Программа летнего лагеря

Программа летнего лагеря

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

с. Барда

Программа летнего лагеря

«Город Звезд»

Возрастной состав 7-15 лет

Автор-составитель:

Раимова Айгюль Ильдаровна

МОУ ДОД «Дом детского творчества»

с. Барда 2009

Обоснование программы

Лето - благодатная пора для социализации и интеграции ребенка, которая может вестись множеством способов. В этом направлении работают различные специалисты: психологи, педагоги, и т.д. Но никакая работа взрослых не заменит нормального полноценного общения со сверстниками, совместной деятельности, споров и ссор.

Только в общении со сверстниками ребенок ощущает себя полноценным человеком, который может не только существовать подобно растению, но и активно реализовывать свои желания, выражать себя. Коллектив сверстников является той средой, которая так необходима ребенку.

Организация общности сверстников, ориентированной на активное включение в совместную деятельность - одно из необходимых условий социализации и интеграции детей.

Летний лагерь имеет множество особенностей, позволяющих считать его одним из самых действенных социальных институтов социализации и интеграции.

Форма сюжетных игр адекватна тем воспитательным задачам, которые ставит перед собой педколлектив лагеря. Данная программа строится на основе сюжетно-ролевой игры «Город ЗВЕЗД» и позволяет воспитывать в участниках лагеря такие положительные качества как ответственность за свои поступки, уважение к культуре различных общностей, воспитывает толерантность и патриотизм. Дух приключений и риска, героизма и авантюр - очень привлекателен для подростков и отвечает их стремлению к самостоятельности и независимости. Проигрывание сюжетов косвенно расширяет кругозор участников лагеря и способствует развитию интереса к творческой деятельности, самоуправлению, здоровому образу жизни.

Но самой важной причиной обращения к сюжетно-ролевой игре является то, что именно игра - тот естественный механизм развития, который позволяет, отождествляясь с избранным героем, действовать в воображаемой ситуации и через «уста героя» пробовать различные модели поведения. Те модели поведения, которые невозможно проработать в реальной жизни, оказывается возможным проработать в игре. Ребенок как бы прячется за маской игрового персонажа и от его имени ведет себя так, как предписывает роль, но опыт нового поведения является теперь именно его достоянием.

Таким образом, множество проблем в личностном развитии
, и прежде всего реальном поведении могут быть скорректированы благодаря сюжетно-ролевой игре.

Планирование и работа ориентирована на использование технологии непрерывного проектирования. Эта технология уже зарекомендовала себя положительно и отвечает главной цели программы - создание условий для самоактуализации детей и подростков. Действительно, следование заранее жестко установленному плану не позволяет гибко реагировать на изменения, происходящие в коллективе (отряде, лагере) и откликаться на индивидуальный темп включения ребенка в общелагерные процессы. Технология непрерывного проектирования позволит учитывать все изменения и адекватно менять конкретные мероприятия в рамках сюжета.

Ключевая идея смены - раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка через создание условий, способствующих их самореализации.

Цели смены

Создание благоприятных условий для самоактуализации детей и подростков на основе сюжетно-ролевой игры.

Выявление и развитие у подростков творческих, организаторских и лидерских качеств для дальнейшего вовлечения их в работу детских органов самоуправления Дома детского творчества.

Задачи смены

Создание микроклимата доброго общения;

Создание коллектива (коллективов - отрядов) детей, подростков и взрослых на принципах принятия, сотрудничества, творчества;

Апробация программы сюжетно-ролевой игры в условиях летнего лагеря.

Включение каждого ребенка в активное творческое участие в делах отряда и лагеря.

Создание условия для реализации творческих способностей детей.

Направления работы

Коллективно-творческая деятельность:

подготовка и проведение различных творческих дел с учетом индивидуальных и типологических особенностей детей и подростков;

поиск нестандартных, нетрадиционных форм работы.

Продуктивная деятельность:

участие детей и подростков в работе различных классов мастерских Берендея, Оригами и т.п.;

ежедневное участие в трудовых операциях по благоустройству лагеря.

Игровая деятельность:

участие детей и подростков в деловых играх в рамках органов детского самоуправления;

ежедневное проигрывание разнообразных социальных ролей в рамках реализации сюжетно-ролевой игры.

Оздоровительная деятельность:

Ежедневная утренняя зарядка;

Ежедневное участие детей и подростков в спортивных соревнованиях (2 часа в день)

участие детей и подростков в различных классах - мастерских - фольклор, танцы и т.п.

воздушные ванны и водные процедуры.

Психологическое направление:

изучение психологических особенностей каждого ребенка;

создание психологически-безопасного, доверительного, дружеского общения;

организация психолого-педагогического сопровождения детей по снятию внутренних и внешних конфликтов, существующих в сфере общения.

Виды и формы деятельности

коллективно-творческие дела;

игровые программы, игры, конкурсы, концерты;

индивидуальные и групповые беседы;

психологические тренинги;

командная (отрядная) работа;

работа в классах - мастерских;

нетрадиционные формы работы.

Основные службы, обеспечивающие полноценную жизнь Лагеря общения

Педколлектив - вожатые и воспитатели, те, кто создает смысловое поле общения, организует жизнь и совместную деятельность детей и подростков.

Выделим основные требования к педагогам Лагеря общения:

1. Знание основных закономерностей психического и физического развития детей подростков, основных аномалий развития, приемов первой медицинской помощи.

2. Умение организовать деятельность детей и подростков, построенную на принципах принятия, взаимопомощи, поддержки. Умение в отряде создать “зону ближайшего развития” для каждого ребенка. Совместно разделенная дозированная деятельность.

3. Умения и навыки, обеспечивающие организацию полноценного отдыха ребенка, раскрытие его возможностей.

Методическая служба

Основная цель работы - обеспечение сюжетно-содержательной стороны программы - проведение общелагерных мероприятий, отражающих сюжетно-ролевую направленность лагеря.

Второй, не менее важной целью является организация постоянно действующего семинара для вожатых, направленного на помощь вожатым в выборе адекватных ситуации и сюжету смены отрядных мероприятий.

Методическая служба возглавляется старшим воспитателем лагеря.

Алгоритм запуска игровой деятельности

1 этап - « ПРОЕКТИРОВАНИЕ», март-апрель 2009 года.

Обсуждение, идеи организационного оформления содержательного проекта предполагаемой деятельности педагогической команды.

Разработка идеи игровой деятельности педагогической командой и активом кружковцев.

Выработка логики развития игровой деятельности по реализации выдвинутых идей:

Определение позиций, ролей, функций участников - выделение структуры управления Городом (Мэр, Советник, Председатель городской Думы и др.)

Разработка этапов игры (с учетом технологии непрерывного проектирования)

Определение промежуточных и основных предполагаемых результатов этапов игры.

Разработка содержания игровой деятельности на каждом этапе развития игрового сюжета, связанного с позитивными и личностными изменениями участников:

формирование задачи этапа, исходя из предполагаемого результата:

выбор вида деятельности;

определение средств для осуществления деятельности (способы, методы, приемы);

определение средств отслеживания реального результата педагогической деятельности.

Определение способов создания игровой атмосферы, игрового пространства:

Разработка необходимой символики, атрибутов игры;

Описание легенд, традиций, обычаев, законов игры;

Работа над внешним оформлением игры.

2 этап «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ», июнь 2009 года

Разработка механизма запуска игровой деятельности в различных группах детей.

Определение предполагаемого результата запуска игровой деятельности участников на разных уровнях:

уровень отряда;

уровень Города (всего лагеря).

3 этап - «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ» 1 июля - 20 июля 2009 года

Деятельность педагогов:

Проведение диагностической работы по определению лидерского и творческого потенциала участников.

Демонстрация результатов запуска игры:

Представление отрядов;

Принятие правил совместной жизнедеятельности участников игры - на уровне отрядов и произнесение клятвы жителя Города ЗВЕЗД.

Отслеживание результатов запуска игры:

Анализ проводимых мероприятий и активности участия в них детей и взрослых;

Включенное наблюдение за изменениями, происходящими с участниками игровой деятельности;

Деятельность участников игры:

Знакомство с предлагаемой игровой деятельностью:

Первичное знакомство с идеей игры (на отрядных сборах);

Выбор роли в соответствии с сюжетом игры (в рамках отряда- роли в съемке фильма - происходит на протяжении всего сюжета);

подробное знакомство с сюжетом игры;

Демонстрация понимания и включения в игру:

определение позиций и перспектив деятельности участников (ближние, средние, дальние);

отношение к предлагаемым нормам и правилам деятельности (принятие законов);

творческое представление отрядов (уровень творческой и лидерской активности).

Механизмы реализации игрового сюжета

Погружение в сюжет происходит через :

Театрализованные представления (открытие смены - прибытие Звездного десанта в Город Звезд; во всех мероприятиях поддерживается игровой сюжет через участие в них главных действующих лиц - Мэра, Советника, Председателя городской Думы, Астролога, Звездочетов, директора кинофестиваля и др.). Все мероприятия поддерживают главную сюжетную линию - участие в кинофестивале в Городе Звезд.

Специальный язык: кружки и мастерские - классы, ритуалы поведения, приветствия.

Оформление общелагерных стендов («Город ЗВЕЗД», «Законы и традиции», «Олимп», «Сегодня в городе», «Достижения отрядов» и др.)

Для данной программы очень важно проявление уникальности каждого участника программы, раскрытие в нем творческого потенциала. Логика развития игрового сюжета строится на основе логики вхождения ребенка в программу:

первый этап - знакомство в рамках малой общности - отряда, выход на сцену в группе (роль аморфна и не является главной, все участники как бы составляют конгломерат ролей второго и третьего плана),

второй этап - комбинация коллективной и индивидуальной деятельности (кинопробы),

третий этап - представление проявленных способностей ребенка широкой аудитории (фильмы, где есть главные роли и роли второго плана).

Сюжет ролевой игры «Город ЗВЕЗД»

Сюжет строится на основе административной структуры города, в который попадает Звездный десант. Отряды десанта становятся жителями этого Города, в котором могут жить только люди идущие вперед: добрые, творческие, изобретательные, целеустремленные, стремящиеся найти новое.

Директор фестиваля приглашает отряды Звездного десанта принять участие в Юбилейном фестивале «Все звезды». На протяжении всей смены команды проходят различные пробы, участвуют в работе Академий, знакомятся с гостями города. Каждая команда представляет свой номер на фестивале. По итогам фестиваля на Площади Звезд зажигаются звезды в честь тех, кто внес наибольший вклад в подготовку фестиваля и работу Академии.

Схема организации жизни звездного десанта в городе ЗВЕЗД

Мэр города ЗВЕЗД

Советник Мэра

Председатель городской Думы

Администрация города

Совет Мудрейших

Городская Дума

Академия

ЗВЕЗДНЫЙ ДЕСАНТ

Отряд «Эврика»

Отряд «Росток»

Отряд «Юность»

Этапы развития игрового сюжета

название этапа

сроки

основное содержание

первый

организационный

Организационный сбор, прохождение медосмотра, формирование команд, заезд в лагерь. Ввод терминологии. Костер Дружбы.

второй

открытие лагеря

Погружение в Игру. Выборы органов детского самоуправления. Отряды Звездного десанта празднуют новоселье, все жители города Звезд получают паспорта и приглашение принять участие в юбилейном кинофестивале «Все звезды». Звездный десант дает Клятву жителей города ЗВЕЗД. Представление команд. Открытие Академий.

третий (основной)

Подготовка к фестивалю

Жизнь в городе ЗВЕЗД. Пробы, обучение в Академии. Общение с гостями города. Фестиваль «Все звезды»

четвертый

выход из Игры

Открытие Площади звезд (подведение итогов фестиваля).

План сетка летнего лагеря «Город Звезд»

день

задачи дня

формы

основное содержание

результаты

1 день

Формирование отрядов, сплочение отрядов; определение девиза отрядов; подготовка визитных выступлений на открытие; подготовка к выходу на сцену.

Отрядная работа,

экскурсии по территории. Игры на знакомство, снятие напряжения и установку доброжелательной атмосферы.

Знакомство в отрядах с традициями и правилами жизни в лагере, формирование смысла команды, установки на развитие, познание, стремление вперед (основные качества жителя города ЗВЕЗД).

Владение участниками правилами поведения, введение терминологии, знакомство в командах.

2 день

Завершение ввода в сюжет;

осознание себя членом Звездного десанта и жителем города ЗВЕЗД

Отрядная подготовка к открытию (изготовление и оформление отрядных мест и уголков, выборы в органы детского самоуправления); открытие - города Звезд, приглашение принять участие в фестивале, выступление отрядов, вручение паспортов жителям города Звезд и заполнение его.

Знакомство с Правительством, администрацией и Думой города Звезд;

клятва жителя города ЗВЕЗД; представление визиток отрядов - выход на сцену каждого члена отряда (первичное снятие страха сцены и публичного выступления); в ходе открытия представляются все игровые персонажи и реальные люди (организаторы программы)

Завершение ввода в сюжет,

снятие первичного страха публичного выступления; появление чувства общности с лагерем и отрядом; оформление странички паспорта «Созвездие имени меня»

3 день

Выбор каждым ребенком интересующих его классов Академии;

осознание себя участником подготовки к фестивалю и появление персональной ответственности за участие в деятельности отряда;

сплочение команд, приобретение нового (лесного) опыта;

ощущение поддержки и доверия со стороны других участников лагеря

Презентация Академии, первые занятия в классах Академии;

индивидуальные пробы;

пробы для команд;

Пробы индивидуальные - каждый участник может на 10 видах проб набрать до 15 очков при успешных пробах. Содержание проб - шуточные конкурсы без подготовки на реакцию, ловкость, меткость, кругозор и т.п.

Пробы для команд строятся на основе тренинговой программы, где каждое упражнение выполняется на определенной пробе (станции). Основное содержание - сплочение отряда, действия каждого напрямую связаны с действиями всего отряда

Заложение основы принятия своих действий как части действий всего отряда;

обращение внимания на индивидуальные возможности и способности каждого участника лагеря;

создание позитивного настроя при преодолении трудностей. Овладение навыками действия в экстремальной ситуации развитие групповой сплоченности;

выбор интересующих детей классов Академии

4 день

Создание положительного настроя на преодоление трудностей всей командой;

продолжение проб;

встреча с работниками ГАИ

Веселые старты;

Экскурсия в местное ГИБДД

Участие в мероприятии всего отряда - индивидуальный и групповой вариант;

выделение специализаций и интересов ребят (интерес к оформлению)

развитие «духа отряда»;

укрепление позитивного настроя на совместную работу и взаимовыручку;

раскрытие способностей ребят

5 день

Развитие игрового сюжета;

выделение талантливых ребят;

приобщение к литературному творчеству

День оживших легенд

Выделение специализаций (интерес и способности к литературному и театральному творчеству)

Раскрытие способностей ребят - реальных, потенциальных, скрытых.

6 день

Развитие игрового сюжета; приобщение ребят к музыкальной и исполнительской культуре; налаживание межотрядных связей

Хит-парад «Шоу двойников»

Выделение специализаций (интерес и способности к пародированию, музыкальному и сценическому творчеству)

Рефлексия прожитых дней;

сплочение отряда при оказании помощи жителям города из других отрядов

7 день

Эмоциональный взрыв - переключение на получение других впечатлений;

«Мы взрослеем здорово» - встреча с медицинскими работниками районной больницы.

Погружение в исторические события этого дня

Переключение должно дать возможность «со стороны» посмотреть на игровое содержание и на себя в отряде, осознать себя в игре.

8 день

Возвращение в сюжет;

выявление наиболее талантливых художников;

Конкурс рисунков

Определение наиболее запомнившихся моментов прожитых дней, написание сценария, демонстрация всем жителям города

выделение наиболее талантливых ребят с точки зрения изобразительного мастерства; анализ развития игрового сюжета

9 день

Выявление наиболее талантливых актеров;

обучение работе в ситуации экспромта;

Съемка киносериала «Доктор Айболит» по типу мгновенной сказки

Съемка киносериала - подготовка костюмов (использование знаний, поученных на предыдущих кинопробах) и демонстрация на большую аудиторию своих актерских способностей в ситуации экспромта

выделение наиболее талантливых ребят с точки зрения актерского мастерства;

исследование собственной возможности работы на экспромт;

развитие персональной ответственности за свои поступки и работе в команде (для команд-организаторов)

10 день

Приобретение нового лесного опыта, экологических знаний, ощущения поддержки и доверия со стороны других участников лагеря

Экологическая игра по станциям. Лесной карнавал

Жителям города Звезд приходит телеграмма от лесных жителей с просьбой о помощи. Путешествуя по станциям игры, команды собирают частички карты, на которой указано место экологической катастрофы. Спасенные лесные жители организовывают в честь своих спасителей Лесной карнавал.

Овладение навыками действия в экстремальной ситуации, развитие групповой сплоченности; получение первоначального опыта участия в тематическом дне

11 день

Развитие навыков гостеприимства;

обучение актива проведению сюжетного дня;

развитие навыков взаимопомощи;

рефлексия себя как жителя города Звезд через рассказ о своей жизни другому персонажу

Игра в Игре - день Нептуна.

Постройка песчаных замков для сына Нептуна - командная работа;

похищение Нептуна темными силами (Скатом) и подготовка выкупа;

выкуп Нептуна - «Водное шоу»;

прощание с Нептуном.

В города Звезд прибывает гость - царь морской Нептун; в течение дня он знакомится с традициями и укладом жизни в городе..

Нептун знакомит жителей города с традициями жизни в подводном царстве.

рефлексия прожитых дней;

овладение детским активом технологией проведения сюжетного дня;

сплочение команды при оказании помощи другим людям-игровым персонажам.

12 день

Выявление творчески одаренных детей; обсуждение идеи сценария отрядного номера; индивидуальная работа по заполнению раздела паспорта «Созвездие имени меня» Подбор творческой актерской команды. Составление первоначального сценария отрядной жизни. Распределение обязанностей в отряде по подготовке сценки

Конкурс актерского мастерства «Из чего же…?».

Шоу «Моя семья»

Конкурс актерского мастерства проводится в форме индивидуальных и групповых заданий. Участники конкурса выбираются из числа ребят, правильно ответивших на вопросы ведущего.

В течение дня собираются группы ребят для обсуждения вариантов отрядных сценок, распределяют обязанности и поручения по подготовке и оформлению отрядной сценки на Фестивале. Актерские команды каждого отряда проходят пробы, разыгрывая ситуации, предлагаемые ведущим.

Опыт публичного выступление в ситуации экспромта; анализ и в случае необходимости коррекция педагогами отношений к результатам заполнения паспорта.

Опыт публичного выступления командой; прописанный сценарий отрядного кинофильма; распределение всем ребятам ролей в подготовке и демонстрации отрядной сценки на фестивале

13 день

Создание эмоционального подъема, знакомство с людьми, ставшими легендами «Звездочки» Реализация полученных знаний и открытых способностей; воплощение замыслов; начало подведения итогов.

Праздник «С Новым годом, Звездочка!»

С самого утра в городе происходят чудеса и сюрпризы - жители города поздравляют друг друга с Новым годом, встречают гостей, рассказывают о своей жизни в «Звездочке», расспрашивают о том, какая была «Звездочка» раньше. После на территории города, в торжественной обстановке, высаживается юбилейная елочка, которая украшается самодельными игрушками, лентами с конвертами с пожеланиями ребят. На праздник приходит Дед Мороз и вручает всем выступающим подарки.

Эмоциональный подъем, опыт проведения нетрадиционных праздников. Единение нескольких поколений звездочат.

14 день

Развитие интереса к спортивным танцам; выделение одаренных ребят в области хореографии; осознание детьми себя как единого целого; развитие поддержки, умения проигрывать и выигрывать.

Подведение итогов работы Академии; начало выхода из игрового сюжета

Танцевальный марафон Шоу «Площадь звезд» Отрядный круг «Оставляю вам на память». Операция «Уют»

В течение всего дня проводится просмотр танцоров-солистов, танцевальных групп и групп поддержки.

Заложение ЗВЕЗД по итогам Фестиваля, работы Академий (каждый ребенок становится лауреатом минимум одной звезды и получает свидетельство об открытие ЗВЕЗДЫ в его честь) Прощание с игровыми персонажами (снятие игровых костюмов) Ребята и взрослые заполняют последние листы летописи города ЗВЕЗД, приводят в порядок мастерские.

Развитие интереса к спортивным танцам; развитие персональной ответственности за свои поступки в работе командой (для команды организаторов) Эмоциональное закрепление в сознании своих новых знаний и возможностей Создание установки на продолжение работы в городе; в активе ДДТ

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях