Проект мероприятий и апробация введения новых образовательных программ в МДОУ № 165 г. Новокузнецка

Проект мероприятий и апробация введения новых образовательных программ в МДОУ № 165 г. Новокузнецка

112

Проект мероприятий и апробация введения новых образовательных программ в МДОУ № 165 г. Новокузнецка

Аннотация

Тема исследования: «Проект мероприятий и апробация введения новых образовательных программ в МДОУ № 165 г. Новокузнецка».

Актуальность исследования. Существует противоречие между необходимостью осуществлять качественный процесс образования в дошкольных учреждениях как обеспечение возможности продолжать получение образования на последующих ступенях всей системы образования и отсутствием управленческого слежения как средства повышения качества образовательного процесса. Данное противоречие обусловило выбор проблемы исследования: разработка мероприятий и апробация введения новых образовательных программ в МДОУ с целью повышения качества образования.

Объект исследования - образовательный процесс в дошкольных учреждениях. Предмет исследования - повышение качества образования путем введения новых образовательных программ в дошкольных учреждениях.

Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить эффективность управленческих мероприятий по введению новых образовательных программ в дошкольных учреждениях с целью повышения уровня образования дошкольников.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:

1) проанализировать источники о состоянии современного российского образования, места дошкольных учреждений в системе образования;

2) определить законодательную базу деятельности дошкольных учреждений, а также факторы, влияющие на качество образования в МДОУ;

3) охарактеризовать финансовую, кадровую и педагогическую деятельность МДОУ «Детский сад №165№ г Новокузнецка;

4) разработать модель введения новых образовательных программ в МДОУ № 165 г. Новокузнецка с целью повышения уровня образования дошкольников.

Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и пяти приложений.

Содержание

Введение

Глава 1. Система дошкольного образования и воспитания в Российской Федерации

1.1 Дошкольное образование в системе современного российского образования

1.2 Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию

1.3 Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении

1.4 Перспективы развития системы дошкольного образования

Выводы по первой главе

Глава 2. Характеристика Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 165» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников

2.1 Цели и задачи МДОУ «Детский сад №165», структура управления учреждением

2.2 Анализ доходов и расходов ДОУ «Детский сад № 165» за 2006-2008гг

2.3 Анализ педагогического кадрового состава МДОУ «Детский сад №165»

2.4 Программа образования и воспитания МДОУ «Детский сад № 165»

2.5 Результаты диагностики уровня усвоения программы детьми в МДОУ «Детский сад № 165»

Выводы по второй главе

Глава 3. Проект мероприятий и апробация введения новых педагогических технологий в МДОУ № 165 г. Новокузнецка

3.1 Особенности управления дошкольным образовательным учреждением на этапе внедрения педагогических технологий (проект мероприятий)

3.2 Программа О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников как предлагаемая парциальная программа, повышающая уровень образования дошкольников

3.3 Занятия по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста (апробация программы)

3.4 Результаты апробации программы О.С. Ушаковой в системе обучения МДОУ № 165

Выводы по третьей главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Один из древнейших видов человеческой деятельности - воспитание детей - претерпел за многовековую историю своего развития существенные изменения, превратившись из бытового процесса в научно-обоснованный системный комплекс взаимодействия, основанного на результатах творческих и практических исследований.

Начальной ступенью образования является детский сад, здесь ребенок получает уроки нравственности, опыт общения с взрослыми и ровесниками, раскрывает свой творческий потенциал в игре, коллективном труде, получает элементарные навыки учебной деятельности.

Актуальность исследования. Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что административно-командная управленческая модель обеспечения унитарного образования осталась в прошлом времени. В России отчетливо происходит переход от унифицирования образования к его диверсификации, что определяет новые подходы к управлению его качеством.

Решая проблему повышения качества образовательного процесса, деятели педагогической науки (В.А. Кальней, Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев, С.Е. Шишов) считают качество социальной, психолого-педагогической категорией. Р.Г. Гурова и В.Н. Шамардин определяют новый подход к оценке качества образовательной системы: в своих исследованиях они доказывают необходимость диагностического, достоверного подхода к оценке качества образования с учетом конечных результатов.

Одной из существенных тенденций, характеризующих новый этап реализации доктрины образования Российской Федерации, является понимание того, что качество образования в решающей мере зависит от управленческих средств, обеспечивающих слежение за изменением содержания образования на первой ступени образовательной системы, которой является система дошкольного образования (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Б.С.Волков, Н.В. Волкова, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, Л.В. Пименова).

Дошкольное детство - сенситивный период в жизни человека для воспитания, обучения и развития, составляющих триединство образовательного процесса. Однако руководители этих учреждений подчас недооценивают роль средств управленческого слежения за качеством образовательного процесса. До настоящего времени в системе дошкольных образовательных учреждений доминирует административный контроль, для которого характерна эпизодичность получения информации о достигнутых результатах воспитания и обучения детей. Не разработана система средств управленческого слежения за качеством образовательного процесса с целью стимулирования творчества педагогов. При таком подходе трудно объективно оценить качество образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Сложившаяся ситуация требует пересмотра общих подходов к организации воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях, поиска актуальных методов и средств, способствующих повышению качества образовательного процесса.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что существует противоречие между необходимостью осуществлять качественный процесс образования в дошкольных учреждениях как обеспечение возможности продолжать получение образования на последующих ступенях всей системы образования и отсутствием управленческого слежения как средства повышения качества образовательного процесса.

Данное противоречие обусловило выбор проблемы исследования: разработка мероприятий и апробация введения новых образовательных программ в МДОУ с целью повышения качества образования.

Объект исследования: образовательный процесс в дошкольных учреждениях.

Предмет исследования: повышение качества образования путем введения новых образовательных программ в дошкольных учреждениях.

Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить эффективность управленческих мероприятий по введению новых образовательных программ в дошкольных учреждениях с целью повышения уровня образования дошкольников.

Гипотеза исследования: управленческие мероприятия по введению новых образовательных программ в дошкольных учреждениях будут эффективны в повышении образования дошкольников, если: уточнить сущность и структуру системы дошкольного воспитания и образования; определить показатели качества образовательного процесса и разработать модель управленческих мероприятий по введению новых образовательных программ в дошкольных учреждениях.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1) проанализировать источники о состоянии современного российского образования, места дошкольных учреждений в системе образования;

2) определить законодательную базу деятельности дошкольных учреждений, а также факторы, влияющие на качество образования в МДОУ;

3) охарактеризовать финансовую, кадровую и педагогическую деятельность МДОУ «Детский сад №165№ г Новокузнецка;

4) разработать модель введения новых образовательных программ в МДОУ № 165 г. Новокузнецка с целью повышения уровня образования дошкольников.

Теоретико-методологической основой исследования послужили: концепция научного управления (В.Г. Афанасьев, И.Н. Герчикова, Ф.Тейлор, А. Файоль); теория управления образовательными учреждениями и педагогическим процессом (К.Ю. Белая, Ю.Л. Конаржевский, Л.В.Поздняк, В.П. Симонов, Р.Б. Стеркина, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова); педагогическая концепция личностно-деятельностного подхода в обучении (А.Н. Леонтьев). Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс методов: изучение и анализ литературы, анализ управленческой деятельности в системе дошкольного образования и моделирование управленческих действий по введению новых образовательных программ с целью повышения качества образовательного процесса; изучение продуктов педагогической деятельности участников образовательного процесса; количественный и качественный анализ полученной информации.

Практическая значимость данного исследования: обоснована система управленческих мероприятий по введению новых образовательных программ как средства повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении, что делает возможным применение модели введения новых программ всеми дошкольными учреждениями.

Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и пяти приложений.

В первой главе проводится анализ источников по теме данного исследования, свидетельствующий о том, что современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. В этой же главе дается характеристика законодательной базы дошкольного образования, а также роли образовательной программы в организации образовательного процесса.

Во второй главе характеризуется дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №165» г. Новокузнецка, его цель, задачи, состояние финансовых средств, педагогический состав, образовательная программа учреждения, а также уровень усвоения программы детьми.

В третьей главе с учетом модели управления дошкольным образовательным учреждением на этапе внедрения педагогических технологий предлагается внедрение парциальной программы О.С. Ушаковой, реализация которой повысила бы уровень обучения дошкольников в аспекте развития речи; описывается ход апробации программы, эффективность ее внедрения.

В заключение приводятся рекомендации по завершению введения новых педагогических технологий в детском саду № 165.

Глава 1. Система дошкольного образования и воспитания в Российской Федерации

1.1 Дошкольное образование в системе современного российского образования

История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования. Например, в связи с экономическими трудностями, переживаемыми многими странами, в том числе и Российской Федерацией, уменьшается государственное финансирование системы образования, что ведет к ослаблению материально-технического оснащения учебно-воспитательных учреждений, к снижению качества подготовки педагогических кадров. Или неблагоприятная экологическая обстановка, царящая на планете, разрушающе действует на здоровье человека еще до его рождения. В результате снижаются способности к обучению; возникает потребность в создании образовательных учреждений коррекционного, компенсаторного, оздоровительного характера. В период войн, этнических конфликтов, которые вспыхивают то в одной, то в другой точке планеты, проблемы образования уходят на последний план перед угрозой смертельной опасности, катастрофически падает сама возможность учиться в школе, посещать детский сад.

Но, с другой стороны, образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества. Отмечается, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глубокие изменения в сознании, поведении людей. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека - таковы функции современного образования. Социальная роль образования заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия.

Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется ее самореализация, формируется «образ человеческий». С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.

Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития См., например, Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- С.47.. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате чего от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены:

на обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;

совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;

улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

К образовательным учреждениям относятся: дошкольные; общеобразовательные; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т. п.); учреждения дополнительного образования; другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей - колледж - вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). Появляются новые виды образовательных учреждений (школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты, школы народных ремесел и др.).

Главные задачи общеобразовательных учебных учреждений состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности.

Согласно Закону РФ «Об образовании» Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 //Российская газета, N 172, 31.07.1992. новой является трактовка традиционно существовавших профессионально-технического и среднего специального образования. Теперь оба этих звена рассматриваются соответственно как начальное и среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку, как правило, на базе общего образования (основной школы), квалифицированных работников по всем основ-ным направлениям общественно полезной деятельности. Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать