Программа деятельности эксперта при проведении аттестации образовательного учреждения
аким образом, сущность алгоритма анализа состоит:

в определении того, при каких условиях может быть получен положительный результат;

в оценке степени соответствия реального состояния анализируемого элемента системы требуемому;

в установлении недостатков реального состояния анализируемых элементов системы;

в выявлении наиболее существенных недостатков, тех, которые в большей степени влияют на отрицательные результаты.

После завершения анализа рекомендуется обобщить его результаты и определить, какие элементы системы нуждаются в изменениях.

Далее следует обобщить результаты анализа и оценить степень необходимых изменений каждого компонента педагогической системы, например, по следующей шкале:

изменения не требуются;

требуются небольшие изменения;

требуются умеренные изменения;

требуются большие изменения;

требуются очень большие изменения.

Обобщенные выводы анализа для наглядности могут быть представлены в виде таблицы (см. табл.1).

Таблица 1. Определение направлений и глубины изменений в образовательных системах

Перечень элементов системы образования

0

1

2

3

4

1. Педагогическая система образовательных учреждений

1.1 Содержание основного процесса

1.2 Методы реализации основного процесса

1.3 Организация основного процесса

1.4 Время протекания основного процесса

2. Ресурсы

2.1 Кадровый потенциал (наличие и квалификация кадров)

2.2 Мотивация (сила и направленность)

2.3 Научно-методические условия

2.4 Нормативно-правовые условия.

2.5 Материально-технические условия и оборудование

2.6 Финансовые условия

3. Обеспечивающие процессы

3.1 Питание школьников

3.2 Психологическое сопровождение

3.3 Медицинское обслуживание

3.4 Кадровое обеспечение

3.5 Повышение квалификации кадров 3.6. Мотивационная среда работы сотрудников

3.7. Социальная защищенность кадров

3.8. Информирование сотрудников

3.9. Программно-методическое обеспечение

3.10. Материально-техническое обеспечение

3.11 Оборудование учреждений

3.12. Финансирование учреждений образования

4. Управление учреждением образования со стороны руководителей

4.1 Методы планирования функционирования и развития

4.2 Организационная структура управления

4.3 Система контроля

4.4 Система оценки, аттестации и вознаграждения кадров

4.5 Стиль руководства

4.6 Организационная культура

2.2 Содержание организации экспертизы при аттестации дошкольного образовательного учреждения

Цель: проведение аккредитационной экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения; экспертиза результатов управленческой деятельности заведующей образовательного учреждения и ее заместителей.

Задачи:

Подтвердить соответствие нормативно-правовых оснований деятельности ДОУ стандартизированным требованиям к деятельности юридического лица.

Подтвердить соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых ДОУ, государственным, региональным требованиям.

Установить соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, НРК ГОС.

Установить соответствие уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в ДОУ, типу и виду учреждения.

Установить (подтвердить) соответствие государственного статуса ДОУ, заявленного в Уставе и лицензии, требованиям Типового положения о дошкольном образовательном учреждении для предоставления прав и льгот, предусмотренных законодательством.

Формы работы:

Наблюдение за деятельностью образовательного учреждения, педагогов ДОУ, воспитанников.

Посещение открытых мероприятий.

Индивидуальные беседы с администрацией ОУ, педагогами-членами аттестационных комиссий, дошкольниками, родителями.

Анализ документов по организации образовательного процесса в ДОУ.

Анализ результатов деятельности образовательного учреждения по реализации задач, предусмотренных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом ОУ, Временным требованиями и НРК ГОС.

Содержание экспертизы:

Аттестационная экспертиза дошкольного образовательного учреждения проводится на основе анализа следующих документов:

Устав ДОУ; лицензия; образовательная программа; договоры с родителями (законными представителями); учебный план; сетка занятий; рабочие программы; протоколы педсоветов; диагностические материалы; программа развития ДОУ; годовой план; локальные нормативные акты.

Дополнительные источники информации: информационная карта ОУ; материалы самообследования результатов деятельности ОУ; экскурсия по ДОУ; посещение занятий; собеседования с участниками образовательного процесса.

В ходе экспертизы комиссия изучает и анализирует учебно-педагогическую и управленческую деятельность педагогического коллектива с целью установления соответствия аттестационным и аккредитационным показателям:

1. Исполнение образовательным учреждением требований ГОС при организации образовательного процесса по образовательным программам соответствующего уровня и направленности.

2. Соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников ДОУ требованиям государственных образовательных стандартов.

3. Соответствие реализуемых образовательных программ типу, виду и категории ДОУ.

На основании проведенного анализа аттестационная комиссия выносит рекомендации и предложения. Например, "Проведенный анализ показывает, что в ДОУ № 196 созданы условия для реализации программ дополнительного образования. Высокий уровень результативности работы учреждения в этом направлении позволяет внести дополнения в лицензию и свидетельство о государственной аккредитации. Рекомендуется лицензирование и аккредитация программ дополнительного образования по направленностям: художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной".

А также оформляются общие выводы экспертов по результатам аттестационной экспертизы. Например:

"С учетом анализа представленных материалов самообследования и, исходя из итогов аттестационной экспертизы содержания, уровня и качества подготовки воспитанников ДОУ требованиям ГОС, комиссия пришла к заключению:

Достигнутые результаты образовательной деятельности педагогического коллектива в МДОУ детском саду № 196 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников соответствуют целям и задачам заявленных образовательных программ, нормам законодательства.

Содержание, уровень и качество подготовки выпускников ДОУ соответствует требованиям ГОС РК.

Аккредитационные условия обеспечены в соответствии с нормативными требованиями.

Экспертная комиссия предлагает:

Аккредитовать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 196 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников.

Подтвердить государственный статус:

тип - дошкольное образовательное учреждение,

вид - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников.

категория - вторая.

Срок аккредитации - пять лет".

Данные выводы и рекомендации являются заключительной фазой заполнения технологической карты (Приложение 1), которая прилагается к аттестационному пакету документов учреждения.

Заключение

Аттестация проводится по заявлению образовательного учреждения один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.

Основными принципами аттестации образовательного учреждения являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.

При аттестации образовательного учреждения устанавливаются:

1) исполнение образовательным учреждением требований государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных образовательных программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников; полноты выполнения основных образовательных программ - на основе экспертизы учебных планов, образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением, расписания учебных занятий, классных журналов;

2) соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов - на основе результатов итоговых аттестаций и (или) выполнения специализированных тестовых заданий, контрольных и других квалификационных работ, рекомендованных к применению государственным органом управления образованием соответствующего уровня.

Форма и процедура проведения аттестации, аттестационные технологии, критерии аттестации определяются органом (службой), осуществляющим аттестацию.

По итогам работы аттестационная комиссия составляет заключение, которое подписывается всеми ее членами и доводится до сведения коллектива образовательного учреждения. Член комиссии, имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме.

Заключение аттестационной комиссии является основанием для издания в 2-недельный срок с момента оформления заключения проводящим аттестацию органом (службой) приказа о признании образовательного учреждения аттестованным или не аттестованным по соответствующим образовательным программам.

Приказ и копия заключения аттестационной комиссии в 2-недельный срок со дня издания приказа выдаются (высылаются) образовательному учреждению и его учредителю (учредителям).

Положительное заключение аттестационной комиссии является условием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации.

Так как документы об аттестации и государственной аккредитации учреждения имеют первостепенное значение для организации образовательной деятельности учреждения, то экспертам, работающим при проведении аттестационных процедур нужно подходить к выполнению своих обязанностей с особой тщательностью и большой ответственностью.

Литература

1. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 №3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-ФЗ; от 16.11.1997 №144-ФЗ; от 20.07.2000 №102-ФЗ; от 07.08.2000 №122-ФЗ).

2. Письмо МО РФ от 10.10.2001 №24-52-143/13 "О приведении нормативных правовых документов субъектов РФ, регламентирующих процедуру аттестации образовательных учреждений, в соответствие с действующим законодательством".

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении".

4. Приказ Минобразования России от 22.05.98 №1327 "Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений"

5. Лазарев B. C. Системное развитие школы. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 390 с.

6. Ядов ВЛ. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 1998. - 296 с.

Приложения

Приложение 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА для сбора информации о качестве деятельности дошкольного образовательного учреждения

ОУ__________________________________________________________

Эксперт _______________ Руководитель ДОУ _______________

КРИТЕРИЙ: уровень и направленность образовательных программ

ПОКАЗАТЕЛЬ

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ

+/-

1. Соответствие содержания образовательной программы заявленному статусу

Образовательная программа ДОУ

Программно-методический комплект

Программа развития*

Механизмы реализации образовательной программы

(планирование стратегическое*, годовое*, месячное*, инструментарий контроля*)

Образовательная программа ДОУ позволяет

подтвердить заявленный статус ДОУ

(тип, вид, категорию):

обнаружены данные о направленности

содержания образования на развитие

личности ребенка;

представлено содержание, обеспечивающее

четыре направления развития дошкольника

(физическое, познавательно-речевое,

социально-личностное, художественно-эстетическое);

четко предъявлены педагогические приоритеты,

как то поддержка детской индивидуальности,

развитие ценностных ориентаций,

активность в проявлении индивидуальности

на основе соблюдения основных норм

и правил поведения;

описаны условия осуществления

образовательного процесса, включая

модель организации образовательной

среды, комфортность, эстетичность,

особенности устройства

предметно-пространственного окружения;

полно и многоаспектно представлена

система контроля за реализацией

программы, позволяющей регулировать

деятельность всех участников

образовательного процесса

в Образовательной программе

ДОУ описан характер дополнительных

образовательных услуг.

ПОКАЗАТЕЛЬ

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ

+/-

2. Соответствие содержания образовательных программ заявленному статусу ДОУ

Устав.

Лицензия с приложением

Образовательные программы из перечня примерных

Рабочие программы.

План образовательной деятельности (модель образовательного процесса).

График распределения недельной нагрузки;

Программно-методическое обеспечение

ДОУ осуществляет образовательную

деятельность в соответствии

с образовательными программами,

зафиксированными в приложении к лицензии.

Уровни образовательных программ,

заявленные в Уставе и лицензии,

соответствуют реально осуществляемым

(согласно образовательной программе,

плану образовательной деятельности,

графика распределения недельной нагрузки)

В рабочих программах указываются

виды деятельности детей дошкольного возраста:

игровая,

предпосылки учебной деятельности

(старший дошкольный возраст)

общение,

продуктивная деятельность

(художественно-изобразительная,

конструирование),

физическая культура,

трудовая деятельность (самообслуживание,

труд в природе, коллективная деятельность),

познавательная деятельность

бытовая деятельность-

Направленность образования реализуется

через включение в образовательный

процесс дополнительных видов

деятельности, отвечающих интересам

детей (вариативных программ)

ПОКАЗАТЕЛЬ

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ

+/-

3. Полнота выполнения образовательных программ (в соответствии с заявленным типом, видом, категорией)

План образовательной деятельности

График распределения недельной нагрузки

Рабочие программы

Табель посещаемости детей

Ведомость комплектования групп

Содержание рабочих (учебных) программ

реализовано в полном объеме

(содержание образования предъявлено

полно, освоено не менее, чем половиной

воспитанников завершающих получение

дошкольного образования)

Содержание образования соответствует

возможностям ребенка и запросу родителей

Измерительные материалы соотносятся

с требованиями ГОС к результатам образования,

позволяют оценить уровень

образовательных достижений

выпускников по 3м составляющим

образованности

Комплектование групп включает

КРИТЕРИЙ: содержание, уровень и качество подготовки воспитанников ОУ

1. Соответствие содержания подготовки воспитанников требованиям регионального стандарта

Пояснительная записка к плану образовательной деятельности

Рабочие программы

В пояснительной записке к плану образовательной деятельности прослеживается взаимосвязь содержания образования и требований к уровню образованности дошкольников (социальной компетентности)

Рабочие программы педагогов соотносимы с требованиями РК ГОС в части определения целей образования дошкольников определенного возраста, содержание образования отвечает потребностям и возможностям дошкольников, обеспечивает условия для их социализации);

В рабочих программах выделено содержание и формы работы с одаренными детьми*

с детьми, требующими коррекционной работы,

с детьми, не посещающими дошкольное учреждение.

Рабочие программы предусматривают использование продуктивных видов деятельности, способствующих формированию навыков планирования, самооценки, самоконтроля.

2. Соответствие уровня и качества подготовки воспитанников требованиям регионального стандарта

Статистическая информация:

О результатах мониторинговых исследований за последние 3 года;

протоколы педагогических советов.

Аналитические материалы о качестве образованности воспитанников

Статистическая информация об итогах образовательных достижений дошкольников проанализирована, выявлены тенденции, динамика, причинно-следственные зависимости, определены перспективы развития.

Социализация дошкольников обеспечивается путем включения их в разные виды деятельности, при этом педагоги расширяют рамки образовательной среды ДОУ за счет экскурсий, походов, ………………………………………………………. .

Данные о продолжении образования дошкольников подвергаются анализу и свидетельствуют о сформированности у них желания учиться

Приоритетная направленность развития воспитанников ДОУ востребована на последующих этапах образования.

В аналитических материалах представлены не только статистические данные о качестве образования дошкольников, но и качественный анализ затруднений и проблем, возникших в ходе определения особенностей развития выпускника ДОУ для оказания помощи родителям в выборе образовательной траектории ребенка.

В аналитических материалах соотносятся результаты социальной адаптации воспитанников с оценкой деятельности педагогов при их аттестации

Аналитические материалы и рекомендации по коррекции деятельности педагогов ДОУ четки, конкретны, прогностичны, выражены в индикаторах, поддающихся измерению

Соответствие результатов деятельности ДОУ целям и задачам реализуемой Образовательной программы

Протоколы педагогических советов

Показатели мониторинга

Протоколы заседаний педагогических советов.

Протоколы родительских собраний

По результатам текущего и итогового контроля за ходом развития воспитанников проводится анализ проблем, причин отставания отдельных детей; даются рекомендации педагогам по созданию условий для успешного развития каждого ребенка

Средства оценивания позволяют выявить уровень общей и социальной компетентности выпускника ДОУ.

Наблюдается положительная динамика развития познавательной сферы ребенка (познавательных потребностей, интересов, способностей);

Отмечается положительная динамика развития эмоционально-чувственной сферы, (умение выражать отношение к явлениям окружающей действительности);

Подвергается педагогическому анализу результат развития у детей опыта продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игра)

Развитие коммуникативно-речевой сферы детей опирается на закономерности развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.

Речевая деятельность включает умения советоваться, спорить, приводить доводы

Общие выводы эксперта по критерию "Содержание, уровень и качество подготовки выпускников ДОУ"

КРИТЕРИЙ: кадровое обеспечение

ПОКАЗАТЕЛЬ

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ

+/-

Деятельность по развитию профессиональной компетентности педагогов

Статистические данные о кадровом составе педагогического коллектива.

Материалы аттестации педкадров.

Публикации педагогов.

Протоколы МО.

Протоколы педсоветов (МО).

Беседы с педагогами, руководителями ОУ.

Аналитическая информация по итогам посещения занятий (административный контроль)

Штат ОУ укомплектован полностью, что позволяет реализовать Образовательную программу и защитить право воспитанников на качественное образование.

В штате ОУ имеются психолог*, медработники, логопед*, старший воспитатель и другие специалисты, обеспечивающие общеобразовательную и приоритетную направленность деятельности ДОУ. …………………………………….

Педагоги имеют квалификацию, позволяющую реализовывать программы дошкольного образования.

Уровень компетентности педагогов соотносится с результатами образовательных достижений воспитанников, а положительная динамика повышения профессиональной компетентности педагогов подтверждается аналитическими материалами, предъявляемыми руководителями ДОУ и увеличением числа педагогов с повышенной категорией.

Обнаруживается соотносимость (корреляция) проблематики профессиональных затруднений педагогов с тематикой самообразования, методического сопровождения, технологий, реализуемых в образовательном процессе ДОУ

Условия для непрерывного повышения квалификации педагогов создаются, о чем свидетельствует …

УСТАНАВЛИВАЕТСЯ наличие разных по стажу групп педагогов и обеспечение условий для профессионального общения между ними

КРИТЕРИЙ: информационно-техническое оснащение образовательного процесса

1. Организация жизнедеятельности участников образовательного процесса.

2. Качество экспертной деятельности ОУ.

3. Соответствие материально-технической базы ОУ его статусу

Образовательная программа ДОУ.

Информация на стендах, в газетах, бюллетенях о деятельности ДОУ

Беседы с участниками образовательного процесса

Цель (миссия) ДОУ сформулирована.

Предложен план (алгоритм, программа …) действий, где учтены возможности и потребности каждого из субъектов образовательного процесса ДОУ.

Количество управленческих действий и их содержания оптимальны (необходимы и достаточны) для реализации целевых ориентиров ДОУ.

Программа развития ДОУ носит прогностичный характер: разделена на этапы (блоки, разделы), адресна, сбалансирована во времени, что позволяет надеяться на успешность ее реализации.

Система дополнительного образования социально ориентирована, адресна, востребована, информация о ней доступна родителям дошкольников.

Отмечается соответствие материально-технического обеспечения ДОУ уровню образования, заявленному статусу ДОУ, направленности реализуемых образовательных программ.

4. Полнота и объективность информации о состоянии образовательного процесса

5. Качество реализации функции планирования.

6. Реализация принимаемых решений.

7. Информирование общественности о качестве деятельности ОУ

Протоколы родительских собраний, родительского комитета ДОУ (попечительских органов).

Планы, программы деятельности ДОУ по отдельным направлениям

Педагоги и родители воспитанников информированы о целях и задачах ДОУ, правах и обязанностях участников образовательного процесса, о требованиях к результатам дошкольного образования.

Расписание занятий включает весь спектр видов деятельности дошкольников, имеется информация о режиме дня, о ходе развития воспитанников

Аналитические материалы включают оценочные суждения о разных аспектах деятельности ДОУ

Организована деятельность по информированию общественности о деятельности ДОУ*.

КРИТЕРИЙ: медико-социальные условия пребывания воспитанников

1. Динамика психофизического развития воспитанников.

Медицинские карты.

Данные о заболеваемости воспитанников.

Справки территориальной службы Санэпиднадзора о средних показателях заболеваемости.

Сведения о вакцинопрофилактике

Уровень заболеваемости воспитанников не превышает средних показателей по данной территории.

Тенденции к росту (снижению) количества детей с соматическими заболеваниями объясняются и обосновываются.

Количество и распределение времени занятий, питания и отдыха рассчитано оптимально

Медицинский контроль и профилактика заболеваемости ведутся системно

Физические показатели детей (рост, вес, масса тела…) соотносимы с возрастной нормой

Сведения о вакцинопрофилактике детей соответствуют требованиям

2. Оценка качества образовательной среды (комфортность, безопасность, эстетичность информативность)

Образовательная программа ДОУ.

Аналитическая информация о состоянии здоровья воспитанников данного ДОУ, причинах положительной или отрицательной динамики показателей

Ведется целенаправленная деятельность по созданию благоприятного психологического климата, адаптивной среды.

Организована системная деятельность участников образовательного процесса по оздоровлению, развитию навыков здорового образа жизни, используется система закаливания, адекватная состоянию здоровья ребенка…

Педагоги используют здоровьесберегающие технологии в организации взаимодействия с воспитанниками, ведут просветительскую работу с их родителями

Деятельность по формированию физической культуры организована в соответствии с особенностями состояния здоровья дошкольников.

В ДОУ организовано …………. разовое питание

Качество питания соответствует требованиям к его натуральным нормам

Витаминизация обеспечивается за счет…………………………

В отношениях педагогов и воспитанников преобладает взаимопонимание, диалог

Оздоровительная летняя кампания организована*: …………

КРИТЕРИЙ: права участников образовательного процесса

1. Обеспечение прав участников образовательного процесса, зафиксированных в законодательстве

Устав ДОУ

Приказы по основной деятельности.

Локальные акты.

Информационные стенды

Договоры с родителями

Пакет нормативно-правовых документов включает материалы, регламентирующие деятельность всех участников образовательного процесса.

Срок действия документов не истек.

Решения руководителей ДОУ и педсовета направлены на соблюдение прав воспитанников и педагогических работников.

Прием, перевод и отчисление из ДОУ соответствуют Уставу, подтверждаются заявлениями родителей.

2. Реализация дополнительных прав и гарантий детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Личные дела воспитанников.

Делопроизводство (переписка, справки и др.) по взаимодействию с органами опеки и попечительства, социальными службами, учреждениями здравоохранения, правоохранительными органами, родителями дошкольников

Организована деятельность по социально-правовой защите воспитанников, оставшихся без попечения родителей.

Организована деятельность по реализации права детей на качественное образование:

реализация права на дополнительные образовательные услуги;

выбор форм получения образования (в том числе в форме кратковременного пребывания);

организация педагогического сопровождения (совместно с педагогами других ОУ) ребенка для обеспечения его успехов при освоении образовательных программ

Право родителей на участие в культурной и творческой жизни ДОУ реализуется через……………. …………………………

Общие выводы и предложения эксперта по аккредитационным критериям.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение

обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей от …до 7лет. По результатам проведенной экспертизы деятельность ДОУ………………………………следует отнести к виду…………………… Для последующей успешной деятельности комиссия рекомендует_________________

Решение аккредитационной комиссии______________

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать