Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности
зучение проблемы потребности в самореализации личности рядом авторов [44] позволило прийти к выводу, что данная потребность является базовой духовной потребностью по отношению к другим потребностям и удовлетворяющейся практически во всех видах деятельности (Н.И. Шевандрин, М.Е. Волынка).

В ходе удовлетворения потребности в самореализации деятельность становится самодеятельностью, реализация способностей человека превращается в творческое самовыполнение, а творчество становится способом деятельности [21]. Таким образом, самореализация личности характеризуется самодеятельным характером осуществления и творческими результатами.

Особенностью потребности в самореализации является циклический характер ее развития. То есть, удовлетворение потребности порождает потребность качественно нового уровня.

Личностная значимость самореализации личности во многом связана с проблемным характером взаимодействия человека и общества, преходящего в конфликтное взаимодействие личностной потребности в самореализации и реальных возможностей ее удовлетворения.

В связи с этим Н.И. Полубабкина считает, что самореализация - это диалектически противоречивый процесс поиска, обретения и осуществления личностью своих ключевых жизненных ценностей в основных формах своей социальной активности и жизнедеятельности через адекватное нахождение ею сфер приложения своих способностей. По мнению автора, внутренним источником самореализации выступает противоречие между волей и эмоциями, способностями и потребностями, индивидуальными ценностями и способностями и т.д. [36, с.334].

Соотношение индивидуальной и социальной природы личности является важной и сложной научной проблемой [9]. Некоторые отечественные авторы рассматривают противоречие социального и индивидуального как исходную детерминирующую характеристику психики (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский). Любой человек стремится к поддержанию тех или иных форм социальных связей с другими людьми и в тоже время к утверждению себя - тоже в той или иной форме - как индивида, как самостоятельного субъекта этих связей, что невозможно без психологического дистанцирования, обособления от других.

Характерным для полноценно развитой личности, способной самореализоваться, является четкое проявление жизненных и социальных установок, а также ее интегрированная, цельная психологическая организация, единство которой обеспечивается единством изменяющихся и развивающихся, но значительных жизненных целей.

Таким образом, проблема самореализации личности в психологии рассматривается в сочетании личностного и деятельностного начал в жизни человека. Личностная и социальная обусловленность самореализации позволяет обозначить ее как процесс внутриличностной (психологической) и внешней (социокультурно-личностной) интеграции. Потребность в самореализации удовлетворяется в любых социально приемлемых формах, видах и сферах деятельности человека [9, с.3-5].

Анализ работ по проблеме самореализации личности показал, что в центре исследований в большинстве случаев взрослый человек, хотя самореализация определена учеными как жизненная категория, характеризующая свершения человека за определенный промежуток времени. Исходя из того, что процесс самореализации на протяжении всей жизни человека происходит непрерывно, мы имеем возможность перевода анализа самореализации из плоскости исследования взрослых в плоскость детей, так как путь к образованию жизненного пространства (самореализации за определенный значительный отрезок времени) лежит через личностное пространство (которое человек осваивает в данный момент), порции которого, наслаиваясь, дают в итоге самореализацию жизненную.

Выделим различные подходы к определению самореализации с педагогической точки зрения.

Не смотря на то, что, понятие "самореализация учащегося", как самостоятельное направление педагогических исследований возникло в науке сравнительно недавно, термин "самореализация" присутствует во многих педагогических исследованиях. Однако в большинстве из них его содержание не раскрывается и часто используется как само собой разумеющееся понятие.

Тем не менее, проблемы самоактуализации, духовного становления и самостоятельного воплощения своих потенций учащимся - все это вопросы, уходящие своими корнями далеко в глубь истории педагогики [10].

Уникальным примером педагогики, базирующейся на глубоком уважении к личности воспитанника, является педагогическая система Царскосельского лицея, построенная на идеях Руссо директорами В.Ф. Малиновским и Е.А. Энгельгардтом. По мнению З.И. Равкина, данная система способствовала самостоятельной разносторонней деятельности лицеистов, обращенной к различным сторонам психики: интеллектуальной, физической, сенсорной, художественно-эстетической. Организация самодеятельных групп по интересам, литературные объединения, выпуск нескольких литературных журналов и другие виды творческой деятельности в полной мере способствовали развитию творческой самореализации лицеистов, как в учебной деятельности, так и во взрослой жизни, отличавшаяся у большинства выпускников творческой гражданской самореализацией [35, с.69-70].

Различные аспекты самореализации личности изучались отечественными педагогами конца XIX - начала XX вв. Труды и практическая деятельность К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.П. Вахтерова, А.Ф. Блонского, К.Н. Вентцеля, В.В. Зеньковского были направлены на раскрытие и совершенствование природы ребенка, предоставление максимальных возможностей для реализации личностных свойств ученика, развитие творческой самостоятельности.

Взгляды П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского, С.Т. Шацкого и др. педагогов на проблему самореализации опирались на признание самостоятельной ценности личности ребенка, ее индивидуальной исключительности, присущее каждому ребенку творческое начало. Рассматривая развитие как естественное стремление каждого ребенка, а свободу как его необходимое средство, они утверждали, что саморазвитие ученика, направляемое учителем должно составлять внутреннюю сущность образовательного процесса, обеспечивающего самореализацию [27, с.91].

Проблема самореализации личности как ее творческого отношения к себе и к миру получила свое развитие в исследованиях М.Г. Гинзбурга, Л.И. Рувинского, В.А. Сухомлинского и др. По мнению авторов, самореализация - это длительный процесс, связанный с внутренним развитием личности, с ее целеполаганием, переживанием ею собственной активности.

Современные исследователи О.С. Газман, А.В. Мудрик, Г.К. Селевко и др. большое внимание уделили таким аспектам, как: выработка жизненной позиции, установление целесообразных межличностных отношений, формирование адекватной самооценки, способствующие обеспечению и развитию элементов самореализации [16; 33].

С точки зрения Г.К. Селевко, А.Г. Селевко, О.Г. Левиной, самореализация (самоосуществление) - это процесс и результат использования человеком своих способностей, выполнения своего жизненного предназначения, т.е. это деятельность, поступки в избранных направлениях по реализации своих способностей [33, с.117].

Самореализация определяется О.С. Газманом как реализация человеком своих сил и способностей, полноценное проживание жизни. Наряду с самореализацией другие процессы самости взрослого и ребенка в их гуманистическом освещении получили воплощение в концепции педагогики свободы, обозначенной О.С. Газманом и Н.Б. Крыловой. На ее основе стало возможным выделить такие субъектные характеристики, как: Я-реальное, Я-идеальное в описании структуры человеческого "Я" [26, с.64].

Л.А. Коростылева определяет самореализацию как осуществление возможностей развития "Я" посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и мором в целом.

Понимая самореализацию как механизм развития личности, Е.И. Горячева определяет самореализацию как процесс перехода потенциальных способностей в актуальные, он включает в себя содержательный и процессуальный компоненты [26, с.92-93].

В настоящее время во многих исследованиях самореализация выделяется как главное направление поиска и описания прогрессивных педагогических идей, технологий. Так, идея самореализации обозначена: в парадигме личностно ориентированного образования и обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); как ведущее направление в теории о единстве профессионального и личностного развития (Л.М. Митина); как главная цель в организации эвристического обучения (А.В. Хуторской) [16, с.159; 34; 47; 55].

По мнению исследователей процесса самореализации учащихся М.Ю. Коваленко и Т.Н. Розовой, самореализация безгранична и востребована в любом возрасте, является процессом и результатом слияния уникальной личности и объективного мира, которое происходит в результате разнооб-разной учебной деятельности. К признакам процесса самореализации они относят: направленность, в которой важное значение имеют мотивы деятельности и ценностные ориентации, и расширение сферы деятельности.

Так, Т.Н. Розова определяет данный феномен как незавершенный динамический процесс активного восхождения человека на высшие уровни бытия, мотивированного и осознанного самопроявления и саморазвития своих духовных и физических возможностей в различных сферах жизнедеятельности [13, с.64].

На основании анализа философских, социологических, психологических и педагогических исследований, мы можем сделать вывод о том, что самореализация является индивидуальным процессом; осуществляется личностью изнутри во вне; инициируется внутренней потребностью индивида; проявляется в деятельностной форме активности; имеет внутренний и внешний планы; содержит в основе потенциал личности и ее сущностные силы; отслеживается самим субъектом в динамике процесса.

Все перечисленные выше положения позволяют нам уточнить сущность понятия "самореализация учащихся". Мы рассматриваем самореализацию учащихся в качестве сознательного целенаправленного процесса взаимодействия субъектов с внешним миром, раскрывающего возможности школьников в деятельностной форме активности путем ее трансформации из репродуктивно-подражательной через поисково-исполнительскую в творческую.

I.2 Особенности осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Проанализировав понятие "самореализация учащихся", перейдем к анализу различных подходов к рассмотрению особенностей механизма осуществления учащимися самореализации в какой-либо деятельности.

Начнем изучение процесса внутреннего движения личности к самореализации с рассмотрения теоретической модели самореализующейся личности учащегося Т.Н. Розовой, состоящую из двух блоков. Первый блок представляет собой структурные компоненты: гносеологический, аксеологический, коммуникативный, творческий и психофизический; второй блок - это качественные показатели самореализации (развитая потребность в активно-деятельном отношении к себе и к миру; максимальная реализация потенциала в основных сферах жизнедеятельности; творческая активность; сформированные самоуправляющие механизмы (направленность, потребности, "Я-концепция"); открытость к переменам и восприятию нового опыта; способность к самостоятельному и ответственному выбору в разных жизненных ситуациях; выраженные коммуникативные качества) [15, с.148].

Н.Б. Крылова выходит на обоснование внутренних механизмов саморазвития личности в современном социокультурном пространстве через системное исследование вопросов развития личности. Самореализация выделяется ею как отдельный функциональный блок в саморазвитии. По мнению Н.Б. Крыловой, в содержимое самореализации входят следующие компоненты: самоосуществление, самоутверждение, самостоятельность, уверенность в себе, последовательность в достижении цели, умение отстаивать свои права в соответствующих ситуациях. В исследованиях автора самореализация представляется как процесс, связанный целостным образом с другими "само"-процессами: самопознанием, самоорганизацией, самоопределением и т.д., для которых системообразующим процессом выступает саморазвитие [13, с.67-70].

Важным для нас является исследование Г.К. Чернявской, выделяющая три основных блока процесса внутреннего движения личности к самореализации: когнитивный блок (самоощущение, самонаблюдение, самопознание, самооценка, самомодель); поведенческий блок (самоподготовка, самообразование, самовоспитание, саморазвитие) и его средства - само-принуждение, самоопределение, самовнушение, самоприказ, самонаказание; регулятивный блок (самоконтроль, самодисциплина, саморегуляция) [50, с.64].

Н.И. Полубабкина, исходя из структуры деятельности, включающей мотивационный и операционный аспекты, предлагает свою модель самореализации из трех подсистем: стратегически-смысловая (ценностные представления и устремления личности, ее цели, мотивы, намерения); побудительная (потребности, интересы, склонности); исполнительская (задатки, способности, знания, навыки и умения) [44, с.564-565].

М.А. Недашковская наделяет процесс самореализации индивида особым комплексом личностных функций, образующие факторы индивидуальной атрибуции: когнитивные (самосознание, самопознание, самоопределение); управленческие (самооценка, самоконтроль, саморегуляция); комплексные (самоактуализация, самовоспитание, саморазвитие) [23, с.14].

Продолжая исследование проблемы, А.А. Идинов включает в процесс самореализации, развертывающийся посредством свободной деятельности, следующие стадии: актуализация или становление (вычленение образа "Я", социализация, индивидуализация, потребность, цель, интерес, воля); развертывание или напряжение (самопознание, самосознание, самоцель, самомодель, самовыбор, самооценку, самоконтроль, самоанализ); разрешение или снятие (саморазвитие, самоосуществление). Итогом самореализации автор определяет самоутверждение [44, с.151].

Подтверждение о наличии в процессе самореализации внутренней и внешней стороны мы находим в определении А.Я. Голубчикова механизма самореализации как опредемечивания основных форм активности индивида (деятельности, общения, сознания) через самообучение, самовоспитание, самообразование. При этом, как считает ученый, для успешной самореализации необходимо самопознание, самопроектирование и самоуправление [36, с.59-60].

В исследовании И.А. Шаршова самореализация, базируясь на самопознании и механизмах самоорганизации, включает в себя процессы самоопределения, самоактуализации, самосовершенствования, самовыражения, самоутверждения. При этом полноценная самореализация личности предполагает предварительную стадию, на которой осуществляется собственная педагогическая активность субъекта, направленная на себя с целью не только раскрыть свои сущностные силы, способности и качества, но и приобрести и развить новые для более глубокого самоудовлетворения и самоутверждения [37, с.174].

Данные выводы позволили нам выделить наиболее важные элементы процесса самореализации учащегося: самопознание, самоопределение, самоорганизацию, самоутверждение, самооценку. Так как у исследователей нет единого мнения относительно структуры самореализации, мотивационно-потребностная сфера зачастую рассматривается вне связи с процессом самореализации, мы представляем структуру самореализации учащегося в следующем виде: мотивационно-целевой блок (целеполагание и потребность в самореализации личности, готовность к самоопределению в сфере музыкальной деятельности,), личностно-технологический блок (самопознание, самопроектирование, самоорганизация); результативно-оценочный блок - самооценка, рефлексия.

Вышеприведенная нами характеристика самореализации учащегося отражает инвариантную часть самореализации, а вариативной частью является ее предметное содержание, зависящее от сферы самореализации и конкретной деятельности субъекта, в данном случаем нас интересует направленность учащегося на музыкальное искусство и музыкальную деятельность, в центре которой стоит человек.

Понимание музыкального искусства способствует правильному формированию и развитию личности, так как занятия музыкой имеют своей целью, по мнению Д.Б. Кабалевского "не столько обучению музыке самой по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир учащихся" [7].

Согласно трудам советских эстетиков Ю.Б. Борева, А.Я. Зися, М.С. Кагана, Л.Н. Столовича, В.Н. Холоповой, музыка несет в себе следующие функции: отражения действительности, коммуникативную, этическую, эстетическую, каноническую (канонизирующую), эвристическую и познавательно-просветительскую, в итоге - общественно-преобразующую [46; с.5-12]. Однако есть основания говорить и о функции личностно-преобразующей, решающей задачу индивидуального восприятия искусства [8].

Интересно мнение Н.Г. Тухтаманова о том, что наряду с воспитательной, эстетической и пересемантизирующей функциями, музыке также присуща функция самореализации [42, с.8].

В своих исследованиях Р.А. Тельчарова отмечает, что "музыкальная деятельность как сфера духовного производства, направленная на освоение и увеличение духовного богатства общества", приводит к самоизменению личности, т.е. к производимым в себе преобразованиям, личностному музыкальному развитию, к перестройке личностной культуры [39, с.10].

По мнению ученого, субъект музыкальной деятельности, обладая сознанием как предпосылкой музыкально-эстетического отношения, развитой мотивацией, сенсорной культурой и воображением, музыкально-слуховыми и музыкально-эстетическими способностями, тезаурусом, оживляет все систему музыкальной деятельности, формирует продукт музыкальной деятельности и самого себя.

Анализ литературы показал, что музыкальное мышление в качестве процесса познания собственной души инициируется музыкальным произведением, которое во время своего звучания "погружается" в личность, в ее внутренний мир, где и разворачиваются все психологические события. По окончании звучания эти события, происшедшие в нем, человек естественно связывает с прозвучавшей музыкой. В то же время, музыкальное произведение само является результатом деятельности, в процессе которой происходит преобразование в самом создателе, его способностях, знаниях, устремлениях.

В работах Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Н.А. Ветлугиной, Е.В. Назайкинского и ряда других педагогов музыкальная деятельность определена как продуктивная сторона музыкальной активности личности.

Изучая особенности музыкальной деятельности, Б.В. Асафьев выделил три ее вида: композиторскую, исполнительную, слушательскую, в которых проявляется музыкальная активность личности. Предложенная ученым схема (композитор - исполнитель - слушатель) представляет собой триединство процессов сочинения музыки композитором, воспроизведения её исполнителем и восприятия слушателем [20, с.94-95].

В современной трактовке Л.В. Школяр, М.С. Красильниковой, Е.Д. Критской описанные Б.В. Асафьевым виды музыкальной деятельности учащихся определяются как музыкальное информирование, музыкально-практическое участие и творчество.

Информационный вид музыкальной деятельности направлен на освоение учащимися музыкальной культуры общества, индивидуальное постижение образцов музыкального искусства разнообразных форм и жанров, теоретических знаний об особенностях музыкального искусства и т.д. Осуществлению самореализации учащихся способствует ориентирование их на подлинные ценности музыкального искусства с учетом возрастных особенностей, склонностей и многообразия их вкусовых предпочтений.

Практический вид музыкальной деятельности направлен на развитие музыкальной активности личности, музыкального слуха, проявляющегося во владении умениями и навыками вокально-хорового исполнительства для передачи и воплощения музыкального образа. Этот вид деятельности направлен на развитие у учащихся способностей к практической реализации знаний, приобретенных в процессе музыкального информирования и сочетает в себе репродуктивные и творческие действия субъекта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать