Проблема организации межпредметных связей в психолого-педагогической литературе
p align="left">Ю.К. Бабанский утверждает: «Принципом обучения называют одно из исходных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его эффективной организации», и здесь же - «Принципами обучения называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность» (Бабанский Ю.К., 1982).

И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин считают: «Дидактические принципы - категории дидактики, характеризующие способы использования законов и закономерностей обучения в соответствии с целями воспитания и образования».

По мнению других ученых, «Дидактические принципы - основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями» (Лернер И.Я., Скаткин М.Н. и др., 1982).

Как видно, единого подхода к определению рассматриваемого понятия нет. В связи с этим можно высказать свое видение определения данного понятия в рамках рассматриваемой проблемы.

Принцип обучения определяется как категория дидактики. Следует определить, к какой категории дидактики относятся межпредметные связи.

В дидактике одной из функций межпредметных связей является развивающая функция, которая проявляется в системности мышления, гибкости и самостоятельности ума.

Реализация межпредметных связей придает общему образованию ту целостность, которая делает его системой. К системности знаний в образовании можно прийти только через системность в обучении. Придавая учебным предметам, характер системности, межпредметные связи обобщают знания и делают целостными мировоззрение учащихся и саму его личность, т.е. способствуют развитию обучаемых (Гурьев А.И., 2002).

Обучение в современной школе реализуется как целостный учебно-воспитательный процесс, имеющий общую структуру и функции, которые отражают взаимодействие преподавания и учения.

Функция обучения -- это качественная характеристика учебно-воспитательного процесса, в которой выражена его целенаправленность и результативность в формировании личности ученика.

Эти функции осуществляются во взаимосвязи и взаимно дополняют друг друга. Единство функций есть результат целенаправленного построения процесса обучения как учебно-воспитательной системы (Максимова В.Н., 1988).

В настоящее время, когда построен фундамент теории развивающего обучения, разработана теоретическая модель интегральной личностно-ориентированной педагогической системы, в основании которой положен принцип развивающего обучения с его сущностными и нормативными функциями, появилась реальная возможность раскрыть теоретическую роль межпредметных связей в дидактике, в конкретной педагогической системе.

Появление в дидактике принципа межпредметных связей должно привести к организованному, целевому совершенствованию методики формирования у учащихся единого комплекса знаний, умений и навыков всем дисциплинам естественного цикла.

А.И. Гурьев выделяет несколько направлений влияния принципа межпредметных связей на педагогический процесс (схема 3):

§ увеличение информационной емкости формируемого понятия;

§ углубление сущностной стороны формируемого понятия;

§ совершенствование последовательности развития понятия;

§ совершенствование методики формирования понятий, реализации преемственности в их развитии;

§ формирование концептуального мышления;

§ осознание учебного предмета в общей системе других наук;

§ осознание системности знаний;

§ постановка и разрешение проблемы определения природы изучаемых связей;

§ развитие познавательной деятельности учащихся и углубление осознанности усваиваемых знаний;

§ формирование умений и навыков систематического применения получаемых знаний;

§ выявление способов получения новых знаний (Гурьев А.И., 2002).

Все более обнаруживается, что традиционное понимание межпредметных связей явно исчерпало свои гносеологические возможности и не может уже в современной системе образования обеспечить эффективное обучение.

Межпредметные связи могут рассматриваться как один из способов организации познавательной деятельности обучающихся в системе развивающего обучения. Отсюда легко видеть различие между межпредметными связями в традиционном обучении, где управление осуществляется лишь внешней деятельностью учащихся, и в условиях развивающего обучения, где появляется возможность управления мыслительными процессами, которые всегда связаны с выходом за пределы формальных знаний.

В связи с этим межпредметные связи как дидактический принцип должны войти в технологию и методику развивающего обучения, усиливая управляющий эффект этой педагогической системы.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизируя методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса (Гурьев А.И., 2002).

Схема 3

Направления влияния принципа межпредметных связей на психологический процесс

увеличение информационной емкости формируемого понятия

углубление сущностной стороны формируемого понятия

совершенствование последовательности развития понятия

совершенствование методики формирования понятий, реализации преемственности в их развитии

формирование концептуального мышления

осознание учебного предмета в общей системе других наук

осознание системности знаний

постановка и разрешение проблемы определения природы изучаемых связей

развитие познавательной деятельности учащихся и углубление осознанности усваиваемых знаний

формирование умений и навыков систематического применения получаемых знаний

выявление способов получения новых знаний

Исходя из анализа различных подходов к определению статуса межпредметных связей, по мнению А.И. Гурьева, не определяют полностью их сущность, а лишь отражают часть данной проблемы. Он считает, что межпредметные связи - общедидактическое понятие, которое в профессиональной деятельности учителя должно осознаваться и рассматриваться на различных уровнях:

межпредметные связи являются отражением межнаучных связей в учебном процессе (на уровне дидактического явления);

межпредметные связи являются средством, обеспечивающим взаимную согласованность учебных программ и учебников по разным предметам с целью повышения научного уровня преподавания основ наук, формирования диалектического мировоззрения учащихся, развития их творческих способностей (на уровне дидактического условия);

межпредметные связи являются интегрирующим звеном в системе дидактических принципов: научности, систематичности, целостности, преемственности и так далее, так как определяют целевую направленность всех вышеперечисленных принципов на формирование в сознании человека целостной системы знаний о природе и обществе, и также как и принципы преемственности, единства сознания, личности, деятельности являются основополагающим элементом в целостной системе дидактических принципов (на уровне дидактического принципа);

межпредметные знания являются самостоятельной областью дидактических знаний, имеющей психолого-педагогическое обоснование и характеризующейся целостной структурой принципов, методов и средств обучения, с помощью которых формируется новый тип знаний - "межпредметных знаний", позволяющий развивать концептуальный стиль мышления учащихся, характеризующийся целостным видением окружающего мира (на уровне методологии) (Гурьев А.И., 2002).

Использование межпредметных связей, по мнению С.Ю. Астаниной, существенно облегчается, если визуальные средства обучения (рисунки, графики, другие изобразительные средства и иллюстрации) из вспомогательных становятся основными, активизирующими и направляющими познавательную деятельность школьника.

С целью реализации данного положения она готовила специальные опорные блоки, с которыми школьники работали самостоятельно, осуществляя самоконтроль и самооценку знаний.

Важный компонент реализации межпредметных связей - подведение школьников к выводу о значении тех или иных явлений, данных других наук для биологии. Как правило, это достигается последовательной постановкой несложных задач, решение которых приближает к выводу.

Реализация межпредметных связей в системе помогает сформировать у школьников потребность не ограничивать себя в рамках одного предмета при объяснении тех или иных закономерностей или явлений. Когда учащиеся привыкают к тому, что практически в любой теме им приходится обращаться к знаниям из других наук, то это начинает восприниматься интересно и привычно. Тогда ребята сами начинают привлекать свои знания для решения какой-то задачи, ответы на вопросы, объяснение того или иного явления (Астанина С.Ю., 1999).

Таким образом, межпредметные связи представляют собой необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит дидактическим условием ее активизации, систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления и познавательного интереса.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в широком смысле слова, межпредметные связи есть основополагающий принцип дидактики, способствующий координации и систематизации учебного материала, формирующий у учащихся общенаучные (общепредметные) знания, умения и навыки, способы их получения в различных видах деятельности, реализующийся через систему нормативных функций, а также общих методов познания природы совместными усилиями учителей различных предметов.

В узком (предметном) смысле слова, межпредметные связи есть принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей.

Этот дидактический принцип определяет развитие способности учащихся к концептуальному мышлению, т.е. к целостному видению мира. Именно эта функция межпредметных связей обладает всеобщностью воздействия на педагогический процесс и дает основание для рассмотрения принципа межпредметных связей в системе других дидактических принципов (Гурьев А.И., 2002).

Проблемой межпредметных связей занимались классики отечественного образования. Эта проблема сохранила свою актуальность в современных условиях.

В рамках школы развивающего обучения в течение ряда лет создается дидактическая система, направленная на осуществление межпредметных связей при профессиональной подготовке будущего учителя. А.И. Гурьев предлагает дидактическую систему, состоящую из следующих взаимосвязанных модулей:

методологического, включающего методы, принципы научного познания;

методического, включающего методические рекомендации для учителей, учащихся и родителей по реализации теоретического модуля;

теоретического, включающего пособие, сборники задач, комплекс лабораторно-исследовательских работ и тесты межпредметного содержания для учащихся основной школы (Гурьев, А.И., 2002).

Данные наглядно свидетельствуют об эффективности применения дидактической системы в процессе преподавания в основной школе и позволяют сделать следующие выводы:

Реализация принципа межпредметных связей придает общему образованию ту целостность, которая делает его системой. К системности знаний можно прийти только через системность в обучении. Придавая учебным предметам характер системности, межпредметные связи обобщают знания делают целостным мировоззрение учащихся и саму его личность, т.е. способствуют творческому развитию обучаемых.

Реализация принципа межпредметных связей преследует такие цели:

формирование единого представления о природе на основе диалектического единства естественнонаучных знаний;

обеспечение системности знаний;

формирование у учащихся умений устанавливать всесторонние связи между научными фактами, понятиями, законами, теориями; обеспечение понимания этих связей как фактора, способствующего углублению знаний;

генерализация знаний учащихся, выработка представлений об общности основных законов природы, их значении для разных областей естественнонаучных знаний.

Многочисленные психолого-педагогические исследования раскрыли отдельные аспекты проблемы межпредметных связей педагогики современного периода. И вместе с тем показали ее комплексный характер.

Следует отметить, что решающая роль в практической реализации межпредметных связей в процессе изучения дисциплин принадлежит учителям, от которых во многом зависит уровень сформированности системы знаний, убеждений, способов деятельности, позволяющих учащимся осознать межпредметную сущность природных явлений и процессов и свою роль в разрешении сложных глобальных проблем взаимодействия природы и человека, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Список литературы

1. Астанина, С.Ю. Межпредметные связи на обобщающем уроке (биологии) / С.Ю. Астанина // Биология в школе. - 1999. - №6. - с. 25-30

2. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

3. Беленький, Г.И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметных связей / Г.И. Беленький // Сов. педагогика. - 1977. - №5. - с.56-61

4. Гурьев, А.И. Статус межпредметных связей в системе современного образования / А.И. Гурьев // Наука и школа. - 2002. - №2. - с. 41-45

5. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия / В.В. Давыдов. - М.: Научное изд-во Большая Российская энциклопедия, 1999. - 607с.

6. Данилов, М.А. Дидактика / М.А. Данилов, Б.П. Есипов. - М., 1957. - 272 с.

7. Дидактика средн. школы: некоторые проблемы совр. дидактики: Учеб. пособие по спец. курсу для педагогических институтов / В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др. - изд. 2-е, допол. и перераб. - М.: Просвещение, 1982 - 319 с.

8. Зверев, И.Д. Взаимная связь учебных предметов / И.Д. Зверев. - М., 1977. - 215 с.

9. Коменский, Я.А. Великая дидактика: Избр. соч. / Я.А. Коменский. - М., 1955. - 287 с.

10. Коротов, В.М. межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе / В.М. Коротов // Народн6ое образование. - 1976. - №4. - с. 38-42

11. Крупская, Н.К. Методические заметки / Н.К. Крупская // Пед. соч. - в 6-ти т. - М., 1980. - Т.5. - с. 146-148

12. Кулагин, П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения / П.Г.Кулагин. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.

13. Лошкарева, Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса: Учеб. пособие для ФПК директоров школ / Н.А. Лошкарева. - М., 1981. - 101 с.

14. Максимова, В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. для учителя / В.Н. Максимова. - М.: Просвещение, 1984. - 143 с.

15. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в обучении биологии / В.Н. Максимова, Н.В. Груздева. - М.: Просвещение, 1987. - 173 с.

16. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В.Н. Максимова. - М.: Просвещение, 1988. - 191 с.

17. Моносзон, Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания / Э.И. Моносзон. - М., 1978. - 268 с.

18. Скаткин, М.Н., Батурина, Г.И. Межпредметные связи, их роль и место в процессе обучения: В сб.: Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе, ч.I / М.Н. Скаткин, Г.И. Батурина. - М., 1973 - 302с.

19. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский // Собр. соч. - М. - Л., 1950. - Т.8. - с. 17-18

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать