Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям на уроках литературы
p align="left">Часто приходится встречаться с тем, что даже старшеклассники не могут высказать впечатления о прочитанном, активизировать читательский опыт, отобрать материал для анализа текста, постичь глубину авторского замысла и своеобразие его эстетической системы.

Нельзя объяснять бедность ученического восприятия ограниченными возможностями того или иного возраста. Нередко причины этого кроются в недостатках преподавания литературы или в отсутствии интереса к чтению книг.

Альтернативные программы по литературе ориентируют учителя на серьезные творческие поиски совершенствования уроков, на выбор разнообразных вариантов изучения конкретного художественного текста. Совершенствование читательской культуры учащихся предполагает развитие способности наслаждаться искусством, углубление способности воспринимать произведение в его художественной целостности и неповторимой значимости.

Использование в школьном анализе элементов системного подхода заключается в опоре на концепции современного литературоведения, в постоянном углублении связей между восприятием произведения, его анализом и умением самостоятельно применять знания и понятия в деятельности на уроках, во взаимодействии теоретических посылок с рассмотрением образной специфики произведения, во взаимосвязи различных этапов изучения всего курса и каждой отдельной темы.

На всех этапах изучения произведения (вводно-ориентировочные занятия, уроки анализа, обобщение материала на заключительных занятиях) особое значение в формировании целостного художественного восприятия имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов, в структуре произведения. Мир идей писателя, его эстетические принципы открываются читателю-школьнику не сразу, однако отсутствие целенаправленной совместной деятельности учителя и учеников в данном направлении рождает неполноценное, фрагментарное восприятие, когда учащиеся не соединяют значение отдельных сцен и эпизодов в единую картину, не чувствуют содержательной функции композиции и жанра, мыслят средства поэтической выразительности вне связи с самой сутью произведения.

Кроме того, необходимо упомянуть о разработках тех педагогов-новаторов, которые на первый план в процессе обучения выдвигают приобщение к общечеловеческим ценностям. Так, Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают:

· Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;

· Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и другое;

· Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных и воспроизводство в творческих видах деятельности;

· Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие аморальным явлениям и другое;

· Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других людей и другое;

· Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое» (41, с.30-31).

Реализация базового содержания воспитания опирается на принципы гуманизации и теснейшим образом связана с гуманитаризацией образования.

Важнейшими принципами реформирования педагогического образования должны быть: обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к педагогической культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к индивидуальности, творческому потенциалу учащегося.

1. Обращенность к общечеловеческим ценностям означает возвращение педагогического образования в лоно культуры, его гуманизацию, гуманитаризацию, создание экологически чистой культурно-образовательной среды, отношение к учащемуся, как свободному суверенному субъекту подготовки, ответственность школы за качество его подготовки. Основное содержание подготовки должна составлять отечественная и мировая культура. Вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство.

2. Овладение учащимися базовыми основами культуры - фундаментальная задача общепедагогической подготовки. Культура рассматривается как динамическая система общечеловеческих ценностей, творческих способов деятельности и личностных достижений людей. Поэтому основные задачи становления и развития личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввести учащегося в мир культурных и общечеловеческих ценностей, оказать помощь в овладении базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств личности, как человека культуры.

В качестве основных ценностей определяющих ориентации выделены:

· человеческие: социальная защита личности, помощь, поддержка его индивидуальности, творческого потенциала;

· духовные: совокупный опыт человечества, отраженный в философских теориях и способах мышления;

· практические: способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы;

· личностные: способности, индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества. Интернационализация этих ценностей составляет мировую культуру.

Базовые компоненты культуры: гуманистическая позиция и личностные качества; философские теории и творческое мышление; опыт творческой деятельности, обоснование собственной деятельности как системы (дидактической); культура поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности.

Система дисциплин и уровни подготовки. С учетом необходимости усвоения учащимися обозначенных компонентов культуры определена адекватная номенклатура дисциплин: основы культуры; деятельность и общение Бондаревская Е.В. Ценностыне основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика, 1995,№4 с.29.

Глава 2. Сценарий урока по литературе, направленный на воспитание чувства ответственности

Задачи урока:

1) образовательная:

закрепление навыков анализа текстов.

2) развивающая:

совершенствование умения выразительно читать различные виды текстов;

развитие умений проводить лингвистическое наблюдение над языковыми особенностями текста;

развитие умения аргументировано излагать собственную точку зрения.

3) воспитательная:

воспитание чувства ответственности за собственное дело, чувства долга, человеколюбия.

Оборудование:

тексты “Клятва Гиппократа”;

отрывок из рассказа М.А. Булгакова “Вьюга”;

энциклопедические словари и другая справочная литература.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы будем обсуждать проблему личной ответственности за свое дело. Касаться наш разговор будет медицины и работы врача.

Организация беседы.

Есть ли среди ваших близких врачи?

Как бы вы охарактеризовали профессию врача?

Какова степень ответственности врача за выполняемую работу?

Хотели бы вы посвятить себя в будущем медицине?

2.Первичное знакомство с текстами и заданиями.

Цель: подготовить выразительное чтение текстов.

Учащимся предлагается познакомиться с текстами

“Клятва Гиппократа” отрывком из рассказа “Вьюга”.

3.Работа с текстами на содержательном уровне.

Текст “Клятва Гиппократа”.

Организация словарной работы.

Учащимся предлагается объяснить имена собственные, упомянутые в тексте. Для этого предлагается воспользоваться материалами энциклопедии.

Учащимся каждой группы предлагается воспользоваться энциклопедическими словарями и справочниками.

Аполлон - из древнегреческой и древнеримской мифологии. Первоначально - божество, связанное с культом производительных сил земли и отвращающий от людей болезни и беды, так возникли его функции: бог-целитель, бог-прорицатель, а затем бог мудрости, покровитель искусства.

Асклепий - древнегреческая мифология - бог врачевания. При храмах Асклепия, где служители (асклепиады) занимались врачеванием, возникли медицинские Школы, в которых греческая медицина достигла значительного для своего времени развития. Говорят, что даже воскрешали мертвых.

Гигиея - греческая мифология - богиня здоровья, дочь Асклепия. Отсюда слово “гигиена”.

Панакея - древнегреческая богиня - “всеисцеляющая” панацея - лекарство, исцеляющее от всех болезней у алхимиков.

Выразительное чтение текста.

Предлагается по желанию 1-2 ребятам прочесть текст вслух.

Дается оценка того, как прочтен текст. Поощряются аргументированные высказывания.

Беседа по содержанию.

Какие мысли и эмоции вызывает у вас “Клятва Гиппократа”?

Каким предстаёт перед нами врач в произведении?

Текст “Вьюга”.

Выразительное чтение текста.

Предлагается по желанию 1-2 ребятам прочесть текст вслух.

Дается оценка того, как прочтен текст. Поощряются аргументированные высказывания.

Беседа по содержанию.

Что вы можете сказать о враче N-ской больницы?

Как бы вы озаглавили данный текст? Какие слова текста использовали бы для этого?

4. Сопоставление.

Учащимся необходимо провести сопоставление текстов, и определить, что их сближает. Свое мнение предлагается подтвердить с помощью текстов.

5.Лингвистический анализ текстов.

Организуется работа в группах.

Задача: ознакомиться с вопросами, представить собственное мнение, обсудить мнения членов группы, приготовиться представить общее мнение группы классу.

Время работы 15-20 минут.

“Клятва Гиппократа”.

Вопросы и задания:

Определите стиль данного текста. Ответ аргументируйте.

Рассмотрите текст на лексическом уровне. Каковы особенности лексики?

Рассмотрите текст с точки зрения употребления частей речи.

Каковы синтаксические особенности клятвы?

Оцените текст с точки зрения эмоциональности.

Выпишите старославянизмы. Какова их роль в тексте?

Старославянизмы:

Отвлеченные понятия: разумение, наставление, учение, причинение, несправедливость, сечение.

Научные понятия: сечение, лечение, болезнь, абортивного.

Безвозмездно, воздерживаясь, предоставив, страдающих, неправедный, жизнь.

“Вьюга” М.А. Булгакова.

Вопросы и задания

Определите стиль. Аргументируйте ответ.

Озаглавьте текст.

Определите основную мысль текста.

Отметьте употребление имён числительных. Какова их роль?

Каким предстает перед нами врач N-ской больницы?

Какие языковые средства художественной выразительности использовал автор для создания образа врача? Аргументируйте ответ.

Заслушивание ответов групп. По ходу ответов одной группы другая может дополнять, задавать уточняющие вопросы. Поощряется высказывание аргументированной точки зрения, умение вести дискуссию.

6.Подведение итогов урока.

- Каким, по вашему мнению, должен быть современный врач?

- Какие черты характера должны быть ему присущи?

- Каким должно быть отношение врача к собственному делу?

- Изменилось ли положение врача, степень его ответственности за дело за прошедшие века?

7.Домашнее задание.

Учащимся предлагается обсудить дома с родителями тему и содержание урока.

Написать эссе на тему:

“Эвтаназия. Какой должна быть позиция врача?”.

Для этого подобрать тексты из периодической печати или в Интернете по данной теме.

Тексты, использованные на уроке

Отрывок из рассказа “ВЬЮГА”

Я же, врач N-ской больницы, после того как отнял ногу у девушки, попавшей в мялку для льна, прославился настолько, что под тяжестью своей славы чуть не погиб. Ко мне на приём по накатанному санному пути стали ездить сто человек крестьян в день. Арифметика - жестокая наука. Предположим, что на каждого из ста моих пациентов я тратил по пять минут. И, кроме того, у меня было стационарное отделение на тридцать человек. И я ведь делал операции. Одним словом, возвращаясь из больницы в девять часов вечера, я не хотел ни есть, ни спать, ни пить. Ничего не хотел, кроме того, чтобы никто не приехал звать меня на роды. И в течение двух недель по санному пути меня ночью увозили раз пять. Тёмная влажность появилась у меня в глазах, а над переносицей легла вертикальная складка, как червяк. Ночью я видел в зыбком тумане неудачные операции, обнаженные рёбра, а руки свои в человеческой крови и просыпался, липкий и прохладный, несмотря на жаркую печку-голландку. На обходе я шёл стремительной походкой, за мной шёл фельдшер, останавливаясь у постели, на которой тая в жару и жалобно дыша, болел человек, я выжимал из своего мозга всё, что в нём было. Пальцы мои шарили по сухой пылающей коже, я смотрел в зрачки, постукивал по рёбрам, слушал, как таинственно бьет в глубине сердце, и нёс в себе одну мысль: как его спасти? И этого! Всех! Шёл бой. Каждый день он начинался утром при бледном свете снега, а кончался при жёлтом мигании пылкой лампы - “молнии”. Я написал в уездный город и напомнил о том, что на N-ском участке полагается и второй врач. Через три дня пришёл ответ. Заключали письмо некоторые приятные отзывы о моей работе. Окрылённый ими, я стал накладывать гипсовые повязки. Во вторник приехало не сто, а сто одиннадцать человек. Заснул я, стараясь угадать, сколько будет завтра, в среду. Мне приснилось, что приехало девятьсот человек. Утро заглянуло в окошко спальни как-то особенно бело. Я открыл глаза, не понимая, что меня разбудило. За окном творилось что-то, мной еще никогда не виданное. Вертело и кружило белым косо и криво, вдоль и поперек, словно чёрт зубным порошком баловался.

По рассказу М. Булгакова “Вьюга”

“Клятва Гиппократа”

Клянусь Апполоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Заключение

Мир прекрасного... Приобщение к нему как бы раздвигает горизонты видения окружающего, создает новые потребности, совершенствует вкус. Формирование способности полноценно воспринимать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в поступках людей, в быту - это важнейшая задача воспитания. Приобщение к прекрасному в любой форме - это воспитание увлеченности, пробуждение активного, творческого отношения к миру. Важнейшим средством приобщения к миру прекрасного становится художественная деятельность человека, которая выступает и как усвоение, и как создание эстетических ценностей. Это активный процесс, требующий творческих сил личности, определенных знаний и умений, которые в этой деятельности и приобретаются, и проявляются.

Формирование полноценной личности подростка немыслимо без воздействия художественной литературы. Привитие любви к чтению особенно важно в подростковом возрасте, когда налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению. Художественная литература несовместима с равнодушием, праздностью, серостью и скукой, которые так опасны в этом возрасте. Вместе с тем особенности подростка накладывают свой отпечаток на его художественную деятельность: здесь имеют значение и его неумение просто созерцать, его стремление действовать активно.

Удовлетворение и развитие художественных интересов создает благоприятные условия формирования личности подростка, делает содержательным его досуг, его любимые занятия. Формирование художественных интересов зависит от индивидуальности ребенка, его способностей, условий жизни семьи.

Восприятие художественной литературы как присвоение художественных ценностей невозможна без умения смотреть и видеть, слушать и слышать. Это - сложный процесс, в котором есть своя специфика, свои тонкости. Воспринимая литературное произведение, подросток может ограничиться лишь вниманием к развитию фабулы, динамике действия. А глубокие нравственные идеи, взаимоотношения героев, их переживания останутся за пределами его восприятия. Такое ограниченное, неполноценное восприятие нередко определяется влиянием товарищей, их реакцией. Подросток озабочен мнением о себе сверстников, он эмоционально напряжен и боится проявить свои чувства растроганности, волнения, сопереживания, ибо ему кажется, что над ним будут смеяться, заподозрят в “детскости” и пр. Особенно выражена эта зависимость от сверстников у подростков - мальчиков.

Однако подросток стремится к активному действию, его уже не удовлетворяют занятия лишь созерцательного характера. Он хочет действовать сам, тем более что ему важно найти средства утверждения в коллективе сверстников.

Для того чтобы произведение художественной литературы могло выполнить свою воспитательную роль, оно должно быть соответствующим образом воспринято. Отсюда вытекает важная психологическая задача - понять, как воспринимаются произведения искусства детьми разного возраста, какова специфика этого восприятия. Поэтому изучение проблемы восприятия литературных произведений представляет несомненный интерес.

Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. В Хартии читателя (1992 г.) - документе, с которым Международная ассоциация издателей обращается к правительствам всех стран, подчеркивается, что чтение - это всеобщее право. Особое внимание здесь уделяется ранней встрече с книгой, доступу к книгам в школе и вне ее, поддержке и поощрению чтения. С точки зрения осуществления прав читателя-ребенка рассмотрим, как реализуются основные положения Конвенции и Хартии применительно к современной социокультурной ситуации.

Одним из самых важных факторов, влияющих на детское чтение, является доступ к книге, или "литературные ресурсы" среды. Чтобы интерес к чтению не угас, процесс чтения необходимо поддерживать. Книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.

Между тем ребенок как читатель имеет ярко выраженную специфику: в отличие от взрослого он не может "отложить" чтение, так как в детстве интересы быстро переключаются с одного на другое. Поэтому, если дети вовремя не получают необходимые книги, то либо читают другие, либо вообще перестают читать.

Коммерциализация книжного рынка по-разному сказалась на выпуске детской литературы и картине детского чтения. Начало развития рыночных отношений привело к ряду кризисных процессов, в частности к резному спаду показателей издания детской литературы. В последние годы ее выпуск заметно увеличивается, качество детских книг улучшается. Расширяется их тематика, привлекательным становится оформление. Идет насыщение рынка детской литературой, спрос на которую постепенно удовлетворяется. Вместе с тем издание детской книги требует больших по сравнению с многими другими видами литературы затрат, и детские книги дорожают, оказываются недоступными населению. Экономические трудности и резкое снижение уровня жизни большей части населения вызвали сокращение возможностей реализовать покупательские потребности в книгах. Согласно данным опросов, часть населения воздерживается от покупки книг, в том числе и детских.

Сегодня единственным пока бесплатным источником приобщения детей к чтению остается библиотека. С удорожанием книг и периодики, с изменениями в школьных программах, обусловленными реформой образования, а также с ростом потребностей детей в разнообразной детской литературе и школьных учебниках, ежегодно растет число юных читателей в библиотеках. В условиях постоянного снижения финансирования и разрушения старой системы книгоснабжения (и отсутствия ряда звеньев в выстраивающейся новой системе) ухудшилось комплектование библиотек детской литературой. Таким образом, по-прежнему сохраняется ситуация "книжного голода" для многих детей, лишенных возможности реализовать свое право на чтение. Надежды на решение подобной проблемы возлагается, как правило, на правительство, а также на наше общество, которому должна быть небезразлична своя собственная судьба, а также перспективы развития.

Список литературы

1. Анализ художественного произведения: Художественные произведения в контексте творчества писателя / Под ред. М.Л .Семановой. - М., 1987.

2. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. - М., 1979.

3. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. - М., 1981.

4. Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов. - М., 1984.

5. Качурин М.Г. Влияние анализа на восприятие художественных произведений учащимися 4 класса // Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа. - Л., 1972.

6. Корст Н.О. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе // Вопросы анализа литературных произведений. - М., 1969.

7. Кудряшев Н.И. О процессе руководства восприятием литературного произведения старшеклассниками // Искусство анализа художественного произведения. - М., 1971.

8. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М., 1976.

9. Неверов В.В. Беседы о художественной литературе . - Л., 1983.

10. Рез З.Я. Изучение литературного произведения в школе как процесс // Лекции по методике преподавания литературы. - Л., 1976.

11. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.Н., Университетское, 1990.

12. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика, 1995,№4 с.29.

13. Борисенков В.П., Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия образования. Педагогика,1995, № 4 с.3

14. Возчиков В. Возрождение духовности. Педагогика, 1995, №5 С.123.

15. Квятковский Е.В. В поисках путей гуманизации литературно-художественного образования. Педагогика,1995,№6, с.41.

16. Лихачев Б.Т. Образование: идеология и политика. Педагогика,1995, №4,

17. Савитская Т. Ребенок в культуре ХХ века. Знание-сила,1995,№4

18. Стрельницкая Л.П. Образование и идеология. Педагогика,1995, №6,

19. Ильин И. А. Философия и жизнь//На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М., 1990. С. 60.

20. Ильин И. А. Религиозный смысл философии. Париж, 1925. С. 101

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать