Профессии, которые выбираем мы
VII Городская (открытая) научно-практическая конференция
молодых исследователей «ШАГ В БУДУЩЕЕ - 2005»
Исследовательская работаПроект «Профессии, которые выбираем мы»Россия, ТюменьВыполнилаЕлина Екатерина Владимировнаученица 11 класса МОУ СОШ №70 г. ТюмениНаучный руководительКомар Елена Викторовнаучитель русского языка и литературызам. директора по НМРЭтапы создания проектаЭтап постановки задач, распределения обязанностей по проектуЗадачи этого этапа:1. Познакомиться с этапами создания проекта. 2. Организовать творческие группы (по 4 - 5 человек в группе). 3. Распределить обязанности между участниками творческой группы.Распределение обязанностей:Задачи | Ответственные за решение задачи | Срок | |
1. Организовать из учащихся класса творческие группы (профессии «человек-человек», «человек- техника», «человек-знак, «человек-художественный образ», «человек-природа») | Староста класса (возможна помощь классного руководителя) | 24.01.05 | |
2. Определить, какие профессии станут объектом исследования в каждой группе - т.е. о каких профессиях группа будет искать материалы и представлять их | Члены группы Руководитель проекта (староста, классный руководитель) | 24.01.05 | |
3. Найти материалы об исследуемых профессиях: | К 10.02.05 | ||
а) когда появились эти профессии? | К 10.02.05 | ||
б) что было причиной появления этих профессий? | К 10.02.05 | ||
в) какие знания нужны человеку, чтобы овладеть этими профессиями? | К 10.02.05 | ||
г) какие качества личности нужны человеку, чтобы служить этим профессиям? | К 10.02.05 | ||
д) на каких предприятиях нашего города необходимы специалисты, владеющие этими профессиями? | К 10.02.05 | ||
е) сколько учащихся нашего класса решили выбрать для себя эти профессии и почему? | К 10.02.05 | ||
4. 0формить дневник проекта | К 17.02.05. | ||
5.0рганизовать экскурсии на предприятия и в организации, в которых трудятся родители | Представители родительского комитета - кураторы творческой группы | 10.02.05 - 19.02.05 | |
6. Оформить материалы проекта (любая форма: альбом, книга, стенд, стенгазета и др.) | К 22.02.05 | ||
7. Подготовить защиту проекта | 24.02.05 | ||
8. Защитить проект перед публикой | 25.02.05 |
Профессия | «Плюсы» | «Минусы» | |
Программист | 1.Возможность быть первым в создании новых компьютерных технологий.2. Постоянный личностный профессиональный рост. 3. Возможность совершенствования знания других языков. | 1. Ночная работа за компьютером (рабочего дня никогда не хватает). В дальнейшем, как правило, нарушения здоровья (болезни глаз, нервной системы). | |
Логопед | 1. Помощь людям, особенно детям. 2. Постоянный личностный профессиональный рост. | 1. Нет минусов | |
Врач | 1. Помощь людям. 2. Личностный профессиональный рост. 3. Разнообразие в общении с людьми. | 1. «Ты не всегда всесилен». 2. «Принятие» болезней на себя. 3. Постоянная личная ответственность за своего пациента. | |
Археолог | 1. Возможность быть первооткрывателем. 2. Ощущение неразрывности времён и эпох. 3. Возможность хорошо знать историю прошлого. | 1. Летом ты не живёшь со своей семьёй, а находишься на раскопках. | |
Писатель | 1. Возможность творить и быть духовно независимым. 2. Возможность продвигать свои идеи, быть духовным лидером. 3. В полном смысле, это не профессия, а статус личности. | 1. Ненормированная заработная плата. 2. Путь признания долог. |
Выводы
В каждой профессии есть свои «плюсы» и «минусы». Однако «плюсов» значительно больше, если ты будешь заниматься любимым делом.
Этап внутришкольного мониторинга по проблеме проекта
Справка:
Мониторинг - исследование, изучение ситуации, общественного мнения: на основе мониторинга принимают те или иные решения, начинают изменения в учреждении, в стране.
Мониторинг можно провести, используя следующие формы:
§ фронтальные или выборочные опросы по теме проекта (фронтальные
значит, спрашивают весь коллектив, например, класс; выборочные - значит, спрашивают выборочно, например, одного человека - от педагогов, одного от родителей, одного - от уборщиц, одного - от успешных учащихся, одного - от тех учащихся, кому учеба дается с трудом и т.д.);
§ дискуссии (научный спор по теме проекта, где высказываются противоположные точки зрения и приводятся аргументы (доказательства) в пользу той и другой;
§ «мозговой штурм» - когда за короткое время команда предлагает как можно больше идей, а потом все вместе их анализируют и отбирают самое
целесообразное.
Вопрос для мониторинга: профессии какой сферы приложения человеческих сил («человек-человек», «человек- техника», «человек-знак», «человек-художественный образ», «человек-природа») наиболее востребованы среди учеников вашего класса?
Результаты мониторинга
Мы провели анкетирование среди учащихся 9-10-х классов. Вот каковы результаты. См. на следующей странице.
Анализ анкеты «Я выбираю профессию...»
Анкетируемые: учащиеся 9б, 9в, 9г, 9д, 10б, 10в классов
Цель проведения анкетирования:
1. Отследить, каков процент учащихся определился в выборе своей будущей профессии.
2. Определить группу профессий, наиболее предпочтительных для учащихся (См. Приложение №6).
3. Получить данные по мотивации выбираемой профессии.
Вопросы анкеты:
1. Определился ли ты в выборе профессии?
2. Если да, то назови свою будущую профессию.
3. В каком учебном заведении получают квалификацию по выбранной тобою профессии.
4. Чем обоснован выбор твоей будущей профессии?
5. Насколько твоя будущая профессия востребована на рынке труда?
6. Имел ли ты причастность к выбранной профессии? Какую?
Класс | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | |
10б 17 чел. | Да - 9 Нет - 6 Не знаю - 2 | Врач, экономист, журналист, юрист, футболист, милиционер, политик, маркетолог, PR-менеджер | ТГУ, строительная академия, ТГНГУ, МГУ, медицинская академия, техникум, колледж | Интерес, знание предметов, всем нравится, Родину защищать, помогать людям, воплощение идей | Востребована - 9 Не востребована - 2 Не знаю - 6 | Да - 11 Нет - 6 | |
10в 21 чел. | Да - 14 Нет - 6 Не знаю - 1 | Социальный работник, секретарь, технолог, психолог, журналист, краснодеревщик, стоматолог, тренер, предприниматель, чиновник, банкир, налоговик, менеджер, туристический агент, автомобильный бизнес, рекламное дело, модельер, дизайнер, водитель крытого тягача | Институт техники и транспорта, ТГНГУ, ТГУ, Институт Культуры, ОГУ, медицинская академия, лесотехническая академия | Нравится, люблю работать с бумагами, общение с людьми, оказание духовной поддержки людям, познание нового, детская мечта, большая прибыль, хочу посвятить этому жизнь, люблю путешествовать, люблю машины, люблю моду | Востребована - 14 Не востребована - 2 Не знаю - 6 | Да - 10 Нет - 10 | |
9б 22 чел. | Да - 11 Нет - 11 | Дизайнер-модельер, директор компании, адвокат, бизнесмен, психолог, экономист, программист, журналист, менеджер, предприниматель | ТГУ, ТГНГУ, ПТУ, строительная академия, техникум | Нравится большая прибыль денег, общение с людьми, независимость, интерес | Востребована - 8 Не знаю - 4 | Да - 12 Нет - 3 |
9в 22 чел. | Да - 10 Нет - 12 | Инженер, автомеханик, стоматолог, дизайнер, архитектор, адвокат, предприниматель | Колледж, университет, ТГНГУ, медицинская академия, строительная академия, лесотехническая академия | Нравится, большая прибыль | Востребована - 9 Не знаю - 1 | Да - 7 Нет - 2 | |
9г 22 чел. | Да - 16 Нет - 6 | Юрист, милиционер, строитель, косметолог, экономист, архитектор, токарь, бухгалтер, дизайнер, менеджер, программист, журналист | ТГУ, ТГНГУ, Архитектурно-строительная академия, Оксфордский университет, Высшая школа милиции, лицей, колледж | Семейная традиция, нравится, просто хочется, выбор родителей, интересно, общение с людьми | Востребована - 8 Не востребована - 2 Не знаю - 12 | Да - 14 Нет - 8 | |
9д 23 чел. | Да - 10 Нет - 13 | Экономист, бухгалтер, водитель, программист, спортсменка | Институт | Желание, интерес, большая прибыль | Востребована - 3 Не знаю - 1 | Да - 8 Нет - 15 |
Анализ ответов на вопрос №2. Назови свою будущую профессию (выбранные профессии распределены по типам: «человек-человек», «человек- техника», «человек-знак, «человек-художественный образ», «человек-природа»)
Этап работы над проектом
Объектом нашего исследования являются профессии: программист, врач, логопед, археолог, писатель
Ход нашего исследования
Профессия | История возникновения профессии | Знания, необходимые для овладения этой профессией | Качества личности, необходимые для служения этой профессии | Эта профессия востребована на следующих предприятиях нашего города | Сколько учащихся вашего класса решили выбрать для себя эту профессию и почему? |
Программист | Скорее всего, связана с историей возникновения телеграфа (19 век). Хотя если связывать историю возникновения профессии программист с историей развития криптографии (шифрования), то вполне корнями её можно отнести и к значительно более древним временам. Собственно же компьютерные технологии стали бурно развиваться в 70-е годы ХХ века. | Математика Отличная памятьФизика Английский язык | Отличная памятьЧёткое логическоемышлениеСпособность к анализу Скрупулёзность ДотошностьПедантизм Высокая аккуратность и точность | Востребованы только высококвалифицированные специалисты, особенно в банковском деле и в отрасли нефти и газа | 2 |
Сфера деятельности «человек-человек»
Врач | Корнями, безусловно, уходит в историю зарождения человечества. Высокий уровень развития получила в Древней Греции | Анатомия Химия Физика Биология Психология | Милосердие Чуткость Хладнокровие Высокое чувство ответственности | Требуются только высококвалифицированные специалисты | 2 | |
Логопед | Древняя Греция (развитие риторического образования, когда оратор должен был обладать отлично поставленным голосом и чёткой дикцией) | Анатомия Русский язык Психология | Сочувствие Высокая ответственность Безупречная грамотность и речь | Востребована | 1 | |
Археолог | Грабительской археологией люди занимались с глубокой древности (грабители вскрывали и разоряли могилы). В России же появилась как профессия в эпоху Петра I | История Философия Психология | Упорство Выносливость Аккуратность Педантичность Умение держать язык за зубами Целеустремлённость Физическое здоровье | Всегда нужны, тем более, что в настоящее время развивается такое осветление в археологии, как практическая археология (реконструкция исторических предметов) | 2 |
См. Приложение №2, 3, 4
Сфера деятельности «человек-художественный образ»
Писатель | Древний Египет (Книга Мёртвых) | Русский язык Философия Естествознание Риторика История | Непоколебимость Уверенность в своих силах Искренность Честность Высокая степень Нравственности Патриотизм | Популярна, но не актуальна, т.к. рынок перенасыщен всевозможной литературой, в том числе и псевдолитературой | 1 |
См. Приложение №5.
ЭкскурсияВо время работы над проектом наша творческая группа посетила1. Тюменскую медицинскую академию (встреча с Суплотовой Людмилой Александровной, проректором ТГМА по лечебной работе, доктором медицинских наук, профессором)
2. Институт гуманитарных исследований при Тюменском Государственном Университете
3. Археологический музей ТГУ (встреча с преподавателями Университета, директором музея Алёной Николаевной)
4. Школьный логопункт нашей школы (встреча с логопедом школы Шматок Светланой Юрьевной)
5. Школа компьютерных технологий «Дельфи» (встреча с преподавателем Ириной Сергеевной)
Профессия, которую мы исследовали, востребована здесь
Ш Везде востребованы высококвалифицированные специалисты и молодые творческие умы
Ш Не востребована профессия программист в лице женщины
Ш В настоящее время ставки логопеда в детских садах и школах сокращаются
Наше внимание привлекло следующее
Ш Люди, с которыми мы встречались, посвятили всю свою жизнь служению выбранной профессии, поэтому перед нами были действительно настоящие профессионалы
Нам было интересноШ Общаться с профессионаламиШ Рассматривать музейные экспонатыШ Снимать наших героевШ Задавать им вопросыШ Воочию видеть место работы собеседникаВыводыРаботая над социально-uсследовательским проектом, мы: узналиь В каждой профессии интегрированно сочетаются различные знанияСтраницы: 1, 2