Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи

Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи

1

1. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат

Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд -- дитя, гогос -- веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществля-лась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педаго-ги -- это уже вольнонаемные люди, которые занимались настав-лением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера». Это были свобод-ные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном «Житии», «книги писати и учити ученики грамотные хитрости».

Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять педагогическим процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д.Ушинский предосте-регал от эмпиризма в педагогике, справедливо отмечая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы и удачном, опыте воспитания. Педагогическую практику без теории он срав-нивал со знахарством в медицине.

В то же время житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности, и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К.Д.Ушинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отож-дествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое дей-ствует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть «бес-сильным, оно должно быть народным».

Для определения педагогики как науки важно установить гра-ницы ее предметной области или ответить на вопрос, что же она изучает. В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета.

Объект педагогики. А. С. Макаренко -- ученый и практик, кото-рого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической на-уки. Он писал, что многие считают объектом педагогического ис-следования ребенка, но это неверно. Объектом исследования на-учной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследовате-ля. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изу-чает целенаправленную деятельность по развитию и формирова-нию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педа-гогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объек-том педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целена-правленной деятельности общества. Эти явления получили назва-ние образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики. Предмет педагогики -- это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специаль-ных социальных институтах (семье, образовательных и культур-но-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (об-разования) как фактора и средства развития человека на протя-жении всей его жизни.

На этой основе педагогика разрабатывает теорию и техноло-гию его организации, формы и методы совершенствования дея-тельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: «Академия», 2002, С. 58-61

Задачи педагогики. Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач, решаемых пе-дагогической наукой.

Постоянные задачи:

· Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача ВСКРЫТИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Зако-номерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существую-щими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, разви-тость личности в конкретных ее параметрах.

· В состав постоянных, т.е. непреходящих задач педаго-гической науки, входит далее и такая задача, как ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ, ОПЫТА педаго-гической деятельности. Профессиональная образователь-но-воспитательная работа по своему существу всегда твор-ческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся -- неотъемлемая черта труда любого педагога-практика. Многие учителя вошли в историю отечественного образования как создатели ори-гинальных педагогических технологий. Однако, любые образцы творчества учителей не могут найти своего места в системе педагогических ценностей без теоретического обоснования и научной интерпрета-ции. Роль науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущ-ность находок, выявить то, что соответствует индивиду-альности учителя-новатора, неповторимо, что поддается генерализации и может превратиться во всеобщее достоя-ние.

· К важнейшим постоянным задачам принято относить ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ на ближайшее и от-даленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструкту-ры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образо-вания, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др.

· Среди сравнительно новых задач педагогической нау-ки, возникших в последние десятилетия, называют задачу ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАК-ТИКУ. Авторы научных разработок в области образования и вос-питания уже на старте проектируют заданные параметры будущего продукта, категории пользователей, условия успешного применения, ожидаемые положительные по-следствия в труде пользователей, формы представления итогов работы на рынок интеллектуальных услуг, стои-мость работы и обратную связь с пользователем для автор-ского надзора за качеством и последствиями внедрения своих разработок.

Временные задачи. Гораздо богаче и разнообразнее задачи, которые условно отнесены к классу временных. Их число, масшта-бы, сложности, наукоемкость, непредсказуемость, острота, отражают необозримое богатство педагогической действи-тельности. Возникновение их диктуется потребностями практики и самой науки. Многие из них не поддаются предвидению. Поэтому возникают потребности в научных подразделениях типа "быстрого реагирования". Примера-ми временных задач могут быть такие, как создание би-блиотек электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, выявление типичных стрессов в работе учителей, создание дидактических основ обучения хворающих школьников, разработка тестов уровней педагогического мастерства, выявление факторов выбора школьниками профессии, анализ природы типо-вых конфликтов в отношениях учитель-ученик. Даже та-кие микромасштабные задачи, как, например, анализ при-чин возникновения познавательной лености студентов, природа стимулов учебной активности будущих учителей и бесчисленное множество других. Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Педагогическое общество России, 2002, С.11-20

Категориальный аппарат. Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими катего-риями. К основным педагогическим категориям относятся вос-питание, обучение, образование. Наша наука широко опериру-ет также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.

Воспитание -- целенаправленный и организованный про-цесс формирования личности. В педагогике понятие «воспита-ние» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание -- это пе-редача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нор-мы -- словом, все созданное в процессе исторического разви-тия духовное наследие человечества.

В узком социальном смысле под воспитанием понима-ется направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определен-ных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание -- это спе-циально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание -- это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Следующая основная категория педагогики -- обучение. Это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможно-стей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соот-ветствии с поставленными целями. Основу обучения составля-ют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов со-держания, а со стороны учеников -- в качестве продуктов усво-ения. Знания -- это отражение человеком объективной дей-ствительности в форме фактов, представлений, понятий и за-конов науки. Они представляют собой коллективный опыт че-ловечества, результат познания объективной действительно-сти. Умения -- готовность сознательно и самостоятельно вы-полнять практические и теоретические действия на основе ус-военных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки -- компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая -- воспитываем, воспитывая -- обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.

Образование -- результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представле-ний об изучаемых предметах. Образование -- это объем систе-матизированных знаний, умений, навыков, способов мышле-ния, которыми овладел обучаемый. В XIX в. получение образо-вания отождествлялось с формированием человека. Сейчас ог-ромный объем знаний, накопленных человечеством, не позво-ляет утверждать, что человек когда-нибудь овладеет всеми ими в полном объеме даже после очень длительного обучения.

Формирование -- процесс становле-ния человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов -- экологических, социальных, эко-номических, идеологических, психологических и т. д. Воспита-ние -- один из важнейших, но не единственный фактор фор-мирования личности. Формирование подразумевает некую за-конченность человеческой личности, достижение уровня зре-лости, устойчивости.

Понятие «формирование» считается еще не установив-шейся педагогической категорией, несмотря на очень широкое его применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расши-ряется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие «формирование» нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность.

Неопределенны границы применения в педагогике еще од-ного общенаучного понятия -- развитие. Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие -- это процесс и результат количественных и качественных изме-нений в организме человека. Оно связано с постоянными, не-прекращающимися изменениями, переходами из одного состо-яния в другое, восхождением от простого к сложному, от низ-шего к высшему. В человеческом развитии проявляется дейст-вие универсального философского закона взаимоперехода ко-личественных изменений в качественные и наоборот. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999, Кн. 1, С. 24-29

2. Понятия воспитательное пространство и воспитательная система

Социальное пространство воспитательного процесса. Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствую-щее пространство.

Воспитательный процесс как социально-психоло-гический феномен конструируется, располагается и разви-вается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки.

В свою очередь, социум размещается в географическом пространстве, которое обладает большим влиянием на физи-ческое, психическое самочувствие людей, а это значит, говоря о социальном пространстве, нельзя забывать и о про-странстве вообще как некоторой протяженности предметов.

Практика школьного воспитания свободно использует специфические характеристики природного пространства: у детей, живущих около моря, школьная жизнь связана с морским бытием -- дети событуют с морем; школьники, родившиеся в степи, имеют несколько отличное содержа-ние жизни: они живут в степи, взаимодействуют со сте-пью, осваивают, усваивают и присваивают степь как жиз-ненно значимое; городские дети, подрастающие в камен-ных мешках современной архитектуры, воспринимают мир через призму урбанизации и имеют отличное от ре-бенка, живущего на лоне природы, самочувствие.

Социальное пространство -- это протяженность соци-альных отношений, ежедневно разворачивающихся перед ребенком либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитек-турного ансамбля, транспорта, аппаратов и прочего.

Многоцветность социальных отношений содержит в себе опыт исторический, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, искусстве, морали, науке; вклю-чает в себя достижения общечеловеческой культуры, от-раженной в формах поведения, одеждах, достижениях ци-вилизации, произведениях индивидуального творчества, стиле жизни; хранит в себе реальный разворот склады-вающихся в настоящем новых отношении. И весь этот пе-релив социальных отношений данного -- важного для растущей и входящей в мир личности момента создает со-циальную ситуацию развития ребенка. Для каждого ребен-ка она, эта ситуация развития, имеет свой индивидуаль-ный вариант, содержа в себе в своем особом сочетании общечеловеческий, культурологический, исторический, национальный, семейный, групповой элементы, и разво-рачивается перед ребенком как микросреда, а для самого ребенка как единственно возможная и единственно су-ществующая среда, как характеристика жизни, в которую он входит. Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Педагогическое общество России, 2002, С. 440-441

Воспитательная система. Многие ученые, как у нас, так и за рубежом, пришли к выводу, что воспитание -- особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обу-чению и образованию. Представление воспитания как части струк-туры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образо-вания не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школа рассматрива-ется как сложная система, в которой воспитание и обучение вы-ступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педа-гогической системы.

Педагогическая система школы -- целенаправленная, самоор-ганизующаяся система, в которой основной целью выступает вклю-чение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру об-щества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы, в ее дидактической и воспита-тельной подсистемах, а также в сфере профессионального и сво-бодного общения всех участников образовательного процесса.

Теоретическая концепция реализуется в трех взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых подсистемах: воспитатель-ной, дидактической и общения, которые, развиваясь, оказывают в свою очередь влияние на теоретическую концепцию. Педагогическое общение как способ взаимодействия педагогов и воспитанников выступает связующим компонентом педагогической си-стемы школы. Такая роль общения в структуре педагогической системы обусловлена тем, что ее эффективность зависит от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми (отношения сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверии, внимания к каждому) в ходе совместной деятельности.

Воспитательная система -- это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический кли-мат (Л.И.Новикова). Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: «Академия», 2002, С. 365-366

3. Образование России и тенденции мирового развития

Под системой общего образования понимается сово-купность учреждений дошкольного воспитания, общеобра-зовательных школ, школ-интернатов, детских домов, уч-реждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования.

Принципы построения системы образования в России следующие:

1. Связь образования с конкретными условиями и це-лями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям. Используя традиционные общие требования, предъявляемые к школе, дополнительно вно-сятся коррективы в содержание образования, организаци-онно-управленческую структуру всей системы образова-ния, условия ее финансирования, права и гарантии граж-дан на получение образования.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в Российской школе, а именно: приоритетность образова-тельной сферы, светский характер образования, совмест-ное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образо-вательного процесса.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать