Если же устанавливается односторонняя связь (социальный педагог - психолог или психолог - социальный педагог) или каждый из специалистов осуществляет поддержку ребёнка в рамках своей компетенции, действует изолированно, ребёнок с осложнённым поведением остаётся без комплексной поддержки.
3 этап - малый педсовет (совет по профилактике). На заседании малого педсовета классный руководитель представляет информацию об учащемся, о проделанной работе, включая и работу администрации учреждения, привлечённых специалистов, подводятся промежуточные итоги работы с семьёй и учащимся, то есть идёт обобщение всей собранной информации. Амплитуда решений малого педсовета колеблется от вынесения предупреждения по передачи материалов в подразделение по делам несовершеннолетних.
В некоторых случаях присутствия ребёнка не требуется.
4 этап - заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав(КДН и ЗП). На основании собранной и полученной информации из учебного заведения инспектор по делам несовершеннолетних (ПДН) составляет протокол о нарушении Кодекса об административных правонарушениях РФ. Затем материалы передаются и рассматриваются в КПД и ЗП по месту жительства учащегося. Амплитуда решений, принятых на КДН и ЗП, колеблется от предупреждения до вынесения постановления о направлении материалов в судебные инстанции с ходатайством о помещении несовершеннолетнего в специальное учреждение закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей за правонарушения, предусмотренные УК РФ.
5 этап - рассмотрение материалов в судебных инстанциях. На заседаниях суда по рассмотрению представленных материалов от учебных заведений, как правило, присутствует социальный педагог, который может отклонить или поддержать ходатайство КДН и ЗП о помещении несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учреждение закрытого типа. Суд, с учётом мнения инспектора ПДН, законного представителя несовершеннолетнего, социального педагога, общественного адвоката выносит решение о направлении несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учреждение закрытого типа.
Задача системы по профилактике девиантного - деликветного поведения учащихся в образовательном учреждении заключается не в том, чтобы довести ребёнка до мест лишения свободы, а в том, чтобы вовремя его остановить и направить на путь исправления вне стен специального учреждения. [12 c. 84-85]
В основе девиантного поведения зачастую лежат особенности воспитания молодёжи, принадлежность к определённым социальным группам и молодёжным группировкам, неформальным объединениям. Социально - психологические условия функционирования подобных социумов существенно отличаются от «канонов» повседневной жизни образовательного учреждения. Поэтому руководство данных учреждений автоматически заносит представителей неформальных молодёжных объединений в категорию носителей девиантного поведения. Определённая логика в этом есть, но, на наш взгляд, следует дифференцировать учащихся - носителей традиций молодёжных субкультур и в соответствии с этим строить с ними взаимоотношения и воспитательную работу. Для этого необходимо знать историю возникновения, особенности быта и поведения представителей различных неформальных молодёжных объединений. Дадим краткую характеристику некоторых из них.
Скинхеды ( от англ. Skin - кожа, шкура, оболочка и head - голова) - бритоголовые, культивируют откровенный расизм. По различнм оценкам численность скинхедов в Москве составляет от 2-3 тыс. (данные МВД) до 10-15 тыс. ( по мнению журналистов и независимых исследователей). Группы численностью несколько тысяч человек есть в Петербурге, Волгограде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге; меньшие группы ( от нескольких десятков до нескольких сотен) действуют в Ярославле, Калининграде, Твери, Воронеже, Пскове, Иркутске, Самаре, Ижевске и других городах. Многие бритоголовые подражают западным скинхедам только в облике и манере поведения, не перенимая в полной мере идеологию. Ещё меньше скинов, входящих в сколько-нибудь структурированные организации.
Панки. В Оксфордском словаре можно прочесть, что «панк» - никудышный, никчёмный. Это слово употреблялось в Великобритании
1970-х годах для характеристики молодых людей, которые намеренно шокируют общество своей одеждой, речью, музыкой и т.д. Причина появления Панков бунт отчаявшейся и потерявшей веру в себя и в будущее молодёжи, живущей в мире насилия.
По возрасту панки - преимущественно старшие подростки. В качестве лидеров выступают парни . Часто среди них встречаются ребята с истероидными чертами характера.
В поведение Панков нередко проявляются истеричность и жесткость. Они агрессивны , в особенности по отношению к тем лицам, которые не обращают на них внимание. В арсенале Панков драки, издевательства, грабёж.
«Металл» и металлисты (направление панк- музыки). Металлисты одна из самых многочисленных категорий неформалов. По существу, металлисты - неформальная общность «по интересам», более конкретно общность, создаваемая любителями определённого направления в рок-музыке. Увлекаются культом «церкви сатаны».
«Скейтисты» - объединение молодёжи - любителей катания на скейтбордах. «Маунтингбайкеры» - объединение молодёжи - любителей катания на велосипедах, в том числе горных. И те и другие, как правило не проявляют агрессивных намерений, однако не всегда имеют положительную социальную направленность, а порой и прямо антисоциальны. Когда собираются в большие группы, нередко употребляют лёгкие спиртные и тонизирующие напитки, что не способствует адекватному восприятию действительности. Устраивают собственные чемпионаты, показательные выступления и т.д.
Люберы, или качки - неформальные группы юношей, ориентированных «на большой объём», на силу. Авторитет участников строится исключительно на силе. Характерные черты - агрессивность и жестокость. Цель этих неформальных объединений - борьба с панками и металлистами. В этой связи группы люберов на сегодняшний день являются наиболее криминогенными среди всех неформальных оюъединений. Правонарушения, совершаемые членами этих групп, образно говоря, не имеют границ, впрочем, как и их «борьба». Хулиганские действия организуются ими не только на территории Москвы и Московской области, но и близлежащих областей. Возраст членов подобных групп колеблется от 16 до 23. Социальное положение - рабочие, учащиеся СПТУ. Поскольку члены этих групп имеют установку исключительно на силу, то среди них устойчивым авторитетом пользуются лица, ранее судимые.
Фанаты - группы молодёжи, объединенные любовью к определённой спортивной команде. Криминогенно активны, устраивают погромы, побои фанатов команд-соперниц.
Волнисты, или «Новая волна» - группировка молодёжи, объединённые интересом к новым течениям в музыке (их музыка более мелодична по сравнению с металлистами). Члены группировки, как правило, танцуют степ - американизированную чечётку. Совершение членами группировки правонарушений незначительно и выражается в столкновении с поклонниками металлического рока. Последние осуществляют целенаправленное преследование волнистов.
Брейкеры (брейкисты) - группа юношей и девушек, объединённая любительским интересом к популярному западному танцу брейк - дансу (в переводе на русский язык - «изломанный танец»), который исполняется при хорошей физической подготовке с достаточно большим количеством элементов акробатики. Их опознавательные знаки: яркая спортивная одежда, кроссовки, налобные повязки. Специально выраженной атрибутики нет. Данные о совершении правонарушений членами этих групп отсутствуют. Одним из обязательных условий нахождения в группе является отказ от спиртных напитков и наркотиков.
Граффитчики - немногочисленная группа молодёжи, основным занятием которой является разрисовка стен. Термин «граффити» (правильно произносить надо с ударением на первую «и») происходит от итальянского grffito и означает «проводить линии», «писать каракулями», «выцарапывать».Он обозначает всякую неразрешённую надпись, знак, сделанный любым способом (мел, краска, фломастер и т.д.) на объектах общественной и частной собственности. В граффити - тусовке почти нет девушек. Райтеры как они себя называют - экипированы как следует: затёртые джинсы, поношенные спортивные куртки. Бомбинг (разрисовка объектов) осуществляется глубокой ночью.
Начало современной настенной живописи положил в Нью-Йорке рейтер по кличке TAKI 183.Он просто нацарапал на стене свою кличку.
Содержание граффити может стать признание в любви, забавные надписи и комментарии к различным событиям, реклама, политические, социально направленные высказывания. Политические граффити часто оформлены в виде острых памфлетов, лозунгов. Здесь писателями выступают члены политических партий и групп, радикальных студенческих движений или же просто неудовлетворённые жизнью граждане.
Другая разновидность настенной живописи - гангстерское граффити которое встречается только в крупных городах. По форме и содержанию оно сильно отличается от прочих и заключается в зашифрованных инициалах, жестко стилизованных при помощи специальной каллиграфии. Члены банд используют граффити, чтобы обозначить границы своей группировки территориально и идеологически, а также чтобы предупредить врагов о последствиях проникновения последних в их владения. Данное граффити, очень близко соприкасается с такими формами искусства, как тату и дизайн одежды, образовало даже некую закрытую урбанистическую систему.
Третью, наиболее распространённую, разновидность граффити называют «нью-йоркским стилем» или «хип-хоп». Произошло оно из традиций граффити, зародившихся в нью-йорском метро в 1970г. В принципе, «хип-хоп» - это более широкое движение, появившееся на базе рэп - музыки, брейк-данса и граффити. Этими граффити покрыты огромные площади в городах США. Сегодня граффити - это мировое движение, о котором не перестают дискутировать, снимают фильмы(например, «Subway Art» (1984).
Кто может стать художником граффити? Практически любой желающий, но следует понимать, что граффити, как и любое другое искусство, требует многих часов практики и упорного труда. Иначе можно заработать обидное прозвище «toy» («игрушка»). Так называют неопытного художника, который не испытывает интереса к изучению этики граффити и не очень-то стремится овладеть необходимыми для росписи стен навыками. В настоящее время предпринимаются попытки организовать для художников граффити творческие конкурсы, привлечь их для тематического оформления стен домов, заборов, пустырей и т.д.
Подводя итог, можно констатировать следующее.
1.Молодые люди, участники различных нетрадиционных объединений, играют заметную роль в генезисе асоциального поведения молодёжи.
2.Социально-психологические закономерности, свойственные всем группам, проецируются и на неформальные объединения и выражаются в ведущей роли более старшего возраста и конформизме рядовых членов группы.
3.Ведущими причинами возникновения подобных групп молодёжи можно назвать нерешенность ряда жизненно важных для молодёжи вопросов, рост потребностей молодёжи, обусловленных повышением ее информированности и образованности, неспособностью существующих социальных институтов удовлетворить запросы и интересы молодёжи.
4. Социальная характеристика членов неформальных групп по многим параметрам совпадает с социальной характеристикой молодёжи в целом, однако проявление традиционных молодёжных интересов у членов неформальных объединений носит более выраженный и избирательный характер.
5.Все неформальные объединения молодёжи условно можно разделить на три группы: а) с общей позитивной направленностью; б) допускающие мелкие правонарушения ( с «шатающейся» ориентацией); в) имеющие правонарушающую направленность. Предупредительно - воспитательная работа должна планироваться и организовываться с двумя последними группами.
6. Критерием законопослушного поведения членов неформальных объединений является соблюдение уголовно-правовых, административно-правовых, гражданско-правовых норм. Следует помнить, что неформалам, так же как и всем гражданам, разрешении всё, что не запрещено законом.[10]
Роль искусства и арт-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков.
Девиантные подростки часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствющих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и создаёт значительные трудности с точки зрения их воспитания. Для девиантных подростков характерны такие свойства эмоционально-волевой и ценностнонормативной сфер личности как тревожность, дефектность ценностей системы (особенно в области целей и смысла жизни). Можно утверждать, что девиация как форма поведения находится в прямой зависимости от уровня общей культуры либо, правильнее сказать, её отсутствия.
С целью психологической поддержки и социальной адаптации таких подростков необходимо усилить направления коррекционной работы, способствующие формированию у детей новых стереотипов поведения, воспитанию позитивных чувств по отношению к взрослому сверстнику, самому себе; повышению уверенности в себе; развитию и обогощению форм общения со сверстниками; формированию потребности в самореализации. Использование произведений искусства, приёмов и методов артпедагогики в работе с подростками девиантного поведения может сделать её более результативной.
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Видные древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон, Демокрит указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия искусства на человека.
Искусство своей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю людей, играет существенную роль в формировании художественной культуры человека и включает в себя художественно- эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности, воздействуя на духовно - нравственное становление личности. Известно коррекционное воздействие произведений музыкального искусства. Включение классических произведений как отечественных, так и зарубежных авторов в коррекционно-развивающую работу с подростками девиантного поведения будет содействовать восполнению недостатка его собственных образов и представлений, способствовать замене травмирующих психику мыслей и чувств и одновременно направлять их по новому руслу, к новым целям.( музыкальная релаксация).
Музыка многозначна, на некоторых людей она действует даже острее, чем слово. Восприятие музыки очень индивидуально и зависит не только от степени подготовленности человека к её восприятию, но и от состояния здоровья, психологических особенностей личности. Она способна изменять душевное и физическое состояние человека, влиять благотворно на настроение.(С. С. Керсаков, В. И Бехтерев).
Самой ограниченной для человека является классическая музыка, учитывающая биологические ритмы природы: большинство произведений имеют идеальный ритм - 60 ударов в минуту, что соответствует биению сердца. Обязательно наполнение музыки текстом оптимистического содержания. Это поможет создать представления, направленные на восстановление приятных воспоминаний, позволяющих сформировать у подростка позитивную установку и образы, вызывая положительные ощущения и настроения. Интересы рекомендации Г.П. Шипулина, А.Н. Коровина и В.Л. Шаболевина по использованию инструментальной музыки. По их мнению, вокальная музыка может привлечь внимание к содержанию текста, особенно у музыкально необразованных слушателей, и этим снизить эффективность её восприятия. Также они рекомендуют исключать наиболее популярные произведения, которые могут вызвать нежелательные ассоциации.
Важным этапом в работе с девиантными подростками может стать и умелая организация совместного пения. Применение этого метода способствует также снятию внутреннего психологического дискомфорта, развитию чувства самоактуализации подростков. Одновременно чувства сплочённости, поддержки и эмпатии.
Известно, что музыкально - ритмическая активизация способствует оживлению психомоторики, улучшению поведенческих характеристик, снятию скованности движений у подростков, а также развивает их ритмическое и слуховое восприятие. У лиц возбудимых двигательные упражнения под музыку высвобождают скопившуюся агрессивность и раздражение. Для этих целей лучше избрать, небольшие отрывки из современных танцевальных мелодий, имеющих чёткий ритм. Своеобразным решением этого вопроса могут быть дискотеки и танцевальные часы.
За последние годы широкое распространение в работе с подростками девиантного поведения получило театральное воспитание, включающее просмотр профессиональных спектаклей, участие в работе любительских театральных кружков и студий. Театральное искусство как форма конструирования жизни, построение жизнеподобия через игру актёра, оформления визуальной и звуковой среды представляет собой богатейший материал для вовлечения подростков в процесс познания, духовного и социального развития.
Участие в постановках, спектаклях даёт подростку возможность обновления и перемены собственной жизни, шанс попробовать себя в ином образе. Соединение Я и не - Я образов позволяет испытывать свои возможности, свою роль, может быть, и своё будущее. Человек в игре передаёт наиболее эмоционально значимые события, неоднократно воспроизводя страх, радость, горе, победу и т.п. Здесь уже главным становиться не воспроизведение определённых действий и взаимодействий, и тех переживаний, которые человек связывает с определёнными событиями. На этом основаны и возможности использования театральной игры как способа коррекции отклонений в эмоциональной сферы подростка. В повседневном укладе жизни девиантного подростка театр может стать одной из немногих экологических ниш, в которых человек получает возможность стать соучастником коллективной художественно-творческой жизни.
Произведения художественной литературы оказывают большое воспитательное, познавательное и эмоциональное влияние на подростков, способствуют формированию мировоззрения, эстетических вкусов. Обсуждение книг помогает подросткам девиантного поведения осмысливать свою деятельность через многообразные художественные образы. Школьники постепенно становятся способными видеть в книге не только динамику событий, но и её художественные особенности, что способствует более глубокому пониманию идей произведения и доставляет большее наслаждение от чтения книги.
Распространённым направлением артпедагогики в работе с девиатными подростками является просмотр и последующий анализ кинофильмов. Киноискусство - мощное воспитательное средство, расширяющее познавательный диапазон зрителя, формирующее его социальное воззрение, эстетическое представление, вкус, этические идеалы. При этом необходимо изменить отношение подростков к кино только как к развлекательному время провождению. Основной целью просмотра должна стать их подготовка к восприятию проблемной информации представленных кинокартин, знакомство с творчеством знаменитых режиссёров и актёров, формирование отношения к киноискусству как к средству познания мира. Необходимо обсуждать просмотренные кинокартины, при этом вызывать стремление подростков быть похожими на положительных героев того или иного фильма.
Широко используется в работе с девиантными подростками и такое направление артпедагогики, как изобразительное искусство. В некоторых детских учреждениях получили распространение организация выставок репродукций лучших полотен картинных галерей. Подростки любят слушать, когда им рассказывают содержание той или иной картины, постепенно увлекаются и даже начинают коллекционировать репродукции, включаются в процесс создания живописных полотен, интересуются авторами картин и их жизнью. Педагогу следует строго отбирать репродукции с наиболее доступной, понятной идеей, на которых убедительно можно показать, какими средствами добился художник выражения своей мысли. Слушаю музыку, всматриваясь в картину, перебирая слова литературного произведения, необходимо понять автора, его жизнь и искусство, созданное им, почувствовать свою сопряжённость с жизнью и людьми. На это и должны быть устремлены подростки.
При использовании различных видов искусства для самооздоровления или коррекционно - развивающих целях не важен аспект относительно красоты произведений, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничность звучания песни. Искусство используется в целях высвобождения, выражения, облегчения. Мы можем также получить интуитивное откровение, инсайт, если обратимся к символическим или метафорическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях подростков.
Показателями успешной коррекционной работы с подростками девиантного поведения можно считать углубление рефлексии, повышение уровня эмоциональной устойчивости жизненного тонуса, установление положительной самооценки более адекватное восприятие внутреннего мира. В результате ожидается достижение адекватного представления подростков о ценности себя самого и другого человека, оптимизируются комминикативные навыки. Осознание проблем в отношениях с другими людьми может расширить адекватный потенциал и сформировать положительные стратегии взаимодействия, позволит подросткам расширить их адаптивные возможности, гармонизировать жежличностное взаимодействие, тем самым повысить уровень их социально - психической адаптации и качества жизни.
Артпедагогическое воздействие на подростков предполагает также и многообразие приёмов коррекции понимание, личная перспектива, авансирование успеха, формирование реально осознаваемых мотивов поведения, пример и авторитет педагога в отношении к детям, стимулирование, выборочное игнорирование негативных поступков и т.д., что поможет педагогу наполнить жизнь трудного подростка новым смыслом, приобрести уверенность в себе.
Постепенно у школьников происходит развитие зрительного, слухового, осязательного каналов, появляется необходимой предпосылкой эстетического восприятия действительности, стимулируется и включаются в работу функциональные системы, усиливающие и закрепляющие его адаптационные возможности. Искусство является источником новых положительных переживаний подростков, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства, помогает осознать, сформировать, уточнить свои цели и желания, трудности и проблемы.
Таким образом, используя весь комплекс социально - психологической поддержки, включая приёмы и методы артпедагогики в коррекционную работу, мы поможем создать благоприятные возможности для самовыражения девиатных подростков, повысить их интерес к окружающей действительности. При этом необходимо также стремиться не только нивелировать последствия девиации, но и добиться стабильных результатов в обучении и воспитании подростков. [11 с.56-61]
Заключение
Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что нормальность и аномальность каждого человека формально определяется степенью преобладания в его личности того или иного идеального типа.
Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. Отечественный социолог Я. Глинский считает источником девиации наличие в обществе социального неравенства, значительных различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Общей закономерностью отклоняющегося поведения служит факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти связи могут быть как прямыми (алкоголизм и хулиганство), так и обратными (убийство и самоубийство). Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурных и других факторов. Особую остроту эта проблема приобретает в переходном обществе, где все сферы общественной жизни претерпевает серьезные изменения и происходит девальвация прежних норм поведения. По этой причине крайне важным для общественной системы в переходный период является социальный контроль за деятельностью отдельных личностей и социальных общностей, слоев, групп и т.п. Основные факторы социального контроля в переходном обществе, по мнению ряда исследователей, становятся следующие:
1. Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества в студенческой среде могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.
2. Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.
3. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу «самопомощи» (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы).
Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодёжь (а что уже говорить о современном российском тинэйджере) подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах.
В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, не патриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, нищие. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда. Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10--15% общей численности населения. Напротив, 70% населения страны составляют «твердые середняки» -- люди с несущественными отклонениями.
Хотя большая часть людей преимущественно живут в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т. е. социальными конформистами. Так, при обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались в том, что они совершили один и более незаконных поступков, например, скрытно воровали в магазине, обманывали налогового инспектора или постового, не говоря уже о более невинных -- опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенных местах. Полную картину девиантного поведения в конкретном обществе составить весьма трудно, поскольку полицейская статистика регистрирует незначительную часть происшествий.
Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девианет любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы.
Страницы: 1, 2