Профессионально-трудовая подготовка девушек средством кружка вязания

Профессионально-трудовая подготовка девушек средством кружка вязания

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших задач, стоящих перед общеобразовательной школой, является улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся - формирование у них чувства прекрасного, высокого эстетического вкуса, умения понимать, ценить красоту не только искусства, но и окружающей действительности. Учителя школ призваны эффективно использовать воспитательные и образовательные возможности всех учебных предметов, факультативов и кружков по искусству.

Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового воспитания, а также вопросов развития индивидуально художественных особенностей. Поэтому задачей руководителя кружка является заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.

В работе с детьми школьного возраста, используя работу в технике вязания, можно организовать увлекательный процесс развития индивидуальных возможностей. На это ориентирует программа кружковых занятий.

Большинство исследователей, затрагивающих проблему развития индивидуальных творческих возможностей школьников, считает, что этому способствует возможность проявить свои умения на кружковых занятиях, показать неповторимость своего изделия и технику его выполнения. Поэтому руководители кружков обязательно должны целенаправленно выявлять склонности детей и, учитывая педагогические требования, предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Необходимо позволять детям самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить новшества. Индивидуальный труд учащихся во время кружкового занятия заключается в том, что под общим руководством преподавателя школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий должны подбираться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников для успешного выполнения намеченных планов.

Индивидуально художественные особенности - понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнить задание преподавателя. Проявить свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами и материалом. Воспитание осуществляется одинаково для всех детей, но в зависимости от его индивидуальности, оно воспринимается по-разному.

В наше время каждый ребёнок стремится быть непохожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше учиться, одеваться, выглядеть. Поэтому задачей учителя является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей.

«Индивидуальному развитию способствует формирование самостоятельной работы, которая активизирует ребят для достижения наилучшего результата, овладения умениями и навыками. Довольно часто самостоятельной считают любую работу по изготовлению изделия, объясняя это так: ребята ведь сами делают. Действительно, учащиеся сами выполняют трудовые операции, но чаще всего их деятельность носит подражательный характер. Что не ведёт к умению индивидуального проявления и к развитию творческого мышления».

Кружковые занятия по вязанию помогают ребёнку реализовать свои идеи в изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома. А так же способствует развитию индивидуальных особенностей в овладении способами вязания, работе с материалом и инструментами.

На кружках по вязанию развивается творческое начало. Дети со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных работ. Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда, расширяют возможности создания неповторимых рисунков и моделей одежды. Связанную собственными руками вещь не увидишь ни на ком. А сколько радости доставят домашним связанные ребёнком шарф, кофта, носки! Все вещи хранят тепло детских рук, которые её создавали.

Первоначальные сведения о развитии вязальной промышленности, выработки волокнистых материалов, о народных умельцах дети получают на уроках труда. На кружковых занятиях имеются необходимые условия расширить и углубить эти сведения, что позволяет преподавателю сделать занятие увлекательным.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что кружковые занятия по вязанию дают толчок развитию детского творчества, фантазии, трудолюбия, что успешно при правильной организации работы. Не все дети, занимающиеся в детстве рукоделием, становятся в будущем вязальщицами. Но очень важно, что уже в школьном возрасте они проходят практическую подготовку, знакомятся с материалами и инструментами, производства. Это отвечает современным задачам трудового обучения и воспитания общеобразовательных и профессиональных школ.

Целью дипломной работы является показать, как овладение техникой вязания влияет на развитие индивидуальных художественных возможностей.

Задачи включают:

показать, как знакомство с техникой вязания можно осуществить развитие творческого мышления и индивидуальных возможностей.

сообщить об истории вязания и о его значении в русском народном творчестве.

рассказать о развитии и значении трикотажной промышленности в прошлом и настоящем времени.

рассказать о влиянии кружковых занятий по вязанию на развитие индивидуальных возможностей детей.

предоставить пособия, способствующие глубокому изучению техники вязания.

дать рекомендации по использованию данной работы.

Объектом изучения вопроса являются школьники, субъектом - кружковые занятия по вязанию.

Следует отметить, что в системе нравственного и эстетического воспитания, в процессе обучения в школе, важная роль отводится народному и декоративно-прикладному искусству. Поэтому на занятиях необходимо изучать и использовать веками накопленный опыт народа, в котором всегда соединяются и польза, и красота. Народное искусство - «живой голос предков, историческая память, через него осуществляется связь времен и поколении».

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВУШЕК СРЕДСТВОМ КРУЖКА ВЯЗАНИЯ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

1.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА

Учебной программой уделяется большое внимание обучению и сообщению им начальных об-щих сведений о машине. Это не случайно. Во-первых, одна из главных задач трудового обучения в V--VII классах состоит в том, чтобы дать учащимся правильное представление о харак-тере современного общественного производства и о путях его дальнейшего развития. Наиболее показательным в этом отноше-нии является замена ручного труда механизированным и автома-тизированным. Поэтому было бы недопустимым ограничиться ознакомлением учащихся только с ручной обработкой материалов.

Во-вторых, опрос учащихся показывает, что многие пятикласс-ники на основании жизненного опыта имеют представление о ма-шине, механизме, детали. Это свидетельствует о том, что сама жизнь требует ознакомления учащихся V--VII классов с эле-ментами машиноведения на научной основе, что важно для уси-ления политехнической направленности образования.

В-третьих, начиная профессиональное обучение в VIII классе, учителю значительно легче будет обеспечить формирование новых понятий, если он сможет опереться на знания учащихся об уст-ройстве какой-либо конкретной машины, приобретенные в V--VII классах.

При обучении учащихся станочным операциям и при ознаком-лении с общими сведениями о технологических машинах перед учителем труда, кроме общих учебно-воспитательных задач трудо-вого обучения, ставятся следующие основные задачи:

1) раскрыть преимущества машинного труда по сравнению с ручным;

3) сформировать основные понятия о детали, механизме, ма-шине.

Учебной программой по труду в V--VII классах по соображе-ниям дидактики на обработку материалов вручную отводится больше времени, чем на обработку материалов на станках. Чтобы у учащихся не сложилось на этом основании неправильное пред-ставление о главенствующей роли ручной обработки материалов в условиях современного промышленного производства, учитель должен дать учащимся понятие о преимуществах машинного тру-да и показать его место в народном хозяйстве. Для этой цели обработка материалов на станках сопоставляется с обработкой материалов вручную по показателям, которые позволяют убедить-ся в ее преимуществе, а именно: производительность труда, точ-ность обработки, трудоемкость процесса изготовления детали.

Задачи политехнического образования требуют, чтобы учащие-ся имели общие понятия о машине, детали, механизме и т. п. На базе этих понятий можно систематизировать знания учащих-ся по машиноведению.

В учебно-методической литературе встречаются различные, под-час противоречивые определения понятия «машина». Машина определяется как устройство, выполняющее механические движе-ния для преобразования энергии, материалов и информации. Усво-ить эти понятия учащимся V--VII классов школы не под силу. Поэтому, опираясь на это общее определение, с учетом общего развития учащихся, можно воспользоваться, например, таким опре-делением: «Машиной называется механизм или система механиз-мов, предназначенная для преобразования энергии или выполне-ния полезной работы».

Общее определение понятия «механизм» выведено на базе теории механизмов и машин и недоступно пониманию учащихся. В связи с этим можно рекомендовать, например, такое опреде-ление понятия «механизм»: «Совокупность деталей, в которой пе-ремещение одной детали (ведущей) вызывает совершенно определенные перемещения остальных деталей этой системы, называется механизмом».

Наконец, определение понятия «деталь» можно рекомендовать в следующей формулировке: «Отдельные части механизмов и ма-шин, изготовленные без сборочных операций, называются дета-лями машин. Деталью считают часть машины или механизма, состоящую из одного куска материала».

Определения перечисленных понятий изучаются в V--VII клас-сах. Этому предшествует накопление знаний учащихся, так что формирование понятий осуществляется как единый дидактический процесс на протяжении нескольких лет.

Рассмотрим, например, как происходит формирование понятия «машина».

Для этого нужно, прежде всего, указать на некоторые из ка-честв деревообрабатывающих и металлорежущих станков, харак-терные для любой машины: более высокую, чем при ручных видах работ, производительность труда и облегчение труда рабочего. В V классе учащиеся знакомятся с устройством сверлильного станка и выполняют на нем обработку древесины и металлов. Уча-щиеся узнают, из каких частей состоит сверлильный станок, при-обретают умения по управлению станком и выполнению на нем основных трудовых приемов. Однако станок по-прежнему не рас-сматривается еще как технологическая машина.

В VI классе происходит качественное изменение в содержании изучения названного выше оборудования: станки рассматриваются как машины. Для такого изучения машин к этому времени созда-ны необходимые предпосылки. Учащиеся накопили достаточный опыт и получили начальные знания по физике, необходимые им для осмысливания процессов, происходящих в станках, с позиций основ наук. Таким образом, учащиеся оказываются подготовлен-ными к формированию понятия «машина», и оно дается им вна-чале на примере токарного станка, а затем представление уча-щихся о машине расширяется.

Можно создать у учащихся некоторое представление о класси-фикации машин. Задача эта вполне обоснована и посильна, если опереться на опыт учащихся и их знания по основам наук.

В настоящее время машины принято делить на две большие группы. Это машины-орудия и машины-двигатели. В свою очередь, среди машин-орудий различают машины технологические, а также машины транспортные и транспортирующие. На занятиях в мастерских учащиеся знакомятся достаточно подробно и глубоко с технологическими машинами. Знакомятся они также с электриче-скими машинами. К этому нужно добавить знания учащихся о двигателях внутреннего сгорания, а также их знания на базе жиз-ненного опыта о назначении и устройстве транспортных машин (автомобилей и др.). Если все это учесть, то становится очевид-ной подготовленность учащихся к формированию некоторого пред-ставления о классификации машин.

Формирование представлений о классификации машин стро-ится на основе сопоставления различных машин по назначению и конструкции. При этом ставится задача показать, что при всем своем многообразии машины имеют много общего. Именно поэто-му не обязательно знакомиться со всеми машинами (что практиче-ски и невозможно), чтобы составить себе представление о них. Достаточно рассмотреть наиболее типичные машины, по которым можно судить о родственных машинах, близких к типовым по своему назначению и конструкции. Например, опираясь на знания об устройстве токарного станка, можно создать у учащихся пред-ставление о металлорежущем оборудовании в целом. Таким об-разом, при формировании представления о классификации машин следует иметь в виду не ознакомление учащихся со всеми маши-нами, а обобщение знаний, которые были получены на занятиях по труду, предметам естественно-математического цикла и вне школы.

1.2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ИСКУССТВА ВЯЗАНИЯ

Вязание на спицах - одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. «До нас дошли экземпляры вещей, связанных в IV-V веках нашей эры. В одной из гробниц Древнего Египта был найден детский носок довольно сложного исполнения:

«Вязание на спицах всегда главным образом применялось для изготовления чулок. Вязаные чулки и носки из овечьей шерсти домашнего прядения - непременная принадлежность русской крестьянской одежды. Обычно они бывают одноцветными и художественного значения не имеют. Но в некоторых районах праздничные вязаные изделия привлекают внимание нарядными орнаментами. Их изготовляли на Севере и в районах Рязанской, Пензенской, Тульской и других губерний.

Особенно выделяются русские посёлки по рекам Мезени и Пинеге. Орнаментальное вязание наиболее распространено у финно-угорских народов, в том числе у коми, от которых это искусство могло прийти к русским, живущим по соседству.

Прежде вязали из неокрашенной шерсти натуральных расцветок, сочетая обычно белую с коричневой или чёрной. С конца XIX века стала применяться окрашенная шерсть разнообразных типов. Как правило, каждое цветовое решение в узоре гармонично и в этом проявляется большая народная культура.

Существуют изделия с крупным раппортным орнаментом, фигуры которого (разные ромбические формы сложного силуэта) нередко делятся цветом на части - полосы. Крупные рисунки сдержанных и светлых тонов выполняются в Лешуконском районе, по реке Мезени. Полосатые, многоцветные - в Карпогорском районе, по реке Пинеге.

Цветочные мотивы характерны для ярких вязаных сапожек, которые выделывали в конце XIX- начале XX века в Арзамасе близ Нижегородской губернии.

Помимо чулок в быту популярностью пользовались вязаные джемпера, жакеты, шали, перчатки и т.д.».

«Совершенно уникальное, оригинальное развитие получило ручное узорное вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков. Ими занимаются с XVIII века женщины в южных и восточных районах Оренбургской области, вдоль рек Урала, Сакмары и Ори. Суровый климат и специфические особенности местности обусловили успешное развитие здесь исключительной породы коз, обладающих лёгким, тёплым, длинноволокнистым пухом, какого нет ни у одной другой породы. Промысел узорного пуховязания родился в среде уральских казаков, поселившихся в этих местах в XVII веке. Прежде калмыки и казахи использовали козий пух - вязали шарфы и телогрейки, но искусства узорного вязания у них не существовало. Установлено что основателем промысла был географ и историк П.И. Рычков, который проявил в этом вопросе большую инициативу. Его жена в течение многих лет приучала местное население к пуховязанию, собирая казачек у себя в доме в селе Спасском Бугульминского уезда.

В промысле постоянно изготовляют платки дух видов: пушистые, более плотные, из серого пуха и тонкие, шелковистые, ажурные - из белого. «Паутинки» вызывают издавна особый восторг своей лёгкостью и красотой узлов, высочайшим мастерством исполнения. Такой платок весил всего 70 граммов и был размером 2х2 метра.

Искусство вязания оренбургских платков передаётся из поколения в поколение, а теперь ему обучают и на уроках труда в ряде средних школ Оренбургской области. Творчество вязальщиц сочетает большое профессиональное исполнительское мастерство знание традиционных узоров и свободную импровизацию. Спрос на оренбургские платки постоянно превышает возможности производства. Уникальные шали, платки, палантины неизменно с успехом демонстрируются на художественных выставках».

«Для вязания используются: спицы разных номеров - от 1 до 10. Их подбирают так, чтобы нить была в 1,5 - 2 раза тоньше. Вещи с ажурными рисунками вяжут спицами больших размеров, а для изготовления лёгких изделий, резинок, отделочных планок берут тонкие спицы. Спицы бывают металлические, пластмассовые, костяные, деревянные. Концы спиц не должны быть острыми, чтобы не рвали нить и не кололи пальцы, или тупыми - ими трудно вязать. Для изделий без шва необходимы кольцевые спицы, соединённые эластичным тросиком. Так же в работе понадобятся большие булавки для собирания петель; большая швейная игла для сшивания деталей изделия. Материал может быть различным - шерстяные, хлопчатобумажные, шёлковые, синтетические и смешанные нитки. Можно соединить две или несколько гармонирующих по цвету нитей.

Вязание начинается с набора петель. Количество петель, набранных для детали изделия, зависит от плотности вязания. Опытные вязальщицы знают несколько видов набора петель, но существуют два более простых и распространённых способа - набор из 2-х нитей и 1-ой нити.

Чтобы научиться вязать следует освоить вывязывание двух петель - лицевой и изнаночной. Все остальные виды петель в основном представляют собой варианты этих двух. При различных комбинациях только лицевых и изнаночных петель можно получить множество рисунков для вязания шарфов, свитеров, платьев и т.д.

Вяжут не только спицами. Большой популярностью у рукодельниц пользуется вязание крючком. Изделия, связанные длинным крючком, практичны в носке, т.к. полотно не вытягивается и почти не деформируется после стирки. Такое вязание называется «тунисское». Обычным крючком вяжут ажурные салфетки, кружевные воротники, украшают элементы одежды. Используя технику плотного вязания, вяжут кофточки, шапки, шарфы. Полотно, выполненное крючком, также мало растягивается.

«Необходимыми инструментами для вязания на «вилке» являются крючок и «вилка». Используется любая пряжа. С помощью этой техники выполняют шали, шарфы, элементы украшения одежды и интерьера. Вязание на «вилке» несложное, но требует определённых навыков и умений.

Машинное вязание трикотажных изделий в домашних условиях выполняется на ручных плосковязальных машинах. На всех машинах можно выполнять различные, как одноцветные, так и многоцветные узоры, комбинируя и видоизменяя которые получают множество вариантов рисунков. Полотно при машинном вязании получается значительно ровнее, чем при вязании спицами.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать