы толерантности в педагогической, психологической и других науках нашло отражение в работах Гогоберидзе Г.М., Золотухина В.М., Шаповалова В. и др. Имеются работы, посвященные адыгской народной педагогике и роли толерантности в воспитании детей (Шоров И.А., Бузаров К.И., Меретукова З.К., Намитоков Ю.К., Смирнова Я.С., Бгажнокова Б.Х. и др.). Однако вопросы толерантности в адыгской народной педагогике относятся к недостаточно изученным. Это и определило выбор темы квалификационной работы.

Цель исследования: изучение роли принципа толерантности в адыгской народной педагогике и его значение при формировании личности ребенка.

Объект исследования - педагогические условия формирования толерантности в личности ребенка.

Задачи:

1.Проанализировать и оценить уровень разработанности проблемы толерантности в адыгской народной педагогике.

2.Раскрыть сущность понятий: толерантность, национализм, национальный эгоизм, групповая враждебность применительно к адыгской народной педагогике.

3.Исследовать особенности формирования и развития адыгских детей на принципе толерантности.

4.Разработать и внедрить системы работы по формированию толерантности детей начальных классов.

5.Проанализировать и сделать соответствующие выводы по результатам предварительного опроса.

Методы исследования:

1.Теоретические - анализ методической, этнографической литературы, теоретического обобщения.

2.Эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности учащихся.

3.Математические - обработка информации, определение количественных и качественных показателей эффективности применяемой системы работы.

Этапы научного исследования:

1.Изучение научно-методической литературы.

2.Планирование системы работы по формированию личности ребенка в соответствии с принципом толерантности.

3.Внедрение системы работы.

4.Сбор и обработка фактического материала.

5.Оформление фактического материала в виде квалификационной работы.

Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Глава I.Теоретические предпосылки формирования личности с учетом принципа толерантности.

I.1.Сущность понятий: толерантность, национализм, национальный эгоизм, групповая враждебность и др.

Толерантность-способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения. "Терпимость - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира", - говорится в Декларации принципов терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В Декларации определено понятие толерантности как:

уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности

- отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.

Толерантность - не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Толерантность - привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений. Бытует мнение, что монокультурное -- в отличие от поликультурного -- общество в своей основе «деструктивно, патологично, ведет к маргинализации, пограничности, государственному продуцированию законов насилия и жестокости, дегуманизации социума и самого себя».[11,138]. В монокультурных государствах человеку не всегда предоставляется возможность интеграции в различные социальные общности. Существует одна, «единственно верная» норма с четкими правилами, идеологическими установками, стереотипами поведения. Если человек склонен к иному мировоззрению, а декларируемые обществом «постулаты жизни» ему чужды или просто не близки, то он либо становится диссидентом, своеобразным «аутсайдером общества», либо «перешагивает» через собственные установки и -- при удачном стечении обстоятельств-- благополучно вливается в общество в качестве конформиста. Следует ли из этого высказывания вывод о том, что монокультурность проигрывает поликультурам в процессе создания благоприятных условий для успешной социализации своих граждан? Отнюдь нет. Поликультурное, полинациональное государство имеет собственные и весьма серьезные проблемы. В одном ареале, в одном государстве «соседствуют» различные общности людей не только с разными культурными ценностями и социальным опытом, но и с биологическими различиями, с особенностями в психической структуре личности (темперамент,акцентуации характера, особенности становления основных психических процессов и т.д.). В любом из этих аспектов любая нация, народность оригинальна. Подобная оригинальность сохраняется даже в процессе многовековых миграций целых народов. Ассимилируясь в ту или иную полиэтническую среду, этнос сохраняет свою специфику и оригинальность,хотя, разумеется, не полностью и не в «чистом виде».В современных условиях социально-экономической дестабилизации стремление сохранить оригинальность той или иной нацией, народностью характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов на ее территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным ущемлением «национального достоинства».Оттенки этого опасения различны: от индифферентности до агрессии, от холодного безразличия до проявлений ксенофобии (страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации). Отчасти такие эксцессы могут рассматриваться в качестве своеобразной избыточной защитной реакции на действительные или мнимые угрозы со стороны представителей иных этносов. Так или иначе, россияне забывают о том, что они не обладают правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная «забывчивость» ведет -- среди людей -- к усилению агрессивности, распространению -- в обществе -- шовинистических и фашистских идей. Следствием этого легко могут стать кровопролитные распри, войны, погромы, террористические выпады «псевдолюдей» против мирных граждан. Последние события, связанные со вспышками террора, -- своеобразный показатель нравственной патологичности поликультуры. Стоит задуматься хотя бы над тем фактом, что наиболее кощунственным террористическим нападениям подвергаются две «поликультурные супердержавы» -- Россия и США. Встает вопрос: возможно ли в таких условиях говорить о проблеме толерантности? Какое, например, толерантное отношение может проявляться к террористам, убийцам неповинных людей? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности, а сама проблема достаточно противоречива. Но данный вызов не должен оставаться и не остается без ответа. Мы предприняли попытку подойти к проблеме с определения основополагающей категории «толерантность» и его парадоксов. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. -- tolerantia -- терпение; англ. -- tolerance, toleration, нем. -- Toleranz, фран. -- tolerance.[17,37-39]. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи. В XIX в. глагол «терпеть» насчитывал множество лексем и выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д.[9,402]Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет созерцательный оттенок,пассивную направленность. Подобная характеристика понятия сохранилась и в современных словарях. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова[31,308] категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных слов»[25,510] понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо». В том же словаре появляются еще два определения, связанные с биосоциальным аспектом:«полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности организма, способность организма переносить неблагоприятные влияния того или иного фактора среды».[25,511].Пассивную и негативную направленность обнаруживаем в «Толковом словаре иноязычных слов»[30,264]. В данном источнике понятие «толерантности» связано с абсолютной «потерей способности к выработке антител» (вновь медико-биологический аспект). Особо выделяется политическая толерантность: позиция тех или иных политических сил, выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах. В жизни отдельной личности толерантность - проявление готовности прислушаться к мнению противников.[21,375].

То-ле-рант-ность -- это не од-но и то-же, что тер-пе-ние или тер-пе-ли-вость. Ес-ли тер-пе-ние вы-ра-жа-ет чаще все-го чув-ст-во или дей-ст-вие со сто-ро-ны ис-пы-ты-ваю-ще-го боль, на-си-лие или дру-гие фор-мы не-га-тив-но-го воз-дей-ст-вия, то тер-пи-мость за-ключает в се-бе ува-же-ние или при-зна-ние ра-вен-ст-ва дру-гих и от-каз от до-ми-ни-ро-ва-ния или на-си-лия. Тер-пи-мость -- это свой-ст-во от-кры-то-сти и сво-бод-но-го мыш-ле-ния. Это -- лично-ст-ная или об-ще-ст-вен-ная ха-рак-те-ри-сти-ка, ко-то-рая пред-по-ла-га-ет осоз-на-ние то-го, что мир и со-ци-аль-ная сре-да яв-ля-ют-ся мно-го-мер-ны-ми, а значит, и взгля-ды на этот мир раз-личны и не мо-гут и не долж-ны сво-дить-ся к еди-но-об-ра-зию или в чью-то поль-зу.

То-ле-рант-ный под-ход, как и то-ле-рант-ная личность, пред-по-ла-га-ет, что те или иные по-зи-ция и взгляд лишь од-ни из мно-гих и не мо-гут включать в се-бя все ос-таль-ные. Эта си-туа-ция не за-ви-сит от со-стоя-ния или об-ла-да-ния зна-ни-ем, а в рав-ной ме-ре и от со-ци-аль-ной и по-ли-тичес-кой по-зи-ции. То-ле-рант-ная по-зи-ция и то-ле-рант-ная личность спо-соб-ны или хо-тя бы го-то-вы до-пус-тить это раз-личие и быть сто-рон-ни-ком плю-ра-лиз-ма. Соб-ст-вен-но го-во-ря, са-ма при-ро-да и про-бле-ма то-ле-рант-но-сти свя-за-ны с су-ще-ст-во-ва-ни-ем раз-личий и про-ти-во-речий, а так-же воз-мож-но-стью кон-флик-та. Но то-ле-рант-ность по-зво-ля-ет этой воз-мож-но-сти не толь-ко не реа-ли-зо-вать-ся, но да-же и про-явить-ся. Бу-дучи по-ро-ж-де-ни-ем по-тен-ци-аль-ной кон-фликт-но-сти, то-ле-рант-ность не по-зво-ля-ет ре-аль-но су-ще-ст-вую-щим в ка-ж-дом об-ще-ст-ве яв-ле-ни-ям не-ра-вен-ст-ва, со-стя-за-тель-но-сти и до-ми-ни-ро-ва-ния про-явить-ся в ма-ни-фе-ст-ных и на-силь-ст-вен-ных фор-мах.

Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле Устава ООН:«…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии как с собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).Гармония отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами друг друга. Такую смысловую нагрузку несет определение «толерантности», предлагаемое в словаре «American Heritage Dictionary»:«Толерантность -- способность к признанию или практическое признание, уважение убеждений и действий других людей».Впрочем, мальтийский исследователь Кеннет Уэйн в статье «Образование и толерантность» приходит к выводу, что определение «толерантности» здесь неполно, т.к. «толерантность не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих “других людей”, которые отличаются от нас. [32,36] В “других” признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат». Для полинационального государства это особенно актуально, т.к. объект нетерпимости -- этносы в целом и представители конкретных этносов .

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать