Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями
p align="left">Прежде всего следует научить мать внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, вести дневник наблюдений, а также овладеть некоторыми приемами по уходу, воспитанию и обучению ребенка. Всю психотерапевтическую работу с матерью необходимо проводить одновременно с обучением ее конкретным приемам коррекционной работы. На начальных этапах работы преобладает индивидуальная психотерапия членов семьи с одновременным обучением каждого из них отдельным приемам коррекционной работы, например, бабушку обучают, как правильно кормить ребенка, как учить его самостоятельному приему пищи, мать - как развивать ребенка во время прогулки, как проводить с ним те или иные коррекционные занятия, отца -- как заниматься с ребенком физическим воспитанием. Каждый член семьи должен получить от специалистов рекомендации по воспитанию и обучению ребенка. Если этот аспект консультирования становится ведущим и родителям предлагаются конкретные лечебно-коррекционные программы, обращается особое внимание на те или иные сохранные функции и потенциальные возможности ребенка, то такое консультирование в целом является психотерапевтическим.

Активное и грамотное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии семьи.

К важным ступеням работы с родителями можно отнести следующие:

1. Коррекция некоторых форм поведения матери, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, негативные желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной самооценкой.

2. Формирование понимания матерью проблем ее ребенка.

3 Постепенное исключение проблем преувеличения проблем ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка.

4. Повышение личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

5. Коррекция внутреннего психологического состояния матери: переживания, связанные с психофизической недостаточностью ребенка, должны постепенно перейти в осознание возможностей ребенка, в радость от его маленьких успехов.

6. Осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход матери из позиции переживания за недуг ребенка в позицию творческого поиска реализации его возможностей.

7. Трансформация воспитательно-образовательного процесса, реализуемая матерью по отношению к ребенку, в психотерапевтический процесс по отношению к себе самой; созидательная деятельность матери, направленная на ее ребенка, помогает ей самой, излечивая ее от негативного воздействия психологического стресса.

Нередко в семье возникают противоречивые суждения об обучении и воспитании ребенка. Специалист, выполняющий роль психотерапевта, должен уметь проводить семейные дискуссии и управлять ими, владеть семейной ситуацией, уметь слушать и вести психотерапевтическую работу с помощью вопросов «резюмирования» и других приемов. Методы работы с близкими взрослыми включают психотерапевтические тренинги, демонстрацию педагогических технологий, информирование о возможностях детского организма для восстановления мозга [4, 99].

Каждый специалист, работающий с ребенком с отклонениями в развитии, обязательно должен проводить психотерапевтическую работу с родителями. Обучением родителей в зависимости от структуры дефекта, в рамках таких программ занимаются профессиональные педагоги, специализирующиеся на обучении родителей, социальные работники, домашние учителя, что обеспечивает в дальнейшем организацию непосредственного обучения ребенка.

Потребность в общении у ребенка возникает на первом году жизни в результате непосредственного эмоционального общения с матерью и с возрастом приобретает все более ярко выраженный характер. Развитие ребенка полностью зависит от того, как реализуется эта потребность, какое место занимает общение в его жизни, с кем он общается, каков круг и характер общения, каково отношение общающихся к ребенку и ребенка к ним. Непоправимый ущерб развитию ребенка наносит социальная изоляция

У детей с нарушениями развития наблюдаются те же этапы психического развития, которые свойственны нормальным детям, но методики педагогического воздействия должны быть другие. Они направлены прежде всего на устранение помех, вызванных недугом и препятствующих нормальному темпу развития ребенка.

Специалисты -- сотрудники детских консультаций, члены медико-психолого-педагогических комиссий, педагоги - помогают родителям лучше узнать ребенка, раскрывают им сущность нарушений. Беседы психолога, педагога, врачей позволяют им обнаружить, осознать потенциальные возможности своего ребенка. Благодаря этому родители получают определенные жизненно важные для них сведения -- с чего начинать, что делать, как правильно организовать ребенку помощь, направленную на преодоление нарушений. Семье, в которой имеется такой ребенок, необходимо с помощью специалистов овладеть ситуацией и раскрыть нравственные, психологические ресурсы, которые есть у каждого члена семьи.

Задача специалистов в отношении родителей заключается в постепенном и последовательном включении семьи в процесс коррекционной работы. Это предусматривает расширение знаний родителей по проблемам общего психического развития детей, их знакомство с приемами и методами работы, участие в практическом обучении и наблюдениях за динамикой развития ребенка в процессе коррекционно-обучающего взаимодействия со специалистами. Затем разрабатываются и уточняются индивидуальные коррекционные программы, подбираются наиболее эффективные методы и приемы обучения, действенные формы работы. Родители становятся активными участниками этого процесса. Особое значение придается установлению психологического взаимодействия между всеми его участниками, повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с нарушениями развития. Активное и грамотное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии семьи. Родители должны получить информацию об источниках помощи: ассоциациях родителей и других формах общественной поддержки, о наличии реабилитационных центров в районе проживания.

Для достижения положительных результатов необходимо проведение ряда мероприятий, специально ориентированных на родителей. Это могут быть консультации, фрагменты совместной деятельности педагогов и родителей, беседы-разъяснения, во время которых конкретизируются цели и задачи работы с детьми в домашних условиях.

2.2 Основные задачи и формы взаимодействия специалистов и родителей

Задачи для специалистов и родителей

Цель педагогической помощи детям с нарушениями развития заключается в том, чтобы создать условия для появления у ребенка опыта преодоления или разрешения проблем, адаптации его к социуму через процесс воспитания и обучения. Родители и специалисты в процессе воспитания ребенка с особыми нуждами обучения ставят перед собой коррекционные задачи, соответствующие возрасту ребенка.

Специалист по работе с семьей решает в основном задачу повышения качества воспитательной работы не только с детьми, но и с родителями. Главной задачей специалиста при взаимодействии с семьей больного ребенка является не только выдача рекомендаций по лечению и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые способствовали активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители не считают что им навязывают готовые решения, считают их своими и более охотно используют при воспитании и обучении ребенка [14, 43].

Первоочередная задача для родителей - выбрать, вместе со специалистами, соответствующую тактику помощи, осуществлять и моделировать свои действия таким образом, чтобы максимально приблизить ребенка к обозначенной цели, а именно -- подготовить его к жизни, сформировать у него навыки и умения для обустройства своего быта, для овладения какой-либо доступной и посильной профессией. Эта задача, на каждом этапе развития, определяется с учетом специфики сохранных и нарушенных функций, ведущего дефекта развития, состояния интеллекта, моторики, уровня речевого развития и медицинского диагноза. Необходимо четко определять цели, которые желательно достичь в процессе обучения на ближайшее время.

Перед началом обучения ребенка необходимо выявить, какими знаниями, представлениями и умениями в пределах данной темы он владеет и какие проблемы у него имеются. Помощь в этом может оказать дефектолог, логопед, коррекционный педагог. В случае необходимости родители могут обратиться за помощью в психолого-медико-педагогическую консультацию (комиссию), где работают специалисты разных профилей.

На начальной стадии обучения большинство заданий можно и нужно выполнять в процессе повседневного ухода за ребенком.

Основными задачами родителей так же являются:

- создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;

- обеспечение своевременного приема ребенком предписанных ему медикаментозных средств, наблюдение за их действием и информирование об этом врача;

- постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдения;

- овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по раннему коррекционному развитию и воспитанию, а также обучению своих детей;

- овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы риска по отклонениям в развитии;

- участие в деятельности общественных объединений и организаций родителей детей с нарушениями в развитии;

- родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества, включать в жизнь ребенка игровую и посильную игровую деятельность; при посещении ребенком детского учреждения родители должны продолжать с ним работать.

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения в семье ребенка составляется совместно специалистами и родителями, она должна учитывать особенности заболевания. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы реабилитации ребенка.

В процессе обучения могут возникнуть определенные трудности, к которым родители должны быть готовы. Например, когда ребенок может, но не хочет выполнять задания. В таких случаях ребенка необходимо прежде всего научить подчиняться требованиям взрослых. Часто невыполнение заданий может быть связано с нарушениями внимания, поэтому важно правильно определить причину нежелания и применять адекватные формы воздействия.

Родителям и окружающим взрослым никогда нельзя быть причиной плача и дискомфорта ребенка. Одним из главнейших правил семейного воспитания ребенка с особенностями развития является предупреждение у него дискомфортного состояния, общего возбуждения, страха, реакций протеста. Слова и дела родителей всегда должны быть примером для ребенка. Родителям необходимо всегда выполнять обещания, данные ребенку. Особенно это касается детей с отклонениями в развитии, которые обычно меньше, чем другие дети, общаются с окружающим миром.

Формы работы по повышению уровня педагогической компетентности у родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Основой совершенствования семейного воспитания является работа по повышению педагогической культуры родителей, важной составной частью которой выступает подготовка к воспитанию ребенка с особыми нуждами в образовании. Говоря о пользе усвоения родителями знаний о воспитании детей, нельзя забывать, что их воспитательная деятельность всегда происходит на фоне уклада семейной жизни и является его частью. Работа с родителями по формированию педагогической компетентности не должна быть стихийной, эпизодической и обязательно должна планироваться специалистом по работе с семьей. Основой для планирования является анализ результатов анкетирования, изучающего ребёнка и родителей, уровень информированности членов семьи по вопросам воспитания и обучения детей, включение в годовой план работы вопросов, волнующих родителей.

Определив цели и задачи работы с семьей, необходимо выбрать наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества специалистов с родителями. Родителям необходимо объяснить значение режима дня и создание условий для организации деятельности ребенка в семье, разъяснить роль предметно-развивающей среды и взаимодействия с близкими взрослыми в развитии ребенка дошкольного возраста [16, 7].

Как показывает многолетний практический опыт Г.А. Мишиной [8,135] и других авторов, наиболее часто используются следующие формы организации лечебно-коррекционного процесса:

1) консультативно-рекомендательная;

2) информационно-просветительская;

3) практические занятия для родителей;

4) организация «круглых столов», родительских конференций, семинаров, клубов, детских праздников и утренников;

5) индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;

6) психотерапия и психокоррекционная арттерапия ;

7) подгрупповые занятия.

Как свидетельствует практика, наиболее широко используется консультативно-рекомендательная форма. В таких консультациях участвуют специалисты разных профилей, которые проводят первичное обследование ребенка и затем отслеживают динамику его развития. Психологическое консультирование -- это основа, которая должна быть принята во внимание при организации любого консультирования.

Можно выделить разные уровни консультирования в зависимости от возможностей специалистов - имеется в виду, как их подготовка, так и чисто формальные, организаторские моменты (наличие постоянного приспособленного помещения, необходимого времени, организации труда в том или ином учреждении и пр.). Так, консультирование может вестись в ряде случаев на чисто информационном уровне, когда консультант в ходе одной-двух встреч обеспечивает клиента определенными необходимыми ему сведениями. Другой уровень консультирования - обучение тем или иным навыкам, умениям - поведенческим, социальным, навыкам простейшей коррекционной работы, а не просто снабжение информацией. Третий уровень - помощь в активной перестройке системы отношений, оценки действительности, а не просто снабжение информацией или обучение.

Педагогу важно ориентировать усилия родителей на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно-развивающей среды, учитывающей особенности ребенка и значимость систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях семьи [12, 17].

Специалисты по желанию родителей выбирают те или иные вопросы воспитания и освещают их в своих лекциях. Лекции посвящаются знакомству родителей с закономерностями развития ребенка, принципам первоначального воспитания и обучения малыша, организации предметно-развивающего пространства ребенка в семье. В процессе лекций желательно использовать видео- и фотоматериалы, демонстрировать развивающие упражнения. [12, 16].

Слушая лекции и вопросы других родителей, слушатели лучше осознают и решают свои проблемы. Кроме того, они имеют возможность познакомиться и оказать поддержку друг другу. При информировании родителей о проблемах воспитания и образования большое значение имеет вещественное подтверждение слов педагога путем консультаций с указанием источников литературы, организации или посещения выставок.

Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей. Это могут быть педагогические игровые упражнения, семинары-практикумы, педагогические практикумы. Они направлены на овладение родителями такими способами организации совместной деятельности с ребенком, как упражнения, поручения, личный пример, постановка перспектив, игры, умением придавать ей воспитывающий и развивающий характер, умением заинтересовать ребенка совместной деятельностью и создавать условия для проявления в ней ребенком субъектной позиции.

Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организация «круглых столов», «мозговой штурм», родительских собраний, дискуссий, конференций, детских праздников, клубов. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители.

На индивидуальных занятиях с семьей выявляются положительные личностные качества родителей, необходимые для сотрудничества. Специалистом совместно с родителями разрабатывается индивидуальная коррекционно-образовательная программа для ребенка с учетом структуры основного дефекта и связанных с ним нарушений. При планировании программы раннего вмешательства очень важно, чтобы особое внимание уделялось реакциям родителей и возможности регулярного консультирования на том или ином этапе оказания помощи семье.

Важно научить родителей проводить коррекционно-развивающую работу одновременно со специалистами, а также самостоятельно под их руководством. Основная цель программ домашнего обучения состоит в стимуляции психомоторного развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, возраста, а также структуры ведущего отклонения в развитии и сопутствующих эмоционально-поведенческих и других нарушений. Программы с участием родителей обладают рядом преимуществ таких как:

1) Работа с программой оказывает психотерапевтический эффект на родителей.

2) Родители получают возможность непосредственно работать со своим ребенком.

3) Программы могут быть легко адаптированы к индивидуальным особенностям каждой семьи.

4) Все члены семьи выигрывают от участия в программе.

Содержание программы включает в себя задачи, методы и приемы работы с малышом с учетом его потенциальных возможностей (зоны ближайшего развития).

К формам индивидуальной работы с родителями относятся:

1. Демонстрация матери приемов работы с ребенком.

2. Конспектирование матерью уроков, проводимых педагогом.

3. Выполнение домашних заданий со своим ребенком.

4. Чтение матерью специальной литературы, рекомендуемой педагогом.

5. Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.

Первоначально от родителей требуется фиксировать ход занятия педагога с ребенком и повторять эти упражнения дома. Затем специалист оценивает, что получилось, и делает замечания о характере и видах следующих занятий.

В некоторых семьях матери предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия: специалист с ребенком действует как одно целое, а мать как партнер по игре. Затем мать и специалист меняются местами.

В других семьях специалист может предложить маме закончить задание, начатое им, а затем самостоятельно его выполнить, помогая в случае неудачи.

Для обучения родителей налаживанию сотрудничества родителей, детей, специалистов и других людей проводят занятия с двумя детьми и их мамами (подгрупповые занятия).

За последнее десятилетие появились новые формы помощи родителям и детям.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать