Психолого-педагогические особенности детей при обучении основам танцевального искусства в условиях современного образования
p align="left">Н.А.Зотов, рассматривая воспитательные возможности школьников, выводит определенную "доминанту" нравственных качеств, свойственных тому или иному школьному возрасту.

В младшем школьном возрасте формируются отзывчивость сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

В среднем школьном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируется чувства к родному краю.

В старшем школьном возрасте на основе развивающихся нравственных чувств воспитываются чувства собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям.

Нравственное воспитание проникнуто идеями дружбы, мира и сотрудничества между подростками, братской солидарности и взаимоуважения, гуманности. Важным принципом нравственного воспитания является воспитание детей в коллективе. Коллектив является действенным средством воспитания у ребенка чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности и взаимопомощи, т.е. основных принципов взаимоотношений между людьми. Коллектив - это школа формирования общественной направленности личности ребенка. В коллективе ребенок получает возможность проявить свои знания, отношение к окружающим, к деятельности: стремление оказать помощь, добиться результата, позаботиться о сверстниках, проявить доброту, трудолюбие.

Коллективизм - нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества, принадлежность коллективу, долга перед ним, умение при необходимости подчинять личные интересы в общении с другими людьми, накапливает опыт сотрудничества, сопереживания.

Воспитание школьников в духе дружбы между народами, уважение к людям всех национальностей - одна из задач воспитания подрастающего поколения.

Специфика интернационального воспитания заключается в формировании особого аспекта сознания и поведения человека нового общества, формировании у него определенных принципов, идеалов и убеждений, воплощающихся во всех видах его деятельности и формах общения. Интернациональное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, так же уважением к другим народам. Следует поддерживать и развивать чувства дружелюбия и симпатии у школьников по отношению к детям других национальностей. Выделение этого направления приобретает особую важность потому, что состав коллектива многонационален. Необходимо знакомить детей с трудом, бытом, искусством разных народностей.

Дружеское общение в быту, в труде, в играх являются первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям. Чувства патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это любовь к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста: "Все начинается с детства" - как нельзя больше относится к этому вопросу.

Многие отечественные педагоги, в том числе Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, трактовали патриотизм как любовь к человечеству. По мнению Н.А.Добролюбова, первоначально патриотизму, как и чувству любви, присущ эгоизм, проявляющийся в стремлении ребенка овладеть чужим благосостоянием и получить при этом удовольствие. Но при нормальном развитии ребенок постепенно осознает, что притеснение чужой личности и присвоение ее собственности превращает его в одинокое существо, назначение которого "поедать все окружающее", а значит, отчуждает его от всех остальных. В связи с этим педагог заключал: "Сознание такого положения тяжело, потому что противно природным инстинктам человека".

Глава 2. Практические исследования методов и приемов хореографии в формировании и развитии личности

2.1 Роль руководителя в организации учебно-воспитательного процесса

Социокультурная ситуация в Казахстане в начале XXI века сопровождается сменой общественного порядка, остротой политических, социально-экономических и духовно-нравственных проблем. Деформации ценностей, произошедшие в эпоху перестройки в нашей стране, привели к забвению многих ценностей: духовного подвижничества, гуманности, многих добродетелей. Образование утратило свою основную составляющую - деятельность по развитию нравственных ценностей человека. За последние годы государство ориентирует общеобразовательную школу, общество на воспитание подрастающего поколения как приоритетную задачу. Демократическое государство ставит своей задачей создание таких педагогических условий для свободного нравственного поиска и развитие нравственных ценностей, при которых происходит активный поиск гуманистических основ человеческого существования.

В этих условиях остро стоит проблема создания отечественной концепции воспитания.

Отсюда повышается ответственность педагога в выработке новых подходов и приоритетных направлений, принципов и технологий воспитании нравственных ценностей.

Следует отметить, что деятельность общеобразовательных учреждений зависит от творческой деятельности всего педагогического коллектива и активности каждого преподавателя, в том числе и педагогов хореографии. Именно он, являясь проводником высокой культуры, во многом определяет содержание духовой жизни всего школьного коллектива.

Проблемами коллектива занимаются философы, социологи, социальные психологи, педагоги. В развитии педагогической теории коллектива внесли свой вклад П.П.Блонский, Л.С.Выгодский, Н.К.Крупская, П.Н.Лепешинский, В.И.Сорока-Росинский, С.П.Шацкий и другие.

У истоков создания стройной теории личности в коллективе стоит А.С.Макаренко, который считал главным результатом воспитания личности в коллективе ее общественную направленность.

Современные исследователи проблемы коллектива отрабатывают различные подходы к ее изучению. Так Л.С.Новикова исследует наиболее эффективные пути управления детским коллективом как инструментом разностороннего развития личности каждого ребенка. Научное направление, представленное Т.Е.Конниковой, связывает главную функцию коллектива с нравственным развитием школьника. Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник придают большое значение систематической оценке деятельности детского коллектива.

Для эффективной работы с детским коллективом требуются определенные профессиональные качества педагога. Наличие профессионально-значимых качеств позволяет педагогу эффективно управлять педагогическим процессом, в нужное время вносить необходимые коррективы, направленные на его совершенствование.

Современные преобразования требуют от педагога готовности к работе в новых условиях, способности адаптироваться к педагогическим инновациям и быстро реагировать на современные и перспективные процессы социального и экономического развития общества. Иными словами возрастает потребность в педагогах высшей квалификации, владеющих высокой культурой, способных организовать учебно-воспитательный процесс на уровне современных требований.

От общей культуры и знаний педагога во многом зависит мировоззрение, моральный и эстетический принципы его учеников: все хорошее, как и все плохое, что есть в преподавателе, переходит к ним. Педагог танца, как и всякий другой воспитатель, обязан служить примером для своих учеников. Он должен понимать, что одна из главных задач в работе с детьми состоит в воспитании достойных граждан нашей страны, для которых устойчивый моральный облик является основой их жизни и деятельности.

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.

Цель воспитания - это то, к чему стремится общество, на достижение чего направляются его усилия.

Долгое время цели воспитания рассматривались с позиции идеала человека, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Несомненно, эту позицию надо рассматривать в качестве идеальной цели воспитания. Однако выделение такой цели в качестве единственной приводит к тому, что практический результат воспитательной работы существенно отличается от поставленных целей.

На сегодня ближе то определение цели воспитания, которое предусматривает оказание помощи для достижения собственными силами воспитанника возможного для него совершенства, т.е. стать нравственно развитой и практически деятельной личностью. (К.Смирнов).

Таким образом, формирование личности ребенка осуществляется в условиях педагогического процесса. Для того чтобы правильно организовать педагогический процесс, педагогу необходимо понимание его теоретических основ, видение компонентов этого процесса: целей, задач, содержания, средств, форм, методов. Средства, формы, методы составляют движущий механизм реализации деятельности участников педагогического процесса, за счет чего и происходит формирование личности.

Теоретическая разработка модели педагогического процесса дает возможность определить, как достигается собственно воспитательный результат. В традиционном представлении, особенно в массовой практике, принято считать, что существуют две самостоятельные области деятельности педагога - обучение и воспитание. Попытки рассмотреть возможности обучения в воспитательном плане чаще всего связываются либо с содержанием изучаемого материала, либо с воздействием на формирование у ребенка настойчивости, целеустремленности, ответственности и т.д.

Бесспорно, определенный воспитательный эффект заложен уже в содержании учебных программ. Содержание, в свою очередь, направлено на формирование физических, эстетических, нравственных, трудовых качеств ребенка.

В качестве методов, для эффективности занятий хореографией следует постоянно ориентироваться на основные принципы дидактики (сочетание сознательного и эмоционального, теоретического и практического, последовательности, наглядности, творческого подхода к изучаемому материалу).

"Универсальное искусство обучения всех всему", так трактовал дидактику чешский педагог Я.А.Коменский. Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли и И.Ф.Гербарт, И.Г.Песталоцци, А.Дистерверг, К.Д.Ушинский, Д.Дьюи, Г.Кершенштейнер, В.Лай и др.

Хореография дает широкий простор для использования в процессе занятий всех названных принципов обучения и воспитания, и чем гармоничнее они увязаны в материале и разнообразной деятельности учащихся, тем эффективнее будет результат работы с учащимися.

Сочетание эмоционального и логического является непременным условием ведения уроков, репетиций, постановочной работы. Например, разучивание движений закрепляется легче в том случае, когда они от непроизвольного рефлекса подражания проходят стадии прочувствования и осознания, закрепляясь, таким образом, и в мышечном ощущении ("отпечатываясь" в качестве стереотипа в коре головного мозга). Выученные таким образом движения надолго остаются в памяти и значительно легче поддаются интерпретации в различном танцевальном образе.

В педагогической практике следует шире использовать сочетание обобщенного и единичного, характерного движения, изучения на занятиях той или иной выразительной пластики помогает в создании конкретного образа. Такой прием расширяет представление детей об искусстве танца, о связи условных движений с реальными движениями жизни.

Наглядность - это основа обучения и совершенствования хореографических движений. Активно действующие во время хореографических занятий зрительный, мышечный и слуховой анализаторы помогают ученикам воспринять и запомнить движение, уточнить, исправить его рисунок, мышечно проверить равновесию и силу, распределить во времени.

Большое значение имеет образное слово - метафора, логические объяснения. Показ, аннотация, снова повторный показ с объяснением можно считать основным приемом педагогического процесса в занятиях хореографией.

Чтобы добиться эффективности исполнения движения, необходимо учитывать постепенность восприятия его учениками. Однако многое будет зависеть и от педагога: насколько точно он может показать движение, вычленить в нем главное, заострить внимание на кардинальных пунктах движения и донести их до сознания учащихся. Методика профессиональных учебников, несомненно, должна явиться главным ориентиром для педагогов-хореографов, занимающихся, в хореографических коллективах.

Системность преподавания, при использовании в методике разнообразных форм работы с детьми, является важным компонентом педагогического процесса. Принцип системности реализуется на основных этапах развития умений, знаний и навыков.

Так, на первом уроке ставится задача формирования в учениках основ грамотности, конкретно выражающейся в правильной постановке корпуса, ног, рук, головы, в соблюдении танцевальной осанки в движениях, близких практике детей - шаге, беге, подскоке. Одновременно ставится задача ознакомления учеников с элементами музыкальной азбуки, соотношением движений с ритмом, мелодией и характером музыки. Необходимо практиковать создание определенных образов животных, птиц, что в дальнейшем может развиться в обобщенные понятия мягкости, тяжеловатости, полетности и т.д. На этом же начальном этапе необходимо познакомить ребят с национальной музыкой и танцем в пределах элементарных движений. На последующих этапах занятия сосредоточиваются на осознании уже полученных навыков и ознакомлении с элементами классического, бального и народного танца, с основными правилами и закономерностями данного вида хореографии. Далее происходит последовательное накопление танцевального опыта, приобретение автоматических навыков в таких танцевальных движениях, как переменного шага, ритмизованного шага, припадания, некоторых ключевых дробных движений.

Навык сложных координаций ног, рук, корпуса и головы, которые необходимы для исполнения этих движений, позволяет быстро освоить детям и незнакомые движения народного танца той же степени трудности. Это дает возможность более свободного использования танцевальной лексики для раскрытия содержания танца.

Системность проявляется в методике разучивания движений, элементах соревновательности - какая группа сделает лучше, показать ребят, хорошо освоивших движение, разбудить воображение детей образным показом движения.

Для более старших интерес представляет работа над техникой движений, над определенной сложностью танцевального номера. Примитив же действует расхолаживающе.

Принцип доступности следует понимать в физиологическом и психологическом плане. Существует вопрос о "барьерах" нагрузок, которые вредны детям и подросткам, о последствиях неправильно поставленного корпуса и ног (как опоры), о доступности движений, основанных на тех или иных координациях (однонаправленных, разнонаправленных, симметричных, асимметричных, разноплоскостных и т.д.). Принцип доступности возникает также на основе различия психологии возрастных групп учащихся (репертуар, соответствующий интересам детей).

Доступность предусматривает разучивание упражнений и движений методом фиксации отдельных положений, этапов движения, фаз, которые отрабатываются отдельно.

Метод сравнения и контраста движений, каждое из которых еще яснее подчеркивает характер другого движения (например, фондю - тающего, фраппе - ударяющего). Необходимо использовать метод утрированно-отрицательного показа в контрасте с идеальной формой движения. Помогает восприятию движений и метод физической помощи (подойти и поправить ученика), после чего ученик мышечно проверяет правильное положение.

Для более доступного обучения следует использовать метод целостного упражнения. Здесь нужно пойти от упрощения отдельных частей фаз движения. Эту методику следует применять при новых и быстрых вводах, когда ученику следует иметь главные ориентиры - поворот через правое-левое плечо, повторение движения в новом направлении, прыжок с двух ног на одну, с одной на другую, на двух ногах и т.д. Однако только последовательность обучения приносит должный результат.

Принцип последовательности является одним из основных в хореографической работе. "Только те дети, которые прошли с самого первого шага основы хореографического обучения, воспитания, образования, развиваются правильно, становятся людьми любящими и понимающими хореографическое искусство. Всякий наскок, перепрыгивание через этапы наносит ущерб развитию детей". (Боголюбская М.С.)

Большое значение имеет цель и задачи каждого урока, а также средства их осуществления. Скажем, существует общая цель усвоения навыка выворотности ног, но это не значит, что учащимся надо все время повторять о выворотности. Очень важно сосредоточить внимание на путях приобретения выворотности в каждом отдельном движении, используя знания правил движения учениками в сочетании с раскрытием некоторых простейших законов биомеханики, которые необходимо проверить правильным внутренним мышечным ощущением (развернутого в сторону бедра и коленного сустава, повернутый ан деор пятки ноги, прямого корпуса, подтянутых мыщц живота, активно опущенного плеча опорной ноги). Урок должен содержать закрепление пройденного материала. Эти уроки, как правило, строятся без усложненных комбинаций и ритмического разнообразия, а сосредоточивает внимание учеников на последовательности мышечных ощущений, основанных на правилах; повторение необходимо считать основой, закрепляющей движение. Однако педагогическая практика давно учитывает возможности утомляемости мышечных ощущений, поэтому, повторяя те или иные движения, мы ставим перед учащимися все новые и новые дополнительные задачи.

При освоении нового материала, необходимо опираться на уже закрепленные танцевальные навыки, в противном случае обучение будет сводиться к механическому "натаскиванию" без всякого выхода разучиваемых движений в другие комбинации.

Навык следует считать закрепленным (с учетом требований к определенному этапу), если он не разрушается при изменении движений в темпе и ритме, в перемене направления и интерпретации движения в соответствии с новым содержанием и музыкой.

Говоря о многообразии методов обучения, надо сказать, что выбранные педагогом методы в значительной мере характеризуют учебно-познавательный стиль и дидактическую систему работы педагога, свидетельствуют о его индивидуальности и инновационно-творческом подходе к формированию личности, способной к непрерывному процессу самосовершенствования к активному преобразованию казахстанского общества с гуманистических и демократических позиций.

Хореографический коллектив - одна из распространенных форм обучения и воспитания, специфика работы которого достаточно сложна. Педагог-хореограф должен совместить задачи эстетического обучения и нравственного воспитания детей с балетмейстерской работой и со все возрастающими, часто неумеренными требованиями к выступлению детей на концертах. Работа в хореографическом коллективе имеет свою специфику, с которой не может не столкнуться каждый руководитель творческого коллектива. Это ограниченное время (два раза в неделю), различные способности учащихся, наличие разных возрастов, степень подготовки учащихся, постоянное пополнение и частичный отсев основного состава.

В рамках этих "предлагаемых обстоятельств" необходимо выбрать оптимальный путь для достижения разнообразных сложных задач.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать