Профессиональные деструкции педагога
p align="left">У педагогов с большим стажем работы совмещение преподавания может вызвать противоречие в динамике профессиональной деятельности. Специалист, достигший определенного уровня профессионализации, в связи с усвоением содержания нового предмета и особенностей методики его преподавания, вынужден переходить к более низкой стадии профессионального становления, требующей создания системы новых знаний, сформированных навыков самообразования. Указанный процесс, протекающий на фоне уже сформировавшихся профессиональных умений и навыков, с одной стороны, и профессиональных деформаций, с другой, будет способствовать профессиональному развитию личности и становлению качественно нового профессионального уровня, либо дезорганизации деятельности с дальнейшим развитием профессиональных деструкций.

Некоторые признаки и явления профессиональной деформации, деформированные стереотипы и шаблоны поведения и оценки можно предупреждать путем их осознания, делая их видимыми, гласными в ходе различных обсуждений и бесед.

Коррекция профессиональных деформаций включает как различные виды тренингов, психотехник, деловых игр, так и традиционные формы работы с учителями - лекции, беседы. Могут использоваться техники и приемы, применяемые в различных психологических и психотерапевтических школах - в гештальттерапии, психодраме, нейролингвистическом программировании, траезактном анализе и групп-анализе, телесно-ориентированной терапии и арт-терапи. Все эти техники должны быть соответствующим образом адаптированы для учителей, использоваться и интерпретироваться в рамках концепции профессионального развития педагога.

Целенаправленная работа по предупреждению и коррекции профессиональных деформаций должна стать одной из значимых характеристик профессиональной компетентности педагога, а учет влияния профессиональных деформаций на качество преподавания любого предмета.

Заключение

Любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций личности. Наиболее уязвимы социономические профессии типа «человек -- человек», в частности, профессия педагога.

Изучив психолого-педагогическую литературу, посвященную теме влияния профессиональной деятельности на личность, мы выявили, что основными факторами, детерминирующими профессиональные деструкции являются:

- объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой;

-субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

- объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Также, нами были намечены возможные пути профессиональной реабилитации педагога:

1.Повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной, аутокомпетентности).

2. Диагностика профессиональных деформаций и разработка стратегии преодоления профессиональных деструкции.

3. Прохождение тренингов личностного и профессионального роста.

4. Рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста.

5. Профилактика профессиональной дезадаптации начинающего педагога.

6. Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций.

7. Переход к инновационным формам и технологиям обучения.

8. Проведение среди педагогов конкурсов, олимпиад, смотров профессиональных достижений.

9. Усвоение нового, "дополнительного" учебного предмета и преподавание его как факультативного.

Таким образом, цели и задачи, поставленные нами в начале исследования были достигнуты.

Библиография

1. Бодров В.А.Психологические основы профессиоведения. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. / Под общей ред. В. Н. Дружинина. - СПб., 2001. - 354 с.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информац. издт. дом Филин, 1996, 256с.

3. Васьковская СВ. Психологические условия формирования профессионального самосознания будущего учителя: Автореф. канд. психол, наук. - К., 1987.

4. Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. С. 143-156.

5. Зеер Э.Ф. Психология становления личности инженера-педагога. Свердловск, 1987.

6. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М., 1995.

7. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. - М., 1983.

8. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992.

9. Канардов И. Сгореть на работе реально

10. Климов Е.А. Психология профессионала. М. - Воронеж, 1996.

11. Клищевская M.B., Солнцева Г.Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, №4, 1999.

12. Крапивина О.В., Косырев В.Н. Синдром эмоционального сгорания у пенитенциарных служащих.// Вестник ТГУ. Сер. гуманитарные науки. Вып.1 (29). Тамбов, 2003. С. 36 - 47.

13. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. 1995. Вып.1.

14. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

15. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

17. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76-97.

18. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал.- 2001.- Т.22, №1.-С.90-101.

19. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М., 1998.

20. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. - М., 1999.

21. Пряжников Н.С. Психология элитарности. - М., Воронеж, 2000.

22. Пряжникова Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов// Вопросы психологии, 1994. № 6. С. 64-73.

23. Ролз Дж. Теория справедливости.- Новосибирск, 1994.

24. Селье Г. Стресс без дистресса. - Рига, 1992.

25. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.

26. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал, Т. 16.1995. № 2. С. 15-26.

Приложение

Психологический практикум «Педагог-профессионал»

Психологический практикум «Педагог-профессионал» направлен на изменения самосознания учителя через процессы самопознания и результат - систему знаний о себе, индуцируемого в «образ Я» как профессионала-педагога, формирование позитивных личностных сил, обеспечивающих изменение поведения. Программа психологического практикума рассчитана на пять семинаров по три часа:

Занятие №1. «Я и мы».

Занятие №2. «Педагог третьего тысячелетия».

Занятие №3. «Здоровый учитель - учитель здоровья».

Занятие №4. «Креативность».

Занятие №5. «Я - профессионал».

Занятие №1. «Я и мы».

Цели:

1. Введение в групповую работу, формирование мотивации к психологическим знаниям.

2. Рефлексия представлений о себе, создание в целостности восприятия «образа Я».

3. Изменение стереотипов мышления, нахождение нестандартных способов решения проблем.

Введение. Ведущий обращается к участникам группы с вводной речью: «Мы се сидим кругу, потому что так легче видеть друг друга и обсуждать важные вопросы. Цикл занятий посвящен профессиональному росту, он так и называется «Педагог-профессионал». Сегодня первое вводное занятие, которое поможет познакомиться с тренинговой формой работы».

Ожидания участников. Участникам раздаются листы бумаги, на которых они записывают свои ожидания от семинара. Затем на большом листе бумаги делаются надписи «ожидания» и «выполнено». На этапе обсуждения все пожелания крепятся под надписью «ожидания». В дальнейшем каждый участник имеет возможность перемещать листочки со своими ожиданиями графу «выполнено», а также по ходу семинара можно дополнять графу «ожидания».

«Мы с тобой похожи тем, что…». Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…» (например: «Мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля, или работаем в одной школе» и т.д.). Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» (например: «Мы с тобой отличаемся цветом глаз и т.д.). Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Упражнение «Самоанализ». Каждый участник получает лист бумаги и делит его на четыре части. Дается следующая инструкция: «Дайте 10 ответов на вопрос: «Кто я такой?». Затем запишите ответ на вопрос: «Как, по твоему мнению, отозвались бы о тебе близкие?» (выбери кого-то конкретного). Теперь сложи лист так, чтобы записи не были видны и передай соседу слева. Ему нужно записать в оставшемся столбике 10 ответов на вопрос: «Кто такой тот человек, который дал тебе этот лист». То же делает сосед справа».

Деловая игра «Кораблекрушение». Участники игры попадают в экстремальную ситуацию. Например, «Корабль идет ко дну. Уцелевших на плоту в океане людей больше, чем реально на нем могут выжить». Найти решение проблемы.

Шеринг (обсуждение).

Занятие №2. «Педагог третьего тысячелетия».

Цели:

1. Рефлексия своих личностных и профессиональных качеств.

2. Прогнозирование изменения своих профессиональных качеств как педагога третьего тысячелетия.

3. Формирование гибкости в группой работе.

Занятие включает упражнения на групповое сплочение или эмоциональный разогрев группы. Их психологический смысл в том, что бы дать участникам группы возможность разрушить привычные стереотипы поведения, ослабить психологические защиты, испытать вместе с другими эмоциональные переживания, что усиливает возможность восприятия другого человека.

Игра «Паровозик» (цель: рефлексия индивидуального стиля деятельности ведомого или ведущего). Формируются группы по 3 человека. Участники становятся друг за другом, образуя паровоз: первые 2 человека закрывают глаза, задача третьего - провести свой состав, не столкнувшись с другими. По команде ведущего «паровозик» останавливается, происходит сме6на участников, и так несколько раз, чтобы каждый побывал в позиции ведомого и ведущего.

Игра «Руки» (цель: прогнозирование поведения участников игры). Участники группы становятся в круг плечом к плечу. За кругом они передают мяч. Ведущий в центре круга должен угадать, у кого находится мяч. С помощью команды: «Руки». Тот, кому ведущий говорит: «Руки», должен их показать. Если у него мяч, то он становится ведущим.

Игра «Радистка» (цель: формирование групповой сплоченности). Участники группы берутся за руки. По команде ведущего передается телеграмма с помощью пожатия руки. Если ведущий посылает телеграмму вправо, то в результате он должен получить пожатие реки слева. Чем быстрее дойдет телеграмма, тем сплоченнее команда.

Упражнение «Дом, дерево, дорога». Группа работает в составе 4 человек. Ведущий спрашивает: « Если бы я был домом (деревом, дорогой), то каким? В роли ведущего выступает каждый из участников, получая представление о себе.

Дискуссия на тему «Профессиональные качества педагога третьего тысячелетия». (цель: дать участникам группы возможность понять, каким образом теоретические идеи могут быть реализованы в их профессиональной практике). Дискуссия проходит группах по кафедрам: гуманитарной, естественно - математической, иностранных языков. Экспертная группа подводит итог.

Упражнение «Сказка». Разыграть сказку «Золушка» по сценарию. Роли: Золушка, мачеха, отец, фея, принц, часы, волшебная палочка, дочка, туфелька, заграничная принцесса. Правила игры: каждый участник может сделать по очереди только один шаг. Шаг - это любое действие, даже волшебное, которое вызывает изменение ситуации при условии, что действие психологически обоснована и естественно вытекает из сути персонажа. При этом участник сам определяет характер персонажа.

Шеринг (обсуждение).

Занятие №3. «Здоровый учитель - учитель здоровья».

Цели:

1. психологическое обеспечение условий гибкости учителя.

2. Рефлексия компонентов, составляющих здоровье учителя.

3. Формирование позитивных личностных сил, обеспечивающих здоровье.

Игра «Четыре стихии». Группа делится не четыре команды, соответственно: огонь, земля, воздух, вода. Группе необходимо обсудить, чем данная стихия полезна для здоровья, и показать свою стихию.

Мозговой штурм. Участникам группы необходимо обсудить, из каких компонентов складывается профессиональное здоровье учителя. На листе ватмана рисуется система компонентов, составляющих профессиональное здоровье учителя. Каждая группа представляет сою систему.

Самооценка. Участники семинара составляют систему компонентов, наиболее значимых для своего профессионального здоровья. По 10-бальной шкале необходимо оценить развитие каждого качества данный момент времени и возможность его улучшения, если будут приложены усилия.

«Сказка о потерянном здоровье». Представить себя в образе сказочного персонажа, который соответствует вашему характеру в данный момент времени. Герои, которыми представились участники, сочиняют сказку.

В ней герои в ходе сказочных испытаний должны найти путь к исцелению. Каждая группа показывает свою сказку.

Шеринг (обсуждение). В ходе обсуждения каждый должен принять решение, что он будет делать для сохранности своего здоровья, а также обсудить систему спортивно - оздоровительных мероприятий в своей школе.

Занятие №4. «Креативность».

Цели :

1.Развитие интеллектуальной гибкости педагога через создание творческой среды.

2.Развитие эмоционально - чувственной сферы.

3.Актиизация процесса самопознания.

Мое состояние. С каким явлением природы можете сравнить свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас». Попробуйте его озвучит и изобразить. Все повторяют друг за другом. Обсудить, что вы чувствовали, когда сами озвучивали других и когда озвучивали

Игра «Если бы я был…». В мини - группах ведущий задает вопрос: «Если бы я был игрушкой (животным, растением, музыкальным инструментом, цветком, сказочным героем и т.д.), то какой…». Обсудить в группе, какие чувства вызывали у вас данные ассоциации.

Рассказ от имени предметов. Рассказать от имени предметов о его жизни, о том, какие проблемы его волнуют, как он относится к другим и как бы он хотел, чтобы относились к нему, найти ресурсы для их преодоления.

Нарисовать свой герб. С давних пор люди составляли гербы из разных символов, в которых они находили поддержку и силу. Нарисовать свой герб, котором находили бы отражение ваше имя, символ, личная сила, сильная черта характера, внешняя сила(что или кто поддерживает из вне), «подвиг» (ситуации, которых вы были «на высоте»), мечта, дополнительный символ или украшение герба.

Шеринг (обсуждение).

Занятие №5. «Я - профессионал».

Цели:

1.Формирование позитивных личностных сил, обеспечивающих изменение поведения.

2. Психологическое обеспечение условий развития интеллектуальной гибкости учителя.

Я живу для… Продолжить фразу «Я живу для…». На листе ватмана нарисовать символ, выражающий данный лозунг. Работа со своими результатами тестов, выполненных в течение всей психо-тренинговой работы. Попробуйте осознать, что изменилось, что вы чувствуете « здесь и сейчас».

Игра «Мечтатель, критик, реалист…». Каждый участник ведет монолог с трех позиций, пробуя перевести мечту в реальные возможности. Например :

-мечтатель: «Я мечтаю достичь или иметь…»;

-критик: « А что ты для этого делаешь? Ты ленивый и т.д.»;

-реалист: «Я могу…».

Работа идет в парах, где один участник проходит се три позиции, а торой помогает ему выйти за реальные действия. Затем идет смена позиций.

Дискуссия на тему «Я - профессионал» (цель : дать участникам группы возможность обобщить полученные знания и выйти на осознание своего изменения в плане личностного и профессионального роста). Дискуссия проходит группах по кафедрам: гуманитарной, естественно - математической, иностранных языков. Экспертная группа подводит итог.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать