-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах; -берегу мир и покой моей семьи;
-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи
Памятка - ориентир для 4 класса:
Знаю:
-историю России;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю своего народа и его нравы;
-историю религий народов исконно проживающих на территории Самарской области;
-историю государственных символов России;
-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
-что входит в понятие «русская душа», «менталитет народа»;
-духовные и нравственные основы россиян;
- свой родной язык;
-родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный
календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка, архитектура, кино, театр и др.
-основы национальной кухни;
-основы народной медицины.
Умею:
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и дея-
ниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;
-грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи
живое слово своего народа;
-отличить подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массового;
-петь песни своего народа;
-рассказывать народные сказки, предания и сказания;
-исполнять традиционные народные танцы, пляски;
-готовить национальные блюда;
-готовить и проводить народные праздники;
-играть в народные игры, водить хороводы;
-использовать в своей одежде и в убранстве своего дома, своей квартиры народные
мотивы;
-правильно использовать рецепты народной медицины;
-изготавливать изделия из серии народных промыслов;
-ценить красоту и богатства родной природы;
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;
-умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.
Действую:
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваю богатствами духовного наследия России;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;
-читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;
-отношусь к Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;
-не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства;
-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-готовлю и провожу дома и в школе народные праздники;
-участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры;
-хожу в походы по родному краю;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим
меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;
-участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружаю-
щей жизни;
-вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Основные отношения показатели воспитанности | Признаки и уровни формирующихся качеств | |
1.Патриотизм 1.1. Отношение к родной природе. | 3-любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других; 2--любит и бережёт природу; 1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 - природу не ценит и не бережёт. | |
1.2. гордость за свою страну. | 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 - не интересуется историческим прошлым. | |
1.3. Служение своими силами. | 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству. | |
1.4. Забота о своей школе. | 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других; 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 - в делах класса участвует при побуждении; 0 - в делах класса не участвует, гордости за школу не испытывает. |
Отношение к умственному труду
2.Любознательность |
| |
2.1. Познавательная активность | 3 -сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 - сам много читает; 1 - читает при побуждении взрослых, учителей; 0--читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует. | |
2.2.Стремление реализовать свои интеллектуальные способности. | 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 - стремится учиться как можно лучше; 1 - учится при наличии контроля; 0 - плохо учится даже при наличии контроля. | |
2.3.Саморазвитие. | 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 -есть любимое полезное увлечение; 1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения учителя; 0 - во внеурочной деятельности не участвует. | |
2.4. Организованность в учении. | 3 - работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 - работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно; 1 - работает на уроке, и домашние задания выполняет под контролем; 0 - на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет. |
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие. |
| |
3.1 Инициативность и творчество в труде. | 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 - участвует в полезных делах класса, в школе, организованных другими; 0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу, и творчество не проявляет. | |
3.2. Самостоятельность в труде. | 3 -хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 - трудится при наличии контроля; 0 - участия в труде не принимает. | |
3.3.Бережное отношение к результатам труда. | 3 - бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других; 2 - бережёт личное и общественное имущество; 1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. | |
3.4. Осознание значимости труда | 3 -- осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 - осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам; 1 - не имеет чёткого представления о значимости труда, по выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 - не осознаёт значимости труда, не умеет и не любит трудиться. |
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость |
| |
4.1. Уважительное отношение к старшим. | 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость. | |
4.2.Дружелюбное отношение к сверстникам. | 3 - отзывчив к друзьям и близким, уважительно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 - груб и эгоистичен. | |
4.3. Милосердие. | 3 -- сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 - сочувствует и помогает слабым и больным; 1 - помогает слабым, больным при условии наличия контроля или поручения; 0 - неотзывчив, иногда жесток. | |
4.4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми. | 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других; 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 - не всегда честен; 0 - нечестен. |
Отношение к себе
5. Самодисциплина. |
| |
5.1. Развитая добрая воля. | 3 - проявляет добрую волю и стремится развивать её, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли; 2 - проявляет добрую волю, стремиться развивать её; 1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 - силой воли не обладает и не стремится её развивать. | |
5.2.Самоуважение, соблюдение культуры поведения. | 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 - нормы и правила поведения не соблюдает. | |
5.3. Организованность и пунктуальность. | 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 - начатые дела не выполняет. | |
5.4. Требовательность к себе. | 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. |
Основные (примерные) мероприятия по реализации программы:
№ | Название мероприятия | Форма | Класс | |
1 | Русь, Россия, Родина моя | Праздник | 1,2,3,4. | |
2 | День матери |
| 1,2,3,4 | |
3 | Семейный праздник «Азбука больших и малых дел нашей семьи» |
| 1,2,3,4 | |
4 | Праздник игры и игрушки |
| 1 | |
5 | Откуда берутся грязнули? | Игра-путешествие | 1 | |
6 | Праздник урожая | Игра-соревнование | 1,2,3,4 | |
7 | Приятного аппетита! Этикет за столом. | Игровой тренинг | 1,2,3,4 | |
8 | Как украсить дом к Новому году. | Урок творчества | 1,2,3,4. | |
9 | Вежливые слова | Беседа, игровой тренинг. | 1,2. | |
10 | Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома. | Беседа | 1,2. | |
11 | Честной семик. Масленица. | Игровая программа. | 1,2,3,4 | |
12 | Из бабушкиного сундука. | Праздник-выставка. | 1,2,3,4 | |
13 | Красота родной природы | Фотовыставка | 1. | |
14 | Папа, мама, я - спортивная семья. | Спортивный праздник. | 1,2,3,4. | |
15 | Режим дня. | Беседа. | 1,2. | |
16 | История школы | Экскурсия в школьный музей. | 1,2. | |
17 | Составим правила поведения в школе. | Аналитическая беседа | 2. | |
18 | Вот моя деревня, вот мой дом родной. | Игра-путешествие. | 2. | |
19 | Семейные династии | Мини проект. | 3 | |
20 | Сельские профессии | Деловая игра. | 2 | |
21 | Святые места Самарского края | Экскурсия, мини проект. | 4 | |
22 | Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна. | Беседа | 1,2. | |
23 | Труд в почете любой! Мир профессий большой. | Игровой классный час | 1,2. | |
24 | Оформление цветника, уборка территории около обелиска павшим в ВОВ воинам-землякам. | Трудовое дело. | 1,2,3,4. | |
25 | Приветствие ветеранов ВОВ. | Выступление, подарки. | 2,3,4. | |
26 | Береги природу. | Конкурс плакатов, рисунков | 2,3,4 | |
27 | Изучаем родную природу. | Уроки окружающего мира. | 2,3. | |
28 | Учись учиться. | Беседа. | 2. | |
29 | День Защитника Отечества. Наши Данилы мастера | Праздник, игра-соревнование. конкурс для мальчиков | 1,2,3,4. 1-4 | |
30 | Участие в проведении «Дня здоровья». |
| 1,2,3,4. | |
31 | Зов леса. | Спортивно-интеллектуальная игра. | 1,2,3,4. | |
32 | Погост, селение, городища. | Беседа. | 4. | |
33 | Семейные походы по родному краю | Экскурсия | 1, 2,3,4. | |
34 | Борский район на карте Самарской области. | Игра-путешествие по карте. | 4. | |
35 | Население Борского района. | Беседа, встреча с интересными людьми. | 4. | |
36 | Какие люди в селе, котором я живу! (художники, поэты, музыканты) | Беседа, экскурсия. | 4 | |
37 | Фольклор, традиции, обычаи. | Устный журнал. | 3, 4 | |
38 | Традиционные промыслы. | Игра-путешествие, встречи. | 3, 4 | |
39 | Краеведческий музей села Борское | Экскурсия. | 4. | |
40 | Настоящий мальчишка, какой он? | Классный час. | 3, 4 | |
41 | «Когда все вместе». | Конкурсная семейная программа. | 3, 4 | |
42 | Золотые правила этики | Классный час. | 2, 3. | |
43 | Мир природы «На лесной полянке» | Экскурсия-тренинг поведения. | 3 ,4. | |
44 | Городок весёлых затей. | Конкурс-выставка. | З., 4 | |
45 | Государственные символы России. | Классный час. | 1,2,3,4. | |
46 | Народы России. | Игра-путешествие. | 4. | |
47 | Самарская область на карте России. | Игра-путешествие по карте. | 4. | |
48 | История Самарской области в истории России. | Беседа | 4. | |
49 | Памятники культуры и архитектуры города Самары. | Игра-путешествие. | 4. | |
50 | Природа Самарской области. | Интеллектуальная игра, работа с картой. | 4. | |
51 | Экскурсия в город Самара. | Поездка-экскурсия. | 4. | |
52 | Экскурсия в города Самарской области (по выбору). | Поездка-экскурсия. | 4. | |
53 | Народные промыслы России. | Классный час. | 4. | |
54 | Экологические проблемы Самарской области. |
|
| |
55 | Все работы хороши, выбирай на вкус! | Утренник. | 4. | |
56 | Честь имею. | Классный час. | 4. | |
57 | Кому нужна моя помощь? | Классный час. | 4. | |
58 | Умеем ли не обижаться? | Классный час. | 4. | |
59 | История моей семьи в истории Самарской области. | Проектная деятельность. | 4. | |
60 | Мероприятия, посвященные государственным праздникам России |
| 1, 2, 3, 4 | |
61 | «По волнам нашей памяти» | Утренник | 3,4 | |
62 | Детство наших бабушек и дедушек | Устный журнал | 1,2 | |
63 | Я на бабушку похожа | Классный час. | 1,2 | |
64 | «Если бы я был(а) мамой, папой» | Сочинение | 3,4 | |
65 | Рисуем милой мамочки портрет | Конкурс рисунков | 1, 2, 3, 4. | |
66 | Кто, кто в моем доме живет? | Беседа | 1 | |
67 | Профессии в моей родословной | Классный час. | 1 | |
68 | Чтим великий День победы | Классный час. | 1, 2, 3, 4 | |
69 | Кто я, какие мы? | Классный час. | 1 | |
70 | Традиции семьи в песнях, играх и обрядах | Игровой классный час | 1,2 | |
71 | Зачем человеку семья | Классный час - диспут | 2, 3 | |
72 | Семейные реликвии | Классный час. | 3 | |
74 | Семейные династии | Мини проект | 3 | |
75 | Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой | Устный журнал | 3 | |
76 | Мир дому моему, мир дому твоему | Мини проект | 2 |
Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.
Библиографический список
1. Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (СИПКРО) Т. В. Плахова «Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи» Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Самара 2007 г.
Страницы: 1, 2