Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности

Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности

Содержание

Введение

1. Особенности развитии произвольной памяти умственно отсталых младших школьников в современных исследованиях

1.1 Теоретические аспекты развития памяти младших школьников

1.2 Особенности памяти младших школьников с нарушениями интеллекта

1.3 Использования игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта

2. Опытно - экспериментальное исследование развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности

2.1 Организация и структура экспериментального изучения произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта

2.2 Результаты констатирующего эксперимента

2.3 Основные технологии развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности

2.4 Анализ эффективности предложенной системы занятий по развитию произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение высших воздействий используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются, и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется его жизненный опытом.

Важность развития произвольности памяти в младшем школьном возрасте вызвана двумя причинами. Во-первых, осознанность и произвольность рассматривается в качестве центральных и определяющих сторон развития психики (Л.С. Выготский [13], А.В. Запорожец [99], А.Н Леонтьев [47, 48], А.Р. Лурия [51]). Во-вторых, становление элементов произвольности познавательных процессов имеет несомненную педагогическую актуальность. Обучение в школе требует от ребенка умения произвольно управлять своими психическими процессами (Л.И. Божович [7], З.М. Истомина [33], А.Н Леонтьев [48] и другие).

По данным Н.М. Гнедовой [17], З.М. Истоминой [33], элементы произвольной памяти начинают складываться в 4 - 5 лет. Поэтому встает проблема развития произвольной образной памяти у старших дошкольников. Произвольная память достаточно давно изучается в детской психологии. Фундаментальное исследование 3.М. Истоминой [33] выявило некоторые механизму ее генезиса. Основное внимание ею было уделено осознанию детьми мнемических целей. Освоение приемов запоминания исследовалось в работах А.Н. Белоус, Н.В. Захарюта, Л.М. Житниковой, Т.М. Капуновой и других[12]. Самоконтроль при запоминании нашел свое отражение в исследованиях Н.М. Гнедовой [17], Т.А. Корман [12]. В то же время все компоненты произвольности рассматривались изолированно, вне связи друг с другом. Поэтому не сложилось представление об общей структуре и специфике произвольной памяти дошкольника.

Коррекционное обучение умственно отсталых детей в раннем возрасте нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу. Учитывая все сказанное выше, а также то, что память является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение умственно отсталыми детьми доступного для них объема знаний и умений, изучение особенностей произвольной и непроизвольной памяти умственно отсталых дошкольников является сегодня актуальной проблемой.

Все вышеизложенное позволило нам сформулировать проблему нашего исследования: каковы условия развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта.

Актуальность и проблема исследования определили цель данной работы: изучение условий развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики.

Объект исследования: память младших школьников с нарушениями интеллекта.

Предмет исследования: развитие произвольной памяти детей с нарушениями интеллекта.

Гипотеза исследования: развитие произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями будет проходит эффективнее если:

· психолого-педагогическая работа, направленная на развитие произвольной памяти у лиц с нарушениями интеллекта, имеет комплексный характер, основанный на особенностях произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;

· использовать дидактической игры непосредственно на уроках, в младших классах СКОУ VIII вида;

· дидактическая игра будет включена, составной частью, на всех этапах процесса школьного обучения младших школьников с нарушениями интеллекта.

Объект, предмет, цель и гипотеза обусловили постановку и решение следующих задач исследования:

1 проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования;

2 рассмотреть особенности произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

3 провести опытно-экспериментальную работу, направленную на развитие произвольной памяти в процессе дидактической игры младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики;

4 разработать систему дидактических игр, направленных на развитие произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Методологическую основу нашего исследования составили современные теоретические достижения психологии об объективных законах развития психики, об общих и специфических закономерностях психического развития нормально развивающегося и умственно отсталого ребенка (Л.С. Выготский [13], В.И. Лубовский [50]).

Весьма значимой для нашего исследования является положение Л.С. Выготского [13] о культурно-историческом развитии высших психических функций. Оно позволяет рассматривать развитие ребёнка как постепенное вхождение в человеческую культуру через овладение закреплёнными в ней средствами воздействия на окружающий мир и самого себя. а этой основе его психика становится осознанной и произвольной, складывается способность к саморегуляции. Так же положение С.Л. Рубинштейна [70] о развитии психики, сознания в деятельности, которое показывает, что для психического развития необходима специально организованная деятельность.

В работе учитывались положение А.Н. Леонтьева [47] об интериоризации внешних мнемических средств, что намечает путь формирования произвольной памяти как "вращивания" внешних средств и приёмов запоминания, переход от опоры на внешние стимулы к опоре на внутренние действия. В свете данного положения произвольная память рассматривается как продукт культурного, социального развития;

Приоритетным для нашей работы явилось учение П.Я. Гальперина [16] о поэтапном формировании внутренних умственных действий, которое устанавливает генетическую связь идеальных психических действий с действиями материальными. Данная теория создаёт психологические основы для педагогического руководства самим процессом формирования умственных действий;

В экспериментальной части работы мы активно использовали положение Л.А. Венгера [10] о роли наглядного моделирования в формировании приёмов опосредования и в развитии общих умственных способностей. Реальные модели рассматриваются как источник построения внутренних мысленных моделей, при помощи которых ребёнок представляет себе действительность. А так же положение А.В. Запорожца [99] об амплификации, то есть обогащении детского развития. Обучение не ускоряет его, а расширяет возможности именно в дошкольных сферах жизнедеятельности. При этом осваивается широкий круг задач, которые прежде всего свойственны дошкольным видам деятельности. А взрослый помогает ребёнку найти культурные способы решения подобных проблем. Указанный подход даёт возможность определить оптимальную форму взаимодействия ребёнка и взрослого в развивающих целях.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, дополняющих друг друга: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, катамнестический анализ.

Базой нашего экспериментального исследования стала «Школа - центр дистанционного и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»» г. Курска . И муниципальное образовательное учреждение средняя школа №10 г. Курска.

Наша квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

В приложении находятся стимульный материал к методикам и наглядный материал к упражнениям.

Практическая значимость заключается в содержащихся в работе теоретических положениях и выводах, научно-методическом обосновании необходимости развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Полученные данные могут быть использованы в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных коррекционных учреждениях; в преподавании курса по педагогике, специальной психологии, коррекционной педагогике в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования по педагогическим специальностям; на курсах переподготовки и повышения квалификации учителей - дефектологов, учителей - логопедов, специальных психологов, педагогов и др.

1. Особенности развитии произвольной памяти умственно отсталых младших школьников в современных исследованиях

1.1 Теоретические аспекты развития памяти младших школьников

Память человека можно определить как психофизические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти. Память есть у всех живых организмов, на наиболее высоко развита у человека.

В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта. Возбуждения, идущие от внешних и внутренних раздражителей в мозг, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбинации нервных клеток) создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызывающий, отсутствует.

На основе этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия каких-либо предметов, мыслей, речи, действий.

Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей [60]. Исследования последних лет, проводящиеся на нейрофизиологическом и биохимическом уровнях, позволяют выделить две фазы в построении связей. В первой - лабильной фазе сохранение следа происходит благодаря ревербации нервных импульсов. В ходе второй - стабильной - фазы сохранения следа осуществляется за счет изменений, возникающих на основе первой фазы: согласно различным данным, такими изменениями являются или рост протоплазматических нервных отростков или изменения в синоптических окончаниях, в свойства клеточных мембран или в составе рибонуклеиновых кислот клетки.

Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями.

Все виды памяти можно условно разделить на три группы:

1. Что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, словесно-логическую и образную память;

2. как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;

3. как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная и оперативная память.

В процессе развития человека относительная последовательность становления видов памяти выглядит примерно так:

Двигательная Непроизвольная Кратковременная

Эмоциональная Произвольная Оперативная

Образная Долговременная Смысловая

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни взрослого человека они не исчезают, а обогащаются, взаимодействуют между собой.

Кроме того, у каждого человека есть свои особенности памяти. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохой по отношению к другим. Выделяют различные типы памяти в зависимости оттого, что человек запоминает успешнее и как он предпочитает запомнить.

Наиболее существенные различия проявляются между наглядно - образным и словесно-логическими типами памяти. Кто-то лучше запоминает наглядные образы предметов и событий, кто-то мысли, выраженный в словах.

Физиологической основой различия между двумя типами памяти являются особенности соотношения I и II сигнальных систем. но типы памяти обусловлены не только взаимодействием сигнальных систем, но и тем, какой анализатор является у человека ведущим в запоминании и воспроизведении. Так, зрительный тип памяти нуждается в зрительном восприятии того, что запоминается. Есть преимущественная память на запахи, на звуки и шумы, вкусовая, осязательная, эмоциональная. Двигательный тип памяти формируется и проявляется при занятиях физкультурой и спортом, при письме ручкой и работе на компьютере, игре на музыкальных инструментах.

Основные процессы памяти - запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. Память начинается с запоминания. Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий охранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Если запоминание имеет характер специальной организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, она называется заучиванием.

Воспроизведение - существенный компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, самовоспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия).

Узнавание - проявление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо. Этот процесс более «слепой», он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов.

Сохранение и забывание - это две стороны единого процесса долговременно удерживаемого воспринятой информации. Сохранение - это удержание в памяти, а забывание - это исчезновение, выпадение из памяти заученного.

Благодаря забыванию, человек расчищает место для новых впечатлений и, освобождая память от груды деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению.

На сегодняшний день выделено несколько основных законов осмысленного запоминания. Память нельзя тренировать так, как тренируют, скажем, мышцы. Бессмысленное зазубривание материала не приведет к тому, что школьники с каждым днем будут все легче заучивать новый материал. Однако систематические умственные упражнения позволяют глубже проникать в сущность фактов, легче ориентироваться в материале, способствуют привитию навыков рационального запоминания и припоминания. Все это усиливает нашу власть над процессами памяти.

В современной психологической литературе [12] выделены несколько законов развития памяти с учётом её субъективных закономерностей:

· Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить.

· Поскольку впечатление напрямую связано с воображением, то любые приемы, позволяющие развить воображение и образное мышление, а также управлять ими, могут оказаться полезными и для запоминания.

· Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

· Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

· При пристальном внимании к событию достаточно бывает его неоднократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

· Отсутствие достаточного внимания при восприятии информации не может быть возмещено увеличением числа ее повторений.

· То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

· Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

· Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а, следовательно, и настроить память на восприятие только потенциально полезной информации.

· Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.

· О ситуациях, оставшихся в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Положительные эмоции, как правила, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

· Если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.

· Прежде всего, необходимо, получить четкое зрительное впечатление. Оно прочнее. Однако, комплексные впечатления, то есть впечатления, полученные при помощи возможного большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал еще лучше. Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить, чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым.

· Внимательность. Если предположить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цвета, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать