Об эффективности использования данной системы вокально-хоровых упражнений можно судить по результатам диагностики. Входная диагностика на уроках музыки показала, что учащиеся в самом начале обучения певческим навыкам не достаточно проявляли интерес к пению и развитию певческих способностей: не могли сосредоточиться на исполнении отдельных элементов мелодии, ритма, дыхательных упражнений.
Проведя практический эксперимент, мы видим, что учащиеся, которые выполняли цикл упражнений на развитие певческих способностей не только активно и с интересом продолжают работать на уроке, но и участвуют в дополнительных творческих мероприятиях школы. Они научились правильно использовать свои певческие способности, самостоятельно направлять свою певческую заинтересованность (Приложение 5).
По результатам теста-опросника:
Ё Низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, слабовыраженный интерес к музыке у Коли К., Никиты. П.
Ё Средний уровень, наличие интереса к музыке, но с ярким предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки у Данила К, Кристины К., Наташи А.
Ё Высокий уровень. Ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальной деятельности и разножанровой направленности - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров у Наташи Ш.
Большинство учащихся стали быстро ориентироваться в трудных проблемных ситуациях и искать возможные решения в исправлении певческих ошибок, используя вокально-хоровые упражнения для развития певческих способностей.
В результате обработки полученных данных, выяснилось, что цикл вокально-хоровых упражнений оказывает значительное влияние на формирование и развитие певческих способностей (Приложение 6).
Таким образом, учащиеся с высоким уровнем развития певческих способностей обладают творческим потенциалом, отличаются развитым чувством исполнительского мастерства, уверенностью в себе. Это помогает им принимать участие в музыкальной жизни школы, района, области и участвовать в конкурсах районных, областных и способствует в дальнейшем связать свою жизнь с песенным творчеством.
Методический материал, примененный для проведения педагогического исследования, может быть полезен в работе педагогам, студентам, преподавателям музыки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребёнок может пользоваться с малых лет. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки.
В работе было рассмотрено существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России, значение хорового пения, раскрыли средства вокально-хоровой выразительности в пении. Изучили и проанализировать значение индивидуально-психологических различий в вокальной педагогике.
Выявили и проверили результативность использования комплекса педагогических условий, способствующих развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки.
В практической части исследования мы выявили музыкальные интересы учеников данного класса. На протяжении месяца в течение четырех занятий мы использовали упражнения на развитие певческих навыков. Наблюдения и беседы показали, что не все учащиеся умеют правильно реализовать певческие способности, следовательно, не имея успеха в певческой деятельности, теряют интерес к пению.
Дети при исполнении вокального произведения допускали серьезные ошибки, а именно, не могли правильно интонировать мелодию, передать ритмический рисунок произведения, эмоционально окрасить его, вникая в текст. В подтверждение данной проблемы проводилась диагностика, результаты которой показали, что многие учащиеся не умеют правильно владеть техникой дыхания во время пения, многие не имеют представления о звуковысотном соотношении, интонировании и используют возможности голоса при пении не в полном объеме, а на бытовом уровне.
На диагностических беседах выяснилось, так же, нравится ли ученикам на уроке музыки петь хором, сольно. Выявленные музыкальные интересы и пристрастия учеников помогли наметить перспективы дальнейшей деятельности.
В результате поведения эксперимента, выяснилось, что цикл вокально-хоровых упражнений оказывает значительное влияние на формирование и развитие певческих способностей.
Учащиеся научились правильно использовать свои певческие способности, самостоятельно направлять свою певческую заинтересованность. Большинство учащихся стали быстро ориентироваться в трудных проблемных ситуациях и искать возможные решения в исправлении певческих ошибок, используя вокально-хоровые упражнения для развития певческих способностей.
И отсюда мы можем говорить о подтверждении поставленной нами гипотезы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с.: ноты. - (Б-ка учителя музыки).
Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
Вербов А.М. Техника постановки голоса. Госуд. муз. изд-во. Москва, 1961.- 28с.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968. - 123 с.
Герцман Е. Гимн у истоков нового завета. Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. - М., 1996. - 247 с.
Детский голос. Экспериментальные исследования. Под ред. В.Н. Шацкой. М.: «Педагогика», 1970.- 246 с.
Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1998. - 69 с.
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - 2-е изд. - М.: Музыка,1996. - 368 с., нот, ил.
Егоров А. Теория и практика работы с хором. - М., 1951. - 99 с.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж./Оформление обложки А. Лурье - СПб.: Лань. - 192 с.
Зарин Д. И. Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом, год 1-й. - М.,1907.
Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. М., «Музыка», 1965.- 28с.
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
Зинченко В.П. Психологический словарь. / Под ред. Зинченко В.П., М.: Педагогика-пресс, 1999.- 440 с.
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. - М., 1964. - т.2. - 245 с.
Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера. М., АПН, 1952. - 167 с.
Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - Ленинград: Изд-во «Музыка», 1967. - 67 с.
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987. - 95 с.: ил.
Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., 1985. - 78 с.
Немов Р. С. Общая психология. - М., Просвещение, 1970. - с.176.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Л.И. Скворцова. - М.: Издательский центр ОНИКС. Мир и Образование, 2005. - 1200 с.
Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
Основы вокальной методики. Методич. рекоменд. по вокалу. Вологда, «Русь», 2003.- 36 с.
Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т.3, кн. 2-я. - 250 с.
Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
Плужников К.И. Механика пения. - СПб: «Композитор. Санкт-Петербург», 2004.
Прянишников И.П. Советы обучающихся пению. Госуд. муз. изд-во, М., 1958.- 52 с.
Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнатская, Н.И. Кнященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 232 с.
Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 240 с.
Рудик А. П. Психология. - М.: Учпедгиз, 1955. - 167 с.
Самарин В.А. Хороведение: Учеб. пособие для студ. муз. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 208 с.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Издательство «Прометей», 1992. - 270 с.
Струве Г.А. Когда запоет школа? // Искусство в школе. - 1996. - № 1. - С.50
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. - Т.8. - М.: АПН, 1950. - 283 с.
Федонюк В.В. Детский голос. Задачи и методы работы с ним. Санкт-Петербург: Издательство «Союз художников», 2003. - 64 с., с ил.
Чесноков П. Г. Хор и управление им. - М., 1961. - 52 с.
Яранцева Я.Г. Воспитание вокалиста. Учебно-методич. пособие. Вологда, 2006. - 49 с.
Приложение 1
Тест-опросник выявления когнитивного компонента музыкально - эстетических ориентаций детей 6 - 8 лет.
1. Ты любишь музыку?
2. Нравится ли тебе петь? Если да, то, что именно, какие песни?
3. Где тебе нравится больше петь - в школе, студии или дома?
4. Поют ли твои мама и папа дома или в гостях?
5. Какие песни тебе нравится петь, а какие слушать?
6. Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевизору и радио?
7. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо музыкальном инструменте? Каком?
9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если да, то, какие?
10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
11. Какие исполнители, певцы тебе больше нравятся?
Приложение 2
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
Стрельникова Александра Николаевна - педагог-вокалист создала свою систему в 30-е годы.
1-е упражнение «Ладошки»
Исходное положение: встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю - поза экстрасенса.
Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладошки в кулачки (делать хватательные движения).
Подряд сделать 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгнуть» 4 раза). Затем руки опустить и отряхнуть, 3-4 секунды пауза. Ещё сделать 4 коротких и шумных вдоха, и снова пауза.
Помните: активный вдох носом, пассивный выдох ртом.
Нормы: прошмыгайте носом 24 раза по 4.
В начале урока возможно лёгкое головокружение. Не пугайтесь, оно пройдёт к концу урока. Если головокружение сильное, то сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы, после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10).
2-е упражнение «Погончики»
Исходное положение: встаньте прямо. Кисти рук сжаты в кулачки и прижаты к поясу. В момент вдоха резкотолкаем кулачками к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в исходное положение на уровень пояса, плечи расслаблены.
Выше пояса кисти рук не поднимать, сделать подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов-движений.
3-е упражнение «Насос»
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Сделайте лёгкий поклон вперёд (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно резкий короткий вдох носом во второй половине поклона.
Вдох должен кончится одновременно с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий вдох с пола. Возьмите в руки свёрнутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шины автомобиля. Поклоны вперёд делаются ритмично и легко, низко не наклоняйтесь, вполне достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
Помните, накачивать шину нужно в темпоритме строевого шага.
Делать подряд 16 вдохов-движений, затем отдых 3-4 секунды и снова 16 вдохов.
4-е упражнение «Кошечка»
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч (ступни ног в этом упражнении не должны отрываться от пола).
Делайте лёгкую, танцующую присядь и одновременно с присядью - повороты туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем, такая же присядь с поворотом влево, и, тоже короткий, резкий вдох. Вправо-влево, вдох-выдох. Выдохи уходят между вдохами сами.
Колени слегка гнутся и выпрямляются (присядь лёгкая, пружинистая, глубоко не приседать). Руки делают хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот делается только в талии. Делать подряд 32 вдоха-движения, отдых, повтор.
5-е упражнение «Обними себя»
Исходное положение: руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым объятием резко шмыгайте носом. Руки в момент объятия идут параллельно друг другу (а не крест-накрест, но какая рука сверху, а какая снизу - всё равно, руки местами не менять), широко в стороны не разводить и не напрягать.
6-е упражнение «Большой маятник»
(«насос» + «обними меня»)
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Наклон вперёд - руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице, наклон назад - руки обнимают плечи). Вдох.
Кланяйтесь вперёд-назад, вдох с потолка. Выдохи уходят между вдохами сами.
7-е упражнение «Повороты головы»
(вправо-влево)
Исходное положение: основная стойка.
Чуть-чуть покачивайте головой, как будто говорите: «Ай-ай! Как не стыдно!». Смотреть прямо, вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен быть после каждого вдоха.
8-е упражнение «Маятник головой»
(вниз-вверх)
Исходное положение: основная стойка, опустите голову вниз - вдох, поднять голову вверх - выдох. Выдох должен уходить после каждого вдоха.
9-е упражнение «Перекаты»
Исходное положение: левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус тоже, стойка на одной ноге. правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие, на неё не опираться. Делаем лёгкий, танцующий присед на левой ноге (нога в колене слегка гнётся) и одновременно с приседом - вдох (после приседа левая нога мгновенно выпрямляется). Затем присядем на правую ногу - вдох. Исходное положение: правая нога впереди.
10-е упражнение «Шаги»
а) «передний шаг» (рок-н-ролл).
Исходное положение: основная стойка. Поднимаем левую ногу, согнув в колене, вверх до уровня живота (от колена нога прямая, носок натянут вниз как в балете). На правой ноге в этот момент делаем лёгкий, танцующий присед и вдох. После приседа мгновенно занять исходное положение. То же с правой ногой. Норма: 3 по 32 раза.
б) «задний шаг».
Исходное положение: основная стойка. Отводим левую ногу, согнутую в колене назад, как бы хлопая себя пяткой по голенищам. На правой ноге в этот момент слегка приседаем - и шумно шмыгаем. Возвращаемся в основную стойку. То же с левой ногой. 32 вдоха-движения.
с) Снова «передний шаг».
Приложение 3
Методика распевания В.В. Емельянова
Упражнения для разогрева голосового аппарата. В основе данных упражнений лежит методика работы с голосовым аппаратом новосибирского учёного В. В. Емельянова.
«Едем в зоопарк»
Упражнение 1.
- Сегодня мы с вами поедем в зоопарк. Поедем на машине. Но дорога в зоопарк заросла травой. Траву необходимо скосить.
«Косим траву» со звуком «шить», который произносится на активном выдохе. Рукой имитируем движение косаря (4-8 раз).
Данное упражнение нацелено на активизацию работы дыхательных мышц (диафрагмы).
Упражнение 2.
- Теперь дорога расчищена, надо завести нашу машину.
Губы должны быть влажными. На долгом выдохе имитируем работу двигателя машины. Соревнуемся, у кого больше «бензина» в машине, т.е. дольше может работать двигатель.
Упражнение тренирует способность экономно расходовать дыхание.
«Имитация звука «Р» вибрацией губ. Обратите внимание на то, чтобы имитировалась комбинация согласных «ДБР», т.е. звонких, а не глухих «ТПР». Можно предложить игру в поездку на автомобиле с изменением направления движения, подъёмом в горку, спуском и т.д., такие задания побудят детей изменять высоту и силу тона на вибрации губ. В любом случае рекомендуется добиваться звучного энергичного тона...».
Упражнение 3.
- Мы с вами приехали в зоопарк. Сколько здесь разных животных! Давайте подойдём к первой клетке. Здесь живут змеи (кобры). Кобра пока спит, но скоро проснётся.
Изображаем кобру: рука согнута в локтевом суставе (держать параллельно полу), затем «кобра» поднимается и шипит - «ш-ш-ш». Кисть руки - это голова кобры. Сначала пальцы сомкнуты в кулак, затем на звук шёпотом «а-а-а», пальцы раздвигаются, имитируя раскрытие «капюшона» кобры. Звук «Ш» должен плавно переходить в звук «А» (всё шёпотом).
Упражнение 4.
- А это - вольер с лошадкам. Лошадки скачут по кругу все вместе.
Дети цокают, губы в позиции «О».
- А лошадки все разбежались.
Дети цокают на разные гласные: «Е», «У», «А».
- Снова лошадки побежали по кругу все вместе.
Дети цокают, губы в позиции «О».
Приложение 4
Артикуляционная гимнастика
Упражнение 1
Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите четыре раза. (Далее - каждое задание исполняется четыре раза).
Упражнение 2
Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, кончик языка, и все более далеко отстоящие поверхности. Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его. Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении. Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
Упражнение 3
Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Предложите детям пощелкать всем одинаково, т.е. выстроить унисон низкими и высокими щелчками.)
Упражнение 4
Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность. Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки. Чередуйте два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.
Приложение 5
Результаты теста-опросника на выявление когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций у детей
№ | Наташа А. | Данил К. | Коля К. | Наташа Ш. | Кристина С. | Никита П. | |
1 | Да, люблю. | Да. | И да и нет. | Да! | Да, очень. | Да. | |
2 | Нравится. Например, «Котенок и щенок» | Да. Армейские. | - | Да! «Котенок и щенок», «Почему медведь зимой спит», особенно с вами. | Разные. | Блатные. | |
3 | Больше петь нравится в школе | Везде. | В школе. | В школе. | Дома, в школе, в клубе. | Дома, с Данилом, в гостях. | |
4 | Нет | Поют. | Нет. | Иногда слушают и поют. | Нет. | Нет. | |
5 | Нет порою сил. Мешает Шарик. | Любимых песен нет. | - | «Голубоглазая», «Котенок и щенок» | Красивые. | На телефоне слушаю, пою под караоке. | |
6 | По телевизору | Дома. | Дома. | Везде, в концертном зале, дома и на дискотеке. | По телевизору, по радио, на телефоне. | По телевизору. | |
7 | Рисовать | Петь и рисовать. | Рисовать. | Все люблю. | Рисовать. | Рисовать. | |
8 | Да, на гармошке. | Да. На балалайке. | Нет. Не приходилось. | На баяне. | На фортепиано. | Нет. | |
9 | Да. «Малахов +» | Да. Разные. | Нет. | «Угадай мелодию», МТV. | Слушаю музыку на МТV. | МТV, МузТV. | |
10 | Да. | Слушаю. | - | Слушаю музыку | «Трансмит» | Нет. | |
11 | Николай Басков | Много разных. | - | «Арбат», «Фактор», «Серёга». | Разные. | Разные. |
Приложение 6
Результаты эксперимента по развитию вокальных навыков на уроках музыки
Входная диагностика
Певческая установка | Дыхание | Звукообразование | Артикуляция | Интонация | Дикция | ||
Кристина С. | Правильная | Ровное, спокойное | Точное, мягкая атака | Ровно, прикрыто, округло | Хорошая | Разборчиво | |
Наталья А. | Не совсем правильная | Не ровное, напряженное | Не точное, придыхательная | Не ровно, не прикрыто | Плохая | Не разборчиво | |
Наталья Ш. | Правильная | Ровное, напряженное | Точное, мягкая атака | Ровно, прикрыто | Хорошая | Разборчиво | |
Данил К. | Не правильная | Ровное, напряженное | Не точное, придыхательная атака | Не ровно, не прикрыто | Средняя | Разборчиво | |
Никита П. | Не правильная | Не ровное, напряженное | Не точное, | Не ровно, не прикрыто | Плохая | Не разборчиво | |
Николай К. | Правильная | Ровное, напряженное | Твердая атака | Ровно, не прикрыто | Средняя | Разборчиво |
Итоговая диагностика
Певческая установка | Дыхание | Звукообразование | Артикуляция | Интонация | Дикция | ||
Кристина С. | Правильная | Ровное, спокойное | Точное, мягкая атака | Ровно, прикрыто | Хорошая | Разборчивая | |
Наталья А. | Не совсем правильная | Не ровное, спокойное | Точное, придыхательная атака | Не совсем ровно и прикрыто | Средняя | Не совсем разборчивая | |
Наталья Ш. | Правильная | Ровное, спокойное | Точное, придыхательная атака | Ровно, прикрыто, округленно | Хорошая | Разборчивая | |
Данил К. | Не совсем правильная | Ровное, спокойное | Не точное, твердая атака | Не совсем ровно и прикрыто | Средняя | Разборчивая | |
Никита П. | Не совсем правильная | Ровное, напряженное | Точное, придыхательная атака | Не ровно, более прикрыто | Средняя | Не совсем разборчивая | |
Николай К. | Правильная | Ровное, спокойное | Точное, придыхательная атака | Ровно, прикрыто, округленно | Хорошая | Не совсем разборчивая |