Педагогические условия формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
p align="left">Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет в магазине тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет завертывать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает опять приходить в магазин за покупками.

Эффективность процесса гуманистического воспитания дошкольников на занятиях в детском саду обеспечивают следующие педагогические условия Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М: КСП+, 2003. - С. 128-130.:

а) полное, чёткое и дифференцированное отражение содержания нравственных понятий с ярко выраженной гуманистической направленностью (гуманно-нравственных понятий) и их антиподов в процессе гуманистического воспитания старших дошкольников на занятиях по ознакомлению с окружающей социальной действительностью;

б) формирование умений проявлять гуманность в реальных ситуациях на основе нравственных обобщений, поступать гуманно как в привычных, так и в нестандартных ситуациях;

в) согласование воспитательных воздействий в детском саду и семье, обогащение личного опыта детей, оказание старшим дошкольникам своевременной помощи и поддержки. Помощь оказывается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, удержания позиции равноправного партнёра во взаимодействии, нацелена на поддержание активности каждого ребёнка, создание положительной эмоциональной атмосферы на занятиях;

г) систематическое оценивание знаний и умений, доведение до сознания детей оснований для оценивания различных проявлений гуманности и её антипода, повышение уровня оценочных суждений, развитие собственного отношения на основе этических оценок, осмысление личного опыта.

Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога - необходимые условия для воспитания гуманного и нравственного поведения.

В каждом конкретном случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребенка, использует индивидуальные меры воздействия: напоминание, замечание, объяснение. В любом случае нужно помнить о легкой ранимости ребенка, об уважении к его личности. Даже если ребенок в чем-то провинился, не следует делать замечаний, обижающих его. Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма, - особая задача педагога в работе с данной возрастной группой. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умения оценивать поведение сверстников и свое.

Глава III. Экспериментальное исследование возможности использования сюжетно-ролевой игры для формирования гуманистистической направленности отношения к миру детей старшего дошкольного возраста

Базой для проведения экспериментальной работы стал детский сад 28 г.Прокопьевска. Исследование проводилось в старшей группе. В эксперименте участвовало 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Задача исследования заключалась в том, чтобы проанализировать возможности использования сюжетно-ролевой игры для формирования гуманистистической направленности отношения к миру детей старшего дошкольного возраста

Для этого автор работы отобрал две сюжетно-ролевые игры, способствующие формированию гуманистической направленности. Каждая игра проводилась отдельно (одна - в один день), чтобы дети не уставали. Задача каждой игры - научить детей таким гуманным ценностям как сочувствию, соучастию, справедливости, равенству, пониманию, состраданию, терпению, уважению, взаимопомощи.

Первая игра «Добрые эльфы» Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 8. - С. 73-77.

Суть игры заключалась в следующем. Детям рассказалась такая история: «Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы.... Ночью, когда люди засыпали, они прилетали к ним, и помогали им делать их работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и незаметно помогают им..»

Перед этим по детской игровой комнате были разбросаны игрушки. Часть детей должны были притвориться «спящими людьми». Задача «эльфов» заключалась в том, чтобы как бы незаметно и не задевая «спящих людей» помочь убрать разбросанные игрушки. Разговаривать при этом было нельзя. Выигрывал тот эльф, кто больше всего незаметно собирал игрушек. Выигрыш - сладкий приз.

Игра разворачивалась следующим образом. «Люди» притворились спящими. Эльфы на цыпочках стали ходить между ними и очень осторожно собирать игрушки в корзину. Кто-то торопился, наступал на «спящих», кто-то наоборот все делал аккуратно. После игры заданы были такие вопросы: что понравилось эльфам и людям, и наоборот - что не понравилось. «Людям» понравилось то, что «за них убирали игрушки». «Эльфам» - возможность выиграть приз. Были и те дети, которые подыгрывали «эльфам», говоря, что «убирали они игрушки незаметно», тем самым давая возможность им выиграть приз. В итоге выигравшим был задан вопрос о том, не хотят ли они поделиться призом. Ответы были утвердительные.

Вторая игра «Веселый трамвайчик и вагончик»

Суть игры заключалась в том, что дети были разбиты на пары. Одному человеку из пары завязывались глаза («вагончику»). Задача каждой пары (как можно более аккуратно пройти полосу препятсвий (мягкие кубики) с тем условием, что тот, у кого закрыты глаза не должен был эти кубики задеть. Ведущая роль отводилась «трамвайчику». Потом дети в парах менялись местами и игра повторялась. Задевшая кубики пара выбывала из игры.

Игра детям очень понравилась. Они с удовольствием и азартом проходили полосу препятсвий, старались очень аккуратно (что было очень важно) вести за собой «вагончик», чтобы не задеть кубики. Ведь тот, кто задевал кубики - выбывал из игры. «Вагончикам» подглядывать запрещалось - это тоже означало выбывание из игры. Потом дети поменялись местами. Задача педагога - контролировать, чтобы правила не нарушались.

Поведение детей было следующим. В некоторых парах ведущие были очень осторожны - они жертвовали своим временем для того, чтобы вагончик не задел кубики. И победа здесь хоть и была важна, но важнее для них оказались правила - а именно - не задеть кубики. Некоторые же наоборот - шли что называется напролом, не заботясь о вагончике и соответсвенно о правилах и всячески пытались доказать, что кубики они не задели. Интересно было и то, что некоторые дети (вагончики) пытались подглядывать из под повязки, которая завязывала им глаза - и тем самым тоже нарушали правила. В итоге выиграли те, кто аккуратно, не нарушая правила, заботясь о своем «вагончике» играл в данную игру. Впечатления от игры были следующими.

Почти все дети сказали, что игра им понравилась. Однако оказались и те, кто возразил обратное. На вопрос почему, был получен ответ, что ведущий в их паре «все делал неправильно». Либо наоборот - возражали те, кто был ведущими, обвиняя «вагончиков» в том, что они нечестно подглядывали. А одна девочка вообще отказалась играть в игру после проигрыша. На воспрос «почему» ответила: «Я хочу другого ведущего». После проведения игры детям были заданы такие вопросы:

- почему, как вы думаете, некоторые пары проиграли? Почти все ответили, что «они жульничали» и «хотели быть первыми». Тогда был задан такой вопрос: получается, что жульничать нельзя - иначе проиграешь? Дети ответили положительно.

- почему некоторые пары выиграли? Ответ - «они все делали правильно», «старались», «правильно везли вагончик».

- страшно ли было вагончикам? Ответ однозначный - да. Другой вопрос «Почему»? Ответы такие: «Глаза потому что закрытые», «Вдруг упаду».

- довольны ли вы были своими «ведущими трамвайчиками»? Тут мнения детей разделились. Часть ответила «да» (причем меньшая). Другая часть возражала: «Он быстро бежал», «Мне было страшно», «Он все делал неправильно» и пр..

Контрольный вопрос был такой: что нужно было сделать, чтобы выиграть в данной игре? В итоге дети приши к выводу, что не нужно нарушать правила, а ведущим нужно больше заботиться о вагончиках. Что было самое интересное дети сами предложили сыграть в эту игру еще раз с условием, что они будут теперь все делать правильно. И как это ни странно на финиш все пришли почти одновременно. В итоге все дружно решили, что проигравших нет.

Выводы могут быть такими. Дети охотно учавствовали в игре (особенно во второй). Наверное главным показателем того, что воспитательный эффект игры был достигнут - это то, что дети согласились сыграть в игру (причем сами предложили это) еще раз, но уже по правилам. А суть правила была в том, чтобы уважать своего партнера по игре (чтобы он не упал, не задел кубики), чтобы совместно достигать цели, не нарушать правила ради победы, заботиться о партнере по игре. В случае с «эльфами» эффект игры также был достигнут - дети убирали за других игрушки, а те, за кого эти игрушки убирали, помогали «эльфам» тем, что не «выдавали» их неаккуратность (иногда ведь эльфы) наступали на «спящих». Игра научила детей взаимопомощи, взаимообмену, щедрости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении отметим следующее. В целом мы можем отметить, что для гуманизма характерны: уникальность человеческой личности; принятие другого человека, но не оценка и не осуждение; личная свобода; умение прогнозировать и контролировать собственную жизнь; умение жить настоящим, ценить каждый момент своей жизни; ответственность; независимость; умение преодолевать собственные защиты; свободная самодеятельность; самореализация природных импульсов, жизненных потребностей; взаимозависимость; сотрудничество; доверительность.

Отвергаются как антигуманные такие ценности, как конкуренция, иерархия, контроль над другими людьми. Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Воспитание гуманности должно осуществляться через доверие, заботу, уважение, ответственность, этику, которые должны интериоризоваться в детскую психику благодаря таким средствам как игрушки, экскурсии, прогулки, беседы, и конечно же, творчество и игры.

Как показало исследование, роль сюжетно-ролевых игр в гуманистическом воспитании и становлении личности старших дошкольников является определяющей. Дело в том, что дошкольный возраст - это возраст, когда ребенок еще активно исследует мир и получает от него впечатления во многом благодаря эмоциональным впечатлениям. Каким образом ребенку можно привить такие высокие и общезначимые ценности гуманизма как справедливость, равенство, свобода, уважение личности, человеколюбие и пр., которые не так широко реализуются и во взрослой среде? И здесь на помощь приходит именно игра. Воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их.

Игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер. Как пишет Д.Б. Эльконин, на основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослым зарождается новый тип деятельности - ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношение к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью. В игре происходит формирвоание личности ребенка.

«Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых», - пишет Эльконин Д.

Игра широко используется и как средство эстетического, нравственного и гуманного воспитания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ.

Руководство педагога игрой включает в себя четыре компонента: деятельность педагога, обучающая игра, своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры Н.Я Михайленко и Н.А Короткова обращают внимание на то, что целью педагогических воздействий по обогащению сюжетно-ролевой игры должна быть не «коллективная проработка знаний», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представления о быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли. Руководство игрою ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации

Практическое исследование показало, что эффект усвоения детьми гуманистических ценностей с помощью игры достаточно высок. так, дети охотно участвовали в игре. Наверное главным показателем того, что воспитательный эффект игры был достигнут - это то, что дети согласились сыграть в игру (причем сами предложили это) еще раз, но уже по правилам (так как в первый раз они их нарушали). А суть правила была в том, чтобы уважать своего партнера по игре (чтобы он не упал, не задел кубики), чтобы совместно достигать цели, не нарушать правила ради победы, заботиться о партнере по игре. В случае с «эльфами» эффект игры также был достигнут - дети убирали за других игрушки, а те, за кого эти игрушки убирали, помогали «эльфам» тем, что не «выдавали» их неаккуратность (иногда ведь эльфы) наступали на «спящих». Игра научила детей взаимопомощи, взаимообмену, щедрости. Дети искренне расстраивались и переживали, если их партнер по игре вел себя неправильно, «жульничал». В итоге в личной беседе с детьми после игры детская группа пришла к выводу, что важно уважать другого и не стремиться к победе любой ценой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. - 213 с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Педагогика, 1988. - 314 с.

3. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М.: Педагогика, 1968. - 412 с.

4. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно- ориентированного воспитания // Педагогика. - 2001. - №.1. - С.17-24.

5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. - 1996. - №6. - С.35-47.

6. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М.: Наука, 2001. - 267 с.

7. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М.: Педагогика, 1963. - 216 с.

8. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Педагогика, 1975. - 263 с.

9. Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. - М.: Педагогика, 1960. - 315 с.

10. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. - М.: Просвещение, 1978. - 268 с.

11. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. - М.: Просвещение, 1988. - 212 с.

12. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - М.: Алетейя, 2002. - 318 с.

13. Иванкова Р.А. Творческая игра дошкольников. - М.: Педагогика, 2002. - 187 с.

14. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. / Под ред. С.А. Новоселовой. - М.: Наука, 1989. - 164 с.

15. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Под ред. Н.Я. Михайленко. - М.: Просвещение, 1978. - 213 с.

16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 268 с.

17. Кудрявцева Е.А. Развитие индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе коллективных взаимоотношений. - М.: OIMRU, 2000. - 165 с.

18. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - Соч. В 7-ми т. Т. IV. - М.: Педагогика, 1957. - 312 с.

19. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Наука, 1982. - 127 с.

20. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - С.38-46.

21. Педагогическая энциклопедия. - М.: Педагогика, 2002. - 614 с.

22. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М: КСП+, 2003. - 432 с.

23. Попов Л.А. Этика. - М.: Светоч, 1998. - 213 с.

24. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Просвещение, 2004. - 513 с.

25. Рубинштейн Л.С. Общая психология. - М.: Наука, 1984. - 412 с.

26. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова / Под ред. М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 1986. - 210 с.

27. Русский толковый словарь. - М.: Просвещение, 1995. - 417 с.

28. Седова Н.Е. Педагогика вокруг нас. - М.: Омега, 1995. - 285 с.

29. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005. - 312 с.

30. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 8. - С. 73-77.

31. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Педагогика, 1979. - 146 с.

32. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. - М.: Наука, 1998. - 416 с.

33. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Наука, 1976. - 186 с.

34. Философский энциклопедический словарь. - М.:Аспект Пресс, 1997. - 418 с.

35. Широкова И.Г. Этика. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 218 с.

36. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Просвещение, 1999. - 312 с.

37. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. - 2003. - № 4 - С.24-29.

Игры

Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада). / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. М.: Просвещение,1979. 215 с.

Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1979. 190 с.

Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. / Л.С. Выготский. // Вопросы психологии. 1996. 6. С.38

Михайленко Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой. / Н.Я. Михайленко. // Дошкольное воспитание. 1983. 12. С.18.

Новоселова С.Л. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей / С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина. // Дошкольное воспитание. 1983. 10. С.32.

Эльконин, Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин М.: Педагогика, 1978. 110 с.

Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2004, № 3, с. 69-75.

Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание, 2003, № 8, с. 73-77.

Игра в детском саду / Под редакцией Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1978.

Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. - М., 1981.

Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М., 1983.

Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963.

Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975.

Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. - М., 1978.

Иванкова Р.А. Творческая игра дошкольников. - Там же.

Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т.А. Куликовой. - М., 2000.

Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. / Под ред. С.А. Новоселовой. - М., 1989.

Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Под ред. Н.Я. Михайленко. - М., 1978.

Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. - 1996. - №3.

Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А. Марковой. - М., 1982.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М., 1990.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. - М., 1997.

Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогические аспекты / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н. А. Михайленко. - М., 1986.

Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. - М., 1986.

Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. - М., 1976.

Флегонтова Н. П. Проблема педагогического руководства игрой детей // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т. А. Куликовой. - М.,2000.

Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. - М., 1984.

Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М., 1999.

Ролевые игры

Ивакина, И.А. Руководство творческими сюжетно ролевыми играми дошкольников. Учебно методическое пособие. / И.А. Ивакина. Пенза, 1995. 185 с.

Лидак, Л. Сюжетно ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. / Лидак Л. // Дошкольное воспитание. 1990. 7. С.23.

Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко, Н. Короткова. // Дошкольное воспитание. 1998. 4. С.4445.

Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. - М., 1978.

Жуковская Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду. - М., 1960.

Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. - М., 1988.

Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - М., 2002 - выпуск четвертый.

Басов, М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми. / М.Я. Басов // Избранные психологические произведения: М.: Просвещение. 1975. С.358. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. / А.М. Валлон. М.: Просвещение, 1968. С.332.

Запорожец, А.В. Психологическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. // Избранные психологические труды в 2 х томах: М. Просвещение 1986. 280с.

18. Кудрявцева, Е.А. Развитие индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе коллективных взаимоотношений: Монография / Е.А. Кудрявцева. // Электрон. журн. с библиотекой. М.: OIMRU, 2000

Белая К. Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада. - М., 2000.

Буре Р. С. Методист детского сада. - М., 1994.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1946.

Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М., 2000.

Литература:

1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988.

3. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. - М., 1987.

4. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 1987.

5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 1979.

6. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 1968.

7. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001.

8. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания // Нравственное воспитание школьников. - 1976. - №12.

9. Косолапов Ю.А.. Нравственное воспитание учащихся в процессе перспективной деятельности коллектива // Нравственное воспитание школьников. - 1975. - №12.

10. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. - Минск, 1990.

11. Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996.

12. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. - М., 1987.

13. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - Соч. В 7-ми т. т. IV.М., 1957.

14. Маренко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985.

15. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания // Школа. - 1999. - № 4.

16. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999.

17. Попов Л.А. Этика. - М., 1998.

18. Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А. В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 1974.

19. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. - 2001. - № 6.

20. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

21. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001.

22. Савин Н.В. Педагогика. - М., 1978.

23. Седова Н.Е. Педагогика вокруг нас. - М., 1995.

24. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005.

25. Средства воспитания (методический подход) // Классный руководитель. - 2002. - № 3 - С.26-37.

26. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980.

27. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979.

28. Теория и методика внеурочной работы. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

29. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. - М.: Просвещение, 1983.

30. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990.

31. Шемшурина А. Основы этической культуры школьников // Народное образование. - 1998. - № 6.

32. Широкова И.Г. Этика. - М., 2002.

33. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение. - М., 1986.

34. Шульц М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников // Нравственное воспитание школьников. - 1976. - №12 - С.104 - 115.

35. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974.

36. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 - С.24-29.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать