Психолого-педагогическое сопровождение в поддержке ЗОЖ

Психолого-педагогическое сопровождение в поддержке ЗОЖ

1

Содержание:

Введение

1.
Теоретические модели и аспекты здорового образа жизни

1.1Влияние оздоровительной физической культуры на организм

1.2 Общая система воспитания и физической подготовки

1.3 Основы здорового образа жиз
ни. Физическая культура в обеспечении здоровья

2. Педагогические методы и средства популяризации здорового образа жизни

3. Практическая часть

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение
.

В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым высшим учебным заведением ставится задача - вести подготовку специалистов на высоком уровне, с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими полученных знаний и умений позднее, в практической работе или научных исследованиях. Однако полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных и специально организованных занятиях физкультурой и спортом. Следовательно, качество подготовки, в том числе и физической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.

Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом путём «от болезни к здоровью», превращаясь всё более в чисто лечебную, госпитальную. Социальные мероприятия направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления, но не на воспитание человека.

Как же сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия?

Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма и сохранения здоровья - занятия физической культурой и спортом.

Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал бы великую роль спорта в современном обществе. В спортивных клубах, независимо от возраста, занимаются миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали быть самоцелью. Физические тренировки становятся катализатором жизненной активности, путем прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия. Технический процесс, освобождая работников от изнурительных затрат ручного труда, не освободил их от необходимости физической подготовки и профессиональной деятельности, но изменил задачи этой подготовки.

Цель исследования - на основе анализа психолого-педагогической литературы определить необходимость психолого-педагогического сопровождения в поддержке здорового образа жизни.

Объект исследования - процесс популяризации здорового образа жизни.

Предмет исследования - формы и методы популяризации здорового образа жизни.

Гипотеза: Процесс популяризации здорового образа жизни будет эффективным при условии создания и реализации специальной программы воспитательной работы по формированию у школьников осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни, изучение влияния специальных образовательных программ в базовых школах на ценностные установки подростков.

Глава 1. Теоретические модели и аспекты здорового образа жизни.

1.1Влияние оздоровительной физической культуры на организм
.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т.е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 2880-3840 ккал (в зависимости от возраста, пола и массы тела). Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 1200-1900 ккал; остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности организма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т.д. В экономически развитых странах, за последние 100 лет, удельный вес мышечной работы сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность. Дефицит энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма при этом составил около 500-750 ккал в сутки. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350-500 ккал в сутки (2000-3000 ккал в неделю).[5]

В настоящее время только 20% населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80% суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. Таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии (гипокинетическая болезнь представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой). В основе этого состояния лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе). Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40% массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу. «Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем», - писал академик В.В. Парин.[8] Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для полдержания оптимального тонуса центральной нервной системы, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу, создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата.

Энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов и систем зависит от характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее двигательная деятельность, тем полнее реализуется генетическая программа, и увеличиваются энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни. Важное значение имеет повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии.

В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту - угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов физической тренировки - урежение частоты сердечных сокращений в покое, как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой его потребности в кислороде. Увеличение продолжительности фазы расслабления (диастолы) обеспечивает больший кровоток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом.[5]

При выполнении стандартной нагрузки на велоэргометре, у тренированных мужчин объем коронарного кровотока почти в 2 раза меньше, чем у нетренированных, соответственно в 2 раза меньше и потребность в кислороде. Таким образом, с ростом уровня тренированности потребность сердца в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при максимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Это обстоятельство является физиологическим обоснованием необходимости адекватной физической тренировки.

Оценка функциональных резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния (УФС) показывает: люди со средним УФС (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже 75%. Напротив, хорошо тренированные физкультурники с высоким УФС по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или же превышает их.[8]

С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности), наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов риска - содержания холестерина в крови, артериального давления и массы тела.

Следует особо сказать о влиянии занятий оздоровительной физической культурой на стареющий организм. Физкультура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в процессе инволюции. Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии сосудов. С возрастом существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в возрастном уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений (хотя ЧСС в покое изменяется незначительно). С возрастом, также происходят изменения в сосудистой системе: снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление, в результате систолическое давление повышается. Все эти изменения в системе кровообращения и снижение производительности сердца влекут за собой уменьшение максимальных возможностей организма, снижение уровня физической работоспособности и выносливости. Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище усугубляют эти изменения. Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физкультурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости - показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности.

Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением массы тела, содержания холестерина в крови, снижением артериального давления. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных инволюционных изменений, а также дегенеративных изменений различных органов и систем (включая задержку и обратное развитие атеросклероза).

Не является исключением и костно-мышечная система. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физкультурой на организм человека.

1.2 Общая система воспитания и физической подготовки.

Занятия лишь тогда ведут кратчайшим путем к цели, когда основываются на верных принципах. Основной принцип, определяющий направленность и организацию физического воспитания в нашем обществе - это принцип всестороннего гармоничного развития личности. Есть, вместе с тем, ряд других принципов, являющихся обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных задач. Поскольку физическое воспитание есть вид педагогического процесса, то на него распространяются общие принципы педагогики: сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, постепенное повышение требований.[8] Однако в сфере физического воспитания последние принципы имеют свои особенности:

1. Принцип сознательности и активности

Результативность педагогического процесса во многом определяется тем, насколько сознательно и активно относятся к делу сами воспитываемые. Понимание сущности заданий и активно заинтересованное их выполнение способствует улучшению результатов, обуславливает творческое использование приобретаемых знаний и навыков в жизни. Эти давно подмеченные закономерности и лежат, прежде всего, в основе принципа сознательности и активности.

Необходимой предпосылкой сознательного отношения к деятельности является соответствующая ее мотивация. Мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны. Нередко, с педагогической точки зрения, эти мотивы случайны или малосущественны. Специалист призван заинтересовать школьников, опираясь на первоначальные мотивы, умело подвести воспитанников к пониманию общественной сущности физической культуры, ее значения как средства гармонического развития, укрепления здоровья, подготовки к творческому труду.

2. Принцип наглядности

Наглядность - необходимая предпосылка освоения любого дела. В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств.

Наглядность важна не только сама по себе, но и как общее условие принципов обучения и воспитания. Широкое использование наглядных способов для повышения интереса к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует скорейшему приобретению знаний и навыков.

3. Принцип доступности и индивидуализации

В основе этого принципа лежит учет особенностей занимающихся и посильность предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же -- необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями каждого человека, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовки, а также индивидуальные различия способностей.

Столь же важное условие -- постепенность в переходе от одних заданий - более легких, к другим - более трудным. Поскольку функциональные возможности организма повышаются постепенно, то и требования, предъявляемые в процессе физического воспитания, не должны возрастать чрезмерно резко.[1]

Проблема индивидуализации в процессе физического воспитания решается на основе органического сочетания двух направлений - общеподготовительного и специализированного. Общеподготовительное направление ведет к освоению обязательного для всех минимума жизненно важных двигательных умений, а специализированное направление ведет к углубленному совершенствованию в избранной деятельности.

Учитывать индивидуальные особенности не значит идти на поводу у них, поскольку индивидуальные характеристики поддаются направленному изменению.

4. Принцип систематичности

Суть этого принципа - регулярность занятий и чередование нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий.

Физическое воспитание мыслится в целом как непрерывный процесс, охватывающий все основные периоды жизни. Регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Вопрос заключается в том, какими основными чертами должна характеризоваться регулярность процесса физического воспитания и как она увязывается с оптимальным чередованием нагрузки и отдыха.

5. Принцип постепенного повышения требований (динамичности)

Этот принцип выражает необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок. Физическое воспитание находится в постоянном движении, в развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при этом - повышение сложности упражнений, нарастание силы и длительности их воздействия.

Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивности нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия - в том числе если нагрузки не переступают грань, за которой начинается переутомление, то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки.[1]

Внимательно анализируя сказанное о принципах физического воспитания, нетрудно заметить, что содержание их тесно соприкасается вплоть до частичного совпадения. Это и не удивительно. Ведь все они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса, который по существу своему един и лишь условно может быть представлен в аспекте отдельных принципов.

Отсюда следует, что ни один из указанных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие. Лишь на основе единства принципов достигается наибольшая действенность каждого из них.

Каждое отдельное, относительно завершенное занятие является звеном общего процесса физического воспитания. В целом занятия разнообразны - прогулки, утренняя зарядка, спортивные состязания, купания, туристические походы, уроки физкультуры и т. д. Однако все они строятся на основе некоторых общих закономерностей. Знание этих закономерностей позволяет педагогу в каждом конкретном случае разумно и с наибольшей эффективностью решать образовательные и задачи.

Физическое воспитание в значительной мере осуществляется в форме неурочных занятий, поскольку учеба занимает относительно небольшое по времени место в жизни человека. Неурочные занятия предполагают повышенную самодисциплину, инициативу и самостоятельность. Конкретные задачи и содержание неурочных занятий зависят в значительной мере от склонностей и увлечений занимающихся.

1.3 Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией и перееданием уже к 20-30ти годам доводит себя до катастрофического состояния, и лишь тогда вспоминает о своем здоровье, когда без помощи медицины уже не обойтись.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать