Пути и способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте
p align="left">Речевые задания хорошо помогают обучать детей задавать вопросы; «Где?», «Какой?», «Куда?» и т. д., употребляя сложные предложения. Например, ребёнку предлагается спросить у взрослого (или у другого ребёнка): «Спроси у Натальи Петровны, куда она положила новую книжку, игрушку». Ребёнок может задать вопрос различными способами («Куда вы положили новую книжку, игрушку», « Вера Петровна спрашивает, куда вы положили новую книжку, игрушку», « Вера Петровна спрашивает, где новая книжка, игрушка» и т. д.), и это будут или вопросы, или сложные предложения с союзными словами «куда», «где» и т. п.

Детям второго года жизни можно показывать не только предметные картинки (т. е. изображения отдельных людей, животных, предметов), но и картинки сюжетные, на которых изображено какое-нибудь событие (дети поливают цветы на клумбе, дети выпускают птичку из клетки). На третьем году возможности детей в рассматривании картинок увеличиваются, однако дети не предоставляются самим себе - руководить рассматриванием должен взрослый. Он объясняет смысл изображённого, раскрывает последовательность действий, задаёт детям вопросы и т. д.

Разнообразными могут быть вопросы, если на картинке изображён человек (мальчик, девочка или кукла). Здесь большой простор для обогащения словаря детей, для формирования умений правильно строить простые предложения. Рассматривая картинку, на которой нарисована девочка, и отвечая на вопросы, ребёнок называет предметы одежды девочки, цвет платья, ботиночек и т. д. Разнообразие вопросов и ответов увеличивается, если девочка изображена сидящей на стульчике, лежащей в кроватке.

До середины третьего года у детей нередки пропуски предлогов, и ответы на вопросы «Где сидит?», «Где лежит?» способствует закреплению использования предлогов в речи, и не только в отношении преодоления пропусков, но и в отношении правильности употребления. Сравнить, например, словосочетания «лежать в кровати» и «лежать на диване» и попробовать переставить предлоги: «лежать на кровати», «лежать в диване». Последнее невозможно, а лежать на кровати - значит лежать на неразобранной кровати.

Знакомя малыша с новыми словами, нужно обратить внимание на твёрдость произнесения согласных звуков. Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Показывая игрушечного гуся, взрослый говорит ребёнку: «Это гусь. Он кричит: га-га-га! А теперь скажи, как кричит гусь». Если малыш будет ошибаться и произносить звук г мягко (гя-гя-гя), необходимо поправить его.

Внимание к правильному формированию звуковой стороны речи должно быть не меньшим, чем внимание к содержательной стороне. Обращать внимание малыша на то, как правильно произносятся слова, требовать от него выговаривать слова и фразы чётко, внятно.

Когда детям читают народные песенки, потешки, когда разучивают их с ними, то, разумеется, это, прежде всего, важно для ознакомления детей с художественным словом. Но вместе с тем это способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из потешек и песенок, наверное, и создавались для того, чтобы дать малышу возможность «поиграть» звуками.

Нередко взрослые подражают несовершенной речи ребёнка, заимствуют у него неправильно произносимые слова: «Ах, ты мой теньцик далягой (птенчик дорогой)!». Делать этого не следует. Незачем своим авторитетом закреплять недостатки речи ребёнка, тем более что он сам уже может слышать неправильности звукопроизношения в речи других людей и даже в какой-то мере понимать, осознавать недостатки своей речи, своё умение.

Внимание ребёнка к особенностям слышимой им речи, умение слышать тонкости произношения слов и помогают ему в усвоении правильного произношения звуков и слов. Поэтому важно, чтобы взрослые, разговаривая с маленьким ребёнком, следили за чёткостью, ясностью своей речи, за её темпом, так как в убыстрённой речи при небрежном произношении (а оно характерно для обыденной разговорной речи) звуки (гласные и согласные) значительно изменяются, ослабляются, как бы стираются, а иногда и выпадают .

К трём годам ребёнок:

Часто задаёт вопросы взрослым;

Пользуется двух-, трёхсловными предложениями;

Говоря, высказывает свои впечатления, мысли;

Договаривает звуки, слоги, слова при чтении;

Имеет словарный запас 1000 - 1500 слов;

Понимает значение простых предлогов и множественного числа;

Знает время суток;

Называет два цвета .

Между годом и двумя ребёнок делает заметные шаги в навыках речи и понимания её. Он демонстрирует постепенно увеличивающееся понимание отдельных слов и простых наставлений. Обычно этот уровень понимания превосходит набор слов, которым ребёнок пользуется сам. Осмысливание ребёнком более сложной речи опирается на невербальные намёки и запоминание каких-то обыденных ситуаций, например, того, что игрушки кладут в коробку, а не под неё. Таким образом, ребёнок в этом возрасте заполняет пробелы между уже понятными им сферами.

К двум годам ребёнок усваивает, что слова, обозначающие знакомые им предметы, относятся к таким же предметам в книжках или в кукольных домиках. Взрослым с их опытом это и так ясно, но ребёнку надо усвоить, что рисунок банана называется так же, хотя этот банан плоский и совсем несъедобный. Точно так же кукольный стул назван тем же словом, что и настоящий, хотя сидеть на нём нельзя.

Возраст, в котором появляются первые слова и словосочетания, весьма неоднозначен. Но ожидать появления явных признаков развития речи следует к двум годам. К этому времени ребёнок владеет большим числом различных слов, хоть и необязательно произносят их чисто, как взрослые. Часто он объединяет два слова в простые, но неправильные сочетания. Это может быть комбинация имени ребёнка с названием какого-то предмета или же чего-то, что ему хочется.

Общая смягчённость речи характерна и для третьего года жизни. Многие звуки ещё отсутствуют и заменяются более лёгкими для произнесения. Так, шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) нередко заменяются мягкими свистящими звуками сяпка (шапка), зюк (жук), сенок (щенок), цяйник (чайник), иногда вместо звука ч ребёнок может произнести звук ть; тясы (часы). Твёрдые свистящие заменяются мягкими (сянки вместо санки), согласные р, рь, л отсутствуют или заменяются звуками ль, й: ыба (рыба), гия (гиря), двель (дверь).

Часто ребёнок двух лет и чуть старше снова и снова повторяет вопрос о названии одних и тех же предметов. Можно предположить, что ребёнок забывает ответ. Однако нередко вопрос повторяется ещё до того, как взрослый ответит. Данное обстоятельство заставляет думать, что ребёнку нравится внимание взрослого и собственная способность задавать вопросы. Мы, взрослые, склонны считать речь нашим специфическим средством получать ответы на вопросы, выражать эмоции или испытывать удовольствие от хорошей беседы. Дети, наоборот, получают удовольствие от самой речи и практического применения того, что уже освоено. Похоже, что, прыгая и бегая, напрягая мышцы своего речевого аппарата, они испытывают одинаковую радость, хотя взрослым это может показаться совершенно бессмысленным.

В период от двух до трёх лет речь ребёнка и его понимание речи должны заметно продвинуться. Если от двух до двух с половиной лет развития речи не наблюдается, данное обстоятельство требует серьёзного внимания независимо от того, насколько хорошо малыш развивается в других областях.

Если попробовать перечислить слова, которые ребёнок выучит в этот период, потребуется много времени. Малыш говорит короткими фразами и простыми предложениями. Но, в отличие от взрослой речи, в них много грамматических ошибок. Поток речи ребёнка имеет прерывистый характер, поскольку малыш ищет слова и способы выразить своё сообщение. Желание ребёнка общаться может превосходить объём его речи, что иногда приводит его к своего рода запинкам. Как и повторение слов, характерное и для данного возраста, такие запинки на отдельных словах обычно проходят бесследно, если взрослые или насмешливые дети постарше не обратят это в проблему.

В этот период игра ребёнка, особенно основанная на подражании, отражает рост его речевых способностей и стимулирует попытки малыша выразить свои желания. Постепенно для взрослых становится понятным разговор малыша с самим собой во время игры. Если его прежний опыт даёт на это основания, то в данном возрасте ребёнок будет считать взрослых людьми, которые ответят на вопросы, выслушают сообщение и помогут, когда его собственный лексический запас окажется недостаточным.

К концу третьего года жизни в словаре ребенка: существительные и местоимения составляют 50,2%, глаголы - 27,7%, наречия - 5%, прилагательные - 11,8%.

Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогать детям усваивать слова , обозначающие части и детали предметов, их качества.

Следует вводить в словарь некоторые родовые понятия, иначе группировку предметов малыши осуществляют, ориентируясь на случайные, а не на существенные признаки.

В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов, союзов, вопросительных слов(основы для совершенствования синтаксиса).

Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т.д.).

Дети различают слова, ориентируясь на приставку, суффикс (пришел - ушел - зашел, чашка - чашечка). Малыши осваивают согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными, правильные формы родительного и винительного падежей множественного числа имен существительных, притяжательных прилагательных; начинают пользоваться прилагательными и наречиями в сравнительной степени.

Известно, что освоение грамматического строя речи особенно быстро происходит во второй половине третьего года жизни. (По данным исследователей до трех с половиной лет, а по некоторым показателям и до четырех лет, речь существенно не меняется).

1.3 Способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте

К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягченно (дяй вместо дай). Отчетливость произнесения звуков во многом зависит от их места в слове. Так, если слово состоит из двух открытых слогов (после согласного идет гласный: мама, Вова, Катя), то малыш произносит его правильно. Если же слово состоит из трех и более слогов, то ребенок часто заменяет одни звуки другими, пропускает звуки и слоги (вместо машина - паина, вместо велосипед - апипед). Пропускается звук и в том случае, когда два согласных стоят рядом (второй произносится как тоой, коёй, дверь - как вей).

Знакомя малыша с новыми словами, обращайте внимание на твердость произнесения согласных звуков. Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Показывая игрушечного гуся, взрослый говорит ребенку: "Это гусь. Он кричит: га-га-га! А теперь ты скажи, как кричит гусь". Если малыш будет ошибаться и произносить звук г мягко (гя-гя-гя), поправьте его.

Общая смягченность речи характерна и для третьего года жизни. Многие звуки еще отсутствуют и заменяются более легкими для произнесения. Так, шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) нередко заменяются мягкими свистящими звуками: сяпка (шапка), зюк (жук), сенок (щенок), цяйник (чайник), иногда вместо звука ч ребенок может произнести звук ть: тясы (часы). Твердые свистящие заменяются мягкими (сянки вместо санки), согласные р, рь, л отсутствуют или заменяются звуками ль, и: ыба (рыба), гия (гиря), двель (дверь)...

Внимание к правильному формированию звуковой стороны речи должно быть не меньшим, чем внимание к содержательной ее стороне. Обращайте внимание малыша на то, как правильно произносятся слова, требуйте от него выговаривать слова и фразы четко, внятно.

Конечно, несовершенства речи впоследствии (на 4 - 6-м году), как правило, постепенно исчезают сами собой, по мере того как ребенок, постоянно слыша правильную речь взрослых, прилаживаясь к ней, овладевает правильной артикуляцией. Однако малышу нужно помогать в этом, используя звукоподражания, показывая рисунки предметов, в названиях которых есть тот или иной звук, не произносимый или неправильно произносимый ребенком. Так, можно попросить малыша изобразить жужжание жука (ж-ж-ж-ж), шум деревьев (ш-ш-ш-ш) и т.п.

Когда детям читают народные песенки, потешки, когда разучивают их с ними, то, разумеется, это прежде всего важно для ознакомления детей с художественным словом. Но вместе с тем это способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из потешек и песенок, наверное, и создавались для того, чтобы дать малышу возможность "поиграть" звуками.

Ночь прошла,

Темноту увела.

Замолчал сверчок,

Запел петушок.

Полежала немножко,

Распахнула окошко.

Здравствуй, солнышко,

Колоколнышко!

Чики-чики, чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щелкает орешки.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу

Во серебряную.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Нередко взрослые подражают несовершенной речи ребенка, заимствуют у него неправильно произносимые слова: "Ах, ты мой теньцик далягой (птенчик дорогой)!" и т.п. Делать этого не следует. Незачем своим авторитетом закреплять недостатки речи ребенка, тем более что он сам уже может слышать неправильности звукопроизношения в речи других людей и даже в какой-то мере понимать, осознавать недостатки своей речи, свое неумение.

Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 -7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук - поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка - взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Проводимые нами на протяжении ряда лет наблюдения показали, что многие приемы из наиболее простых оказываются очень эффективными. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие), рвать на мелкие куски газету (любую бумагу) - малыши делают это с удовольствием по нескольку минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны. Нужно, конечно, следить, чтобы ребенок не ел пластилин или обрывки бумаги.

Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы (они продаются в магазинах игрушек), складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши - полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой.) Нанизывание колец пирамидок - также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя-тремя пальцами.

Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Могут быть изготовлены игрушки такого типа: бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани,- получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.

Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками.

"Сорока-белобока"

Сорока-белобока (Взрослый слегка щекочет ладонь ребенка).

Кашку варила,

Детей кормила...

Этому дала, (Загибает мизинец ребенка).

Этому дала, (Загибает безымянный палец).

Этому дала, (Загибает средний палец).

Этому дала, (Загибает указательный палец).

Этому не дала - (Вертит большой палец).

Ты, сын мал, (Щекочет ребенка).

Круп не брал,

По воду не ходил,

тебе каши не дадим!

Эта игра подходит и для детей второго года жизни.

"Пальчики в лесу"

Раз, два, три, четыре, пять (Взрослый держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе).

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел, (Загибает мизинец).

Этот пальчик чистить стал, (Загибает безымянный палец).

Этот резал, (Загибает средний палец).

Этот ел, (Загибает указательный палец).

Ну, а этот лишь глядел! (Загибает большой палец и щекочет ладошку).

Эта игра годится и для маленьких детей.

Игра "Пальчики" более сложна, так как в ней дети уже сами активно проделывают движения пальцами, которые требуются по ходу игры.

Игру можно проводить одновременно с несколькими детьми.

"Пальчики"

Этот пальчик хочет спать, (Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой берут мизинец левой руки и загибают его после слов"хочет спать").

Этот пальчик лег в кровать, (То же с безымянным пальцем).

Этот пальчик чуть вздремнул, (То же со средним пальцем).

Этот пальчик уж уснул, (То же с указательным пальцем).

Этот крепко, крепко спит. (То же с большим пальцем).

Тише, тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет, (Поднимают левую руку и

Будут птички щебетать, распрямляют пальцы при

Будут пальчики вставать! слове "вставать").

Эту игру нужно повторить, работая пальцами правой руки. Как оказалось, имеется большое количество русских, украинских, болгарских и т. д. пальчиковых игр. Очевидно, люди, наблюдая детей, обратили внимание на то, что движения пальцев благотворно отражаются на развитии речи и других психических процессов.

Вот, например, очень хорошая болгарская игра:

(Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе).

Кто приехал? (Быстро хлопает кончиками больших пальцев).

Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают).

Мама, мама, это ты? (Хлопает кончиками больших пальцев).

Да, да да! (Хлопает кончиками указательных пальцев).

Папа, папа, это ты? (Хлопает кончиками больших пальцев).

Да, да, да! (Хлопает кончиками средних пальцев).

Братец, братец, это ты? (Хлопает кончиками больших пальцев).

Да, да, да! (Хлопает кончиками безымянных пальцев).

Ах, сестричка, это ты? (Хлопает кончиками больших пальцев).

Да, да, да! (Хлопает мизинцами).

Все мы вместе, да, да, да! (Хлопает всеми пальцами).

Есть еще более сложная игра пальцами - индийская; она требует уже значительной ловкости. Игра называется "Лесенки" и заключается в том, что к кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца правой, затем соединяются кончик указательного пальца левой руки с кончиком большого пальца правой руки, опять кончик большого пальца левой руки соединяется с кончиком указательного пальца правой и т. д., причем начинаются эти движения на уровне груди, и руки поднимаются выше и выше. Такую же "лесенку" делают большими и средними, большими и безымянными пальцами.

Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития речи у детей в раннем возрасте

2.1 Методы изучения уровня развития речи у детей в раннем возрасте

В качестве изучения уровня развития речи у детей в раннем возрасте был проведен метод наблюдения. В качестве испытуемого был взят ребенок на разных возрастных этапах. Я наблюдала за ребенком, начиная от полутора лет в течении полу года, фиксировала ее речь и в дальнейшем на основе этих результатов сделала выводы и рекомендации для родителей.

2.2 Экспериментальное изучение уровня развития речи у детей в раннем возрасте

Я наблюдала за девочкой, с момента, когда ей было 1,5 года, до 2 лет. Этот период наиболее бурного развития речи, происходит переход от автономной речи к связной.

К полутора годам у девочки Жени маленький словарный запас, она повторяет многие несложные слова, хотя и сильно искаженно, но сама их употребляет редко. В ее собственном словарном запасе, которым она пользуется в полтора года, находится около 30 слов.

В этот период в ее жизни происходит серьезное изменение: она пошла в детский сад. Ребенок быстро освоился в новой обстановке. Мне стало интересно понаблюдать за тем, есть ли значительные отличия в ее поведении и речи в детском саду и дома.

Один день я сходила в детский сад и пронаблюдала за ней. Среди детей она вела себя очень активно, играла, постоянно что-то говорила. Я заметила, что больше всего ей нравилось играть с такими же самыми маленькими детьми, которые плохо разговаривают. Было интересно наблюдать за тем, как они играют. Сначала дети с боязнью и недоверием относились друг к другу, поэтому игра происходила молча, затем, постепенно начали что-то говорить. А когда совсем разыгрались, то уже вместе смеялись, громко говорили не совсем непонятные слова. Тут воспитательница сказала, что сейчас все будут кушать. Тогда Женя взяла другую девочку за руку и сказала: «Мыть!», она знает, что перед едой нужно мыть руки. Взявшись за реки, девочки пошли к умывальнику.

С того момента, когда Женя пошла в детский сад и стала больше времени проводить с детьми она стала более общительная, постоянно что-то говорила, ее слова становились все разборчивее. Она стала более внимательная и к 1 году 9 месяцам она охотно рисовала, смотрела книжки и называла всех животных, которые там нарисованы. Ее словарный запас уже состоял из около 60 слов. Девочка начала использовать словосочетания: «Мама, дай!», «Иди спать!», «Киса ням-ням». Но Женя, все еще, основные свои мысли и чувства выражает через автономную речь. В детский сад ходит с удовольствием, а когда приходит домой, и ее спрашивают: «Что ты сегодня делала в садике?», то тут же ее переполняют эмоции, и она начинает по-своему все рассказывать. Ребенок очень любит играть в разные считалочки и пальчиковые игры, например: «Сорока белобока», «Гуси, гуси» и др. Всегда охотно рисует и играет с пластилином.

С 1 года 10 месяцев до 2-х лет наблюдается наиболее интенсивное развитие речи. Буквально каждый день Женин словарный запас пополняется несколькими словами. К 2-м годам практически исчезли автономные слова, ребенок жизнерадостный, часто смеется, любит играть с маленькими детьми, активно старается подражать взрослым. Девочка начинает использовать слова в правильной грамматической форме, начинает строить предложения из 2-х - 3-х слов. Ее словарный запас составляет уже около 200 слов. Женя очень любит, когда ей читают книжки.

Итак, мы пронаблюдали в течение полу года за развитием речи ребенка. Мы увидели, что если в полтора года у ребенка наблюдалось небольшое отставание в развитии речи, то к 2-м годам она догнала своих сверстников. Безусловно, очень сильно повлиял тот факт, что девочка пошла в детский сад, так как дома детям обычно не хватает общения со сверстниками. Общения с родителями бывает недостаточно. Маленькие дети часто учат друг друга разговаривать, и это наиболее эффективно, чем когда их учат взрослые.

2.3 Практические рекомендации родителям

Заниматься с ребёнком - дело серьёзное. Недаром все родители говорят: «Вот он (она) с вами хорошо занимается, а дома ничего делать не хочет, со мной заниматься отказывается». Всё правильно. Одно дело - заниматься с посторонним человеком, другое - со своей мамой или бабулей. Перед родителями не стоит задача проводить с ребёнком уроки. Родители должны вести себя с малышом так, чтобы ему было удобнее узнавать всё новые и новые интересные вещи о том, что его окружает, о мире, в котором он живёт, обо всём на свете. Родители, прежде всего, обеспечивают ребёнку возможность познавать. И, естественно, постараются, чтобы то, что ребёнок увидел, он запомнил, отложил в памяти. Родители должны организовать такую среду, в которой ребёнок будет хотеть знакомиться с различными предметами и явлениями.

Родители - естественные учителя своего ребёнка, и от вас зависит чрезвычайно много. Этот труд, конечно, окажется вам под силу, ведь в ваших руках очень сильное воспитательное средство - любовь к своему ребёнку.

Что надо делать:

1. Родители должны постоянно называть предметы и действия совсем простыми словами, причём стараться часто повторять их;

2. Постепенно расширять словарный запас ребёнка, называя игрушки, предметы одежды, еду - в общем, всё, что касается ребёнка во внешнем мире;

3. Нелегко, когда родителям очень хочется, чтобы малыш заговорил, и кажется, будто он противится вашему желанию. Каждый ребёнок овладевает речью в собственном темпе, и никто не устанавливал возраст, в каком полагается начинать говорить;

4. Если малыш говорит плохо, бесполезно поминутно его поправлять, тогда, как, предоставив ему возможность говорить так, как у него получается, и разговаривать с ним при этом нормально, вы позволите ему, запоминая вашу речь, наладить свою;

5. Не обращаться постоянно к чувственному восприятию ребёнка. Многие мамы уверяют, будто малыш объясняется без слов;

6. Малышу надо дать возможность не только понимать вас, но и становиться самостоятельным. Очень важно вырабатывать чувство ответственности, помогать ребёнку расти и предоставлять возможность объясняться не только с вашей помощью.

Чего следует избегать:

1. Чем больше ребёнка заставляют говорить, тем больше риск, что он этому воспротивится;

2. Постоянно говорить с ребёнком на «малышовом языке». Это никак не побудит его высказаться, поскольку заговорить - означает вступить в очередной этап развития, а родители не дают ему возможности это сделать!

3. Говорить от имени ребёнка - значит не давать ему достаточно места для того, чтобы он мог обособиться от человека, который о нём говорит;

4. Думать, что ребёнку необходимо заниматься с логопедом, потому что он произносит только половину слова или не договаривает слово до конца. Такое часто происходит на первом году освоения языка. И до того, как ребёнок пойдёт в детский сад, рано предполагать, что он всю жизнь будет говорить неправильно;

5. Считать, что двухлетний ребёнок запаздывает в развитии, если он произносит всего 2 - 3 слова. Довольно часто такой ребёнок в последующие 6 месяцев быстро навёрстывает упущенное и буквально за несколько недель научается хорошо говорить.

Заключение

К трём месяцам ребёнок реагирует на голоса, и проявляет любопытство к источникам звуков и голосов. Когда трёхмесячный ребёнок бодр и доволен, он будет издавать гамму счастливых звуков, если его первые улыбки и звуки вызывали положительную реакцию у взрослых и старших детей. Младенец не издаёт иных звуков, кроме плача, если только кто-то из окружающих ребёнка не побудит его к иному, уделяя малышу время, глядя на него и разговаривая с ним. Трёхмесячный ребёнок, которому уделяют такое внимание, обычно осваивает ряд звуков и чередующихся звуковых групп, которые им явно нравятся. Они вокализируют - издают звуки - в ответ взрослым или другим детям, и иногда можно увидеть попытки имитации звуков и движений рта.

Ребёнок, открывший удовольствие в звуках, часть вокализирует наедине или же выбирает игрушку, с которой «разговаривает». Собственная вокализация ребёнка становится всё разнообразнее, и в определённое время появляются звуки, которые свидетельствуют о явных попытках произносить слова. Слова и звуки произносятся со всей большей уверенностью, подкрепляются жестикуляцией и экспрессивной мимикой.

В период второго года жизни дети демонстрируют начало речевого обмена со взрослыми тем, что они слушают слова, обращённые непосредственно к ним, и пытаются отвечать на собственном «языке».

Нередко они повторяют, как эхо, последнее или самое выразительное слово в услышанном предложении.

Явные признаки развития речи у детей появляются к двум годам. Часто они объединяют два слова в простые, но неправильные сочетания. Это может быть комбинация имени ребёнка с названием какого-то предмета или же чего-то, что ему хочется.

Детская способность понимать речь окружающих также улучшается, хотя возможны многие неудачи. Дети ещё ограниченно понимают разные наставления, путаются в приказаниях из двух частей типа «Сделай то, а потом то». Развитие является результатом того, что в предшествующие месяцы взрослый превратил чтение малышам книг и пение песенок в занятие, во время которого его внимание отдано полностью детям.

Список литературы

1. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - Ростов-на-Дону, 1999.

2. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - М., 1996.

3. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2004.

4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. - М., 1998.

5. Лешли Д. Работать с маленькими, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991.

6. Мир детства: Дошкольник. Составители: Л. Е. Журова, Т. С. Комарова. - М.: Педагогика, 1979.

7. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Владос, 2000. - кн. 1: Общие основы психологии.

8. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Владос, 2000. - кн. 2: Психология образования.

9. Павлова Л. А. Малыш учится говорить // Дошкольное воспитание. - 1990. - №8.

10. Павлова Л. Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л. Д. Павлова. - М., 2000.

11. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризов. - М., 2001.

12. Развитие речи у детей до трёх лет. - М.: Эксмо, 2005.

13. Расти малыш! Составители: Ю. В. Артемьева, Е. Б. Никанорова, М. В. Тоскина. - С.-Пб.: Час Пик, 1992.

14. Смирнова Е. О. Психология ребёнка: Учебник для пед. училищ и вузов. - М., 1997.

15. Умственное развитие младенца. / Пер. с франц. А. Васильковой, Н. Васильковой. - М.: Эксмо, 2005.

16. Фромм А. Азбука для родителей. / Пер. И. Константиновой. - Л.: Лениздат, 1991.

17. Штерн В. Психология раннего детства. - М., 1995.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать