Психология и педагогика, основные понятия
p align="left">Поведение человека может быть сознательным или неосознанным, добровольным или вынужденным, а также нормальным или девиантным.

Поведение человека управляется совокупностью внутренних (эндокринной системой, нервной системой, строением тела и т. д.) и внешних факторов (все влияния окружающей среды).

20. Психология личности

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует.

Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть, комплекс представлений о себе, созданный из представлений других людей о нас самих.

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.

В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

21. Межличностные отношения

Межличностные отношения -- совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Человеческие отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).

Человеческие отношения фундаментальны для индивидуального интеллектуального развития, так как благодаря им образуются как малые и простые общества (такие как село), так и крупные и сложные (как мегалополис). Человеческие отношения понимают связь как минимум между двумя индивидами.

Межличностные отношения классифицируют на:

- первичные отношения: те, что устанавливаются между людьми как сами по себе необходимые для жизнедеятельности индивидуума;

- вторичные отношения: те, что зарождаются в необходимости помощи или какой-либо функции, которую одно лицо выполняет в отношении другого.

Общественные и личные отношения человека реализуются именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека. Общение выступает в обществе как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений.

22. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия

Малая группа представляет собой небольшое объединение людей от 2-3 до 20-30 человек, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких людей, приятелей. Малая группа характеризуется психологической близостью ее членов, она является относительно самостоятельным социально-психологическим образованием.

Психологическая общность членов малой группы может обнаруживаться по разным параметрам - от чисто внешних, до достаточно глубоких, внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы - одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Малые группы могут быть классифицированы по нескольким основаниям: близости и глубине складывающихся отношений, принципу образования, отношению личности к нормам группы и прочее. В зависимости от близости и глубины складывающихся отношений, выделяют первичную группу.

Первичная группа - относительно устойчивое, немногочисленное по составу, связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами.

По принципу и способу образования различают реальные и условные, официальные и неофициальные группы.

В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Отношение - это позиция личности относительно всего, что ее окружает и самой себя. Чувства, интересы, внимание - вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях (группах, коллективах) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

23. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы

Педагогика (пайд - дитя, гогос - веду), искусство о воспитании, обучении и образовании человека.

- наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности;

- наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л.В. Мардахаев);

- наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович);

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Объект педагогики -- воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Предмет педагогики -- целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Постоянные задачи:

вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами

изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.

прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

внедрение результатов исследований в практику.

Примерами временных задач могут быть такие: создание библиотек, электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, выявление типичных стрессов в работе учителей, создание дидактических основ обучения хворающих школьников, разработка тестов уровней педагогического мастерства и др.

Функция педагогики - обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся. В каждой из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно.

Педагогические методы: наблюдение, изучение опыта, изучение продуктов ученического творчества (домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов), беседы (интервьюирование).

24. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. В педагогике, как и в других социальных науках, понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса (пример - «физическое воспитание», «эстетическое воспитание»).

Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование, мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания (отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки), умения (готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия), навыки (компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения).

Образование - это результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование - это объема систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить.

25. Основные категории педагогики: педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая задача, педагогическая технология

Педагогическая деятельность - это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях. В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми - педагогами.

Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников (воспитанника), следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание).

В целостном педагогическом процессе необходимо решать такие, задачи:

- структурирование и конкретизация целей обучения и воспитания;

- преобразование содержания образования в учебный материал;

- анализ межпредметных и внутрипредметных связей;

- выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;

- анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.

Педагогическая технология - это последовательная, взаимосвязанная система действий педагогов и воспитанников, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

26. Образование как ценность

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики социального и технического прогресса. Образование как социальное явление - это объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Образование, имея общественную природу и исторический характер, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Образование как социальное явление - это и система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту.

К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность.

27. Образование как процесс

Образование как процесс - это движение от целей к результату, процесс субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с воспитанниками, когда воспитанники в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается в активного субъекта педагогического взаимодействия. Характерной чертой образования является то, что оно интегрирует в себе:

-- воспитание как общественное явление;

-- педагогическую деятельность, преподавание (вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью обучаемых), воспитательная работа (организация воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач всестороннего развития личности);

-- самообразование и самовоспитание личности.

Понятие "педагогический процесс" обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, выражает сущность этих явлений. Педагогический процесс -- это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Сущностной характеристикой педагогического процесса является целостность как внутреннее единство его компонентов (основные категории и законы, цель и воспитательные ценности, связка педагог -- воспитанники, содержание воспитания и обучения, учебно-воспитательные учреждения, диагностика, критерии эффективности).

Педагогическое взаимодействие - преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

28. Образование как система. Система образования в России

Система образования намного сложнее любых других, более жестко детерминированных - технических, кибернетических, экономических и т.п. Система образования - это не замкнутая, жестко централизованная и упорядоченная система. Она - открытая система, способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы.

Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность. Структура образовательных учреждений России:

- Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) Общеобразовательные учреждения - государственные общеобразовательными школы, гимназии, лицеи. Имеют 3 ступени:

I ступень - начальная школа (3-4 года);

II ступень - основная школа (5 лет);

III ступень - средняя школа (2-3 года).

Ступени школы соответствуют 3 этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера.

Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования.

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование получают в профессионально-технических и иных училищах. Среднее профессиональное образование получают в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (техникумах, училищах, колледжах).

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня. Его получают в образовательных учреждениях высшего профессионального образования - университетах, академиях, институтах, колледжах. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Дополнительные образовательные программы проходят в учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников и др.

29. Образование как результат

Образование как результат фиксирует факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех тех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности. Образование как результат вбирает в себя такие понятия как грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура, менталитет. В современном понимании в грамотности человека должны найти своё воплощение важнейшие объективные характеристики и параметры природы, общества, человека, его духовные, нравственные личностные устои и ориентиры, а также способы познания этих характеристик и параметров в естественном единстве с формируемыми отношениями к ним.

Грамотный человек -- это человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Образованность -- это грамотность, доведённая до общественно и личностно необходимого максимума, категория, характеризующая личностные образовательные приобретения. Образованность предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и общества. Категория "профессиональная компетентность" определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.

Культура -- высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности.

Результат образования должен оцениваться по непосредственным, наблюдаемым и жёстко контролируемым параметрам эффективности педагогической деятельности и на уровне ментальных приоритетов (предпочтений) данного конкретного социума, с учётом динамики общечеловеческих ценностей и идеалов и меняющихся критериев реального материально-духовного прогресса и человека, и общества.

30. Воспитание: понятие (в разных смыслах), задачи, направления

Воспитание - это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.

На протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. По определению И.П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание», поскольку само слово однокоренное со словом питание. В словаре Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…». Зигмунд Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности». Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». В современной педагогике под воспитанием понимается «целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека». В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду».

Задачи воспитания - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного ребёнка, с учётом его возрастных особенностей.

Среди направлений воспитания выделяют прямое, косвенное, опосредованное и долгосрочного воздействие на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщения всех областей жизни.

31. Процесс обучения: понятие, функции, структура

Обучение - передача человеку определенных знаний, умений, навыков; целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников, целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений; процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества.

Основные функции процесса обучения:

Образовательная функция - вооружает учащихся системой научных знаний (факты, понятия, законы, закономерности, теории), умений, навыков и её использование на практике. Воспитательная функция - отчетливо проявляющаяся закономерность, которая органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Развивающая функция осуществляется при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Профориентационная функция обучения - выявление и развитие задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей в процессе обучения.

Структурные компоненты процесса обучения: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный.

32. Методы и приемы обучения

Традиционная классификация методов обучения, сложившаяся в практической деятельности, опирается на источники информации: словесные методы обучения (или методы устного изложения материала), наглядные и практические.

Выделяют следующие методы обучения:

Рассказ, беседа, лекция, учебная дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения (специальные, производные, комментированные, устные, письменные, графические, лаборатоно-практические, производственно-трудовые), ситуационный метод, лабораторный метод, практический метод, познавательные игры (симуляционные игры, инсценизация, генерация идей), метод программированного обучения, обучающий контроль (виды - устный, письменный, лабораторный, программированный, тестовый, самоконтроль).

Эффективность процесса обучения зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность. Приемы обучения могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном - подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т.п.

33. Формы организации обучения

Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого. Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и общими.

Урок - коллективная форма обучения. Типы -- уроки-лекции, лабораторные (практические) занятия, уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.), комбинированные уроки.

Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - Экскурсии - форма, при которой знакомятся с объектами изучения. Домашняя работа - форма без непосредственного руководства учителя. Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п.

Традиционная форма обучение -- представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Новая форма обучения -- дистанционное обучение - это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET.

Классическими формами воспитания и обучения являются семейное воспитание, воспитание в системе дошкольных и школьных государственных учреждений, новые формы -- негосударственные дошкольные и школьные учреждения, семейное образование, частное репетиторство.

34. Средства обучения

Средства обучения -- это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Современная типология подразделяет средства обучения на виды:

- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)

- электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

- Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)

- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

- учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)

- тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)

- учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)

Иной подход к типологии средств обучения разделяет средства обучения на материальные и идеальные и классифицирует их на три группы:

1. Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)

2. Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т.п.)

3. Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

35. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности

Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах - социальной. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга.

В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформировать не могут. Семья осуществляет, социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какова семья - таково общество.

Существенное влияние семья оказывает на выбор будущей профессии.

Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются:

- физическое - основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т.д.;

- нравственное - стержень отношения, формирующих личность;

- интеллектуальное - предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

- эстетическое - призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

- трудовое - закладывает основу их будущей праведной жизни.

36. Управление образовательными системами

Управление системами образования - одна из самых актуальных проблем данной сферы, так имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. История развития национальных систем образования свидетельствует о том, что конкретная организация, формы и методы управления образованием во многом зависят от особенностей политических, экономических и культурных традиций общества, от специфики государственного устройства и права. Несмотря на существующее множество национальных систем образования, в области управления образованием в зависимости от того, как распределены полномочия принимать решения, исторически сформировались две модели: централизованная и децентрализованная.

Централизованная модель управления системой образования предполагает концентрацию прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне управления. Такая централизованная модель управления (с некоторой передачей полномочий от центра местным властям) характерна для Италии, Испании, Греции, Португалии, Люксембурга, Франции.

Децентрализованная модель управления образованием предполагает передачу или делегирование ответственности за принятие ряда решений, а значит, и делегирование соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления. В связи с этим, можно выделить шесть подходов к децентрализации - рассредоточение власти среди социальных партнеров, региональная передача власти, региональная деконцентрация, локализация, институциональная автономия, маркетизация. Региональная модель управления характерна для Австрии, Германии, Бельгии. Местный контроль в управлении системой образования осуществляется в странах: Дания, Финляндия, Швеция, Ирландия. Институциональная автономия характерна для образовательных систем Нидерландов и Великобритании.

С 1991 года образовательная система России стоит на путях эволюционного развития имеющей главной целью - развитие интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны. Основы были заложены в государственной программе развития образования в России, разрабатываемой с 1992 года.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать