Педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах
олноценное, "адекватное" восприятие музыки - это не только общее впечатление от нее, не только непосредственная эмоциональная реакция, порождающая то или иное настроение у слушателя; это одновременно и восприятие - более или менее осознанное - формоструктуры музыкального произведения, его конструкции, его композиционного устройства. В процессе занятий с учащимися средних классов общеобразовательной школы необходимо дать представления о наиболее распространенных в традиционной европейской культуре музыкальных формоструктурах и композиционных схемах. Для этого процесс усвоения знаний должен быть постоянным и целенаправленным. Формирование тезауруса является, необходимым условием для боле или менее "адекватного" восприятия музыки.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Частью мышления является и мышление музыкальное. Уровень развития музыкального мышления, как и каждого из видов мышления человека, прямо и непосредственно зависит от качества овладения соответствующими понятиями, содержательности и емкости последних. Формирование соответствующих представлений и понятий, их подчинение определенной системе важнейшая задача музыкальной педагогики. Через систему представлений и понятий, усвоение правильно сформированного и составленного музыкального тезауруса и в частности тезауруса формообразования отражается мышление музыканта. Музыкальное мышление имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. "…вне эмоций музыки нет; вне эмоций нет, следовательно, и музыкального мышления; связанное прочнейшими узами с миром чувств и переживаний человека, оно эмоционально по самой своей природе…" [11, стр.246] Зачастую учителя, преподаватели - музыканты, концентрируют свое внимание только на эмоциональной стороне постижения музыки при исполнении, слушании музыкальных произведений. Это происходит из-за ошибочного мнения о том что музыкальное мышление "…какое-то особое и отличается от обычного мышления человека, включающего в себя, наряду с остальным, и понятийно-логический компонент…" [11, стр.247] Цыпин Г. М., уделяющий особое внимание этой проблеме указывает что эмоциональная природа отнюдь не препятствует оперированию определенными системами теоретических категорий и понятий. Обобщенно абстрактное, "понятийное" также находит место в процессах художественно-образного мышления, а следовательно и музыкального мышления.

Как уже отмечалось ранее, мышление школьников средних классов отличается своей теоретической направленностью. Логическое мышление развивается интенсивно и становится преобладающим. Это "благодатный" возраст для развития мышления и частности мышления музыкального. Это возраст когда возможно добиться наиболее качественного усвоения понятийного аппарата какой либо области и особенно области музыкальной, музыковедческой области формообразования. Одновременное сочетание нескольких факторов характерных для этого возраста (понятийное мышление, логическое мышление, повышенный интерес к музыкальному искусству в связи с его абстрактностью, наличие эмоциональной стороны) дает прекрасную возможность для формирования музыкального тезауруса формообразования у учащихся средних классов. Для избежания схоластических знаний, формул и сведений формоструктура музыки, ее мелодические, полифонические, гармонические, метроритмические, тембродинамические и иные особенности должны быть опробованы в музыкальной деятельности (исполнительской, слушательской, творческой). Понятия должны быть подкреплены практической деятельностью. "Именно "ощущение изнутри" и проясняют логические абстракции, сопряженные с теми или иными музыкальными явлениями, создают оптимальные условия для протекания музыкально-интеллектуальной деятельности учащегося, возводят последнюю на более высокую в качественном отношении ступень". [11, стр.249]

Несомненно, такое отношение к музыкальному искусству, направленности обучения на уроках музыки требуют от учителя большей компетентности и уровня профессионализма. Учитель должен довести до ученика не только так называемое "содержание" произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, фактуры. Таким образом, учитель музыки в общеобразовательной школе должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, и хорошим музыкантом-исполнителем. Это задача весьма не из легких. Но только преподавание на высоком уровне профессионального мастерства может сделать уроки музыки интересными, глубокими, содержательными, насыщенными интеллектуальной деятельностью в которой в полной мере могли бы себя реализовать учащиеся - подростки. Ведь в их возрасте происходит самоутверждение. Именно в этом возрасте наиболее престижно быть успешным, эрудированным. В возрасте обучения в средних классах закладываются предпосылки для дальнейшего саморазвития уже во взрослой жизни. Ведь "непонятое" никогда уже не будет привлекать к себе. "Не понятая" классическая музыка будет восприниматься как скучная и не интересная. Общение с музыкой не может происходить без знания того языка, на котором она основана, без знания музыкального языка. А музыка это и есть язык, средство коммуникации.

Таким образом, центральным явлением младшего подросткового периода является процесс образования понятий, переход к новой высшей форме интеллектуальной деятельности - к мышлению в понятиях. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка

Уровень развития музыкального мышления, как и каждого из видов мышления человека, прямо и непосредственно зависит от качества овладения соответствующими понятиями, содержательности и емкости последних. Формирование соответствующих представлений и понятий, их подчинение

определенной системе важнейшая задача музыкальной педагогики. Через систему представлений и понятий, усвоение правильно сформированного и составленного музыкального тезауруса и в частности тезауруса формообразования отражается мышление музыканта. В возрасте обучения в средних классах закладываются предпосылки для дальнейшего саморазвития ребенка уже во взрослой жизни.

Методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам

Музыка воздействует благодаря целому комплексу выразительных средств. Это - ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм. Они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека.

Освоение простейших музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности возможно только через восприятие музыкальных произведений. Освоение тезауруса, как понятийного словаря (заучивание, запоминание терминов и определений) без поры на музыкальный материал не дает представления о самих явлениях. Учащий должен уметь применять тезаурус на практике, а не только знать его теоретически, хотя и это тоже имеет значение." В основе же восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как членораздельную речь. Важным условием развития умения мыслить, по убеждению Б.Л. Яворского, является непосредственное эмоциональное восприятие. Лишь после него можно переходить к детальному разбору произведения". [4, стр.79]

Освоение понятийного аппарата по музыкальным формам способствует более тонкому и глубокому музыкальному восприятию, а следовательно и пониманию содержания не только на эмоциональном уровне, но и на смысловом, содержательном. При этом необходимо использовать доступную для ребенка терминологию. Важным условием для этого является поэтапное, постепенное освоение тезауруса.

На начальном этапе (в младших классах) понимание содержания произведения и средств выразительности начинается с осмысления жанровых особенностей музыкальных произведений. Происходит первое знакомство с терминами относительно средств выразительности. Постепенно накапливается слуховой опыт, музыкальный "багаж". После осознания жанровых особенностей произведений, происходит понимание выразительности и изобразительности в музыке. После этого начинается ознакомление учащихся с элементами музыкального языка, их выразительной сущностью. Теперь их знания углубляются, расширяются, пополняются новыми понятиями. Так обучение в младших классах должно подготавливать хорошую "базу" для дальнейшего расширения и усвоения тезауруса в средних классах. Знакомясь с музыкой разных народов "…ребята должны прийти к выводу о том, что чувствовать и понимать музыку разных народов можно, только освоив их музыкальный язык…" [4, стр.92] Очень важным, ключевым понятием должно стать то, что музыка - это язык.

Ядром музыкальной мысли является интонация. Представление школьников о музыкальной интонации происходит через сравнение с речевой интонацией. Так, одно и тоже слово можно произнести, изменяя звучание голоса и внося различное эмоциональное содержание. Необходимо чтобы школьники ощущали и осознавали выразительное и изобразительное содержание музыкальной интонации, ее изменение в развитии образа. Для усвоения понятия интонация, для более яркого ощущения ее выразительности необходимо чтобы учащиеся "прочувствовали" ее "изнутри". Для этого предлагается использовать следующие упражнения:

проговорить слово, предложение с разной интонацией. Это может быть интонация радости, скорби, ожидания, возмущения, жалобы и т.д. Учащийся может сам выбрать интонацию и тогда другие учащиеся должны ее определить и назвать, или учитель предложит интонацию и учащийся будет должен ее произнести.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся разучить с разной интонацией одно небольшое стихотворение.

Также выразительность интонации школьники ярче прочувствуют пропевая мелодию и исполняя ее ритмический рисунок на ударных инструментах. После такого разучивания интонации учащимся следует предложить послушать всю тему или произведение, если оно небольшое.

Первые представления о теме ассоциируются у ребят с целостным выражением музыкальной мысли, которая, развиваясь в одночастной форме, создает один музыкальный образ.

При изучении простой двух - и трехчастной формах возможно использовать иллюстрации. Предложить детям подобрать иллюстрацию к данному произведению или же предложить выбрать подходящие из предложенных учителем.

Освоение формы вариаций может происходить в различных видах музыкальной деятельности учащихся. Например, раскрыть принцип построения вариаций помогут выразительные движения, сопровождающие исполнение музыки русской народной песни (возможно в жанре хороводной, которая строится по принципу вариаций). Также усвоить форму и принципы строения возможно в творческой деятельности учащихся. Одним из таких заданий может быть сочинение ритмического аккомпанемента к знакомой мелодии.

Лучшему восприятию развития музыкального образа произведения помогает графическая запись. Например, план развития образа в простой трехчастной форме может быть изображен так:

А так может быть изображена форма рондо:

Для изображения формы вариаций используется последовательность фигурок, одинаковых по форме, но разных по цвету. В качестве домашнего задания можно предложить нарисовать простые рисунки, в которых бы боли отражены принципы формы вариации. Будут ли это абстрактные изображения или же изображения живой природы (например, одно и тоже дерево, но в одном случае с зелеными листьями, в другом с желтыми, в третьем без листьев и т.д.) дело творчества самих учащихся. Используя абстрактное изображение по аналогии с вариационной формой, задание может быть усложнено следующим образом. Отразить в рисунке цветовую гамму, характер линий музыкального произведения. Цвет в данном случае отображает эмоциональную сторону. А линия особенности мелодического движения.

Изучение произведений крупной формы на урок музыки связано с определенными трудностями. Прежде всего это временные рамки. Прослушивание даже одного произведения занимает много времени на уроки, и весь материал не может быть охвачен. Знакомство с произведениями крупной формы необходимо проводить во внеурочное время. Это может быть посещение концертов, музыкальные гостиные, классные часы. На уроке же важно познакомить учащихся с основными частями, построениями таких форм.

Для усвоения крупной формы необходимо первоначально усвоить музыкальный синтаксис. Для этого, возможно, использовать самые различные приемы, направленные на формирование представлений о музыкальном синтаксисе. Вот некоторые из них:

При ходьбе по кругу (держась за руки) ребята изменяют направление движения на каждую музыкальную фразу. Это задание сначала исполняется вместе с учителем под его пение, а потом под музыкальное сопровождение, но без подсказки педагога.

Дети сидят, образуя круг. Вызванный ученик двигается с каким либо предметом под музыку внутри круга. В конце фразы он передает мяч следующему ребенку.

Ученик рисует на доске (или воображаемой доске)"кривую" фразы из звучащего музыкального фрагмента. Важно, чтобы движения ученика соответствовали темпу, характеру музыки.

На доске или бумаге графически изображены схемы музыкальных фрагментов, которые будут исполнены детьми. Они внимательно слушают музыку и выбирают к каждой пьесе соответствующую схему, а затем придумывают свою танцевальную импровизацию

Как уже отмечалось ранее, огромное значение имеет творческая и исполнительская деятельность на уроках музыки, активизирующая и углубляющая восприятие музыки. Специальные педагогические исследования показали, что чувство музыкальной формы (чувство целого) наиболее активно формируется у детей в инструментальном сотворчестве. Развитие у учащихся чувства музыкальной в процессе игры на простейших инструментах целесообразно строить на основе наблюдений за развитием элементов музыкального языка. [4, стр.163]

Развитие чувства музыкальной формы осуществляется в определенной последовательности.

Развитие у учащихся наблюдательности в процессе игры на ритмических и звуковысотных инструментах. Так, в игре "Эхо", где "зов" исполняет учитель, а "эхо" - дети, структура полученной фразы записывается на доске с помощью двух маленьких геометрических фигур разного цвета, например

Активизация внимания, памяти, наблюдательности в игре "Перестановка мотива". Сначала перестановка мотива осуществляется с помощью ритмической записи, а затем по памяти. Структуру получившейся фразы (исходная интонация и ее перестановка) следует изобразить на доске двумя одинаковыми маленькими геометрическими фигурами, разными по цвету.

Сочинение детьми "музыки" для самостоятельного проведения вышеназванных игр. Когда учитель выступает в роли исполнителя, возможны его преднамеренные ошибки. Это заставляет учащихся быть более внимательными, а педагогу позволяет оценивать уровень их музыкального развития.

сочинение инструментально-ритмических и мелодических "ответов" на "вопрос" учителя, досочинение ритмических и мелодических фраз при игре на инструментах.

Исполнение мелодий знакомых песен на металлофоне или ксилофоне с фиксацией на ритмических инструментах начала каждой песенной строфы. Причем одинаковые фиксируются ударом одного и того же инструмента, а построенные на новом материале - другим.

Осознание деления музыкального периода на фразы, предложения:

при игре партитур для звуковысотных и ритмических инструментов, построенных на неоднократном повторении мелодической или ритмической фигуры; последние должны подчеркивать деление произведения на фразы, предложения, фиксировать окончания фраз

в ансамблевом исполнении инструментальных пьес, где детям поручается партия, построенная на известных ритмических мотивах и ладовых интонациях; строение ее микроформы соответствует развитию музыкального образа в фортепианной партии.

Исполнительские и творческие задания могут расширены и дополнены. Это область творческого подхода к урокам самого преподавателя.

Заключение

Постижение музыкального произведения во всей глубине и тонкости передаваемого в нем содержания - суть "искусства слушания", восприятия музыки. Как всякое искусство, слушание музыки содержит эмоциональный компонент, связанный с индивидуальными особенности восприятия музыки каждым отдельным человеком. Но в тоже время, как всякому искусству, восприятию музыки можно и нужно обучать.

Путь к достижению цели - воспитанию обученного слушателя - может быть успешным только при условии равной опоры музыкального образования на такие противоположные понятия как теория и практика, чувство и разум, непосредственно-эмоциональное и формально-логическое.

Развитие эмоциональной сферы, эстетического вкуса, чувства прекрасного предполагает не абстрактные, а вполне конкретные знания о музыкальном искусстве, умение облечь свои впечатления в слова, конкретизировать их с помощью соответствующих понятий. Поэтому формирование музыкального тезауруса должно считаться одной из задач методики преподавания предмета "Музыка" в общеобразовательной школе.

Формирование тезауруса является, необходимым условием для более или менее "адекватного" восприятия музыки. Восприятие неразрывно связано с мышлением. Частью мышления является и мышление музыкальное. Уровень развития музыкального мышления, как и каждого из видов мышления человека, прямо и непосредственно зависит от качества овладения соответствующими понятиями, содержательности и емкости последних.

Формирование соответствующих представлений и понятий, их подчинение определенной системе важнейшая задача музыкальной педагогики.

Музыкальный тезаурус включает самые различные области понятийных знаний. Среди них тезаурус музыкального формообразования занимает особое место, поскольку в особенной степени требует системного подхода в формировании знаний о музыке.

Для того, чтобы сделать это процесс целенаправленным, превратить его в систему нужно определить необходимый и достаточный набор элементов системы. То есть круг понятий, обязательных при изучении формообразования в школе.

Несомненно, отношение к музыкальному искусству, как самоценности, направленности в обучении на постижение искусства музыки с помощью средств самой же музыки требуют от учителя большей компетентности и уровня профессионализма. Но только преподавание на высоком уровне профессионального мастерства может сделать уроки музыки интересными, глубокими, содержательными, насыщенными интеллектуальной деятельностью в которой в полной мере могли бы себя реализовать учащиеся - подростки. Ведь в их возрасте происходит самоутверждение. Именно в этом возрасте наиболее престижно быть успешным, эрудированным. В возрасте обучения в средних классах закладываются предпосылки для дальнейшего саморазвития уже во взрослой жизни. Ведь "непонятое" никогда уже не будет привлекать к себе. "Не понятая" классическая музыка будет восприниматься как скучная и не интересная. Общение с музыкой не может происходить без знания того языка, на котором она "говорит".

Задачей музыкального воспитания является воспитание грамотного, образованного слушателя, умеющего воспринимать, понимать и осмысливать художественные произведения музыкального искусства.

Список литературы

1. ????? ?.?. ?????????? ????? ????????? ???????-?????а???. - ?.: ???????. ???. ????? ??????, 2003. - 336?.: ????

2. ?????????? ? ?????????????? ??????????: ???????????: ????. ??????? ??? ????. ????. ????. ????????? / ????. ?.?. ?????????, ?.?. ????????, ?.?. ???????. - ?.: ???????????? ????? "????????", 2007. - 368?.

3. ?????????, ?.?. ?????????????? ?????????? / ??? ?????????; ??? ???. ?.?. ????????. - ?.: ???: ???????: ????, 2005. - 671,. ?.

4. ????????? ?.?., ????????????? ?.?. ???????? ???????????? ?????????? ? ?????: ????. ??????? ??? ????. ????. ???. ????. ?????????. - 2-? ???., ?????????. - ?.: ???????????? ????? "????????", 1998. - 240?.

5. ?????? ?.?. ??????? ??????? ??????. - ?., ????????? ??????????, 1991. - 376. ?.

6. ??????????? ??????????? ? ?????: ????. ??????? ??? ???. ???. ? ???. ????. ????. ???. ????. ????????? / ?.?. ??????, ?.?. ??????, ?.?. ???????? ? ??.; ??? ???. ?.?. ??????. - ?.: ???????????? ????? "????????", 2001. - 2322?.

7. ?????? ?.?. ?????????? ??????????. ????????????? ????????: ??????? ??? ????. ????. ????. ????????? / ?.?. ??????. - 11-? ???., ???????. ? ???. - ?.: ???????????? ????? "????????", 2007. - 640?.

8. ???????????? ?.?. ????? ? ???? ? ??????: ????. ??????? ??? ????. ????. ????. ?????????. - ?.: ???????. ???. ????? ??????, 2003. - 248?.: ????.

9. ???????????? ?.?. ???????? ??? ??????. ?.: ??????, 1998,254?., ???.

10. ??????????: ??????? ??????????? ???????????? / ????. ?.?. ????????? - ??.: "????????. ?????", 2005. - 721?.

11. ?????????? ??????????? ????????????6 ?????? ? ????????: ????. ??????? ??? ????. ???. ???. ????. ???. ????. ????????? / ??? ???. ?.?. ??????. - ?.: ??????????? ????? "????????", 2003. - 368?.

12. ?????????? ?.?. ?????? ????? ??????????. - ???.: ?????, 2007. - 713?.: ??

13. ????????? ?.?. ??????????: ????. ??????? ??? ????. ????. ????. ????????? / ?.?. ?????????, ?.?. ?????, ?.?. ??????; ??? ???.?.?. ??????????. - ?.: ???????????? ????? "????????", 2006. - 576?.

14. ???????? ?. ??????????? ?????. - ?., ??????, 2007. - 400?., ???.

15. ?????????? ?.?. ?????????????? ?????????? / ?.?. ??????????. - ?????? ?/?: ??????, 2008. - 541, ?.

16. ?????? ? ???????? ???????????? ??????????? ?????: ??????-???????????? ??????? / ?.?. ??????, ?.?. ?????????????, ?.?. ????????, ?.?. ???????????. - ?.: ??????: ?????, 1990. - 336?.: ??.

17. ???????? ?.?. ????? ??????????? ????????????: ??????? ???????. - ???.: ???????????? "????", 2006. - 496?.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать