совершенствование практических умений и навыков учащихся в овладении искусства обработки металлов;
ознакомление с различными видами сплавов металлов;
ознакомление с различными видами соединений;
развитие художественной инициативы;
воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно - гигиенических правил в быту и на производстве;
воспитание уважения к народным обычаям и традициям, ознакомление учащихся с профессиями слесарь - инструментальщик, слесарь - ремонтник.
Основная цель раздела - формирование знаний, умений, навыков в области социальной этики, воспитание и уважение к личности, заботы в первую очередь о родных и близких людях, восстановление и упрочение семейных и национальных традиций. [19, с.78]
3. В содержании этого раздела программы информационные технологии занимают прочное место. В ходе их изучения учащиеся знакомятся с общими принципами и способами поиска, хранения, систематизации и получения информации, с источниками и носителями информации, с организацией банка данных. Наличие в школе вычислительной техники создаёт дополнительные возможности для накопления информации, ускоряет её поиск, способствует интеллектуальному развитию учащихся. С помощью вычислительной техники осуществляется расчёт количества материалов и стоимости изделия, поиск нужного материала и модели изделия, составление технологической карты и его изготовление, а также информация по различным стандартам на металлы и сплавы.
4. Тематический план изучения раздела "Обработка металлов":
Тема | Часы | |
1. основные свойства металлов | 2 | |
2. понятие о обработке металлов резанием | 2 | |
3. эскиз детали, разметка заготовки | 2 | |
4. рубка и резание металла | 2 | |
5. опиливание металла и распиливание отверстий | 4 | |
6. проект | 2 |
5. Реализация дидактических принципов в содержании программы:
Под принципами обучения следует понимать исходные положения, которые лежат в основе обучения и определяют все его стороны: содержание, методы, формы организации.
Между дидактическими принципами существует тесная связь, - это определенная система. А сейчас рассмотрим каждый принцип в отдельности.
а) научность, систематичность, последовательность в обучении.
Правила, обеспечивающие систематичность, последовательность и доступность в обучении: идти от конкретного к абстрактному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному. Вся система знаний по предмету "Технология", порядок расположения материала по годам обучения соответствуют развивающимся психологическим особенностям и возможностям учащихся, раскрывают внутреннюю связь между отдельными научными понятиями и общими закономерностями. Переход от близкого к далекому в учебном материале данного предмета осуществляется тогда, когда учитель связывает новые знания с жизненным опытом учащихся, с теми представлениями, которые они черпают в окружающей среде.
Суть смысла принципа систематичности в "Технологии" заключается в том, что учащиеся осознают приобретенные знания как элементы целостной, единой системы.
Одним из важнейших требований к систематическому расположению материала является соблюдение преемственных связей. Научность, систематичность и последовательность взаимосвязаны, и это имеет первостепенное значение для повышения уровня работы школы, а также для улучшения качества знаний учащихся. Например, тема "Счетные швы". В ней раскрывается понятие о наборе петель, видах швов, элементах швов. Эта тема открывает новые пока ещё не изученные понятия, но вместе с тем уже первоначальные знания есть.
б) сознательность и активность учащихся.
Сознательность понимается педагогами как овладение учащимися данными науки, учебным материалом, глубокое осмысление его, умение пользоваться знаниями на практике в новых условиях, превращение знаний в убеждения, в руководство к действию. Сознательное обучение обязательно предполагает активность и самостоятельность учащихся.
В ходе изучения предмета "Технология" у учащегося работает самостоятельная мысль, у него есть возможность творчески, внося что-то более рациональное, организовать свой труд, проверить, оценить его в свете своих собственных взглядов, знаний. Только такая активность и самостоятельность характерна для сознательности усвоения учебного материала. Примером тому служит тема "Счетные швы". На этом уроке учащиеся делают практическую работу (вышивание крестом и гладью), что обеспечивает хорошую усвояемость нового материала.
в) наглядность обучения.
Наглядность - это такой принцип, который строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком.
По характеру отражения наглядности окружающей действительности различают следующие виды наглядности:
натуральная наглядность (живые растения, животные, минералы).
изобразительная наглядность (фотографии, картины, рисунки).
символические изображения (географические карты, чертежи, диаграммы и графики, схемы, таблицы).
Есть и такие средства наглядности, которые сочетают все виды ее. Прежде всего, это учебное кино. С помощью кинокамеры можно проникнуть в тайны явлений и процессов. Кино может ярко и увлекательно показать скрытые глубинные процессы, протекающие в неживой природе, в живых организмах.
В школьном курсе "Технология" наглядность обучения лежит в основе реализации дидактических принципов. В ходе реализации этого принципа происходит ориентация учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств, возможность показа предмета в его развитии и изменении, появление учащимися максимум активности и самостоятельности, не допуская перегрузки обучения наглядными пособиями, не превращая наглядность в самоцель. Плакат о безопасности приёмов труда наглядно демонстрирует о технике безопасности при работе с иглами, ножницами и другими колющими предметами.
г) прочность знаний.
Принцип прочности требует, чтобы у учащихся были закреплены и долго сохранялись осознанные, систематизированные знания, умения и навыки.
Прочность знаний в "Технологии" находится в прямой зависимости от повторения, которое по возможности проводится на каждом уроке. Самостоятельность мысли при повторении находит свое выражение в создании новых способов доказательств, решения познавательной задачи. В условиях практического применения знаний на этом предмете создаются весьма благоприятные условия для самоконтроля. На каждом уроке учитель в первую очередь должен закреплять пройденный материал, т.е. проверять прочность знаний. Этот подход к проверке знаний ведёт, прежде всего, к успешному результату и к хорошим оценкам.
д) принцип индивидуального подхода.
Для того чтобы учащиеся сознательно овладевали знаниями, чтобы обучение действительно воспитывало, и было доступно, надо всемерно полно учитывать особенности каждого ученика.
Индивидуальный подход к учащимся в "Технологии" позволяет учителю, прежде всего, сделать обучение более доступным для каждого из них, умение применять знания на практике, самостоятельно мыслить, способность преодолевать помехи и трудности. Правильный учет этих особенностей помогает учителю лучше организовать самостоятельную работу учащихся. На уроке "Счетные швы" учащиеся могут полностью раскрыть или открыть свои таланты. Здесь требуется фантазия, чувство стиля, что в дальнейшем может повлиять на выбор профессии.
Каждый из принципов дидактики сам по себе, изолированно от других, своего значения не выполняет. Только в единстве, в определенной системе каждый в отдельности и все вместе они являются принципами обучения. Принципы дидактики служат основой для правильного решения важнейших вопросов теории и практики обучения.
6. Реализация содержания данного раздела в школе обеспечена следующей учебно-методической литературой;
1. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. П.Р. Атутова, В.А. Полякова. М.: Просвещение, 1989 год - 224с.: ил.
Авторы: А.К. Бешенков, Е.В. Васильченко, А.И. Воловиченко, В.А. Перов, З.И. Прокопьева, С.Г. Федосов, В.Н. Мадзигон.
2. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы под редакцией В.Д. Симоненко; Москва; Вентана - Граф; 2001 год; 256стр.
3. Башенков А.К., Бычков А.В., Казакевич В.М., Маркуцкая С.Э. Методика обучения технологии 5-9 классы.М., Дрофа, 2004г., 220 стр.
7. Межпредметные и внутрипредметные связи:
Экология - помогает определять экологически чистые материалы и знать их предназначение.
Охрана труда - несет важное значение на предмете "Технология". Это безопасность при работе на швейной машинке, работа с ножницами и иголками.
Экономика - расчёт изделия при изготовлении, экономия материалов.
ИЗО - красиво изображать различные виды изделий из металла.
Черчение - конструирование и моделирование чертежей.
Химия - химический состав металла.
Биология - где и из чего получают различные металлы.
Эргономика - удобство человеческой жизни.
Информатика - удобство и быстрота применения информационных технологий в построении чертежа.
8. При изучении раздела учитель постоянно уделяет внимание экологическим вопросам, формирует у учащихся систему экологических знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье. Воспитывает у учащихся привычку экологически целесообразного поведения, стремления к активной практической деятельности в систему жизненных мотивов, потребностей, идеалов каждого школьника, развивает практические умения по изучению, анализу, оценке и способам улучшения состояния окружающей среды своего края, области, города, села. В содержании экологического образования учитываются состояние окружающей среды, традиции и экологическая культура населения данной местности.
9. Задачам развивающего компонента посвящены, например, подразделы "Интерьер жилого дома". При изучении их учащиеся знакомятся с творчеством народных умельцев своего края, с материалами и инструментами, применяемыми в традиционных художественных ремеслах, со способами оформления интерьера жилого дома.
На занятиях по конструированию учащиеся учатся строить чертёж, пользоваться чертёжными инструментами, правилами снятия мерок и их условными обозначениями.
10. Практические работы учащихся:
Показ правил безопасной работы при выполнении работ;
Определение правильности выполненной работы;
Выполнение образцов;
Расчет простейших чертежей;
Объекты:
Подготовка рабочего места;
Требования к металлам и сплавам;
Изготовление схемы - чертежа для угольника крепёжного;