Психология и педагогика

Психология и педагогика

22

План

Введение …………………………………………………….. …………. стр 3

1. Восприятия и их свойства …………………………………………….... стр 4

1.1 Определение восприятия ……………………………………………… стр 4

1.2 Характеристики образа восприятия …………………………………. стр 5

1.3 Восприятие пространства …………………………………………….. стр 8

1.4 Восприятие времени ………………………………………………… стр 10

1.5 Восприятие движения ……………………………………………….. стр 10

1.6 Восприятие и представление ………………………………………… стр 13

2. Искусство и технология воспитания ………………………………… стр 16

Заключение …………………………………………………………….. стр 23

Используемая литература …………………………………………….. стр 25

Введение

Воспитательный процесс в средней школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в её убеждения, установки, поведение.

С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нём отражается личностно - деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведёт к манипулированию личностью.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

1. Восприятия и их свойства.

1.1 Определение восприятия.

Мы видели, что ощущение как об-раз окружающей среды дает какое-то представление об основных ее свойствах. Жизненно важными для субъекта характеристиками окружающих объектов являются их форма, уда-ленность, скорость их перемещения и расстояние между ними. Если оценка свойств поверхности тел, создаваемых ими возмущений воздушной среды, их химического состава может быть неточной, хотя и верной, то неточная оценка формы предмета и его удаленности может оказаться смертельно опасной. Что-бы удовлетворить этим требованиям, у животных и развился особый психиче-ский аппарат, работа которого состоит в воссоздании во внутреннем, субъек-тивном пространстве такого образа окружающего мира, который максимально точно воспроизводил бы пространственные и временные характеристики пред-метов и явлений, в котором в той или иной форме были бы представлены иные их качества, а сам образ был бы для субъекта настолько достоверным, что не вы-зывал бы у него никаких сомнений в их отдельном, независимом от субъекта су-ществовании.

Итак, восприятие -- это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непо-средственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверх-ности органов чувств.

В результате деятельности восприятия в субъективном пространстве формируется образ вос-приятия, или перцептивный образ объекта, ситуации или иного события, кото-рый обладает свойствами, отличными от свойств ощущений, на основе которых он строится. Таким образом, образ восприятия -- не просто совокупность ощущений хотя бы потому, что сами ощущения в процессе построения этого образа могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Образ восприятия, как и ощущение, является чувственным образом объекта, причем обра-зом, который возникает и существует при непосредственном, здесь и сейчас присутствии как субъекта, так и самого объекта. Обладая собственными меха-низмами, восприятие строит образ объекта или опознает его вместе с процесса-ми ощущения.

Восприятие -- это познавательный психический процесс, состоящий в целост-ном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосред-ственном воздей-ствии физических раздражителей на рецепторные поверх-ности органов чувств.

Необходимо отметить, что каждый образ восприя-тия является результатом интеграции ощущений нескольких модальностей, прежде всего зрительной, слуховой и тактильно-кинестетической. Звук будильника сливается с его фор-мой, цветом, весом и гладкой поверхностью в единый образ будильника. Восприятие в то же время всегда в большей или меньшей степени связано также с мышлением, памятью, вни-манием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску.

Поскольку образ восприятия является отличным от его
объекта, он имеет свои собственные характеристики, обнаружить и понять которые нелегко.

В каком бы тесном взаимодействии с объектом ни находился человек, он все-гда имеет дело не с ним самим, а с его образом, образом чего-то, что реально су-ществует вне нас.

1.2 Характеристики образа восприятия.

Основные характеристики этого образа -- образа восприятия, или перцептивного образа, не только отдельного объекта, но и всей воспринимаемой наличной ситуации, поскольку свойства образа объекта во многом определяются контекстом воспри-ятия.

Предметность. Эта характеристика образа восприятия указывает на такое его качество, как отделенность его от фона и спроецированность в данную точ-ку пространства, т. е. образа объекта как пространственно обособленного, от-дельного предмета. Здесь необходимо сделать важное замечание. В разговор-ном языке понятия «объект» и «предмет» часто употребляются как синонимич-ные. Предметность как характеристика образа восприятия заключается в том, что, до тех пор пока мы не зафиксировали взор на каком-то объекте, все окружающее пространство воспринимается нами как относительно недифференцированное, нерасчлененное целое. Стоит нам сосредоточить взгляд на объекте, как все вос-принимаемое пространство мгновенно расчленяется на образ самого объекта и образ пространства. При этом наблюдается специфический феномен, получив-ший в психологии название феномена «фигуры и фона», он заключается в том, что элементы предметного образа объекта моментально структурируются и при-обретают определенную, ограниченную форму, при этом предмет как бы слегка выступает вперед, оказывается на переднем, независимо от его удаленности, плане, а все остальные предметы сливаются в достаточно недифференцирован-ное, неограниченное и располагающееся как бы вокруг и позади предмета поле. Объект воспринимается именно как определенный предмет, имеющий опреде-ленное местоположение в пространстве. Если сосредоточить внимание на вазе, то исчезают лица, если на лицах, то -- исчезает ваза. Предметность отчетливо проявляется также в том, что если на чистом лис-те нарисовать круг, то ограничивающая его линия будет восприниматься как принадлежащая скорее кругу, чем окружающему его пространству.

Целостность. Восприятие -- это процесс, состоящий в организации отдель-ных элементов образа в единое целое. При изучении этого процесса было обна-ружено, что восприятие стремится организовать элементы таким образом, что это целое определяет значение элементов внутри него. Действие этого механиз-ма наглядно демонстрируется на знаменитом двойственном изображении «жены» и «тещи». В этом изображении значение одних и тех же его элементов зависит от значения, придаваемого всему изображению в целом. Одна и та же линия будет восприниматься либо как уродливый нос, либо как изящный кон-тур щеки и подбородка в зависимости от того, видим мы в данный момент в це-лом старуху или молодую женщину.

С подобными эффектами мы сталкиваемся и в повседневной практике, осо-бенно в затрудненных условиях восприятия. В сумерках в опасном месте остат-ки столба на двух опорах можно принять за человека, и тогда эти опоры будут восприниматься как ноги замершего в грозном ожидании злоумышленника.

Обобщенность. Обобщенность образа объекта при его восприятии заключа-ется в том, что отображаемый единичный объект, сохраняя все свои индивиду-альные особенности, вместе с тем воспринимается в качестве представителя класса объектов, однородных с ним по каким-либо признакам. Воспринимаемый в данный момент объект немедленно относится воспринимающим к определен-ной категории предметов, при этом общие свойства предметов этой категории начинают определять восприятие данного отдельного объекта, т. е. проецируют-ся на него.

Механизмы обобщения, имеющие место уже в процессе восприятия, в целом способствуют лучшему приспособлению к среде, поскольку позволяют мгновен-но определить, с каким именно объектом мы имеем дело, и построить свое пове-дение в отношении него соответствующим образом. Благодаря этим механиз-мам мы, например, редко путаем собаку с кошкой, независимо от того, какими размерами или формой обладает собака, и соответствующим образом строим свое поведение.

Константность. Любой организм живет в постоянно изменяющихся услови-ях среды. Движение объектов в пространстве, перемещение самого организма приводит к тому, что условия восприятия объекта постоянно меняются -- изме-няется форма его проекции на сетчатке глаза, меняется степень его освещенно-сти и цветовые оттенки. На условия восприятия влияют и другие факторы -- су-точное изменение освещенности, наличие или отсутствие облаков и ряд других.

В результате этого совокупность раздражений и их конфигурация при взаимо-действии с объектом постоянно меняются, и один и тот же объект в каждый дан-ный момент предстает в новом виде, при этом сам он остается неизменным. Если бы человек воспринимал все изменения раздражений, сопровождающие дина-мичное взаимодействие организма с объектом, его приспособление к среде было бы крайне затруднительным, поскольку он жил бы в постоянно меняющемся мире. Малейший наклон головы -- и один и тот же объект представал бы в но-вом образе. Поэтому в процессе эволюции выработались механизмы восприя-тия, обеспечивающие относительную неизменность перцептивного образа, соот-ветствующую неизменности самого объекта, т. е. константность восприятия. Та-ким образом, константность восприятия -- это способность системы восприятия компенсировать изменения условий восприятия объектов.

1.3 Восприятие пространства.

С усложнением образа окружающего мира его пространственные характеристики приобретают еще большее значение по срав-нению с их отражением на уровне ощущений. Возникновение образа объекта только и возможно при дифференциации пространства с соответствующим вы-делением в нем размеров, форм и взаимной удаленности составляющих его эле-ментов. Любой объект имеет какие-то пространственные характеристики, опре-деляющие его форму, а форма объекта в нашем мире является его наиболее устойчивой жизненно важной для субъекта характеристикой. В повседневной жизни мы определяем принадлежность предмета к какой-то категории прежде всего по его форме.

На уровне восприятия пространство дробится и приобретает глубину. Обра-зы объектов (предметы) в пространстве восприятия располагаются в точном соответствии с их расположением в реальном, физическом пространстве. Еще раз повторим, что точность отражения формы и удаленности объектов является для организма жизненно важной.

Пространство восприятия существенно отличается от сенсорного поля тем, что оно имеет более определенную структуру и размерность.

В точном построении образа окружающего пространства принимают участие не только зрительные, но и слуховые и тактильно-кинестетические образы.

Основой для построения всего пространства восприятия являются тактиль-но-кинестетические ощущения. В ходе наблюдений и научных исследований было обнаружено, что глаз начинает обладать способностью воспринимать фор-му и местоположение объекта, только вместе с ощупыванием предмета рукой в процессе индивидуального развития в раннем детстве или слепыми от рождения взрослыми людьми после хирургических операций по восстановлению зрения. В связи с этим можно сказать, что выражение «рука обучает глаз» нужно пони-мать почти буквально. Взрослые люди (слепые от рождения) с физиологически полностью восстановленным зрением испытывают в дальнейшей жизни серьез-ные трудности со зрительным восприятием объектов окружающего мира. Для получения зрительного образа незнакомого объекта им необходимо ощупать его, поскольку они продолжают руководствоваться привычной системой про-странственных отношений, которая отличается от таковой у зрячих с детства.

Те же механизмы восприятия, которые обеспечивают дос-таточно точное определение формы объекта и его местополо-жения в пространстве, приводят к возникновению некоторых пространственных иллюзий. Мало кто обращает на это вни-мание, но мы в каждый данный момент видим все предметы сдвоенными, за исключением того, на котором мы фиксируем свой взор (а также тех предметов, которые располагаются в определенном геометрическом месте точек окружающего нас пространства.

1.4 Восприятие времени.

В отличие от ощущений в образе восприятия субъекту дано не только представление о времени как таковом, но и представление о его размерности. В восприятии время дифференцируется, дробится на отрезки, ин-тервалы. Появляется переживание не просто длительности или последователь-ности, но и определенной длительности и последовательности. На субъективную оценку длительности влияют многие факторы.

Восприятие предметной среды по-зволяет человеку зафиксировать фазы наблюдаемых им в этой среде изменений. Ориентировка во времени опирается на устойчивую периодичность некоторых природных процессов. Двумя наиболее важными системами временных ориен-тиров у человека являются: 1) смена дня и ночи, фазы которых определяются общей степенью освещенности и положением светил и теней от них и 2) ритмы самого организма, соответствующие ритмам активности, связанным с ритмич-ностью возникающих потребностей -- перед привычным временем приема пищи ощущается голод, перед сном -- усталость. Ориентировка во времени формиру-ется в процессе индивидуального развития. Только к пяти годам ребенок безо-шибочно определяет утро и послеполуденное время.

1.5 Восприятие движения.

Физическое движение и восприятие движения -- не одно и то же. Мы можем воспринимать движение там, где его в действительнос-ти нет. От-ражение движения в восприятии является следствием такой же прецептивной деятельности, связанной с переработкой наличных раздражений в процессе вза-имодействия с объектами, как и отражение пространственных характеристик. Механизмы восприятия, обеспечивающие адекватное вос-приятие движения, могут приводить к возникновению ошибок -- иллюзорному восприятию движения, так же как и механизмы восприятия пространственно-временных характеристик среды -- к возникновению пространственных иллю-зий.

Реально восприятие движения приспособлено к восприятию тех процессов, которые могут иметь жизненно важное значение и связаны с реальными воз-можностями организма. В связи с этим имеется определенный диапазон скоро-стей, которые наше восприятие в состоянии отразить, и есть скорости, которые ему недоступны, например мы не воспринимаем скорости роста растений и не видим летящую пулю.

Восприятие как процесс. Выше в основном были представлены характерис-тики конечного результата деятельности восприятия -- чувственного предмет-ного образа окружающего мира. В возникновении данного образа в субъектив-ном пространстве при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств принимают участие два отличающиеся друг от друга процесса.

Во-первых, предметный образ объекта, формирующийся в какой-то одной модальности, является результатом интеграции ощущений различных модаль-ностей, возникающих в процессе взаимодействия с данным конкретным объек-том. Наиболее существенными для построения предметного образа объекта все же являются зрительные и тактильно-кинестетические ощущения. Именно эти ощущения дают возможность субъекту получить представление о форме пред-мета как отдельной сущности

В повседневной жизни мы по большей части, однако, пользуемся образами объектов, воспринятых «в общем». Этого оказывается достаточно для успешно-го приспособления. Такая ориентировка в предметном мире возможна потому, что в подобного рода случаях восприятие основывается не столько на построе-нии образа, сколько на его опознании. Опознание предметов становится возмож-ным благодаря тому, что в памяти хранятся не только признаки размерности объектов, их удаленности и наиболее общие признаки предметов. Опозна-ние объекта происходит путем соотнесения наличного образа с эталонами, хра-нящимися в памяти. Объект опознается в соответствии с той категорией, к кото-рой его наличный образ оказывается ближе всего.

Восприятие предметного мира является прежде всего результатом взаимо-действия различных анализаторов. Однако восприятие можно рассматривать также как продукт взаимодействия различных познавательных процессов. В со-здании целостного чувственного образа объекта при непосредственном воздей-ствии его на органы чувств принимают участие и ощущение, и мышление, и эмо-ции, и память. Ощущения сливаются с фигурой, имеющей форму, которая яв-ляется результатом деятельности собственно процессов восприятия; далее, посредством процесса категоризации, лежащего в основе мышления, фигура (сцена, событие) соотносится с определенным классом объектов (обобщенность образа); опознание фигуры, в свою очередь, невозможно без процессов памяти; восприятие к тому же всегда в той или иной мере эмоционально окрашено, при этом степень эмоциональной окраски связана с мотивацией.

Восприятие всегда характеризуется избирательностью. Мы не в состоянии воспри-нять все детали наличной ситуации. Воспринимается с большей или меньшей подробностью только то, в чем особенно заинтересован человек в данный мо-мент. Имеются три принципа, которые отражают мотивационную основу изби-рательности восприятия,

Принцип резонанса -- правильнее и быстрее воспринимаются те стимулы, которые соответствуют потребностям, ценностям личности.

Принцип защиты -- стимулы, противоречащие морально-этическим нор-
мам, принятым личностью, а также ожиданиям субъекта или потенциально враждебные стимулы воспринимаются хуже или подвергаются искажению.

Принцип настороженности, или сенсибильности, -- стимулы, угрожающие целостности личности, могущие привести к серьезным нарушениям в его психическом функционировании, узнаются быстрее всех прочих.

Восприятие, как и все остальные процессы, зависит от культуры. Культура оказывает влияние на то, что человек буквально может или не может воспри-нять. В частности, было обнаружено, что в некоторых африканских племенах люди не в состоянии воспринять перспективу в плоских изображениях, по-скольку европейский способ изображения перспективы на плоскости имеет ус-ловный характер. Восприятие цветовых оттенков также в значительной мере подвержено культурным влияниям.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать