Проблемы экологического воспитания и развития любви к природе у дошкольников на материале художественной литературы
) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего дошкольного возраста.

1.4 Цели и задачи воспитания у дошкольников экологической культуры

Создание нового отношения человека к природе -- задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

Цель экологического воспитания -- формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда -- она включает в себя, человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую. Ответственное отношение к природе -- сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности дошкольников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

- образовательных -- формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательных -- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

- развивающих -- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Этому способствует определенное содержание, основанное на интеграции областей знания: социальной экологии (человек рассматривается единственным сознательным компонентом всех экосистем); экологии человека (науки о системных связях человека с окружающей средой).

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентации, принципиально отличающихся от господствующих.

С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе. В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента -- научный, ценностный, нормативный и деятельностный.

Научный -- ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.

Ценностный -- экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.

Нормативный -- система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера. '

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями дошкольников.

Глава 2. Воспитание любви к природе у дошкольников

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься.

Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.

Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи -- к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю» См.: Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. - М., 1987.- С. 105..

Необходимо вместе с детьми присмотреться к тому, что окружает ребенка в лесу, в поле, на речке, отобрать те предметы, явления, которые могут не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.

2.1 Особенности воспитания любви к природе у дошкольников в различные времена года

Летом. Далеко ли можно уйти летом с малышом? Гигиенисты считают, что в шесть лет ребенок может проходить «по прямой» до двух с половиной километров. Нормы эти, безусловно, примерны. Многое ведь зависит от физического состояния, от тренированности ребенка. Нормы и весьма изменчивы. Расстояние, которое еще месяц назад казалось пределом, сегодня малыш легко проходит «за один мах». А после короткого привала вприпрыжку впереди старших возвращается домой, вовсе не чувствуя усталости.

Июль -- макушка лета. Частые грозы, ливневые дожди, росы, туманы, радуга. Все это дает большой простор для развития наблюдательности дошкольника.

Гроза нередко вызывает у ребенка страх. Необходимо объяснить детям суть этого явления природы, обратить их внимание на яркие сполохи молнии, прислушаться вместе с ними к громовым раскатам. Но еще до того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Можно обратить внимание ребенка, как внезапно и очень быстро темнеет небо, как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимая от земли.

Разноцветье луга таит в себе немало интересного. Травянистые растения -- основной объект летних наблюдений на лугу. Уже в 4 -- 5 лет большинство детей знает названия нескольких цветов: ромашка, василек, колокольчик. Из признаков этих растений ребята называют обычно только цвет: белый, синий, лиловый. Надо обратить внимание ребенка на то, что у ромашки белые только лепестки, а «глазок» -- желтый. И васильки бывают не только синие, но и голубые, розоватые и даже совсем белые.

Отличать одно растение от другого малыш может научиться не только по цветам, но и по листьям, стеблю. Иными словами, постепенно он запоминает все большее число признаков одного и того же предмета.

В солнечный день можно показать детям, как работают «цветочные часы»: в шесть утра просыпаются одуванчики, через час -- полевой осот, в восемь -- вьюнок, в девять -- полевая гвоздика. Осот «засыпает» в десять утра, а гвоздика -- в час пополудни. В это же время одуванчики сжимают желтенькие цветы в зеленый «кулачок». Еще пройдет час -- закрываются маки, около пяти часов вечера -- незабудки, в шесть опускаются под воду закрытые белые кувшинки. В пасмурную погоду ход «цветочных часов» нарушается. В дождь они совсем останавливаются. Необходимо поразмышлять вместе с малышами о причинах этого явления. Помогите понаблюдать за растениями, проверить и дополнить «цветочные часы». Попробуйте связать это с наблюдением за жизнью бабочек, пчел, ос, шмелей.

Много радости принесут детям наблюдения за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие -- шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? Ответы на эти и десятки других вопросов можно найти летним днем на лугу. Стоит лишь остановиться и присмотреться.

Громче всего кузнечики стрекочут в июле -- августе. Но не всегда. Погода сухая -- концерт в полном разгаре. Затихли -- погода скоро испортится: ждите дождя. Но всегда ли оправдывается эта народная примета? Надо помочь малышам заметить, какие еще перемены происходят в жизни животных и растений незадолго до наступления ненастья.

Дорога поворачивает к лесу. С увлечением наблюдают ребята за муравьями. Когда просыпаются муравьи? Когда на ночь закрывают «окна» и «двери» муравейника? Как влияет погода на жизнь этих насекомых? Много ли дорожек вокруг муравейника? Куда ползут мураши? Что несут?

Уходя в лес, надо захватить с собой кусочек сахара. Смочив его в лесной лужице, положите возле муравейника. Скоро сюда протянется живой ручеек. Малышам радость, муравьям -- вкусный корм.

Много радости приносят ребятам походы за грибами. Первый урожай в июне: разноцветные сыроежки, оранжевые лисички, подберезовики, подосиновики, боровики.

Только необходимо сразу сказать малышам: берем те грибы, которые нам годятся. Ведь и «поганки» по-своему красивы, главное -- никому не мешают. А по поводу мухоморов бывалые люди говорят, что ими лоси лечатся. Старые грибы тоже совсем необязательно сшибать ногами.

Осенью. Первые приметы близкой осени -- «золотые монетки» в тонких березовых прядях, желтые листочки появляются еще в августе. Следом начинают желтеть кроны других деревьев: липы, вяза, ясеня.

Листопад -- яркое, незабываемое зрелище. Ребята с удовольствием собирают опавшие листья. Одни, скрепляя их черенками, мастерят пояса, гирлянды, «шьют» шапочки, другие составляют из опавшей листвы букеты. Собранные листья можно слегка подсушить через бумагу теплым утюгом, разложить на темном фоне красивым узором и покрыть сверху целлофаном.

Пока осенняя погода не измяла и не обесцветила листопадный ковер, надо помочь малышам заготовить впрок и вырезных кленовых, и треугольничком березовых, и круглых липовых листочков. Они пригодятся зимой для поделок, помогут интересно проводить время в помещении, когда на дворе станет холодно, сыро, неуютно.

Можно предложить детям сравнить форму, величину, окраску листьев с одного дерева, с разных деревьев. Попробуйте вместе с ними отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме. Предложите найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый, с самым длинным черенком. Обратите их внимание на удивительное сочетание и разнообразие цветов и оттенков.

Семена большинства растений созревают тоже осенью. А какие они разные! Тяжелые золотистые желуди у дуба, легкие крылатки-носики у клена, плотные зернышки внутри ягод рябины и круглые горошины в стручках акации. Самое время попытаться собрать коллекцию семян знакомых деревьев и кустарников. Зимой можно будет использовать этот материал для разных игр. Дошкольники с удовольствием отгадывают названия растений по семенам, по листьям, охотно рассказывают, где они видели дерево или кустарник с такими листьями, семенами. Особенно им нравится игра в путаницу.

Разложите на столе листья и семена: около дубового листочка -- крылатка клена, рядом с еловой веточкой -- желудь, на листе орешника -- липовая лодочка с орешком... Чем разнообразнее материал, тем увлекательнее задача: распутать путаницу, разложить семена и листья парами. Когда такая задача будет решаться быстро и легко, подбирайте материал так, чтобы путаница до конца не распутывалась: все листья «нашли» свои семена, а лист клена и лесного ореха остались -- им нет пары. Путаница может быть не только двойная, как описано выше, но и тройная. Тогда в игру включают карточки с силуэтами деревьев, кусочки коры от разных растений (их можно снять с пеньков, со спиленных или погибших стволов).

Надо обратить внимание, что многие птицы, которых можно было видеть летом и в самом начале осени, уже исчезли. Зато появились зимние гости -- синицы: московки, лазоревки, гаечки. Перебираются они на зиму поближе к жилью (здесь легче добыть корм и скоротать суровое время).

Малыши с удовольствием подкармливают птиц. Однако многих из них ждет разочарование: и кормушка есть, и корм там всякий, а никто не прилетает. В чем дело? Нередко только в том, что кормушка появилась поздно, после того как выпал снег. А подкормку птиц нужно было начинать значительно раньше, еще тогда, когда в ней, казалось бы, не было нужды.

Зимой. Малыши, которые летом укладываются в постель засветло и просыпаются, когда солнце высоко, зимой ложатся спать и встают при электрическом свете, сами редко замечают изменение длины светового дня. А ведь это важно. В самом деле: стали короче дни, похолодало, осыпалась листва с деревьев, оголились леса, ударил морозец, выпал снег, улетели многие птицы.

Можно попробовать обратить внимание детей на то, что на часах уже восемь, пора выходить из дому, а за окном -- ночь. И вечером свет в помещении приходится зажигать прямо с порога. А давно ли, вернувшись из детского сада, успевали раздеться и только потом щелкали выключателем?

Ну а мороз? Можно начиная с трехлетнего возраста регулярно проводить с малышами наблюдения за погодой, приучать их замечать и называть явления: холодно, ветер, светит солнышко, идет снег. Чем старше ребенок, тем больше явлений, связанных с изменением погоды, доступно его восприятию.

Дошкольников можно познакомить с термометром и принципом его работы (изменение температуры влияет на объем жидкости внутри трубочки, высота этого столбика и показывает температуру). Надо показать детям сначала нулевую отметку на шкале, познакомить с движением столбика «выше нуля», «ниже нуля». Вслед за этим можно научить малышей отсчитывать градусы на шкале: каждое деление -- один градус. Самый обычный комнатный термометр дает возможность поставить десяток заданий. Их цель -- научить определять температуру воздуха. Например, в комнате 22° выше нуля. Открыли форточку. Столбик термометра опустился до 18°. Спустя некоторое время -- снова движение столбика вверх: температура воздуха в комнате опять повышается.

Снег -- он очень рано привлекает внимание детей. Ребята с удовольствием рассматривают снежинки: каждая из них, как крошечная звездочка, только лучей у нее не пять, а шесть. Особенно хорошо видна форма снежинок при электрическом свете на темном фоне. Порой они опускаются не по одной, а по нескольку сразу, удерживая друг друга острыми лучиками. Потом вдруг вид их меняется, и на рукавичке уже не легкая звездочка, а комочек. Одни комочки компактные. Стоит дохнуть на хрупкую звездочку, и, превратившись в капельку, она на морозе через одну - две минуты станет полупрозрачной круглой льдинкой. А если попробовать поймать снежинку, сняв варежку? Холодная звездочка, коснувшись теплой ладошки, моментально превратится в капельку воды. А понимает ли малыш, почему это происходит? Постарайтесь ему доступно объяснить.

Обратите внимание детей: в зависимости от погоды меняются свойства снега. При температуре чуть выше нуля снег липкий. Огромный шар для снеговика скатать -- пара пустяков. И снежки получаются гладкие, тяжелые. При сильном морозе снег рыхлый, сыпучий, а после оттепели -- плотный и хорошо режется лопаткой на брусочки.

Много радости и удивительных открытий дарят малышам зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторых из них из лесов, ближе к человеческому жилью. Другие прилетают на зиму в наши края «погреться». Синицы, снегири, свиристели. Одни склевывают рябину, другие ощипывают березовые почки (зимой и это лакомство!).

Надо объяснить детям, как важно помочь птицам благополучно перезимовать. Подкормку зимующих птиц лучше начинать, как мы уже сказали, еще до снега. Кормушка может быть любая: дощечка с бортиками, столик с крышей, пакет из под молока с дырочкой-лазейкой сбоку. Важно только, чтобы корм здесь был постоянно. И лучшего объекта для наблюдений за птицами, чем кормушка, вы не найдете.

Порой говорят: для того чтобы научить ребенка наблюдать жизнь животных и растений, с ним нужно непременно бывать за городом См.: Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. - Л., 1991. - С. 75 - 77.. Спору нет, в условиях большого города довольно трудно иногда выбрать объекты для постоянных наблюдений. В поле, в лесу куда больше интересного. Но деревья, которые круглый год заглядывают в окна многих городских квартир, кусты по обе стороны асфальтированной дорожки, нахохлившиеся от студеного ветра воробьи, голуби -- всегда рядом. И если мы научим ребят приглядываться к их жизни и с их помощью пробудим интерес к огромному миру природы, можно будет считать самую первую часть нашей задачи выполненной.

Весной. Природные события сменяют сейчас друг друга ежедневно. Нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники природы.

Резкие перепады температуры особенно часты ранней весной. Из-за оттепелей на снегу появляется ледяная корочка -- наст. На крышах сосульки. Можно обратить внимание детей на то, что в самом начале весны сосульки бывают сначала только на одной стороне строений, а некоторое время спустя -- и на другой тоже. Даже когда сосульками крыша уже украшена со всех сторон, одни длиннее и толще, чем другие. А это значит, что стаивание снега даже на небольшом участке идет неравномерно.

Отчего так происходит? Пусть ребенок попробует найти объяснение этому явлению, обратив внимание на неравномерность освещения поверхности земли в течение дня. Днем на остром конце ледышки скапливается водица и звонко падает вниз, постепенно вымывая в снегу ямку. Чем выше температура воздуха, тем чаще стучат капели. К вечеру похолодает, и «музыка» получается другая. Капли падают реже. Ночью, как правило, капель прекращается, но сосулька растет и в длину, и в толщину.

А вот и проталины-лунки появились у стволов деревьев. Под кленом лунка глубокая, почти до земли. В нескольких шагах от клена береза растет. Тут луночка едва наметилась. В чем дело? Теплее, что ли, под кленом? Конечно, теплее. Но почему? Вроде солнце поровну освещает и гладкий ствол березы, и шершавую кору клена. Освещает-то поровну, а нагревает по-разному. И убедиться в этом очень легко, стоит пять минут постоять на припеке. Предложите малышам положить ладошку на светлую курточку, а другую рядышком, на темные брюки. Теперь понятно: предметы нагреваются не одинаково. Темные -- сильнее, светлые -- меньше. Потому-то и белая кора березы холоднее темной коры клена. А если ствол клена нагрет сильнее, и снег вокруг его ствола сильнее стаивает.

2.2 Ребенок и прекрасное

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосом и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту природы, поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло
, почувствовать красоту окружающего мира. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь -- быт человека и его труд, природа и предметный мир -- все это также источник, питающий эстетические переживания ребенка.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать